Неустойчивая самооценка
После чтения последней главы в кабинете завязался разговор о так называемой «неустойчивой самооценке».
Суть в том, что человек, который не знает, чего хочет, не знает своего отношения к другому и, поэтому, оказывается весьма зависимым ото всех и вся.
Его отношение к себе и к миру — его самооценка — колеблются, подчиненные наглядным оценкам любого партнера, порой случайному движению животных и даже неодушевленных предметов.
Такой человек чувствует себя и воспринимается другими неуверенным в себе, даже когда хорохорится и важничает. Для него весь мир в большей или меньшей степени наполнен злокозненными волями и влияниями на него извне и изнутри (со стороны его же собственного, непонимаемого им тела).
Напротив, тот, кто знает, чего хочет, чувствует свое отношение к каждому и от чужих оценок зависит мало. Его отношение к себе, к людям, к любым вещам выражает его интересы и мало подвержено ненужным ему влияниям людей и, тем более, вещей. Он уверенно чувствует себя. Уверенным воспринимается и другими.
Неустойчивая самооценка, неуверенность в себе возникают вследствие того, что, не замечая и не зная своего отношения к другим, к миру, мы сами невольно тормозим свою внутреннюю активность. Тогда в момент встречи с другим человеком, с любым внешним движением мы оказываемся как бы пусты. На фоне этой пустоты любое чужое действие, движение, отношение, даже непреднамеренное и случайное, становится для нас единственной, ведущей нас силой — доминирующей активностью. Мы оказываемся захваченными ею, будто загипнотизированными этой чужой жизнью. А подчас и внутренними, непонятными для нас, шевелениями в собственном же организме. И тогда, как загипнотизированные, мы в состоянии только подчиняться . или, сопротивляясь постороннему нам якобы влиянию, артачиться, действовать в противовес чужой инициативе. Или «подавлять» собственные же отвергаемые импульсы. Но, и подчиняясь и сопротивляясь, мы теперь руководствуемся внешней по отношению к нашему выбору — чужой нам волей, а не служим собственным своим интересам. Мы же их (свои интересы) сами проигнорировали, не заметили еще до всякой встречи с «чужой» инициативой. И подчиняясь и сопротивляясь, мы испытываем чувство несвободы, ощущение, что на нас «давят», нас «подавляют», а в бредовых случаях даже, как нам кажется, «гипнотизируют». Любое внешнее (да и внутреннее) движение «тащит» нас в свою сторону. Мы раздираемы этими движениями. В действительности же, повторю, эта зависимость определяется нашей незаполненностью собой, нашей пустотой, а не чужим стремлением нас подавить.
Нередко захватившая нас чужая активность, с которой мы боремся, оказывается случайным проявлением такого же, как мы, неуверенного в себе человека с неустойчивой самооценкой. Даже непонятное поведение животного или неожиданное шевеление осеннего листа на дереве — движение любого предмета может в этой пустоте стать единственным управляющим нами заполнителем. Чужое, даже случайное, действие для нас реально, заметно, увлекает нас, неприкаянных, независимо от наличия или отсутствия связанных с нами намерений у его носителя. Подчинены мы с самого начала своей пустоте, а не чужому произволу.
Замечательно, что чужого произвола мы в этом вакууме без собственной активности неосознанно активно ищем, как губка воду. Ищем по самым разным причинам. Например, чтобы в борьбе с теми, кому сопротивляемся, ощутить собственную силу. Или, чтобы почувствовать остроту, реальность своего существования. И чтобы было, на кого свалить ответственность за все, что сами делаем или не делаем, но хотели бы. Да просто чтобы что-то делать, наконец! Ведь самим нам эта наша неприкаянность порой совершенно невыносима.
Когда же мы ясно ощущаем свои нужды, сознаем свои интересы, активно отслеживаем свое отношение к другому, и хорошо отдаем себе отчет в этом своем отношении, тогда именно оно (наше отношение) становится нашей главной активностью, доминирующей, наполняющей нас силой. Любое малейшее шевеление в нашем теле, в нашем организме становится сигналом ведомых или еще неведомых, но интересных нам наших желаний.
Любое чужое движение теперь только усиливает наше собственное, как хворост усиливает огонь, и попытка дуть тоже раздувает пламя. Мы можем согласиться с другим, не согласиться, иметь третье, независимое от него мнение. Можем просто идти своей дорогой. Другой для нас тогда частное лицо, а не властелин. Он нам как такой же, как и мы, человек понятен. Он волен иметь свой взгляд на вещи и на нас, как и мы — свой. Это только взгляд частного лица. Другой не обязан с нами соглашаться или даже считаться. Он человек. Мы от него так же зависим и не зависим, как и он от нас. Любая чужая активность усиливает нашу (как и тогда, когда мы сопротивлялись «гипнозу чужой воли»), но теперь усиливает в нужном нам направлении, заранее выбранном нами, выбранном нашим отношением к себе, к другим, ко всем вещам.
Устойчивая самооценка — следствие беспрерывного интереса к себе, к своей жизни, к своей нужде и результат поминутной заботы о своем мире.
Но есть и еще одно жизненно важное отличие человека с неустойчивой самооценкой.
Не зная или придумывая, сочиняя от головы свое отношение к вам, он не знает и вашего отношения к себе. И это в свою очередь усиливает его неуверенность. Ведь, не чувствуя и не зная отношения к тебе партнеров по общению, теряешь важнейшие опоры для точного взаимодействия. Становится очень трудно общаться.
Дело в том, что знающий свое отношение ко всему и вся человек с устойчивой самооценкой просто чувствует всем своим существом, чего он от вас хочет. И этим своим хотением тут же получает ясно ощущаемый ответ, есть ли нужное ему у вас. Чувствует ваше отношение к нему и к интересующим его предметам. Так голодный по запаху знает, где жареная картошка, где хлеб, а где несъедобная тухлятина или другая отрава.
Человек с неустойчивой самооценкой не чувствует себя — своих желаний. Ему нечем почувствовать ваше отношение — вас.
Подменив мир схемой, правилом, он живет вымыслом. Всегда пусть хоть чуть-чуть, но невпопад.
psy.wikireading.ru
Иллюзия низкой самооценки
«У меня низкая самооценка» — знакомая фраза, не правда ли? Есть только маленькая проблема — человек с действительно низкой самооценкой никогда так о себе не скажет. Он-то уверен, что его оценка себя адекватная. И вообще, люди с низкой самооценкой — редкость. Зато именно так о себе говорят те, кто обладает неустойчивой самооценкой. И это, как раз, потрясающе распространенное явление.
Что это значит? Что, периодически, человек ощущает себя ни на что не способным, малозначительным, ничтожным и т.п. (все типичные представления о «низкой» самооценке). А, периодически, наоборот — чувствует, что, на самом деле, он как раз-таки совершенно потрясающий, может, даже гениальный. Просто, так складываются обстоятельства, что не удается это показать, или он старается не в полную силу, а вот если бы постарался как следует, то уж точно достиг бы запредельных высот. Собственно, цель такой неустойчивой самооценки (заметьте, не причина, а именно цель) — ни в коем случае не создавать четкого представления о себе. Иначе, может оказаться, что где-то — можешь больше, чем реально делаешь. А где-то — вот твой предел и большего ты не можешь. Можешь, конечно, подучиться, приложить усилия, стать чуть лучше, но в этой области звезд с неба точно не схватишь. Реальные представления о себе они такие — беспощадные и однозначные. Если на них посмотреть без розовых очков или неопределенности, которую придает неустойчивая самооценка, то может стать довольно грустно.
Однако, именно четкое представление о себе создает надежную основу, дает независимость от чужого мнения и оценок. Ведь это, по сути, точка отсчета — я такой, я это о себе знаю. Пусть ругаются бабушки в автобусах, захваливают льстивые подчиненные, пытаются обидеть случайные недоброжелатели — я от этого не меняюсь, это всего лишь их мнение. И от этой точки отсчета можно пытаться что-то изменить, планомерно двигаться в выбранном направлении. Например, рисую я так себе, на среднем уровне — но знаю, что могу пойти на курсы и лучше овладеть техникой. Или аккуратный я на столько-то (носки в стирку уберу, а вот посуду могу и на ночь оставить) — меня этот уровень совершенно устраивает, и в отношениях это мне не мешает. Или моя организованность такова, что я могу ставить себе цели, разбивать их на задачи, прикидывать в уме, что я собираюсь сделать за день, но вот писать подробные планы в ежедневнике — не мой вариант. И это значит, что даже при всем желании стать педантом я не смогу.
Некоторые признаки неустойчивой самооценки:
- фраза «у меня низкая самооценка»
- человек легко может оценить, кто его лучше, а кто хуже (не по отдельным качествам, а в целом).
- душевные метания от «ничтожества» до «гения» (о последнем можно никому не говорить, но знать в глубине души); отсутствие четких представлений о том, какой я.
- сильная подверженность чужому мнению, будто бы другие люди про такого человека знают лучше, чем он сам (сказали, что талантливый — значит, талантливый; сказали, что неудачник, значит, и правда — неудачник).
- частые мысли в духе «если бы. » (если бы сложилось иначе, если бы лучше старался, если бы не ленился и т.п.)
- отсутствие реальной оценки результатов своих действий (чаще всего, вечное недовольство этим самым результатом, что тоже поддерживает идею о скрытой гениальности — ведь мог бы. )
Как прийти к адекватной самооценке?
Главная задача — создать четкое представление о себе, о своих возможностях и различных качествах, но вот как это сделать — единого рецепта нет, каждый найдет какой-то свой способ. Может, это будет сбор мнений (ведь если 10 человек говорят одно и то же, возможно, в этом есть доля истины). Может, методичное исследование своих способностей и особенностей. Может, критичный взгляд на то, чем занимаешься и как привык это делать. Может, работа с психологом. Для каждого что-то свое.
m.b17.ru
§4. Самосознание и уровень притязании. Самооценка личности
Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самосознания и устойчивого образа «Я» [11, с. 236-249; 13].
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «образ-Я».
Самосознание продукт развития. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс переосмысления, проходящий через всю его жизнь, образует основное содержание внутреннего мира человека, определяющее мотивы и смысл его деятельности. Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет его деятельность, но и изменяет отношение к себе, т.е. изменяется его самосознание.
В самосознании человека можно выделить следующие компоненты [13]:
1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.
2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2-3 года, когда малыш овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая фразой «Я сам».
3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточный уровень развития мышления.
4. Социально-нравственное самосознание, способность к которому формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта в процессе общения и деятельности.
Открытие своего внутреннего мира способствует более избирательному отношению к себе. Делается попытка найти ответы на такие вопросы, как: «Кто я такой?», «Что я могу сделать?», «Каковы мои возможности?» и пр. Задумываясь над своим внутренним миром, человек начинает «конструировать» себя. Так возникает «образ-Я», как своеобразная установка по отношению к самому себе.
Возникновение «образа-Я» включает три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий – т.е. практическое отношение к себе. С возрастом происходит значительное изменение «образа-Я». Психологические исследования этой проблемы идут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержании «образа-Я» и его компонентов (какое значение придается внешности, какое умственным или моральным качествам и т.д.). Далее исследуется степень его достоверности и объективности. Наконец, прослеживается изменение структуры «образа-Я» в целом — степень его дифференцированности (когнитивной, сложности) внутренней последовательности и устойчивости.
Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые он выдвигает, обосновывает перед другими людьми и перед самим собой далеко не всегда отражают побуждения человека, реально определяющие его действия.
Существенной стороной самосознания, от которой зависит степень адекватности оценки себя и окружающих, является самооценка. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С ее помощью происходит регуляция поведения личности. Самооценка определяет доволен человек собой или нет. Экспериментальные исследования показали, что многое зависит от его индивидуальных особенностей —в частности, от реакции на неуспех. Было обнаружено, что личность более озабочена бывает не столько тем, чтобы добиться успеха, тем, чтобы избежать неудач. И если приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, то человек выбирает либо самые легкие задания, либо самые трудные. Одни – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален), другие потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи. Уязвления «образа-Я» не будет.
Роль самооценки в развитии личности очень велика. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение. Возникает самооценка в процессе жизни по мере усвоения моральных принципов данного общества, в процессе общения с другими людьми. Оценка окружающих – важный источник возникновения оценки собственной личности. Однако по мере накопления опыта ее роль со стороны окружающих снижается. И все большее значение в поведении человека начинают приобретать оценки результатов собственной деятельности. Возникает личностное отношение к собственным возможностям, поступкам при непрерывной сверке с оценками окружающих.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной).
Адекватная самооценка позволяет человеку соизмерять свои силы с поставленными задачами, относиться к себе критически, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Тем самым обеспечивается благоприятное эмоциональное состояние, уверенность личности в себе.
При неадекватной завышенной самооценке человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Часто берется за то, что ему явно не по силам. Такой человек часто руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих, в результате у него часто утрачиваются нужные межличностные контакты. Чрезмерно завышенная самооценка может привести к формированию таких черт личности, как самоутверждение, высокомерие, зазнайство и пр., а в некоторых случаях и к патологическим отклонениям психики.
Постоянное занижение оценки деятельности личности со стороны окружающих и самой личности формирует заниженную самооценку. Неадекватная заниженная самооценка приводит к недооценке себя, что может привести к повышенной тревожности, ранимости, болезненному мнению о себе, в результате чего могут нарушиться контакты с окружающими. Многие проблемы для людей с заниженной самооценкой кажутся неразрешимыми. Такой человек остро реагирует на критику, чувствителен к одобрению, часто страдает от одиночества, у него, как правило, понижена активность, инициатива, отсутствует вера в успех. В результате чего он делается недоверчивым, а иногда и недоброжелательным к окружающим.
Чрезмерно низкая самооценка может способствовать появлению комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, замкнутости и других тормозящих развитие личности качеств. На личность большое влияние оказывает оценка, которую дают ей окружающие, и оценка результатов своей деятельности самой личностью. Полученный результат может удовлетворить или не удовлетворить ее. Это зависит от уровня притязаний.
В основе уровня притязаний личности лежит самооценка как способность человека осознавать и оценивать себя. Притязание – это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую он считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Уровень притязаний может быть частным он относится к достижению в отдельных областях деятельности (напр., в музыке, спорте и т.д.) или личностных отношений (занять определенное место в системе отношений: дружеских, семейных, производственных и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить и более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого притязания лежит оценка себя как личности.
Понятие уровня притязаний было введено немецким психологом К. Левином. Было показано, что уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений, как успешных, так и неуспешных, т.е. формирование внутреннего, относительно устойчивого стремления к успехам в различных видах деятельности. В психологии такое состояние личности рассматривается как мотив достижения.
Знание уровня притязаний позволяет лучше понять мотивацию поведения ученика. Уровень притязаний личности может быть адекватным возможностям и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенные притязания могут способствовать возникновению устойчивого отрицательного эмоционального состояния, получившего название «аффект неадекватности». Это состояние возникает чаще всего в связи с неуспехом в деятельности и характеризуется либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.
В педагогическом процессе важно учитывать особенности уровня притязаний учащихся. Соответствие притязаний возможностям – одно из условий гармоничного развития личности. А несоответствие – источник возникновения разных конфликтов ребенка, как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к различным отклонениям в развитии личности. Самооценка и притязания формируют определенные поведенческие реакции на те действия, которые могут быть вызваны «образом-Я». Это в значительной степени определяет и ожидания человека, т.е. его представление о том, что должно произойти.
Ожидаемая оценка также может быть высокой, средней, низкой. Экспериментально установлено, что ожидаемая оценка, являясь довольно устойчивой в привычном коллективе, может существенно изменяться, становиться неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, устанавливает новые взаимоотношения.
Совокупность всех представлений человека о себе («образ-Я»), оценка самого себя (самооценка) и потенциальные поведенческие реакции, вызванные «образом-Я» и самооценкой, формируют «Я-концепцию» личности.
«Я-концепция» способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.
studfiles.net
Повышение самооценки
Низкий уровень самооценки причина возникновения социальных фобий (боязнь людей, боязнь публичных выступлений, боязнь успеха…). Люди с низкой самооценкой отличаются пассивностью и робостью. Они ранимы и обидчивы, отовсюду ждут насмешек и оскорблений. Такое мироощущение приводит к одиночеству и порождает массу неоправданных комплексов, формируя образ неудачника.
Если у человека проблемы с самооценкой, не видать ему гармоничных отношений ни в семье, ни с любимым, ни тем более в бизнесе! Выход один — повышение самооценки.
Рекомендации повышения самооценки
- Говорите себе только хорошее. Вечное недовольство собой никак не способствует росту уровня самооценки. Поэтому первое, что нужно сделать — это полюбить себя и почаще хвалить за успехи, даже если они не слишком значительны. Проснувшись, скажите себе, что жизнь день ото дня становится лучше, вспомните, какой вы красивый, умный и способный. Хватит сравнивать себя с другими: психологи утверждают, что правильнее сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним.
- Оцените себя по достоинству. Для того чтобы выполнить этот совет, психологи рекомендуют отличное упражнение. Следует взять лист бумаги и разделить его на две части. В одной части отметить все свои положительные качества, в другой — отрицательные плюс то, что вы бы хотели изменить в себе. Вторую часть списка нужно принять к сведению, а первую — регулярно читать вслух. Говорят, низкая самооценка сходит на нет!
- Займитесь физкультурой. С благодарностью и любовью относитесь к своему телу, но в то же время не забывайте самосовершенствоваться. Любые физические упражнения сильно поднимают человека в его собственных глазах. Займитесь бегом трусцой, запишитесь на плавание или в тренажерный зал, делайте утреннюю гимнастику или, на худой конец, заведите привычку пару остановок проходить пешком. Как известно, в здоровом теле — здоровый дух.
- Не оправдывайтесь. Постарайтесь не извиняться за один проступок дважды, а тем более многократно. Не бубните многословные речи в свое оправдание по делу и без дела, убеждая себя, что «так делают воспитанные люди». Вполне достаточно один раз извиниться, да и то только в том случае, если считаете себя виноватым. Если же нет, то спокойно, уверенно объясните свой поступок.
- Избегайте вторжений. Прекратите общение с людьми, которые бесцеремонно вторгаются в вашу жизнь, навязывают вам свое собственное мнение, свое видение решения проблем и тем более внушают вам чувство вины. Защищайте свое личное пространство и стройте собственную жизнь по своему сценарию. Ведь это ваша жизнь, никто, кроме вас, не сможет прожить ее.
- Выбирайте «правильных» друзей. Влияние окружения на человека велико. Помните поговорку «с кем поведешься, от того и наберешься»? Если вы не слишком уверены в себе, вряд ли вам пойдет на пользу общение с человеком, который недоволен всем и вся, постоянно брюзжит по поводу несовершенства мира, да еще и выискивает недостатки у окружающих. Общаться и дружить лучше с позитивно настроенными и уверенными в себе людьми — это полезно для здоровья! Такие люди не склонны осуждать других, они буквально «заражают» всех бодростью, любовью к окружающим и оптимистическим настроением!
- Занимайтесь любимым делом. Практика показывает, что чаще всего уровень самооценки напрямую зависит от того любимым ли вы делом занимаетесь или нет. Так, может, вместо того чтобы погрязнуть в работе, делающей вас несчастным, и заниматься ею спустя рукава, стоит выбрать профессию по душе? Несомненно, в этом случае у вас будет больше шансов добиться хорошего результата, а это, в свою очередь, самым благотворным образом повлияет на ваше душевное состояние. И еще. Решив сделать какое-то важное дело, не откладывайте его в долгий ящик. Если вы хотите что-то начать или поменять в своей жизни, начинай прямо сейчас, «новая жизнь с понедельника» — это бездействие. Чем дольше собираетесь начать, тем более непреодолимыми будут казаться возможные трудности.
- Приносите пользу людям. Ничто так не убеждает человека в его нужности, как помощь другим. Примите участие в благотворительной акции, сделайте кормушку для птиц, помогите донести сумку старушке. Практика показывает, что помогая тем, кто в этой помощи нуждается, отдавая частичку себя другим, мы словно поднимаемся в собственных глазах. В то же время не кричите на всех углах о своей нужности и старайтесь чрезмерно не демонстрировать свою значимость. Истинная уверенность в себе не нуждается в громких внешних проявлениях. Уровень самооценки является показателем того, как вы сами оцениваете собственные усилия, приложенные для достижения цели, и окружающие здесь ни причем.
- Живите с удовольствием. Говорят, что 98% населения живут по правилам, а 2% их создают. Согласитесь, жить среди вторых, самому создавая правила, гораздо удобнее. Позвольте себе жить с удовольствием: сходите в парикмахерскую, обновите гардероб, порадуйте себя любимым блюдом, наконец, просто сделайте в доме генеральную уборку — все эти мелочи значат для повышения самооценки немало. Заведите дневник успеха и регулярно записывайте туда все свои достижения — это поможет взглянуть на жизнь с другой стороны. А еще разрешите себе быть несовершенным. Во-первых, все неудачи, проблемы и удары судьбы — это бесценный опыт. Во-вторых, идеальных людей не бывает, и вы, как и большинство, что-то делаете хуже других, но ведь что-то и лучше! Простите себя за промахи и неудачи, извлеките уроки и начините все сначала. Победитель отличается от хронического неудачника, отношением к неудачам.
- Создайте свое будущее. Как бы вы хотели жить через пять, десять, двадцать лет? Представьте картинку собственного счастливого будущего, подумайте, как можно этого достичь, составьте план действий и неуклонно следуйте ему. Словом, определите жизненную цель и упорно следуйте ей: знающие люди утверждают, что лучший способ предсказать будущее — это создать его!
Когда самомнение идет во вред
Высокая самооценка — это вовсе не то же самое, что здоровая самооценка, убеждены психологи. Профессор психологии из Университета штата Джорджия Майкл Кернис в своем исследовании обнаружил интересную закономерность: поведение людей с неустойчивой и поверхностной высокой самооценкой практически ничем не отличается от поведения людей с низкой самооценкой. «Ранее считалось, что, чем выше человек оценивает себя, тем лучше. Однако в последние годы эта теория трещит по всем швам, особенно, если речь идет об агрессивном поведении, — говорит профессор Кернис. — Люди с завышенной самооценкой порой становятся просто невыносимыми, если кто-то ставит под угрозу их эго». Исследователь утверждает, что они компенсируют свою мнительность навязчивой тенденцией по любому поводу отстаивать и рьяно защищать «свою честь», на которую, в общем-то, никто и не посягал. Как правило, они преувеличивают степень потенциальной угрозы, поэтому им приходится прикладывать много усилий, чтобы сохранить чувство собственного достоинства.
«Нет ничего крамольного в том, что люди хотят думать о себе хорошо, — резюмирует ученый. — Но, когда это приобретает навязчивый характер, человек становится слишком чувствительным к критике окружающих и вынужден постоянно доказывать свою значимость. Такое поведение лишает всех психологических преимуществ».
Как известно, все мы «родом из детства»: если родители без устали повторяют ребенку, что он ничего не умеет и у него ничего никогда не получается, велика вероятность, что в будущем у этого человека возникнут большие проблемы. Поэтому совет родителям: что бы ни произошло, критикуйте поступок, а не ребенка. И совет тем, кто не может похвастаться «правильными» родителями: помните, что как говорят американские психологи, никогда не поздно иметь счастливое детство!»
И, наконец, самое главная: следуя вышеуказанным советам повышения самооценки, не перестарайтесь, не «лезьте из кожи вон». Просто живите и верьте в то, что сможете добиться всего, чего захотите.
Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:
constructorus.ru
—