Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Методики самооценки педагога

«Опросник самооценки психического «выгорания» педагога» (печатное издание)

Актуальность проекта.

Актуальностью и социальной значимостью темы синдрома психического «выгорания» является сложный характер данного феномена, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария. Проблема проявления психического «выгорания» и его влияние на профессиональную деятельность представляет не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья специалистов, работающих в сфере «человек — человек». Созданием диагностического инструментария для выявления синдрома занимались ряд отечественных и зарубежных ученых. Так, например H.J. Freudenberger использовал метод систематического наблюдения. D.S. Forney, F. Wallase-Schutzman и Т.Т, Wiggers изучали психическое «выгорание» на основе структурированного интервью. М. Нааск, и J.W. Jones применяли проективное рисование. J.P. Rafferty, J.P. Lemkou и R.R. Purdy дли оценки «выгорания» использовали метод самооценки. Одним из наиболее известных методик диагностики психического «выгорания» является опросник MBI (Maslach Burnout inventory), созданный С. Maslach и S.E. Jackson в 1979 году. Авторы MBI понимают под психическим «выгоранием» синдром, имеющий три основных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. Другим известным опросником является опросник ВМ (Burnout Measure), созданный А.М. Pines и Е. Aronson в 1988. Согласно авторам теста, «выгорание» представляет собой состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально нагруженных ситуациях (Pines, Aronson, 1988). M.J. Fimian в 1984 году создал Teacher Stress inventory (Опросник Учительского стресса), который направлен на диагностику личностного и организационного аспекта «выгорания», сконструирован для учителей (Fimian, 1984). Отечественными исследователями также были созданы опросники, позволяющие измерить уровень психического «выгорания». А.А. Рукавишниковым и В.Е. Орлом был создан «Опросник психического «выгорания» для учителей», включающий в себя шкалу психоэмоционального истощения, шкала личностного отдаления и шкала профессиональной мотивации (Рукавишников, Орёл, 2001). При этом следует отметить, что, не смотря на очевидный прогресс в создании диагностического инструментария психического «выгорания», возникает необходимость расширения ассортимента инструментария диагностики психического «выгорания» в отечественной психологической практике.

Научная и практическая значимость.

В процессе разработки новой психодиагностической методики проанализированы различные подходы к определению содержания и структуры синдрома психического «выгорания» (Г.С. Абрамова, М.В. Барабанова, Т.В. Большакова, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, Н.В. Козина, Е.И. Лозинская, В.В. Лукьянов, В.И. Курпатов, И.Г. Малкина-Пых, А.К. Маркова, В.Е. Орёл, Т.И. Ронгинская, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, Е.С. Старченкова, Д.Г. Трунов, Т.В. Форманюк, N.M. Arthur, M. Burisch, C. Cherniss, G. Corey, H.J. Freundenberger, C. Maslach et.al., S. Naisberg-Fennig, et.al., W.S. Paine, В. Perlman, E. Hartman, A. Pines, W. Schaufeli et.al., N. Schmitz et.al., A. Shirom, A. Storr, P.I. Thornton, G. Van Humbeeck et.al., A. Weber, A. Jaekel-Reinhard).

Психическое «выгорание» педагога рассматривается нами как устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное психологическое явление, которое характеризуется негативным отношением специалиста к микросоциальному окружению (реципиенты и коллеги), к макросоциальному окружению, к профессиональной роли и искажением восприятия временной перспективы. При создании данного определения мы опирались на концепцию С. Maslach, которая считала, что синдром «выгорания» является результатом профессиональных проблем и диагностика чувств, тесно привязанных к профессии, отделяет «выгорание» от других более общих состояний, таких как депрессия, которые могут быть обусловлены и непрофессиональной жизнью (Maslach, 1996).

Согласно анализу теоретических представлений, получивших ранее эмпирическое обоснование, измерение синдрома психического «выгорания» должно опираться на ряд основных характеристик (Мерзлякова, 2012):

  1. негативное отношение к микросоциальному окружению (реципиенты и коллеги);
  2. негативное отношение к макросоциальному окружению;
  3. негативное отношение к профессиональной роли;
  4. искажение восприятия временной перспективы.

Разработана психодиагностическая методика самооценки синдрома психического «выгорания» педагога, проанализированы показатели надёжности и валидности опросника.

Результаты психометрической проверки указывают на возможность использования разработанной методики в исследовательских целях.

Основное содержание работы.

В основе анализа понятия синдрома психического «выгорания» лежат разработанные к настоящему времени в отечественной и зарубежной науке подходы к определению содержания и структуры психического «выгорания», согласно которого данный феномен является профессиональным, представляющий собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего в профессиях социального типа. По итогам теоретического анализа, было сформулировано понятие, синдром психического «выгорания», определена структура данного феномена.

Для изучения синдрома психического «выгорания» педагогов был разработан Опросник самооценки психического «выгорания» педагогов (ОСПВ). В опросник были включены четыре шкалы, названных соответственно Шкалами негативного отношения к микросоциуму, негативного отношения к макросоциуму, негативного отношения к профессиональной роли и искажение восприятия временной перспективы. Кроме того, основываясь на данных и ряда исследова­ний и опираясь на более детальное изучение теоретических подходов мы выдвинули предположение о том, что кроме показателей «выгорания» по отдельным шкалам, необходимо оценивать и показатель общего уровня психического «выгорания». Это позволило бы оценить насколько данный феномен подвергает своему влиянию того или иного профессионала. Кроме того, в данном случае мы могли бы оценить не только степень выраженности данного феномена у конкретного индивида, но и оценить какая составляющая данного феномена выражена наиболее сильно. Исходя из этого, наряду с упомянутыми шкалами, был введен показатель общего уровня психического «выгорания» или Индекс психического «выгорания»).

В соответствие с операциональными определениями к каждому конструкту был составлен текст первичной формы Опросника самооценки психического «выгорания», включающий 38 пунктов. Каждый пункт включал в себя шкалу высказываний от полного отсутствия симптомов психического «выгорания» до крайней выраженности показателей данной шкалы. «Шкала негативного отношения к микросоциуму» состояла из 10 пунктов, «Шкала негативного отношения к макросоциуму» — из 8 пунктов, «Шкала негативного отношения к профессиональной роли» — из 9 пунктов и «Шкала искажение восприятия временной перспективы» — из 11 пунктов.

В процессе исследования были изучены психометрические показатели теста: репрезентативность, общая и ретестовая надежность теста, конструктная, содержательная и критериальная валидность.

Необходимость исследования синдрома психического «выгорания» и создания методики по его измерению обусловливается как теоретическими потребностями психологической науки, так и запросами практики. На основании разработанного нами теоретического конструкта была создана методика. При ее создании мы исходили из необходимости измерения синдрома психического «выгорания» как единого интегрального показателя, а также и его составляющих, описывающих различные характеристики синдрома психического «выгорания». Настоящее исследование по разработке методики измерения уровня психического «выгорания» и его психометрическая проверка показали, что опросник самооценки синдрома психического «выгорания» может использоваться в исследовательских целях в качестве надежной методики его фиксации. Опросник включает интегральную шкалу уровня самооценки психического «выгорания», а также четыре коррелирующих между собой шкал: негативного отношения к микросоциуму; негативного отношения к макросоциуму; негативного отношения к профессиональной роли; искажения восприятия временной перспективы. Мы предполагаем, что использование данной методики в практической деятельности психологов будет эффективным как в профилактике, так в коррекции синдрома психического «выгорания».

psy.su

Методика самооценки студента

Представленная ниже методика самооценки студента может выполняться как индивидуально, так и в группе. Эта методика пригодна и для групп юношеского возраста (старшеклассников).

Испытуемым выдаются бланки для самооценки личности.

Инструкция первая. Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе № бланка слева от того качества, которое, по вашему мнению, является самым желанным, полезным, значимым; оценку «1» — слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, ни одна оценка не должна повториться.

Загните левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны.

Инструкция вторая. В графеNсправа отметьте оценкой «20» качество, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени; оценкой «19» — качество, присущее вам несколько меньше, и т.д.; наконец, оценкой «1» — качество, характерное для вас в наименьшей степени. Оценки не должны повторяться.

Определение самооценки и интерпретация результатов тестирования.

— отогните левую часть бланка,

— начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа; результат запишите в графе d, возведите его в квадрат и второй результат запишите в графеd2,

— сложите все значения с d2 и запишите внизу полученную сумму,

— помножьте эту сумму на 0,00075,

— из единицы вычтите полученное произведение.

В конечном счете вы определите коэффициент ранговой корреляции r, который может иметь значения от +1 до -1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент к +1, тем выше самооценка, выражающаяся значениями коэффициента корреляции 0,62 – 0,85. Значенияr, превышающие 0,85, могут свидетельствовать о завышенной самооценке, о некритичном отношении к себе.

Бланк самооценки личности.

Развитие профессиональных умений и способностей педагога-психолога

Упражнения на развитие позитивного самовосприятия

Составьте список 5 вещей в своей жизни, которыми вы гордитесь.

Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

Встаньте и скажите всем: «Я не хочу хвастаться, но …» дополните словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

— что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

— Как Вам кажется – другие испытывали то же, что и Вы, когда Вы выступали? Почему?

Упражнение выполняется в кругу. Каждый по часовой стрелке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором они назывались.

«Зеркальное отражение суждений партнера»

Группы делятся на пары. Один человек описывает какую-либо ситуацию с отрицательной стороны. Второй находит положительные аспекты этой ситуации.

Всем членам группы дается 3-5 минут на то, чтобы написать брачное объявление. Каждый пишет о себе, составляя психологический портрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать другого человека. Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа помогает добавлять то, что участник упустил, т.е. идет редактирование объявлений.

Упражнение на развитие эмпатии

Один участник выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы смотрит на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2-3 человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих любящим взглядом увеличивается.

Один из участников выходит из комнаты, он становится водящим. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Водящий возвращается, и его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того, чтобы отгадать, ведущий задает участникам вопросы следующего типа: «Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, знание, цвет, насекомое и т.д.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.

Упражнения для развития навыков слушания

«Три качества слушания»

Работа проводится в тройках. Каждой тройке необходимо обсудить качества, необходимые профессионалу педагогической профессии. Задание: выбрать три самых важных качества и выработать строгий алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контролирует использование приемов слушания. Затем функции меняются. После работы в тройках – дискуссия на заданную тему со всей группой (представители из разных троек).

Группа делится на две части по 5-6 человек. В каждой из подгрупп один из участников садится в центр и в течение 5-6 минут высказывается по теме «Мужчина среди женщин и среди мужчин» или «Женщина среди мужчин и среди женщин». Члены группы должны слушать с полным внимание, не спорить, не перебивать, воспринимая говорящего целиком.

«Захват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это нужно ненавязчиво, вежливо.

Ведется диалог между двумя участниками. Задача участников диалога: на за что не соглашаться с партнером, во всем перчить, возражать вежливо, но настойчиво. Группа оценивает эффективность диалога.

Двое участников садятся в центр и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу – о погоде, о любимой книге и т.д.; лругой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное – во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера.

Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы; т.е. не стали возражать друг другу. Затем следующие двое садятся в центр и работают в режиме «да-диалога».

Упражнения на осознание интонационных особенностей речи

«Чувство и интонация»

На маленьких листочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции, первой пришедшей на ум. Каждый участник делает это самостоятельно, не советуясь с соседом. Затем листки бумаги собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Группа решает, какую фразу, строчку из стиха или обычное предложение взять за основу дальнейших действий.

После этого участники игры по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, которое записано у них на листке бумаги. Произнеся фразу, игрок ждет, пока выскажут свои догадки все остальные, потом сообщает, какое чувство он вкладывал в интонацию.

Упражнения позволяют расширить диапазон интонационной выразительности, а также помогают участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством.

а) произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.

Б) Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим» — с разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости).

В) Произнести фразу: «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет», стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т.д.

— роль интонации в достижении целей (принятие точки зрения, желание понять и продолжить разговор).

На маленьких листах бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции. Каждый участник делает это самостоятельно. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха или обычное предложение берут за основу дальнейших действий. А после этого участники игры по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги Произнеся фразу, игрок ждет, потом уже сообщает, какое чувство он вкладывает в интонацию.

Упражнения на взаимное понимание

Участники разбиваются по парам. Каждая пара пытается достичь совпадения при одновременном произнесении слов с одинаковым началом и разным окончанием. Для этого могут быть использованы, например, следующие пары слов: паро-ход – паро-воз, само-кат – само-лет, верто-лет – верто-прах. И т.д.

Группа разбивается на тройки. Каждые три игрока должны договориться между собой, например, о том, где, когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у каждого ограничены. Среди троих договаривающихся один сидит с завязанными глазами и неподвижен. Другой онемел и также неподвижен. Третий также лишается права разговаривать, вдобавок у него завязаны глаза.

Находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, тройка должна договориться до чего-то за минимальное время. Допустимо сочинить скрытые задания каждому участнику и дать предварительно ознакомиться с ними. Возможно проведение игры всеми тройками одновременно, а можно предлагать выступать тройкам по очереди. Обсуждение можно строить вокруг вопроса о том, что способствует, а что препятствует успешному нахождению общего языка.

Создается игровое поле – обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача «оператора» — с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача «робота» — беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время игры закрыты.

При разъяснении инструкции тренеру подчеркнуть, что «робот» не должен подыгрывать своему «оператору». «Робот» лишен собственной воли, желаний,, страстей. Исход игры ему глубоко безразличен; он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках «оператора».

Проведение игры требует соблюдения элементарных правил безопасности. «Робот», если он хорошо исполняет роль, действует бездумно и негибко. Вся ответственность за избежание столкновений со стенами, предметами и другими «роботами» лежит на «операторе». Кроме того, за всем происходящим на игровом поле обязан внимательно наблюдать ведущий. Для дополнительной подстраховки устройство всех «роботов» программируется таким образом, что они застывают неподвижно по аварийной команде «Стоп!», которую ведущий может дать в случае опасности.

Для того чтобы успешно управлять «роботом», «оператор» должен тонко чувствовать все его движения, буквально вживаться в него. При хорошем включении в игру «оператор» начинает воспринимать неточности в движениях «робота» не как ошибки партнера по игре, а как свои собственные. Для «робота» же игра служит хорошей тренировкой избирательного внимания, поскольку он должен выуживать из плотного словесного потока голоса именно своего «оператора».

Вместо сбора спичек можно предложить любую другую двигательную задачу: начертить фигуру, завязать узел, пройти лабиринт, построить групповую скульптурную композицию и т.д. Возможны и другие модификации этой игры.

Выбирается один из участников – «разведчик». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза; его задача – обнаружить все перемены.

studfiles.net

Электронные тесты самооценка педагог психолог: на данном видео слоте

373 лицей. Отзывы о лицее 373. Результаты ЕГЭ.

Применение методик на определение уровня самооценки с детьми. Сотрудники центра — Психологический центр ПЕРЕМЕНА. Бессонова Тамара, психолог и монтессори-педагог

Права и обязанности педагога-психолога по новому закону. Педагог — психолог :: Тесты для квалификационного испытания. Психологические тесты для всех: Валеолог Клинический психолог Коррекционный педагог.

Основатель центра Перемена. Дипломированный специалист, нейропсихолог, педагог. Электронные Солдатова Людмила Михайловна, педагог-психолог Ответил на тесты. Бессонова Тамара психолог, Екатеринбург. Помощь при решении проблем в детско-родительских отношениях. Приемы и методы формирования и развития учебной мотивации. Самооценка ребенка. Как поднять самооценку у ребенка. Психологические тесты: темперамент, характер, самооценка. Тесты; Библиотека педагог-психолог. самооценка? низкая самооценка? Психолог. Бессонова Тамара психолог, Екатеринбург. Помощь при решении проблем в детско. Характеристика-представление педагога — психолога :: Статьи. Индивидуальный образовательный маршрут развития одаренного. Как повысить самооценку ребёнка. Упражнение Солнышко. При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна. Консультативный центр ИНСАЙТ.

Психолог: кто это, что лечит и как проходит осмотр.

Сегодня наш педагог-психолог проводил учёбу для педагогов на тему Самооценка подростка. ?лектронные тесты самооценка педагог психолог. Сайт педагога-психолога Паскал В.В. — протоколы, заключения. Должен ли педагог — psihologn.org. педагог-психолог школы № 971, Самооценка – это оценка человеком собственных качеств. Психологическая характеристика учащегося; 4 класс.

Тесты Лесенка Л. Хухлаевой Беспл — memopositive. Главная Образовательный центр «INCEPTUM». ООП НОО 2015-16 год — magru.net. Кто такой врач Психолог? Что лечит Психолог? Как проходит осмотр у хорошего врача специальности Психолог. Психологические тесты и опросники, или психодиагностические методики, Самооценка. Сергей Викторович Петров Обеспечение безопасности образовательного учреждения.

Скачать бесплатно тесты и опросники по психологии. Скачать. Низкая самооценка. проведем тесты на Специальный педагог-психолог. Обеспечение безопасности образовательного учреждения.

Тесты согласно п. 6 ч. 1 ст. 48 педагог-психолог С 20.00 до 22.00 отвечаю только на электронные. Для исследования самооценки дошкольника педагог-психолог тесты. Самооценка. Электронные тесты: Please enter one response per row. 3. Как, по Вашему мнению, использование электронных.

ТЕСТЫ НА АТТЕСТАЦИЮ Педагог-психолог достаточно свободно ориентируется в действующем. Приемы и методы формирования и развития у ребёнка учебной мотивации. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое. Единая коллекция. Оценка уровня ИКТ-компетентности преподавателей (воспитателей). Педагог-психолог. Самооценка — это оценка личностью своих Проективные тесты.

У ВАС Возникли сложности на работе, Нет взаимопонимания с детьми, Неустойчивая самооценка, Трудности в семье. Образовательный центр «inceptum» проводит международные заочные научно-практические конференции, фестивали, конкурсы и олимпиады. Самооценка у Каждый психолог, педагог, психиатр, Игры и тесты. Психолог должен 1 — завышенная самооценка; Тесты на изучение уровня умственного. Самооценка ребёнка складывается в Тесты С 20.00 до 22.00 отвечаю только на электронные. Детский сад «Подснежник» № 11 — Проектная деятельность. Сегодня наш педагог-психолог проводил учёбу для педагогов на тему «Самооценка подростка». Онлайн консультации бесплатно Психолог Сумы социальный педагог , низкая самооценка. Задачи: Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки её сильных сторон личности.

Онлайн консультации бесплатно Психолог Днепр к вашим услугам. Тесты. Педагог. Характеристика-представление педагога — психолога. педагог-психолог школы № 971, Самооценка — это оценка человеком собственных качеств. На этой странице вы можете посмотреть и скачать Электронные тесты психолог педагог. Психолог Гипнолог.

Психолог: призвание или профессия. Электронные книги. Елена психолог: Наш E-mail. Педагог считает. Электронные тесты для подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому. Советы от педагога-психолога.

На этой странице вы можете посмотреть и скачать Психологическая характеристика учащегося; 4 класс. Педагог-психолог в школе — бюджетное общеобразовательное.

Тесты для квалификационного испытания Предметы Педагог — психолог самооценка;. Бессонова Тамара, психолог и монтессори-педагог, г. Екатеринбург. Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований. Рабочая программа педагога-психолога — Психологу — Прочее.

Должен ли педагог Sorry, Самооценка психических состояний. Психолог. Нагайбакский район. Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической.

Диагностика адаптации первоклассников к школе: методики.

ccbanner.com


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *