Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Мусульманские мужчины отношение к женщинам

Мужчины мусульмане притягивают взгляды не только женщин своей веры, но и других. Чем же обусловлен такой интерес и почему нередко даже те девушки, которые исповедуют другую веру, готовы принять ислам после знакомства с ними?

Отношение к себе

Условно можно разделить взаимоотношения между мужчиной и внешним миром так:

  • Мироустройство в своей семье

m.islam-today.ru

Мусульманские мужчины отношение к женщинам

В исламе для мужчины важнейшей задачей является поддержание душевной чистоты. Она выражается в строгом соблюдении предписаний и запретов, постов и ежедневных молитв. Помимо этого подчеркивается, что важно полностью отказаться от сигарет и спиртного, поскольку они способны загубить дух.

Так же требуется соблюдать чистоту физическую. В данный критерий входят требования по поддержанию хорошего уровня здоровья, способность поставить цели и достигнуть их. Подчеркивается, что недопустима лень и ее принятие в качестве составляющей. Достичь этого уровня чистоты можно только в случае прохождения первого этапа.

  • Благодушие к родителям
  • Отношение к незнакомым
  • В первом случае предписывается полностью уважать родителей, заботиться о них, подчиняться их воле. Лучше относиться к ним, словно к наилучшим наставникам. По отношению к незнакомым, а в особенности людям в возрасте, предполагается не просто уважение, но и ведение с ними наиболее вежливого диалога. Все традиции, данные ими советы следует уважать и чтить.

    В семье мужчина является опекуном не только над своими детьми, но и над женой. Перед ними он имеет гораздо больше ответственности, поскольку обязан обеспечить своей женщине достойную жизнь, заботиться о благополучии. Вместе с этой заботой мусульманин берет на себя всю ответственность за внешний вид и поведение жены.

    Детей мужчина в исламе должен воспитывать, уделять им время, читать Коран и всячески следить за исполнением всех правил. Заботы о благополучии, их здоровье, даже подборе хорошей компании так же лежат на нем, поскольку именно он способен вырастить их них настоящих мусульман, чтущих все традиции.

    Именно основываясь на этих предписаниях и можно составить примерный портрет мужчины в исламе. Он чтит семью, уважает стариков, заботится о родных и должен жить по заветам Аллаха.

    islam-today.ru

    Женщина в исламе и христианстве: новые вымыслы

    Не так давно на страницах многих сайтов была опубликована статья профессора Казанского государственного университета г-на Шарифа Азимова «Женщина в исламе: правда и вымысел». В своей статье профессор не ограничивается объяснением положительного учения ислама о месте женщины, как можно было бы сделать вывод из заголовка. Напротив, он подвергает критике христианское и вообще библейское учение о женщине (так, как он его себе представляет) и силится доказать, что исламское несравненно возвышеннее, справедливее и «равноправнее» христианской и иудейской религий в этом вопросе.

    Положение женщины в исламе — традиционный пункт критики этой религии со стороны немусульман. Надо отметить, что современная полемика о месте женщины в исламе ведется, как правило, вовсе не с христианских позиций, а с позиций «гуманизма», «либерализма» и «общечеловеческих ценностей». Однако это вовсе не должно служить для мусульманских апологетов поводом грубо перетолковывать христианское учение в том смысле, которого оно не имеет. Вот как это делает г-н Азимов в своей статье.

    Пытаясь «защитить Ислам и внести свой вклад в торжество последнего и истинного Послания» от упреков в полигамии, унижении женщины и низкой нравственности, г-н Азимов «переводит стрелки» на христианство, пытаясь доказать, что все вышеперечисленное не в меньшей степени свойственно христианству.

    Мусульманский апологет пишет: «А что же Новый Завет? Как отмечает отец Юджин Хиллман в своей глубокой и серьезной книге «Новый взгляд на многоженство»: «. нигде в Новом Завете нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, запрещающего многоженство». Более того, Иисус (мир ему) не выступал против полигамии, хотя она была распространена среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил».

    Г-ну Азимову следовало бы обратиться к первоисточникам, вместо того, чтобы доверять отдельным тенденциозным примерам современной протестантской литературы, которые скорее являются проекцией внутренних комплексов авторов, нежели объективным научным исследованием вопроса.

    Для православных читателей статьи (а в настоящее время большинство русскоязычных жителей России относит себя именно к этой конфессии) ни Юджин Хиллман, ни Дэвид Джитари не являются авторитетами, тем более такими, чтобы из их «глубоких и серьезных» книг достаточно было бы приводить одни выводы, без аргументов. Гораздо весомее было бы, если бы наш казанский исследователь поместил бы в своей работе развернутые цитаты из церковных авторов первых веков, в которых бы говорилось о полигамии ранних христиан.

    Единственный аргумент, который нам предлагают: что в Новом Завете будто бы нигде нет прямого отрицания полигамии. Однако такое отрицание присутствует через однозначное утверждение моногамного брака: И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два (!) одною плотью, так что они уже не двое (!), но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6, то же Мк 10:7-8, Еф 5:31). Моногамные браки однозначно утверждаются Господом как единственно естественная и законная форма семьи, при этом Он ссылается на то, что в начале создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк 10:6-8).

    Так же и в другом месте: Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк 10:11-12, Лк 16:18). Употреблено все так же в единственном числе: один муж — одна жена.

    Рассмотрим же теперь указания ранних христианских авторов первых двух веков по Р.Х., свидетельствующих о браках христиан:

    «Мы охотно пребываем в узах брака, но только с одною женщиною, для того, чтобы иметь детей, и для сего имеем только одну жену или же не имеем ни одной» (Минуций Феликс. Октавий, XXXI).

    «И жену каждый из нас, которую он взял по установленным у нас законам, имеет только для деторождения» (Афинагор. Прошение о христианах, 33).

    «Если муж или жена умрет, и один из них вступит после этого в брак, согрешает ли вступающий в брак? — Не согрешает, говорит он, но если останется сам по себе, то приобретает большую славу у Господа» (Ерм. Пастырь, II, 4).

    «Мы далеки от того, чтобы осуждать благословенный Богом союз мужа и жены, лишь бы союз этот был один. Адам был единственным мужем Евы, и Ева — единственной женой его… Знаю, что патриархи имели по нескольку жен, имели также и наложниц. Но, хотя синагога и была прообразом нашей Церкви, однако содержала много вещей, которые отменены были Новым Законом. Новый Закон был ожидаем именно потому, что старый был несовершенен… Упущения и пропуски первого откровения показывали, что надлежало усовершенствовать Закон, и это исполнено Господом нашим в Евангелии и апостолом Его в посланиях, где отменено все лишнее и объяснено все запутанное» (Тертуллиан. К жене, I.2.).

    Из приведенных цитат вполне очевидно, что моногамия представлялась единственной естественной формой брака для христиан. Что же касается описанной в древних книгах Библии примерах полигамии, то она воспринималась как нечто совершенно неактуальное, и получало вполне стройное и логичное осмысление. Многоженство, согласно учителям Церкви, было дозволено как послабление немощи человеческой природы, отпавшей от Творца, с того же времени, как посредством Откровения укрепилось в людях Богопочитание, полигамия была упразднена, и человечество смогло вернуться к первоначальному, установленному еще в раю Самим Богом образцу брачных отношений.

    Мусульмане смогут это понять, если они вспомнят, что точно также в Сунне объясняется тот факт, что Иаков, почитаемый в исламе одним из пророков, имел женами двух родных сестер, что запрещено нормами Корана. Наконец, даже иудейскими авторами отмечено, что «практически каждый случай полигамии, описанный в Библии, связан с несчастьем. Например, хотя Сарра сама поощряла Авраама взять в наложницы Агарь, кончилось все тем, что обе женщины возненавидели друг друга. Два поколения спустя, Иаков женился на сестрах Лии и Рахили: результатом этого полигамного брака было горе, омрачившее и следующее поколение, сын Лии возненавидел первенца Рахили Иосифа. Библия с неодобрением описывает и многочисленных жен, которых много позже взял себе Соломон, потому что они приносили в Израиль идолопоклонство».

    Полигамия имела место в древности, но не имеется никаких указаний на Божественное ее установление — в Ветхом Завете нет ничего, что бы специально разрешало полигамию. Это было чисто человеческое установление. Наконец, даже в Ветхом Завете имеются цитаты, которые прямо указывают на нежелательность многоженства: «и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» (Втор.17:17). Из этой цитаты видно, что многоженство «развращает сердце», и Господь призывает не делать этого.

    Далее, указание на то, что полигамия была распространена среди евреев Палестины I века, не соответствует действительности.

    В период возвращения из Вавилонского плена полигамные браки исчезают полностью среди еврейского народа. Ранняя раввинская литература определяет законы семейной жизни исключительно для моногамного общества, рассматривая возможность заключения брака со второй женой как нечто практически невозможное или давно отжившее. Из 2 800 мудрецов, которые упоминаются в Талмуде, только один имел двух жен. Элементарный анализ фактов доказывает, что моногамия стала нормой для всех еврейских общин задолго до распространения христианства и, соответственно, проповеди Христа. Отсюда понятно, почему Господь в Евангелии строго осуждает полигамию хронологическую (когда муж брал следующую жену, разводясь с предыдущей), но не осуждает полигамию единовременную (когда муж одновременно имеет несколько жен) — в это время такой уже просто не было среди слушателей благой вести.

    Известные нам примеры из исторических источников соответствующего периода единодушно говорят о моногамии иудеев Палестины I века. Характерно, что даже саддукеи, подходившие ко Христу с каверзным вопросом о воскресении, должны были для представления ситуации, когда бы у одного из супругов имелось бы несколько законных «партнеров», предположить заведомо выдуманный пример женщины, которая выходила поочередно замуж за семерых братьев и потому породила сомнение, для кого из них она воскреснет (Мф 22:24-28, Мк 12:19-23, Лк 20:28-33).

    Из этого следует, что то восприятие брака, согласно которому у одного мужчины единовременно не может быть больше чем одной жены, и у одной жены — больше одного мужа, разделялось всеми тогдашними иудеями как нечто само собой разумеющееся.

    Избитым аргументом мусульманских апологетов, стремящихся защитить мусульманскую полигамию, является утверждение, что лучше все же человек будет в «законном браке» иметь половые отношения с несколькими женщинами сразу, чем, мол, ходить к проституткам и иметь любовниц, как на «христианском Западе». Не удержался от этого аргумента и г-н Азимов: «Стоит спросить себя, что же является более унизительным для женщины, «варварское» многоженство или «цивилизованная» проституция?»

    Однако, во-первых, такое сравнение совершенно некорректно. Супружеская измена и просто блуд — не часть православной догматики, но, согласно христианству, тягчайший грех, приравниваемый к убийству, тогда как многоженство — неотъемлемая часть Ислама, закрепленная в его Священном писании (Коране) и Священном предании (Сунне).

    Во-вторых, полигамия в мусульманских (даже в самых-самых шариатских) странах вовсе не решает проблемы проституции. Проституция, супружеская измена и прелюбодеяние весьма широко распространены в мусульманском мире. И в Исламабаде, и в Карачи, и в других городах арабских государств существуют своего рода кварталы красных фонарей, которые содержаться «правоверными» и посещаются тоже ими. Это распространено в связи с тем, что брак, по мусульманскому праву и обычаю, может заключать лишь тот человек, который способен содержать жену. И если хочешь иметь четыре жены — надо обеспечить содержание всем четырем, а это могут себе позволить лишь очень немногие. Поэтому основная масса мусульман — или еще холостых, или тех, кому уже надоели одна-две «законные» жены, — активно посещают проституток-мусульманок.

    Наконец, в-третьих, развращение Запада произошло вовсе не из-за соблюдения Христовых заповедей, а как раз вследствие отступничества от Христа.

    Что же касается настоящих, верующих христиан, то тут можно с уверенностью сказать, что чистые браки между ними, в соответствии с заповедями христианства — обычное явление, более того, в нем нет ничего удивительного, но самые совершенные принимают на себя даже подвиг безбрачия. Только для одержимого греховными страстями ума это представляется невозможным, Господь же подает чадам Своим, состоящим в супружестве, благодать любить друг друга всю жизнь и быть счастливыми друг с другом.

    Так что даже вторичные браки, заключаемые овдовевшими Церковь, хотя и позволяет, снисходя к немощи отдельных чад, воспринимает как нежелательное. А по 40-му правилу Номоканона, «многоженство, т. е. четверобрачие и так далее, называется делом скотским и совершенно чуждым человеческому роду, а почему и недопустимо во Святой Церкви, по 80 правилу Василия Великаго, где велено расторгать таковые браки, и таких супругов подвергать епитимии на четыре года».

    Далее в своей статье г-н Азимов развивает нападки на Священное Писание:

    «Трудно говорить о Новом Завете как о писании, которое призывает к уважению матери. Напротив, может возникнуть впечатление, что Новый Завет считает доброе отношение к матери препятствием на пути Бога. В соответствии с Новым Заветом, нельзя стать хорошим христианином и достойным учеником Иисуса (мир ему), если ты не ненавидишь свою мать. Ему приписывают такие слова: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лука, 14:26)».

    Крайне удивляет в этих словах полное игнорирование понимания Библии, содержащегося в Священном Предании той общины, которой и была написана и составлена эта Книга. Вообще игнорирование такой немаловажной реалии православного христианства как Предание — общая черта современного мусульманского сравнительного богословия, в том числе и отечественного. Причиной тому является, вероятно, отчасти невежество, а отчасти зависимость от зарубежной исламской критики протестантизма, которому, действительно, чужда такая реалия. Тем не менее, это все же довольно странно, особенно если учесть, что в суннитском исламе сходная реалия присутствует.

    Ведь вряд ли бы г-н Азимов отнесся с одобрением, если бы какой-то критик ислама, цитируя Священную книгу мусульман, давал при этом лишь собственное понимание ее слов, игнорируя Тафсир (традиционное мусульманское толкование на Коран). Мусульманские апологеты не устают повторять, что Коран нельзя мыслить вне Предания-Сунны (на основе которой, складывается, в частности, и Тафсир). Странно, почему они в таком праве по умолчанию отказывают христианам. Почему-то автор разбираемой статьи не удосужился ознакомиться с пониманием христианами столь смутившей его цитаты. Хотя бы в исследовательских целях ему не помешало бы поинтересоваться, как понимается данное место в Предании Церкви — творениях Святых Отцов.

    Преподобный Ефрем Сирин говорит, что эти слова Господь произнес, «чтобы ученики Его не относились легкомысленно к Его учению и наставлению» (Толкование на Четвероевангелие). «Смотри же, — пишет блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании, — в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания, и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания». Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37). Для того, чтобы профессору Казанского университета это стало понятнее, мы напомним один хадис: «передал Абу Хурайра, что посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто из вас по-настоящему, пока не полюбит меня больше, чем отца своего и сына своего»» (Ал-Бухари, 14).

    «Более того, Новый Завет описывает Иисуса (мир ему) как безразличного и даже не уважающего свою мать».

    Долгие часы, проведенные над Библией г-ном Азимовым, потрачены, как видно, впустую. Быть может, при более внимательном чтении мусульманский профессор смог бы обратить внимание на то, как Евангелие последовательно подчеркивает, что Иисус с детства был в повиновении у Своей Матери (Лк 2:51). Из послушания ей Он совершил и Свое первое чудо (Ин 2:1-11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (Мф 19:19, Мк 10:19, Лк 18:20) и, напротив, именно за нарушение почтения к матери Он порицал современных Ему фарисеев: Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф 15:4-6, то же Мк 7:10-12). Именно из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (Лк 7:12), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству.

    Как разительно это возвращение матери сына с поведением основателя ислама, который, участвуя в сражениях и отдавая приказы истреблять пленных, лишил сынов столь многих матерей своего времени! Наконец, следует вспомнить, что Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав ее на попечение одному из Своих учеников (Ин 19:26).

    В лице Мухаммеда мы не увидим ничего подобного, ибо, будучи сиротой, он был не в состоянии личным примером научить своих последователей должному отношению к матери. Почтение делами, выражаемое к матери, не относится к деяниям, которые совершал основатель ислама.

    Ученики же Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой такой Пример, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Еф 6:1-3). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу (Кол 3:20). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою (Рим 16:13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и др. (1 Тим 1:9).

    В своей хуле на Священной Писание г-н Азимов доходит до совсем невообразимых вещей: «Библия считает преступной только внебрачную связь женщины (Левит, 20:10, Второзаконие, 22:22, Притчи, 6:20 — 7:27). В соответствии с библейским определением, если женатый мужчина спит с незамужней женщиной, то таковое вообще не считается преступлением. Женатый мужчина, имеющий внебрачные связи с незамужней женщиной, не является прелюбодеем, равно как и незамужняя женщина, вступившая с ним в связь, не является прелюбодейкой. В соответствии с библейским определением, если женатый мужчина спит с незамужней женщиной, то таковое вообще не считается преступлением. Женатый мужчина, имеющий внебрачные связи с незамужней женщиной, не является прелюбодеем, равно как и незамужняя женщина, вступившая с ним в связь, не является прелюбодейкой».

    Но об этих словах никак иначе не скажешь: либо наглая ложь, либо грубое невежество. Седьмая заповедь звучит одинаково для мужчин и для женщин: не прелюбодействуй (Втор 5:18, Исх 20:14) За прелюбодеяние полагается смертная казнь равно и мужчине и женщине (Лев 20:10), равно предписывается: не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых (Втор 23:17).

    Именно о мужчинах-прелюбодеях сказано: Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это (Притч 6:32), человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь…Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал. (Сир 23:22, 30).

    Именно блуд со стороны древних евреев становится причиной отвержения Израиля: Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц (Иер 5:7).

    А система двойных стандартов, более жесткая к прелюбодейке, чем к прелюбодею, известна как раз в исламе, так что, возможно, г-н профессор просто перепутал: «. и услышал от него Пророк: «Мой сын работал на этого человека и совершил прелюбодеяние с его женой. В возмещение убытков я отдал ему 100 овец и девушку-рабыню». Пророк ответил: «Забери своих овец и рабыню обратно, а сын твой получит 100 ударов и будет на один год изгнан. Покаявшуюся же прелюбодейку побейте камнями» (Малик 493:1524).

    Казанский профессор рисует прямо-таки сказочные условия для женщины в исламе («Такова кораническая концепция супружеских отношений: любовь, милосердие, покой, отсутствие права собственности друг на друга и двойной морали») и даже утверждает, что «в Исламе женщине предлагается некое равноправие».

    Объективности ради, мы изложим некоторые факты, о которых умолчал мусульманский апологет, и предоставим читателям самим судить, насколько эти заявления правдивы.

    Коран учит, что: «Мужья стоят выше жен потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них» (Коран 4,38 по пер. Крачковского).

    Согласно распространенному хадису-изречению «пророка», большинство женщин окажутся в аду. Ибн ’Умар рассказывал, что пророк сказал: О собрание женщин! Подавайте милостыню, побольше просите о прощении, ибо я видел, что большинство из обитателей огня — это вы. И одна женщина из их числа спросила: Почему большинство обитателей огня — это мы? Он сказал: Вы много проклинаете и неблагодарны к мужьям. Я не видел, чтобы у кого-то из обладающих разумом, было бы больше недостатков в вере и уме, чем у вас (Муслим, 1879). Согласно другому хадису, «пророк сказал: я не оставил после себя искушения более вредоносного для мужчин, чем женщины» (аль-Бухари и Муслим). Таким образом, мы видим, что Сунна полна высказываний оскорбительных и унизительных для женщин.

    Пытаясь убедить читателя, что в исламе наличествует «некое подобие равноправия между мужчиной и женщиной», автор выпускает из виду, что полигамия сама по себе свидетельствует о глубоком диссонансе в правах: женщина, в отличие от мужчины, не может позволить себе иметь несколько мужей. Женщина обязана хранить верность мужу, в то время как муж вправе законно нарушать верность жене (с другой женой, с временной женой, с наложницей). Так что все прокламации о равенстве являются не более, чем недоброкачественным рекламным трюком.

    Ставя вопрос о полигамии в современном западном мире, автор должен поставить тогда вопрос и о полиандрии в современном мусульманском мире, ибо традиционное мусульманское обоснование полигамии не вписывается в реалии сегодняшнего дня: женщины-бизнесмены вполне могут позволить себе содержать четырех мужей.

    Понятно, что на такую постановку мусульманин-традиционалист не пойдет, но тогда к чему лукавить, говоря о каком-то «равноправии» в исламе?

    Любой из четырех браков может быть расторгнут, и число последующих браков и разводов не регламентируется. Шариат знает несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Хотя поводы для развода достаточно точно определены, муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз’ «ты отлучена» или «соединись с родом». В случае развода муж должен выделить жене необходимое имущество «согласно обычаю». Разведенная женщина в течение трех месяцев остается в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена же может требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: если муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств на ее содержание.

    Согласно шариату, свидетельство двух женщин в суде приравнивается к свидетельству одного мужчины. Женщинам также запрещено следовать за похоронной процессией. Мужчина-мусульманин имеет право жениться на иноверке, но мусульманка выйти замуж за иноверца не может.

    Только в исламе существует чудовищное постановление, что если разведенные муж и жена захотят снова сочетаться браком, то для этого жене необходимо прежде выйти за другого мужчину (!), развестись с ним, и только после этого вернуться к прежнему: Если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся (Коран 2.230).

    В Коране прямо предписывается бить непокорную жену: увещевайте, избегайте их на ложе супружеском и бейте их (Коран 4:34). Даже до нынешнего дня и в самой Европе из-под пера ученых шейхов выходят специальные книги, посвященные тому, как надо «правильно» бить жену!

    В качестве «домашнего задания» остается только сравнить мусульманское понимание женщины как ущемленного в правах, «наиболее вредоносного», «имеющего недостатки в вере и уме» нижестоящего существа, обреченного в большинстве своем оказаться в итоге в аду, и христианское понимание женщины как созданной по образу Божию (Быт 1:27) сонаследницы благодатной жизни, которой надлежит оказывать честь (1Пет 3:7), которая в браке имеет право быть единственной любимой (Еф 5:28), являясь в этой любви образом Святой Церкви (Еф 5:23).

    www.pravoslavie.ru

    Женщины в браке: когда семья оказывается тюрьмой

    В Афганистане и Бангладеш 7% женского населения выходят замуж до 10 лет и около 40% до 15 лет.

    Для миллионов женщин на этой планете брак — это начало издевательств, насилия и бесправия.

    Традиции, основанные на доминировании мужчины, так или иначе сказываются на здоровье и условиях жизни женщин в ряде мусульманских и африканских стран. Правда, это совершенно не означает, что развитых государствах полностью отказались от патриархальных установок «традиционной семьи».

    Детские браки, сексуальное насилие в семье, экономическая зависимость — далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются женщины при поддержке «общественного мнения».

    Брак далеко не для всех женщин ассоциируется со счастливой семейной жизнью и любящим супругом. Традиции ряда мусульманских стран могут шокировать.

    К примеру, брак в раннем возрасте — 10-14 лет. Взрослые мужчины часто берут в жены практически детей. По оценкам ЮНИСЕФ, 82 миллиона девочек вступают в брак в возрасте до 18 лет. Многие из них — в гораздо более раннем возрасте, часто по принуждению, и сталкиваются с высокой степенью опасности насилия, включая принудительные половые отношения.

    Особенно сложная ситуация по оценкам ООН в Афганистане и Бангладеш, где 7% женского населения выходят замуж до 10 лет и около 40% до 15 лет.

    Девушек часто выдают по экономическим причинам, семья просто избавляется от «лишнего рта». Кроме того, считается, что женщина — существо несамостоятельное, поэтому ей необходим присмотр мужчины. Вот отец и отдает ребенка на попечительство. Бывает такое, что дочь отдают за деньги или в счет уплаты долга.

    Легально такие браки запрещены, а возраст вступления в брак колеблется от 16 до 18 лет. Но традиции в таких странах порой сильнее закона. Детские браки характерны для Индии, Афганистана, Пакистана, Бангладеш и Индонезии.

    Часты случаи, когда маленьких девочек ради брака крадут. Если мужчина изнасиловал девочку, он обязан на ней жениться, и мнение самой жертвы общество не интересует. Ребенок, которые не согласен с браком, не может найти спасение дома: если жена сбежит от мужа к родителям, муж вправе прийти и забрать ее.

    В прессе широко обсуждалась история 12-летней девочки из христианской семьи в Пакистане. Ее похитил мужчина, изнасиловал с друзьями и заставил подписать брачный договор. Однажды девочке удалось сбежать, и она пришла домой. Семья вызвала полицию, но те посоветовали отдать ребенка мужу, потому что закон на его стороне.

    Мужчина — глава семьи, он умнее, он в состоянии зарабатывать деньги и его волю необходимо беспрекословно исполнять. На такой вот убежденности держится домашнее насилие.

    Так или иначе каждая третья женщина в мире хотя бы раз сталкивалась с насилием в семье. В развитых странах с этим феноменом борются общественные организации, министерства и специальные комитеты. В других государствах от домашнего насилия женщин никто и не думает защипать.

    В Индии преступления в отношении женщин совершается каждые 3 минуты, каждые 9 минут одна женщина подвергается жестокости со стороны мужа и родственников. В Афганистане муж, свекор или двоюродный брат совершают 8 из 10 актов насилия в отношении женщин. Для подавляющего большинства иранских женщин семейная жизнь становится началом боли и унижения. 81% замужних женщин подвергались насилию в семье в первый год их брака.

    Одной из самых страшных традиций, особенно распространенных в Пакистане, является обливание непокорных женщин кислотой. Чаще всего кислотой обливают, чтобы отомстить за отказ от вступления в брак, сопротивление сексуальным домогательствам или в процессе семейных ссор. Ожоги от кислоты не так часто убивают, зато наносят серьезные увечья, в том числе и слепоту.

    Доминирующие положение мужчин в исламских странах, унижение в семье, изнасилования и отсутствие какой-либо экономической независимости приводят к массовым самоубийствам женщин.

    По данным только одного районного госпиталя в афганском городе Герат, специализирующегося на ожогах, в год к ним попадает около 700 женщин, которые пытались покончить с жизнью с помощью самосожжения.

    Истории таких женщин шокируют: так, в 13 лет Шахназ пыталась покончить с собой, потмоу что отец проиграл ее в азартные игры. Она провела год в ожоговом центре больницы Герата.

    Раз женщина выходит замуж, значит, ее тело принадлежит мужу и он может воспользоваться им, когда будет угодно. Если женщина не хочет, то на мужчину возлагается миссия «уломать», иногда даже с применением силы. Задача женщины — сохранения брака, вокруг которого выстраиваются ее приоритеты. Такой нехитрой логикой оправдывается в обществе сексуальное насилие.

    Статистика изнасилований сексуальными партнерами не утешает. По данным британского исследования преступности, чуть более половины женщин-потерпевших пострадали от партнера или бывшего партнера. Статистикименее развитых стран, особенно в Африке или Юго-Восточной Азии, практически нет, да и обращения в полицию по «семейным проблемам» — абсолютно бесполезное занятие для жертв.

    Кроме того, что в обязанности женщины входит удовлетворять супруга, она должна постоянно рожать детей. Планирование семьи и доступ к контрацептивам существуют далеко не во всем мире.

    [expert author=»Людмила Малес» position=»Социологиня, доцентка КНУ имени Шевченко» photo_id=»247012″]Важно отметить, что ныне экономические, политические и социальные институты заинтересованы в новых молодых работницах и работниках, но не заинтересованы в создании условий для рождения и воспитания детей. Решить такую ??»проблему» хотят за счет свободного времени, ресурса здоровья, социальных связей , что при всех положительных сторонах отцовства-материнства неизбежно приводит к снижению ее уровня жизни и т.д. Такое понижение ко всем не применишь. Поэтому и выбирается наименее защищенное и наиболее важное в репродукции лицо — женщина.

    Следовательно и возникает агрессивный репродуктивный давление идеологической машины. Суть его в популизме о величии материнства, и всякому замалчивании последствий понижения ее положения при материнстве — когда женщины рожают не благодаря собственной социально-экономической перспективе, а вопреки ей.[/expert]

    По данным ООН, среднее количество рожденных детей на 1 женщину в Центральной Африке переваливает за 6. Если участь, что во многих африканских странах практикуется женское обрезание, вследствие которого женщина не получает удовольствия от полового акта, картина вырисовывается не радужная.

    Так называемое «репродуктивное принуждение» свойственно не только африканским странам или традиционным мусульманам. Нередко оно встречается и на постсоветском пространстве. Причем традиции в обществе иногда превращаются в законы.

    К примеру, в России недавно в октябре 2011 года принят закон, призванный бороться с абортами. Теперь женщина обязана проконсультироваться со священником и взять «неделю тишины» — время для обдумывания. Получается, что в якобы светском государстве церковнослужители оказывают психологическое давление на женщину, по всей видимости считая, что она сама не может принять решение.

    В отличие от светских законов, правила шариата разрешают развод с ускоренной процедурой. Правда, такая привилегия касается только мужчин. Им достаточно сказать свой жене три раза «Ты для меня не жена». Считается, что раз мужчина содержит жену, то такое право развестись есть только у него.

    Теоретически, женщина тоже может просить развод, но прежде отдав все подарки и деньги, потраченные на свадьбу. Хотя, в любом случае, муж должен согласиться с решением жены.

    «Однажды я побывала в Таджикистане. Бесправность жены в этой стране практически во всех сферах жизни. К древнему правилу «устного» развода даже приспособили блага цивилизации. Сейчас немало уехавших на заработки таджиков по телефону сообщают своим благоверным о том, что брак разорван. Жена может забрать все, что способна унести с собой. Недаром так популярны золотые украшения, которые женщины почти не снимают, — продав их, можно будет выжить.

    Чтобы не допустить повального обнищания женщин, Президенту Таджикистана даже пришлось издать указ об обязательном заключении брачных контрактов, по которым за женой также закрепляется собственность», — рассказывает Лайма Гейдар, руководительница общественной организации «Женская сеть».

    Есть страны, где женщины подвергаются телесному наказанию за развод и супружескую неверность.

    Так, на прошлой неделе комиссар ОНН по правам человека спровоцировала на Мальдивах волну протестов. Представительница ООН назвала обязательные телесные наказания женщин за связи вне брака «бесчеловечными и унизительными». Протестующие заявили, что высказывания комиссара противоречат постулатам ислама и конституции Мальдивов.

    Женщина воспринимается как собственность мужчины. Так или иначе, традиции разных стран подтверждают патриархальную модель семьи.

    Так, в Индии распространено самосожжение жены после смерти мужа — сати, что в переводе с санскрита означает «преданная жена». Несмотря на то, что за ритуал установлена уголовная ответственность, ситуация лучше не становится. Некоторые ученые говорят, что ритуал появился как следствие исламского правления в Индии. Таким образом женщины защищали себя от насилия.

    В некоторых странах Африки, таких как Уганда, Зимбабве или Танзания, во время похоронной церемонии по традиции перечисляется все богатство мужчины. Начинают всегда с его жены, детей, а потом уже переходят к движимому и недвижимому имуществу.

    news.tochka.net

    Образ женщины в мусульманской религии

    Сейчас изучаю вопрос образа женщины в мусульманской религии. Нарвался в Сети на такую статью (взята с сайта Newsru.com):

    Газета The New York Times в сегодняшней публикации приводит описание сцен из 10-минутного фильма «Покорность», показанного на голландском телевидении и посвященного жизни мусульманских женщин. Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru.

    Женщина начинает молиться, ее лицо закрыто, видны только глаза, но ее длинная черная чадра оказывается прозрачной. Под чадрой на груди и на животе женщины написаны стихи из Корана.

    Появляются новые женщины. Невеста одета в белое кружево, но ее спина оголена, а на спине — сура из Корана, где говорится, что мужчина может взять свою женщину любым способом, в любое время и в любом месте, когда укажет ему Бог.

    Еще одна женщина лежит на земле, ее спина и ноги покрыты следами от ударов хлыстом. Стихи из Корана поверх ее израненного тела говорят, что виновные в прелюбодеянии должны быть наказаны 100 ударами хлыстом. Раздаются вселяющие ужас звуки обрушивающегося на тело хлыста; они резко контрастируют с яркой красотой арабской каллиграфии и мягкой восточной музыкой.

    Автор фильма — Айаан Хирси Али, беженка из Сомали, а ныне член парламента Нидерландов. С момента первого показа этот фильм оказался в центре национальных дебатов — именно этого и добивалась Хирси Али.

    43-летняя Хирси Али, воспитанная в традициях ислама, но отказавшаяся от веры, говорит, что ее целью было не оскорбление ислама, а привлечение внимания к тому, о чем так много говорят: тайному насилию в отношении мусульманских женщин, даже тех, кто живет в Европе.

    Она обратилась к силе образов, чтобы показать мир мусульманских женщин, полный надругательств, инцестов, принудительных браков и суицидов среди молодых иммигранток. Несмотря на то что на протяжении нескольких лет она писала и говорила об этом, ей казалось, что с этой темы в обществе не снято табу.

    «Мусульмане это отрицают, — указывает она. — Многие голландцы боятся говорить на эту тему, чтобы не вызвать религиозных напряжений и чтобы их не называли расистами».

    В фильме рассказываются истории четырех женщин, но это истории собирательные. По словам критиков, сюжеты слишком упрощенные, даже карикатурные. Однако эти истории разожгли новые дебаты о том, как модернизировать или адаптировать ислам в свете его распространения в Европе.

    В стране с населением 16 млн человек проживает миллион мусульманских иммигрантов или их потомков. Хирси Али — представительница небольшой, но растущей группы женщин, которые добиваются того, чтобы мусульманскую веру можно было практиковать без «диких средневековых обычаев», таких как отрезание гениталий, побои и почти тюремное заключение женщин в домах. Некоторые из этих активистов считают, что модернизация ислама должна исходить от женщин, особенно европейских мусульманок.

    Нарезки кадров из фильма появились в голландских газетах, журналах, отрывки из него показывались в различных телешоу, вызывая и позитивную реакцию, и возмущение.

    «Спору нет, это политический памфлет, это невозможно отрицать», — заявляет Тео ван Гог, режиссер фильма. Он не понимает, почему у многих мусульман этот фильм вызвал такой шок. По его словам, он был достаточно деликатен. Если бы мы действительно хотели шокировать людей, фильм был бы совсем другим, добавляет он.

    Фильм начинается с молитвы, а затем рассказчик повествует о четырех женщинах, которые просят Божьей помощи в облегчении их страданий. Одну насильно выдали замуж за человека, которого она ненавидит, другую изнасиловал ее собственный дядя, и она зачала, третью подвергли наказанию хлыстом после того, как она переспала со своим другом, а четвертую постоянно избивает ее муж. Женщины чувствуют, что Бог их покинул, несмотря на то, что они ему верны.

    Мы видим избитое и отекшее лицо, и рассказчик восклицает: «О, Аллах! Ты говоришь, что мужчины — защитники и опекуны женщин, потому что ты дал одним больше силы, чем другим. Но, по крайней мере, один раз в неделю я ощущаю силу кулака моего мужа на своем лице».

    Женщина, которая была изнасилована, говорит, что всегда следовала воле Аллаха, покрывая себя, как он требует: «А теперь я молюсь о спасении, а ты молчишь, как могила, которой я жажду».

    По словам критиков, не текст фильма, а суры Корана на телах женщин делают фильм кощунственным. «Нет ничего ложного в том, что говорится, это реальность, — говорит Лубна Беррада, родом из марокканской семьи, защитница прав женщин. — Протест порождает обнаженное тело. Это слишком вызывающе».

    Однако, по ее словам, разговоры ничего не изменят. Должна измениться целая система, в которой участвуют и женщины. «Женщины передают свою угнетенность своим дочерям, они воспитывают своих сыновей», — отмечает Беррада.

    Среди лавины писем и статей с реакцией на фильм — статья Фадуи Буали, медсестры в амстердамском госпитале, которая поражена количеством мусульманок, которые делают операции по восстановлению девственной плевы, чтобы скрыть факт, что они не девственницы.

    «Мужчины в день свадьбы получают девственницу, зашитую еврейскими, христианскими или атеистическими руками, — заявила она журналу De Tijd. — Неужели это то, чего они хотят?»

    По данным Карлы Рус, психиатра, которая уже 20 лет работает с женщинами, подвергшимися насилию, половина из них — мусульманки. «Попыток самоубийств среди молодых женщин-иностранок в пять раз больше, чем среди местных женщин», — приводит она результаты исследований.

    Дебаты продолжаются, так же как и нападки на Хирси Али. В рэповой песне, которую крутят на одной местной радиостанции, ее призывают убить. Угрозы смерти приходят ей по электронной почте, и ими полны интернет-чаты. Полиция в Роттердаме только что арестовала молодого марокканца, которого обвинили в том, что он угрожал Хирси Али. Ее круглосуточно охраняют два правительственных телохранителя.

    Но Хирси Али намерена продолжить свою кампанию. Недавно она потребовала в парламенте, чтобы министр внутренних дел приказал полиции пересмотреть определение убийства в случаях с молодыми женщинами-мусульманками. Она считает, что каждый год как минимум десять убийств мусульманских девушек в Нидерландах — это кровная месть братьев, отцов или родственников. Полиция указывает в качестве причин таких убийств «семейные конфликты».

    «Полиция утверждает, что хочет избежать навешивания ярлыков, — заявляет Хирси Али. — А я говорю, что мы должны знать правду».

    Помимо фильма, Хирси Али опубликовала две книги о положении мусульманских женщин: «Фабрика сыновей» и «Клетка для девственниц». Ее следующий проект — продолжение фильма «Покорность». В нем будет отражена точка зрения мужчин.

    Вообще, мусульманская религия одна из самых жестоких религий из мне известных по отношению к женщине. Феминизмом там и не пахнет. В христианстве за последнее время начались хоть какие-то сдвиги, как, например, разрешение женщинам становиться священниками. Интересно, ожидаются ли в будущем какие-нибудь изменения в исламе по отношению к женщинам? Думаю, пока сами женщины этого не захотят, то нет.

    exilet.livejournal.com

    Как живут семьи в ОАЭ

    Семья в ОАЭ стоит на первом месте. Женщина, являющаяся хранительницей семейного очага, уважается арабскими мужчинами. Считается, что семья тем счастливее, чем больше в ней детей.

    Решение о вступлении в брак принимает в первую очередь семья жениха. Права женщин в мусульманских странах равносильны мужским, поэтому потенциальная невеста имеет право отказаться от предложения, если жених ей не приглянулся.

    Арабские женщины практически никогда не выходят замуж за европейцев — за брак с неверным ее просто выдворят из страны навсегда. Мужчины же из ОАЭ иногда женятся на девушках из Европы, — но и тут все построено так, что брак не приносит выгоды никому кроме мужчины. Для женщины этот брак не станет пропуском для получения гражданства, детей, если семейная жизнь не заладится — отберут и оставят в стране.

    Правда сам брак с богатым эмиратцем — вещь во-многом приятная, пока он длится. Ведь по закону, даже если жена вторая, третья или четвертая — каждая имеет свой отдельный дом, щедрое содержание, а доля внимания должна быть равной на каждую из «любимых» женщин.

    Сегодня далеко не каждый араб может позволить себе многоженство. Хотя ислам и разрешает иметь до четырех жен, главной причиной такой моногамии является отсутствие средств на содержание гарема. Поэтому классическая семья ОАЭ, состоящая из одного мужа, нескольких жен и гарема – привилегия шейхов и состоятельных людей.

    Если для европейских молодоженов брачный контракт только сейчас начинает входить в моду, то для арабских стран такой договор является обязательным элементом свадьбы. Подписывают брачный контракт вместо невесты два ее родственника.

    Само же свадебное торжество после подписания может состояться в течение года – до этого жених может видеть свою будущую жену только в присутствии ее родни. За невесту семья жениха выплачивает калым, который может достигать и нескольких сот тысяч долларов, поэтому рожать девочек выгодно.

    Арабская свадьба – зрелище поистине грандиозное. Стол ломится от угощений, которые постоянно обновляются, дабы показать приглашенным свое гостеприимство и изобилие. Так как ислам запрещает алкоголь, на праздничном столе нет ничего, крепче кофе. Но это не запрещает гулять свадьбе до семи дней.

    Расхожее мнение о дискриминации в отношении арабских женщин – на деле оказывается несколько преувеличенным. В любой арабской семье женщина должна слушаться мужа, но она всегда принимает участие в решении важных вопросов.

    То, что в Эмиратах замужние женщины живут, как в тюрьме, – миф.

    Да, на улице их почти не видно. Те, что есть – в черном.

    Вообще-то замужняя женщина может носить все, что ей вздумается: и мини-юбку, и джинсы, и шорты (они там вообще большие модницы, могут проводить часы в магазинах, выбирая ультрасовременные наряды и ткани), – но сверху она обязана надеть черную шелковую накидку до пят, а лицо закрыть черным платком. Видны только пальцы рук, ступни и глаза. И то, черные накидки встречаются редко. Сегодня на улицах можно увидеть арабку в джинсах и тунике, но единственное, чего придерживаются до сих пор — покрытие головы. Вот кого редко встретишь, так это женщину без платка на голове.

    Женщины постарше закрывают лицо медной маской. Молодые, конечно, раскрепощеннее, но вся красота – для мужа.

    Кстати, эмиратские женщины получают вполне приличное образование, для них открыты лучшие университеты мира, но ученость так и остается невостребованной. Выйдя замуж, девушка больше не может работать: либо ей запрещают, либо она не хочет сама, утомленная частыми беременностями и родами. (Хотя, конечно, молодежь в этом плане более прогрессивна. И многие девушки, получив образование в Европе, там же и остаются, чтобы сделать карьеру. Арабские семьи, живущие за пределами мусульманского мира, редко всерьез придерживаются вековых традиций).

    Когда-то арабский муж мог в любое время сказать жене: «Талак, талак, талак» («уйди «) – и это значило, что он с нею разводится, и она должна немедля убраться из его дома, взяв с собой только то, во что была одета. Поэтому женщины – на всякий случай – все подаренное им золото носили на себе. Сейчас, конечно, это анахронизм. Но женщины по-прежнему носят на себе килограммы золота (так, дочь шейха на свадьбе украсилась 16-ю килограммами золота. Газеты подробно описывали каждое ювелирное изделие и публиковали фотографии, с указанием точной цены). А мужчины – дарят золото вместо цветов. Чем больше весит подарок, тем сильнее любовь. Согласно местной поговорке, женщина без золота – голая.

    А тем, кто переживает по поводу «угнетения» арабских жен их мусульманскими мужьями, можно сказать: женщина в ОАЭ может подать на развод в двух случаях.

    1) Если наличествует факт измены со стороны супруга. Но эта статья заведомо «дохлая», т.к. в ОАЭ официально разрешено многоженство. А если муженек-таки согрешил, жена предпочитает помалкивать. Замуж повторно такую «скандалистку» никто не возьмет, и всю жизнь за ней будет тянуться шлейф сплетен. Опять же, дети при разводе остаются с отцом.

    2) Если муж недостаточно обеспечивает свою благоверную. Ну там, не водит в рестораны (правда), не покупает золота (правда), строит ей дом хуже, чем у остальных жен и т.д. Суд очень тщательно рассматривает такие прошения и, бывает, удовлетворяет их. Ведь богатый эмиратец может позволить себе несколько жен, но ко всем должно быть равное отношение. Устанавливается четкий график посещений, новой жене строится отдельная вилла (не дешевле, но и не дороже, чем у предыдущей), деньги распределяются в равной пропорции, и вообще – жены должны быть всем довольны. Если что-то не так – это проблема не жены, а мужа, не сумевшего «разрулить» ситуацию.

    Родственная поддержка в арабской семье обладает огромной силой. К примеру, в случае, если женщина овдовела, брат мужа сочтет своим долгом, на ней женится и оберегать.

    www.happy-giraffe.ru


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *