Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Межличностные отношения между мужчиной и женщиной

Межличностные отношения (3)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Брейтовская средняя школа.

Реферат по обществознанию

Тема: Межличностные отношения

Лебедева Марина Алексеевна

Учитель: Грызлова Фаина Александровна

Брейтово, 2008 г.

Основная часть: Межличностные отношения

2.1 Что такое межличностное отношение…………………………4

2.2 Виды межличностных отношений………………………………5

2.4 Симпатия и Антипатия……………………………………………11

IV. Список реферируемой литературы…………………………………14

В своем реферате я рассмотрела такую актуальную тему, как межличностные отношения. В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностные отношения – совершенно необходимое условие бытия людей, что без них невозможно полноценное формирование у человека ни одной психологической функции или психологического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Межличностные отношения могут быть деловыми и личными, приятельскими, товарищескими, семейными. Они, как правило, характеризуются словом «взаимо» — взаимосвязь, взаимодействие, взаимовосприятие.

Особенности поведения человека в коллективе, результат его работы или какой-либо иной деятельности вызывают определенные реакции со стороны других людей, формируют у каждого из членов определенной группы отношений к данному человеку.

При написании данного реферата я поставила перед собой цель – раскрыть сущность межличностных отношений. Чтобы раскрыть эту цель мне пришлось рассмотреть следующие задачи:

— рассмотреть суть понятия «межличностные отношения»

— дать характеристику видов межличностных отношений

— показать в чем состоит суть культуры общения

— охарактеризовать такие понятия, как симпатия и антипатия.

Чтобы раскрыть цель и задачи написания моего реферата, я изучила книги по психологии следующих авторов: Рогова Е.И. «Психология общения», Макарова И.В. «Психология» в этих книгах рассказывается о том, что такое межличностные отношения и какие их виды существуют, а так же что играет важную роль в формировании межличностных отношений. А также книгу Лебедева В.И. «Психология управления». В данной книге рассказано как складываются отношения в коллективе, взаимоотношения между работодателем и подчиненным. И еще несколько книг различных авторов, которые мне помогли разобраться в психологии межличностных отношений.

2.1 Что такое межличностные отношения

Слово «отношение» имеет много значений в русском языке. Всем хорошо известны примеры трогательных отношений человека и домашних животных. Однако в науке понятием «отношение» обозначается особенная связь человека окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.

Из всего разнообразия отношений человека к окружающему миру, наиболее важные для формировании личности те, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, то есть межличностные отношения.

Межличностные отношения – это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения – взаимопознания и взаимопереживаний.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточна сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от него. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений, разнообразные по форме, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Я отметила, что для характеристики социальных связей между людьми используется такое понятие, как «общение». Общение – это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким образом, обычно является изменение поведения и деятельности других людей.

Наблюдая процесс общения. Можно выделить целый ряд причин или, как говорят психологи, мотивов, побуждающих человека взаимодействовать с окружающими. Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышении эффективности совместной деятельности.

Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, формы поведения, соответствующие ситуации. Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию.

Сотрудничество – партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.

Противоборство – партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его. Поссорившись с кем-либо, мы будем стараться меньше встречаться с ним.

Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

Еще один тип взаимодействия получил название»контрастное взаимодействие». Таким образом, в результате его, получается противоречие – один из участников старается содействовать другому, а второй активно противодействует.

Природа межличностных отношений очень разнообразна. Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения.

2.2 Виды межличностных отношений

Чтобы как можно лучше понять сущность межличностных отношений необходимо рассмотреть, как складываются отношения в семье. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определённую организацию. Её основные признаки: а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами, б) совместное проживание в одном помещение, в) общий совместный бюджет. Семья — это самое важное, что есть у человека. В семье мы рождаемся и, рано или поздно, мы вырастаем и создаем семью. В семье есть экономика — это зарплата мужа и жены, внутренняя и внешняя политика — это отношения внутри семьи. Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья.

Супружество – великий шаг для преображения человека. Однако, самое главное в семье — это любовь между мужем и женой. С этого начинается создание семьи.

В данном разделе я хочу рассмотреть взаимоотношения между супругами, а так же между родителями и их детьми. Я думаю, что логичнее сначала рассмотреть отношения между мужем и женой. Взаимная любовь между супругами — основная нравственная норма семьи. В союзе мужчины и женщины есть одна сквозная нить. Это полное принятие друг друга. Только при наличии терпимости и понимания раскрываются все заложенные в человеке возможности, только при этом каждый из супругов может полностью воплотиться как личность.

Непременным условием бесконфликтной семейной жизни является культура супружеского общения. Всегда нужно стараться видеть в другом что-то хорошее – это очень сближает супругов. Особенно важно поддерживать чувства собственного достоинства друг друга. Проявление уважения, нежности исключает грубость и небрежность. Знаменитый писатель Вольтер сказал: «Брак — самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивает его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью. Ваши дети, драгоценный залог, рожденный от любви, служат новыми узами ее».*

Родительское воспитание – прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте. В общении с детьми не следует обоим родителям во всем проявлять солидарность – она должна быть только лишь в оценке негативного поступка. Поддержание контакта особенно важно в общении с ребенком. Родителям надо знать самооценку своего ребенка и, не отвергая и не критикуя ее, советовать, что же нужно ему для того, чтобы соответствовать ей.

Родительская любовь — основа счастья и гордости детей. Это корень их жизни. Самой важной ответственностью родителей является не столько внешняя забота о детях, их здоровье, питании, одежде. Самое главное — это не столько экономическая среда, в которой растут дети, а какие отношения любви лежат в

*Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины, с. 235

основе воспитания ребенка. В семье мы усваиваем надлежащие принципы нравственного поведения, составляющие основу взаимоотношений с родителями,

братьями и сестрами. Этими нормами мы, естественно, будем руководствоваться в обществе. Насколько мы усвоили эти уроки в семье, настолько успешно сложится наша жизнь в обществе.

Родителям необходимо воспитывать свое дитя истинным сыном или дочерью, братом или сестрой, истинными супругами и истинными родителями, образцовыми и ответственными гражданами своего общества. Поэтому, семья — это школа, где учителя — это родители, а предмет — 4 сферы любви, или, как мы их называем, сферы сердца (дети, братья-. сестры, муж-жена, родители). Как родители могут учить этим вещам? Только своим примером. Поэтому, желание быть родителями ставит человека в положение учителя и обязывает его быть образцовой личностью, образцовым супругом и образцовым родителем.

Дружба как межличностное отношение.

Нет на Земле человека, который бы не задумывался, что же такое дружба, в чем ее притягательная сила, ее переходящая ценность, ее духовное обаяние. И почему, если нет друга, так его не хватает? Не хватает, даже если сложились отношения в коллективе, если есть круг знакомых и приятелей. «В отличие от деловых отношений, основанных исключительно на общности занятий и соответствующем разделении обязанностей, дружба – отношение глубокое, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь» — вот так оценивают дружбу ученые – психологи.

Дружба характеризуется, прежде всего, взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. По мнению Цицерона, «основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений».

Дружба бывает разная. Кто-то стремится подчинить себе другого, а кто-то находит радость посвятить всю свою жизнь кому-то. Дружба бывает и разной глубины. Ведь мы не зря употребляем разные слова: « знакомый», «приятель», «друг». Основное отличие заключается в том, что приятельские отношения складываются между людьми на основании каких-то, как правило, несущественных интересов и личных симпатий. Глубокого общего интереса, единых взглядов и устремлении, серьезной заинтересованности судьбой друг друга у приятелей нет. Такие отношения поддерживаются личными встречами, которые могут быть довольно редки, выполнением некоторых взаимных услуг, обменом мнениями, взаимным доброжелательством. У приятелей нет взаимной заинтересованности в совершенствовании личных качеств друг друга, в достижении каких-либо социально значимых целей. Поскольку такие связи не имеют прочной основы, то приятели легко расстаются, одни заменяются другими.

Самая великая, настоящая дружба – это когда два или несколько человек живут жизнью друг друга, находят радость в помощи друг другу, в сочувствии друг другу, в единомыслии друг с другом, в самоотверженности друг ради друга. Не бывает и быть не может истиной дружбы только тогда, когда «друзья» стремятся использовать друг друга для своекорыстных интересов. Тогда дружба быстро чахнет и умирает.

В школьном возрасте общение со сверстниками становится важнейшим

фактором развития личности. Человек может силами – физическими и духовными

– с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Дружба делает нашу жизнь эмоциональнее, насыщение, богаче, интереснее. Ища задушевного друга, мы

пристально всматриваемся в поступки и отношения людей. Мы приобретаем собственный опыт взаимодействия с людьми, вырабатываем у себя определенные нормы поведения в группе, приобретаем общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, готовность помочь в беде.

Если попытаться выделить основные параметры дружбы, то следует прежде всего отметить избирательность и глубину. Скорее всего, что больше всего друзей бывает в 5-6 классе. Но чем старше человек, тем более требовательно, придирчиво, принципиально он относится к дружбе и друзьям, то есть становится более избирательным в своих отношениях. Приятельские отношения начинают резко ограничиваться от подлинно дружеских, а друзья выбираются всерьез и надолго.

Каждый хочет видеть в друге самые лучшие качества и черты. Другом можно гордиться и даже похвастаться перед другими. Поэтому настоящих друзей не может быть много. Не случайно проведенные опросы показали, что большинство людей считает настоящую дружбу достаточно редким явлением. В дружбе человек учится, с одной стороны, умению раскрыться, а с другой стороны – понять другого человека. В связи с этим особой популярностью пользуются те, кто сам по-доброму и внимательно относится к людям. Обычно в общении такие люди отзывчивы, сдержанны, жизнерадостны, добродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора. Они держаться естественно, уверенно, энергичны, помогают своим друзьям в разных делах и решении личных проблем.

Люди, обладающие противоположными качествами: неуверенные, замкнутые, скованные, непредсказуемые в сложных ситуациях, любящие только себя, — нередко вызывают к себе отрицательное отношение. Но следует подчеркнуть, что эти и другие подобные недостатки не должны быть помехой для дружбы. Она как раз должна помочь избавится от них. Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Не принесет радости в дружеском общении человек чванливый, ленивый, малокультурный, равнодушный.

Дружба предполагает некоторое сходство друзей, их близость в прямом переносном смысле. Но даже между близкими друзьями могут возникнуть ссоры. Собственно говоря, очень важной стороной дружбы является осознание того, что, даже ссорясь, мы в то же время остаемся друзьями.

Мы дружим с теми, кто имеет близкие нам взгляды на жизнь, кто разделяет наши увлечения и привычки, кто лучше остальных понимает нас, кто не имеет от нас никаких секретов. Этим требованиям лучше всего соответствуют наши сверстники. М поэтому среди друзей мы обнаруживаем людей одного возраста. На не интересно проводить время, делиться своими мыслями и прислушиваться к советам тех, кто значительнее старше нас и тем более младше.

Межличностные отношения отличаются большим разнообразием. Отношения деловые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. Такие отношения еще называют «официальные». Они связаны с соблюдением определенных правил, формальностей, которые установлены или администрацией, или какими либо должностными лицами, или сложились в

результате традиций, принятой в данной среде.

Люди вступают в такие отношения не по своей воле, в силу личных отношений и чувств, а по обязанности, так как они находятся в одном коллективе, где

работают, учатся или осуществляют какую – то совместную деятельность. В деловых отношениях межличностных отношениях не принято, открыто выражать свои чувства и эмоции.

Итак, деловые отношения – это еще один вид межличностных отношений. Для того чтобы понять сущность межличностных отношений необходимо, на мой взгляд, рассмотреть, как складываются отношения в коллективе, то есть отношения между сотрудниками, а также отношения работодателя и работника.

Ведь именно ? своего времени человек проводит на работе. Отмечено, что в коллективах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают активнее, чем люди находящееся в изолированном стоянии, либо в коллективах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Поэтому необходимо отметить, что такое коллектив, как складываются взаимоотношения между работниками, а так же их работодателями. Следует также понять, что межличностные отношения в коллективе значительно отличаются от взаимодействия людей в семье или в кругу друзей.

Между работниками очень редко возникает настоящая дружба. Отношения, как правило, остаются деловыми, даже если между людьми может быть личная неприязнь. Коллектив – это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, развивающими данное общество. Следовательно, в коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношение людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть реальным содержанием. Коллектив есть группа, где межличностные отношения объединяться общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Кроме этого необходимо заметить, что отношения между работниками отличаются то отношений с людьми выше их социального статуса (например, работодателем).

Самочувствие человека в коллективе, его удовлетворенность коллективом зависят не только оттого, что, во имя чего и какими средствами достигается. Здесь очень важна психологическая совместимость людей. Чем больше люди симпатизируют друг другу, стараются раскрыться для других и сопереживать другому, тем более вероятно, что они могут составить сплоченный коллектив. Если человек ощущает доброе к нему отношение, поддержку и помощь со стороны окружающих, у него и настроение хорошее, и работа и учеба спорится.

Но даже в самом хорошем коллективе возможны конфликты. Они могут быть порождены внешними причинами. Причины могут быть и сугубо внутренними, например оскорбительная реплика, негативное поведение кого-либо могут сразу или через некоторое время вызвать ответную реакцию других. Если коллектив слабый, то для него конфликтная ситуация, как сильный ветер для песчаной россыпи: дунул – и нет ее. Сильный коллектив становится еще сильнее и сплоченнее. Для того чтобы отношения в коллективе с коллегами и работодателями стали более прочными, необходимо развивать в себе чувство коллективизма. Для этого нужно многое, и прежде всего постоянное понимание такой, казалось бы , очевидной истины, что всякий другой человек, в том числе и тот, который рядом с тобой, сложен и многообразен, как и ты. Он радуется за себя и за других коллег по работе. Но как трудно, порой невозможно представить себе

не то, что другой человек, а то, что происходит у него внутри, как если бы это было внутри нас.

2.3 Культура общения

Всему что «положено» делать в тех или иных случаях, нас учат с детства, а когда мы делаем то, что «не положено»,- наказывают. Представьте, что случиться, если люди перестанут следовать нормам и правилам, которые приняты обществе. Это приведет к ужасному хаосу, возращению к первобытной дикости. Следование социальным нормам делает людей ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки. Любому обществу, группе людей гораздо легче существовать, если они контролируют поведение и оказывают на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия соответствовали принятым нормам.

Еще глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Четко определялся круг возможных действий и поступков лиц, принадлежащих к тем или иным общественным слоям, имеющих различное социальное положение. Принадлежность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение определяли право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, насколько его слова и поступки приятны окружающим и как будут ими восприняты.

С усложнением общественной организации усложнялась и поведенческая система. В ??V- ?V? вв. в европейских странах стал складываться новый порядок поведения, в котором важную роль играли умение и стремление нравиться, «настраивать» людей на себя, привлекать к себе интерес общества. Так появился этикет, без которого нельзя было обойтись в придворных кругах, высших обществах слоях, как говорили, в высшем свете.

Этикет – установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей , проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

Каждая группа людей, национальная или социальная, вырабатывает свои правила, внося определенный «колорит» в общепринятые поведенческие позиции. Так, этикет российского общества формировался в ?V??? в. На базе русских обычаев и традиций, своеобразно сочетавшихся с правилами европейского этикета, а в ??? в. В нашей стране на основе дворянского этикета сложился этикет нарождавшейся буржуазии, появился этикет купеческий, мещанский. Каждый общественный слой отражал в поведении свое социальное положение.

В жизни общества этикет играет важную роль: он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. Более того, по манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою он принадлежит, и даже найти его сходство с собой.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с

малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности.

Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией

и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.

Итак, этикет выполняет в обществе регулятивную, идентификационную, этическую, эстетическую, воспитательную функции.

Структура, основные правила и принципы современного этикета.

Рассмотрение структуры современного этикета предполагает выделение его форм, видов и подвидов (разновидностей).

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критические замечания, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши межличностные отношения.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим.Все действия, поступки, манеры человека так или иначе характеризуют его как хорошего воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе.

Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах по-разному. Отсюда и разделение его на виды: дипломатический, придворный, воинский, для всех граждан – общегражданский.

Все эти структурные деления условны, носят теоретический характер, так как практически правила разных видов (и подвидов) этикета выступают в неразрывной связи. Например, в общении с коллегами действуют правила всех подвидов этикета. Предложенная структура способствует более четкому усвоению многочисленных правил этикета и является кратким и четким выражением его содержания.

Среди множества правил есть и два таких, которые пронизывают все поведения человека, придавая ему высоконравственный характер. Первое – не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере делать это как можно реже; второе — поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы этикета, являющиеся его стержневыми опорами, исходными положениями, руководящими идеями.

В основе любого поведенческого правила лежат такие нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности. Эти качества необходимы для успешных деловых и личностных контактов. Любовь к людям и стремление их понять помогают найти правильный выход из сложного положения, принять человека таким, каков он есть.

При соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность поведенческих манер. Ошибочно думать, что в спорных ситуациях нет необходимости соблюдать правила эристики. Но для того чтобы успешно общаться в нужную минуту,

необходимы привычка к тому или иному этикетному действию, «отточенность» приятных манер, а они формируются путем постоянного внимания к своему

поведению и с помощью душевного труда.

В этике нет мелочей. Любой, казалось бы, незначительный, промах может привести к неудаче в общении. Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид, так как в деловом мире и внешность «работает» на дело. Съехавший набок галстук, стоптанная или нечищеная обувь, мятая одежда, небрежный макияж, растрепанная прическа – всё это свидетельствует о неуважении к окружающим людям.

В соблюдение этикета важно и такое качество, как умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение и свое собственное и окружающих лиц. Необходима постоянная работа над собой в этом направлении. Эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственными нормами лежит в основе этикетного поведения.

Необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций. Уважая человека, мы уважаем его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально в настоящее время из-за опасности возникновения национальных конфликтов, могущих привести к гражданской войне. Находясь в другой стране, желательно соблюдать местные традиции и правила этикета.

2.4 Симпатия и антипатия

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. В процессе установления межличностных отношений особое место занимают симпатия и антипатия. Наиболее часто чувства выражают симпатию – это чувство, характеризующееся внутренним доверием, расположением к другому человеку. Антипатия – чувство, противоположное симпатии; препятствует установлению контактов между людьми, вызывает отрицательные эмоции. Очень часто возникают такие ситуации, когда люди не могут объяснить причины появления симпатии и антипатии в отношениях. Эти чувства возникают как бы помимо их воли, хотя впоследствии, в процессе общения, отношения могут измениться. Однако, чаще всего, первично возникшее чувство преобладает и в последующем общении. Нередко благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов. Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества. Часто бывает затруднительно объяснить, чем именно вам симпатичен данный человек. Это отношение проявляется на уровне чувства, однако если внимательно проанализировать, на чем основывается данное отношение к человеку, можно выяснить эту основу. Скорее всего, она будет состоять в совпадении вкусов, взглядов, интересов, отношение к другим людям.

То же самое относится и к антипатии. Скорее всего, человек, который вам несимпатичен и вызывает антипатию, чем-то обидел вас или на ваших глазах другого человека, совершил нехороший, с вашей точки зрения поступок, или другие проявления его вкусов, поведения не совпадают с вашими представлениями о должном – такое бывает. Не торопитесь с вынесением суждения о человеке: «Он плохой, но он мне нравится». Хорошо ли вы знаете человека, чтобы так утверждать да еще сделать свое мнение достоянием других людней? Справедливо ли ваше суждение? Не обидит ли оно понапрасну другого человека?Все ли сделали, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание?

Понять другого – важное условие межличностных отношений.

Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя на их место. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними. Если эти отношения приятельские, дружеские. Достичь взаимопонимания бывает легче. Другу прощают многое, да настоящий друг и сам постарается не обидеть, сделать шаг навстречу. Сложнее, если отношения с другим человеком противоположны приятельству или товариществу. Здесь, для того чтобы понять другого, требуется приложить усилия.

В процессе межличностных отношений люди не просто обращаются, они не просто действуют сообща или рядом друг с другом, они показывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать хорошему, избегать плохого, сравнивая себя с окружающими, человек «строит себя и свои отношения с окружающим миром».

При написании своего реферата я ставила перед собой цель – раскрыть сущность межличностных отношений. Я считаю, что справилась с поставленной целью, потому что изучила достаточное количество литературы, подробно описывающую межличностные отношения. Я рассмотрела суть понятия «межличностных отношений», дала характеристику видов межличностных отношений, определила суть культуры общения, охарактеризовала такие понятия как симпатия и антипатия. И поняла, что межличностные отношения – это особый тип отношений, которые возникают между людьми в процессе их совместной деятельности. Они могут быть разнообразными по форме и содержанию. Характер этих отношений зависит от многих факторов.

Человек – как существо социальное – неразрывно связан с обществом. В процессе своего взаимодействия с окружающим миром человек выполняет различные роли. Ведь каждый может быть чьим – то другом, товарищем, членом какого-либо коллектива.

Даже в самых мимолетных контактах в транспорте, на улице, в магазине – возникают элементы межличностных отношений. Человек испытывает различные эмоции и чувства, кого-то любит, уважает или нет, ценит или пренебрегает, стремиться кому-либо помочь или, наоборот, будет равнодушен к проблемам другого человека.

В процессе продолжительного общения возникают устойчивые отношения, характер которых зависит как от индивидуальных качеств личности, так и от норм, принципов, ценностей, принятых в обществе.

Межличностные отношения могут быть деловые, дружеские, или бытовые.

Итак, межличностные отношения – это сложный процесс взаимодействия людей. В этом процессе люди не просто общаются или действуют сообща при достижении каких-либо целей, они оказывают влияние друг на друга, проявляют себя как личности, получают определенную оценку со стороны окружающих людей.

IV. Список реферируемой литературы

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М.: Экономистъ, 2004. – 288 с.

Лебедев В.И. Психология управления – М.: Агропромиздат, 1999. – 176с.

Макарова И.В. Психология: 2-с изд., доп. – М.: Юронт – Издат, 2000. – 237с.

Рогов Е.И. Психология общения. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001– 336 с.: ил. – (Азбука психологии)

Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины – М.: Изд-во – ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002 – 288 с. : ил. – (Азбука психологии)

works.doklad.ru

Межличностные отношения между мужчиной и женщиной

Журнал «Деловая женщина» № 6(12) 2008

«Межличностные отношения мужчины и женщины»

Время не стоит на месте, наша жизнь меняется, меняются ее темп, приоритеты, ценности, а с ними меняются и отношения между мужчиной и женщиной. Представления об этих взаимоотношениях сильно изменились со времен наших бабушек и дедушек. Женщины искали сильных мужчин, которые могли быть хорошими добытчиками, а мужчины предпочитали нежных и заботливых женщин, идеально подходящих для роли хранительницы домашнего очага. И на протяжении тысячелетий эти предпочтения оставались неизменными, но в последнее время положение изменилось, и в наши дни люди ждут большего от близких отношений.

Современные мужчины и женщины стремятся найти партнера, который не только был бы для них опорой в жизни, но и удовлетворял бы их эмоциональные, духовные и интеллектуальные потребности. Миллионы людей пытаются отыскать родственную душу, обрести любовь и счастье, они хотят не просто вступить в брак, а мечтают о партнере, любовь которого со временем только крепнет.

Чтобы найти партнера, способного удовлетворить нашу потребность в душевной близости, искреннем общении и любви, нам необходимо изменить привычные представления о противоположном поле, научиться взращивать нашу любовь, раскрывать свои сердца для любви, дарить и принимать ее, доверять друг другу, научиться понимать, что мужчины и женщины воспринимают одно и то же по-разному. Даже если вам посчастливилось найти родственную душу, вы, не используя правильные навыки, можете так и не узнать этого человека по-настоящему.

В то время как для многих идеалом взаимоотношений служат страсти и романтические приключения, все-таки большинство людей счастливы от того, что находят хорошего друга. Одобряя и поощряя дружескую связь между полами, отнюдь не стоит отрицать страсть. Безусловно, она должна быть! И все-таки дружба создает ощущение духовного родства, а это — самые прочные узы, сохраняющие брак. Каждая дружба, каждый брак постоянно эволюционируют, без этого отношения обречены на умирание. Обе стороны должны вносить свой вклад в то, чтобы отношения оставались трепетными, живыми, чтобы возникали новые нюансы чувств, новые задушевные беседы, планы и мечты. И никто не спустится с неба и не сделает вашу жизнь лучше. Отбросьте пассивность и начните действовать. Первый шаг — вам необходимо отказаться от романтических мечтаний. Друг — это не что-то таинственное и неуловимое, и дружба основана на вполне конкретных, земных вещах: на понимании, признании. Второй — это переход от мыслей к действиям. Тот, кто стремится к новым контактам, очень выигрывает в жизни: это помогает установить нужное деловое знакомство, узнать нечто интересное для себя. Это хорошо отражает пословица: «Жизнь подобна рулетке — чем больше людей мы встречаем, тем выше наши шансы на удачу». Так и в отношениях между мужчиной и женщиной. Не стоит ждать, пока наконец он подойдет к вам, лучше самой сделать первый шаг и взять судьбу в собственные руки.

Научитесь создавать здоровые отношения с партнером. Время работает против женщин, склонных к излишнему самопожертвованию. Пусть постепенно возникают доверие между вами, знание друг друга, забота друг о друге и естественно переходя в близость. Не торопите ее наcтyплeниe. Помните — мужчина только тогда будет уважать вас, если вы сами знаете себе цену. Подробнее.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Типы и виды межличностных и семейных

отношений, и образ жизни человека

В настоящее время социальная жизнь стала гораздо многообразнее и насыщеннее, поэтому рамки «это можно, а это ни-ни» разошлись так широко, что их уже и не видно. Можно практически все, что не мешает окружающим жить так, как они желают.

В общем и целом, различных видов и типов межличностных отношений так много, что обвинять кого-то становится дико, потому что всегда найдется тот, кто может обвинить тебя самого в отсталости.

Исходя из этих интересных условий, задача «найти свой тип отношений» становится очень творческой. Никогда не знаешь, какой он – встреченный тобой новый человек, и какого вида отношений он хочет.

поэтому ищем разные виды межличностных отношений. Он — «одну и на всю жизнь», а она — «второго и на пару недель», или она — «одну для короткого и жаркого романа», а он — «одного для серьезных и длительных отношений».

Люди стали настолько свободными, что прежде чем заводить с ними какие-то отношения, стоит выяснить, какой вид отношений они желали бы иметь. И сделать это лучше самому, так как они могут предполагать, что Вы хотите того же, что и они.

В общем и целом можно смело заявить, что к задаче «найти своего человека» кроме обычных вопросов «как?» и «где?», добавился вопрос — «КАКОГО?». В том смысле, что надо сначала разобраться в своих предпочтениях (чего конкретно я хочу?), а потом уже все остальное.

Давайте договоримся сразу: чего бы Вы ни хотели, это хорошо и правильно. При условии, конечно, что жизнь это улучшит.

Одна знакомая барышня (34) лет, хорошо образованная и выглядящая, лет 10 безуспешно искала мужчину для семьи. И очень страдала, что не получалось. У нее работа связанная с постоянными поездками и она ей очень нравится, а ее мужчин такая жизнь не устраивала, поэтому они уходили к другим женщинам. Более домашним.

В чем ошибка барышни, как думаете? — В том, что она находила НЕ тех мужчин. Ей нужен был кто-то, кто будет доволен, пока она здесь, и не будет страдать, когда ее нет. Потому что в это время у него будет другая любовь.

Как так? — спросите вы. — А почему здоровый мужчина должен быть регулярно без секса?

Да, можно сказать, что это доказательство его любви к ней (верность), но можно и иначе. Например, что это требование ее эгоизма – или со мной, или ни с кем. Что более верно?

Не знаю как для Вас, а для нее такой вариант категорически не приемлем, поэтому она до сих пор перебивается короткими романами и очень страдает.

Ну и что ей делать? Сменить работу? Довольствоваться тем, что есть? Изменить свое представление о том, что правильно, а что нет? Как думаете, Дорогой Читатель?

Ее проблема в том, что она пытается мерить современную жизнь стереотипами своей мамы, а то и бабушки, а если сказать глобальнее, то сама культура, в которой она живет, устарела, поэтому заставляет страдать своих носителей.

С таким подходом у нее практически безвыходная ситуация. Ее образ жизни не позволяет сделать «как правильно». Ну, и как ей создать семью? И, что важнее – КАКУЮ семью (какой вид семейных отношений) ей стоит создавать?

Если она хочет, чтобы мужчина был с ней, ей стоит принять, что у него будут другие женщины. Если она не может уделить ему времени столько, сколько нужно ЕМУ, ей нужно радоваться тогда, когда он рядом и не думать о нем, когда она далеко. Где он и с кем он – не важно, потому что она с ним быть не может. Логично?

А если же она мечтает о семье патриархальной (жена и муж и дети все вместе дружно веселятся в выходные или вечером), то ей надо отказаться от многого, ради воплощения этого образа.

Поэтому вопрос, на который нужно ответить Героине нашего примера таков: «Какой вид и тип семейных отношений, исходя из моего образа жизни, я могу создать?». И еще один: «С каким человеком (психологического и социального типа) можно создать такие отношения?».

Думаю, мораль сейчас возопила… Да?

Вы не правы, Дорогой Мораль. Такой человек не обязательно бабник, просто он очень современный, только и всего.

Возьмем пример попроще

Москва. Женщина трудится с 9 до 18, затем у нее фитнес-клуб, потом быстренько с друзьями в кафе, а после можно и домой – отдохнуть перед новым рабочим дней на любимой работе (на самом деле любимой).

Встречает она человека, кто ей ну очень нравится! И пытаются они устроить какие-то отношения. Она начинает перекраивать свой распорядок дня, чтобы найти место для романа. В итоге выходит, что на него у нее есть время три раза в неделю по два часа. И еще полдня (или день, при большой удаче) по выходным. Большего она ему дать не может, так как ее образ жизни ее устраивает и расставаться с ним (с образом жизни) она не желает.

При этом девушка она разборчивая, поэтому с кем попало не водится. А чтобы разобраться, ей нужно время. И вообще она предпочитать чтобы «все было само собой, а там посмотрим».

Итог? — Сидит одна большую часть времени. Почему, как Вы думаете?

Потому что Москва – город ОЧЕНЬ быстрый. А у нее только три по два, и полдня по выходным – какие тут долгие ожидания?! Тут надо быстро человека понять, оценить и принять решение. И на все про все – буквально пара-тройка встреч. ВСЕ. Потому что у него ведь тоже работа, спорт-зал и друзья по выходным. Ему тоже некогда, а секса хочется. И отношений хочется. И семьи.

Поэтому когда два человека встречаются, первое, на что им стоит обратить внимание, что надо выяснить друг у друга — КАКОГО ТИПА И ВИДА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ они хотят. И если их желания совпадают – можно заниматься всем остальным. Если же они хотят разного – зачем тратить зря время?

Фраза «бытие определяет сознание» ничуточку не устарела. Просто она не работает. Если бы бытие сознание определяло, то девушка бы уже давно ускорилась и сама бы пришла к нужной модели поведения, а она все живет по далекой старинке.

Ее сознание определяют унаследованные стереотипы (в нашем случае – обустройства личной жизни), которые знают, что хорошо, а что плохо, и как правильно, а как нет.

P.S.: Это я показываю, что у нас есть только два выбора:

Выбирать виды и типы межличностных или семейных отношений исходя из образа жизни или страдать, как барышни из примеров выше.

А теперь обратимся к Вам, Дорогой Читатель и спросим Вас:

• Какого типа и вида межличностных отношений хотите вы?

• Позволяет ли устройство Вашей жизни такие отношения иметь?

• Отношений на время, но не на два месяца. Пара лет, к примеру.

• Романа, потом совместного проживания, свадьбы, детей. Потом все.

• Жить долго и счастливо, нарожать детей и «умереть в один день».

• Отношений, чтобы было удобно жить своей жизнью и при этом быть не одному.

• Партнера для секса, чтобы приходил когда мне удобно и никогда в другое время.

• Короткого и жаркого романа

• Чтобы был третьим

• Чтобы жить вместе некоторое время, а потом на время разъезжаться.

• Много любимых и все живут вместе (коммуна)

• Виртуальная любовь (СМС, интернет, телефон, письма, чаты, форумы, блоги и т.д. и т.п.)

• Отца (маму) для ребенка, чтобы жить вместе

• Отца (маму) для ребенка, чтобы приходил (приходила) время от времени

• Кого-то для «поговорить», вместе погулять, покататься на вело и т.д.. В общем друга для социальной жизни.

Уверен, что Вы НЕ принимаете некоторые пункты из списка выше. Они Вам не подходят, потому что для Вас это не правильно. При этом Вы не будете спорить, что есть люди, которым именно при таком типе отношений будет хорошо. И больше никак. И, возможно, Вы понимаете, что эти люди не плохие, просто… Просто что?

Варианты «просто…» могут быть:

• Их никто не воспитывал, поэтому они такие интересные.

• Это протест против (не важно чего). Если все носят белое, я буду красное.

• Это жизненная необходимость, обусловленная их жизнеустройством.

• Они не думали. Их кто-то «втащил» в свой жизненный сценарий и они в нем прижились.

Нас интересует только пункт «жизненная необходимость».

Почему? — Потому что возникла жизненная необходимость в этом пункте разобраться.

У кого возникла? — У Вас.

С чего это? — С того, что надо найти «своего человека». А «свой» — это тот, чей образ жизни может быть совмещен с Вашим.

Почему именно образ в углу внимания? — Потому что то, как устроена жизнь, влияет на то, какой вид межличностных и семейных отношений человек МОЖЕТ иметь.

Попробуйте сделать так

– выберите из списка выше один пункт, а затем проверьте – подходит ли он для Вас.

Например, возьмем: «Отношений, чтобы было удобно жить своей жизнью и при этом быть не одному».

Этого Вы хотите? — Значит, Вам нужен человек, кто хочет того же, верно? И Вам не подойдут все остальные. Потому что другого желают. Их, конечно, можно убедить и в свою модель перетащить, но это трудозатрано.

Это закон такой: если у людей разные образы жизни, но они хотят быть вместе, кто-то должен оставить свой образ жизни и начать жить так, как его избранник (или избранница).

Далее посмотрим, что это за человек, кого такого вида отношения устроят, как должна быть устроена его жизнь (социальная сфера, деловая и личная) и какой у него должен быть характер.

Зная эти особенности, выбирать потенциального «своего человека» гораздо легче – каждого потенциального кандидата проверяем на предмет «какого вида отношений хочешь» и легко сортируем «это Вам, это нам, а я этого я вообще не ношу».

Общая стратегия – понимаем чего хотим сами. Размышляем, кто хочет того же. И выбираем то, что нам нужно.

www.otnochenia.ru

Межличностные отношения – что это?

Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между людьми. Они могут сопровождаться эмоциями и переживаниями, которыми люди выражают свой внутренний мир.

Виды межличностных отношений

Психологи различают следующие виды межличностных отношений:

1. Формальные или официальные. Эти отношения возникают на должностных основах и регулируются приказами, постановлениями или уставами. То есть эти межличностные отношения имеют правовую основу. В такой вид отношений вынуждены вступать по должности, независимо от личных предпочтений и симпатий.

2. Неформальные или неофициальные. Этот вид не имеет никаких ограничений и основывается исключительно на симпатиях и антипатиях людей.

3. Деловые. Этот вид отношений возникает в результате совместной работы одного коллектива или организации.

4. Личные. Это межличностные отношения, складывающиеся помимо какой-либо совместной деятельности. То есть каждый человек может как уважать своего коллегу, так и нет. По тем же принципам может ему симпатизировать или, наоборот, проявлять антипатию, дружить или же враждовать с ним. В основе отношений личного характера лежат именно чувства, поэтому они носят исключительно субъективный характер. Личные отношения делятся на:

  • интимные или любовные. В основном это отношения мужчины и женщины, подкрепленные любовью или симпатией;
  • дружеские отношения — они встречаются всегда и везде;
  • товарищество. Это отношения по интересам или же по окружению;
  • знакомство.

5. Рациональные. Основываются на расчете и строятся, исходя из предполагаемой выгоды и пользы.

6. Эмоциональные. В отличие от предыдущего вида, основываются на эмоциональном уровне. Чаще всего не играет роли объективная информация о человеке.

7. Субординационные. Отношения руководителей и подчиненных, то есть отношения неравноправные.

8. Паритетные. Такие отношения, наоборот, означают полное равноправие.

Психология межличностных отношений выделяет одну из групп проявления личности – чувства. Чувства разделяют на 2 категории:

  1. Конъюнктивные. К этой категории относят все чувства, которые объединяют и сближают людей.
  2. Дизъюнктивные. Это чувства, которые людей разъединяют.

Человек не может жить без чувств и быть ко всему равнодушным. В любом случае каждый периодически вынужден делать то, что ему совсем не нравится, и общаться с неприятными ему людьми. Когда такие вынужденные действия становятся частыми и постоянными, человек впадает в депрессию. Его начинает все раздражать и злить. Пропадает настроение и желание общаться со всеми вокруг. Такое состояние отражается не только на работе, но и на отношениях в семье. Возникают разлады и ссоры. Часто семьи распадаются именно из-за этого. В такой ситуации родные должны отнестись с пониманием и постараться помочь члену своей семьи. Хорошим выходом из этой ситуации является банальный отпуск. Во время отпуска нужно исключить занятие ненавистными делами и свести к минимуму общение с неприятными людьми. Человек – это разумное существо со своими мыслями, чувствами и переживаниями, поэтому межличностные отношения играют огромную роль в жизни каждого.

www.syl.ru

Межличностные отношения и общение

Возникновение и формирование межличностных отношений. Виды взаимоотношений. Уровни взаимоотношений.

Статус и ролевые отношения.

Общение, его функции и структура.

Средства и виды общения.

1. Межличностные (человеческие) отношения ? совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Классификация межличностных отношений:

Первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.

Вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.

Выделяются социальные (конвенциональные), эмоциональные (неконвенциональные) и сексуальные (интимные) отношения. ИЛИ деловые, супружеские, родительские, родственные.

В зависимости от количества участников: межличностные (субъектные), между личностью и группой, межгрупповые.

Социальные нормы ? это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

Нормы права ? это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

Нормы морали (нравственности) ? правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

Нормы обычаев ? это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) ? это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Среди социальных норм различают: религиозные нормы; политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др.

2. Статус и ролевые отношения

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

Когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;

Когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. или Социальная роль ? модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений, т.е. поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Позиция социальная ? место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения.

Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

из ролевого ожидания (экспектации) и

исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

3. Общение ? это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и состоящий в обмене информацией, взаимодействии и восприятии человека человеком.

Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает способом передачи форм культуры и общественного опыта.

Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе него субъективный, внутренний мир одного человека раскрывается для другого и происходит изменение мыслей, чувств и поведения взаимодействующих людей.

Структура общения (по Г.М. Андреевой):

Коммуникативная сторона состоит в обмене информации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении ? это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.

Интерактивная сторона представляет собой обмен, не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сторона общения может проявляться в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнера.

Перцептивная сторона ? это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позволяющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.

Основные механизмы социальной перцепции:

Идентификация (уподобление) заключается в попытках поставить себя на место партнера. Близким к идентификации является механизм эмпатии. Однако при эмпатии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмо­ционально.

Рефлексия ? это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

В процессе социальной перцепции важную роль играют установки, приводящие к следующим психологическим эффектам:

Эффект ореола ? когда ранее выработанные представления о человеке мешают видеть его действительные качества.

Эффект новизны? когда в ситуации восприятия знакомого человека новая информация о нем оказывается более значимой.

Эффект стереотипизации ? когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Стереотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Стороны общения ? конкретные его характеристики, показывающие его единство и многообразие:

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание.

Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении.

Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

4. Средства и виды общения: (надо сократить)

язык ? обеспечивающий взаимопонимание партне­ров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;

мимика ? движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;

позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;

studfiles.net


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *