Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Понятие самооценка человека

Понятие самооценки личности в психологии (стр. 1 из 2)

студенка 402 группы ФП

Калимуллина Л. Р.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало, в другого человека, лишь отнесясь к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?

Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной характеристики.

Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быт сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т. е. определено его “Я идеальное” ) с его “Я текущим”, т. е. рядом качеств расположенных в той последовательности, в которой они данному человеку представляются выраженными у него самого.

Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном “Я”, а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность судить о том, каков “Я-образ” в количественном выражении.

Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность может проявляться по-разному.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Выше упоминалось об эффекте неадекватности. Это психологическое состояние возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные преставления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения и главным, стратегическим целям, рассчитанным на свою жизнь.

mirznanii.com

Глава 1. Сущность понятия «самооценка».

В данной главе основное внимание мы сосредоточим на природе самооценки человека. Мы рассмотрим разнообразие подходов в понимании самооценки различными психологами. Во второй части этой главы мы проанализируем самооценку человека с точки зрения ее структуры.

Что такое самооценка? Для большинства концепций понятия «самооценка» характерен общий ряд положений, которые суммирует словарь «Психология»:

«Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности[12].»

Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Уже сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа[13] (реальная или идеальная), с которой он считается, в которой черпает свои ценностные ориентации (не зависимо от того, насколько они адекватны), идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами.

Для христиан — это религиозные ценности, принятые в данной местности, церкви или деноминации. Если столь очевидно, что личность постоянно сверяет свои поступки с позицией и ценностными ориентациями референтной группы, то важно сопоставить, что видит человек в самом себе с тем, что имеет для него ценность и значение. Личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результата бывает довольной собой или недовольной.

А. Разнообразие взглядов на самооценку.

Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Ниже мы рассмотрим концепции тех психологов, которые внесли значительный вклад в развитие этого понятия.

Уильям Джеймс. Первым, кто ввел понятия «самооценка», «образ самого себя» в структуру личности был Уильям Джеймс. В своей теории Джеймс разделил личность на 3 части согласно:

· ее составных элементов;

· чувств и эмоций, вызываемых этими элементами (самооценка);

· поступков, вызываемых этими элементами личности (заботы о самом себе и самосохранение).

Составные элементы личности Джеймс подразделил на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. После исследования составных элементов личности он рассмотрел чувства и эмоций, вызываемые этими элементами, а именно самооценку. Самооценку, в свою очередь, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой[14]. Последующие персонологи развили свои теории личности, рассматривая самооценку человека через призму тех философских взглядов, которые лежат в основе каждой из таких теорий.

Зигмунд Фрейд представляет человека как водимое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией суперэго[15].

Беррес Фредерик Скиннер природу самооценки видел несколько по-иному. Для него развитие и научение человека происходит через опыт. Развитая им «теория оперантного научения» представляет человеческое развитие как результат взаимодействия индивида с окружающей средой, которое происходит через положительный или отрицательный опыт. Такой опыт либо подкрепляет либо подавляет последующее повторение поведения. Поэтому основным формирующим фактором самооценки является положительный или негативный опыт. Из него индивид и черпает представления о себе[16].

Альберт Бандура. Концепция, предложенная Альбертом Бандурой, является развитием бихевиоральных взглядов Скиннера[17]. Но в отличие от Скиннера Бандура считал, что научение происходит не только через прямой опыт, но и через наблюдение. Опыт, приобретаемый с помощью наблюдения, он назвал «косвенным подкреплением». Например, студент, который наблюдает за тем, как его сосед во время теста успешно компилирует конспект, получает позитивное косвенное подкрепление, и вероятность воспроизведения такого же опыта этим студентом увеличивается. Но главным фактором, по мнению Бандуры, регулирующим человека и движущим его, является самоподкрепление. Этот процесс имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. В свою очередь, самоподкрепление, или саморегулирование Бандура делит на три процесса: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Особую роль здесь играет самооценка. Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритике[18]. Оценка поведения происходит по своим личностным стандартам, причем эти стандарты определяются относительно, т.е. путем сравнения себя с окружающими или с ценностями эталонной группы. Поэтому фактор сравнения играет важнейшую роль в формировании самооценки. Саму самооценку Бандура рассматривает в категориях «самоэффективность», «самоуважение» и «чувство собственного достоинства». Действие самооценки Бандура видит через мысленное представление:

«Те, кто считают себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение. Те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем[19].»

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознания результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств (Горбачева В.А., Акудинова Н.Е., Бронников И.Н.). Причём, главную роль в формировании личности играет фактор социальной среды, издержки семейного и школьного воспитания, рабочий коллектив и т.д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль[20].

Альфред Адлер видел истоки формирования самооценки, а в частности, чувства неполноценности в детстве, когда ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и нуждается в опеке родителей.

«Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности»[21].

Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочнение чувства превосходства.

Карл Роджерс рассматривал самооценку через понятия «самости» или «Я- концепции». Основную роль в формировании «Я-концепции» он отводит оценке индивидуума другими в младенческом и подростковом периоде, т.е., по его мнению, «Я-концепция» формируется в процессе социализации через взаимодействие со значимыми другими (родители, друзья и т.д.). Через призму своей «Я-концепции» человек видит мир. Роджерс предположил, что «Я-концепция» не контролирует и не регулирует действия человека, скорее она символизирует главную часть сознательного опыта индивидуума, а поведение человека лишь согласуется с ней. Сама «Я-концепция» включает в себя не только наше восприятия того, какие мы есть, но так же и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть[22].

Гордон Олпорт. Согласно Гордону Олпорту, самооценка формируется в процессе развития проприума[23]. Этот процесс состоит из семи стадий. Третьей стадией развития проприума (возраст около 3-х лет) он называет формирование чувства самоуважения, а несколько позже, на пятой стадии (5-6 лет), — образ себя. Предложив семь аспектов развития проприума, Олпорт назвал еще один — познание самого себя. Он считал, что этот аспект стоит над всеми остальными, являясь заключительной стадией развития проприума[24].

Эрик Фромм. Интересный взгляд на природу самооценки имел Эрик Фромм. Он утверждал, что поведение человека может быть понятно только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. А для нынешнего века характерна невиданная доселе свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений, чего не было в прошлые столетия. Свобода, в свою очередь, принесла человечеству чувство одиночества, собственной незначимости и отчужденности. Свои новые проблемы человечество решает по-разному. Один из возможных путей — отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм выделяет несколько стратегий, используемых людьми с целью бегства от свободы. Первый из них — авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я»[25]. Второй способ бегства — деструктивность. Человек преодолевает чувство неполноценности, унижая и покоряя других[26]. Третий способ — конформизм, т.е. абсолютное подчинение социальным нормам, регулирующим поведение. «Индивидуум прекращает быть самим собой, он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других — таким, каким они хотят его видеть»[27]. Последние два способа бегства мы рассмотрим ниже более подробно (см. стр. 40). Обобщая, можно сказать, что для Фромма источник проблем — это социальная среда.

Абрахам Маслоу рассматривает самооценку в свете описанной им иерархии потребностей[28]. В этой иерархии он последовательно расположил человеческие потребности в порядке их очередности:

· Потребности безопасности и защиты.

· Потребности принадлежности и любви.

· Потребности самоактуализации (самосовершенствования).

Маслоу указал, что невозможно подняться на уровень последующей потребности, не удовлетворив предыдущую. Из названных потребностей непосредственно связанны с самооценкой две:

— потребности в принадлежности и любви;

Потребности в самоуважении Маслоу разделил на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижение независимости и свободы. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, социальный статус, оценка и принятие. Человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми для него людьми.

Исследователями изучается не только природа самооценки, но и ее проявления. В частности, Морис Розенберг[29], наблюдая за юношами школьного возраста, показал, что те из них, кто страдает заниженной самооценкой, особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее реагируют на смех и критику, на неуспех, а так же на то, если у них что-то не получается в работе или они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Часто они не способны налаживать близкие отношения с другими, т.к. стесняются себя и бояться открыться перед другими. Вследствие этого, для них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уход от действительности и одиночество. Так, 2/3 из опрошенных Розенбергом юношей с заниженной самооценкой страдают от одиночества, а из юношей со здоровой самооценкой — лишь 14%. Их больше беспокоит мнение окружающих. В общении они чувствуют себя неловко, они заранее уверенны, что окружающие о них плохого мнения (1/4 — заниженная самооценка и 1/100 — здоровая).

Заниженное самоуважение и коммуникативные трудности влияют на социальную активность таких людей. Они принимают значительно меньше участия в общественной жизни, реже занимают выборные должности. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить или подчиняться, а также предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет необходимых данных. Рассматривая ниже признаки заниженной самооценки, мы более подробно остановимся на её проявлениях (см. стр. 27).

Существуют данные о наличии связи между самоуважением и отношением к другим людям: человек положительно относящийся к себе, обычно принимает и других, тогда как негативное отношение к себе часто сочетается с отрицательным и недоброжелательным отношением к другим. Низкое самоуважение порождает целый ряд трудностей в сфере общения и межличностных отношений (Л.Келе, Р.Кулка, Д.Клингель 1930), а также связано с различными эмоциональными расстройствами: депрессиями, отрицательными эмоциональными состояниями, болезненными симптомами и агрессивным поведением[30] (П.О’Малли, Д.Бахман, 1975).

Б. Структура понятия самооценки.

Представляет интерес также структура самооценки. Этому вопросу посвящены работы Андрущенко Т.Ю., Горбачевой В.А., Колчановой И.В., Леви В.Ж., Липкиной А.И., Подоляк Л.Г., Полозовой Т.А., Труповой Н.М.. Среди западных психологов это К.Роджерс, А.Маслоу, М.Вагнер, и др.

Мы остановимся на структуре самооценки М.Вагнера[31]. Его структурная разработка самооценки ценна, во-первых, тем, что он рассмотрел самооценку в свете человеческих потребностей. Во-вторых, он дал, на наш взгляд, наиболее исчерпывающий перечень факторов, из которых строится самооценка человека:

a Ощущение себя любимым.

a Чувство собственного достоинства.

a Чувство компетентности.

Хотя каждый аспект затрагивает отдельную потребность человеческой души, они взаимосвязаны. Например, невозможно иметь здоровое чувство собственного достоинства, долгое время не ощущая себя любимым окружающими, или трудно чувствовать себя компетентным, находясь в среде, где человек не уважается как личность.

Вследствие того, что эти три аспекта взаимосвязаны, некоторые психологи, рассматривая эти категории, соединяют некоторые из них в одно целое. Например, Маслоу и Олпорт объединяют «достоинство» и «компетентность». Нужно признать, что связь между «достоинством» и «компетентностью» действительно существует, однако «достоинство» — это более широкое понятие, чем просто гордость за свои успехи и уверенность в своих навыках. В свою очередь, «чувство компетентности» имеет свою специфическую направленность и выходит за рамки понятия «чувство собственного достоинства». Поэтому в целях лучшего понимания структуры самооценки мы будем придерживаться того разграничения понятий, которое предложил Вагнер.

1. Ощущение себя любимым.

Важнейшим столпом[32], на котором базируется самооценка, является ощущение себя любимым:

«Ощущение себя любимым или чувство принадлежности — это ощущение безопасности, которое бывает у человека, когда его или ее принимают другие, ощущение того, что я являюсь частью родства, что меня любит, по крайней мере, еще один человек. Это осознание того, что кто-то действительно заботится обо мне. Принадлежность — это то, что я чувствую, когда знаю, что меня любят безоговорочно, таким, какой я есть[33].»

Чем меньше в этой любви условий, тем более целительной для души она является. Это состояние безопасности, когда человек чувствует, что ему не нужно кем-то становиться, чтобы его полюбили. Это также называется чувством принадлежности, когда человек чувствует, что он кому-то принадлежит: человеку, семье, обществу, церкви. Многократные психологические исследования показали, что это важнейший фактор в развитии здоровой личности. Джеймс Д. Меллори и Стенли Болдуин называют любовь «самой мощной целительной силой, которая может существовать в жизни человека»[34]. Интересно отметить, что библейские авторы тоже подчёркивают эту мысль. Например, для апостола Павла любовь — это «совокупность совершенства» (Кол.3:14).

Любовь особенно необходима в детстве и в подростковом периоде, когда формируется личность и складывается внутренний образ. Ее отсутствие приносит целый комплекс эмоциональных проблем, которые будут беспокоить человека на протяжении большей части жизни. Важно также отметить, что ощущение себя любимым непосредственно зависит от окружающих людей.

2. Чувство собственного достоинства.

Чувство собственного достоинства — это второе слагаемое самооценки.

«Чувство собственного достоинства — это ощущение того, что ты являешься целостным в душе, это возможность чувствовать себя хорошо, чувствовать, что ты сам себе нравишься; ты уважаешь себя; ты не стыдишься того, как обращаешься сам с собой. Это ощущение того, что с тобой все хорошо, что ты чистый, правильный, настоящий. Это ощущение того, что ты достаточно хорош или стоишь того, чтобы люди приняли тебя, что ты стоишь того, чтобы люди любили тебя[35]».

Нельзя не заметить, что чувство собственного достоинства тесно связано с предыдущим основанием самооценки — ощущением себя любимым. Когда человек ощущает, что другие любят и принимают его, это непосредственно влияет и на его чувство самоценности, ибо если человек приемлем для других, то, скорее всего, он будет приемлем и для себя самого.

3. Чувство компетентности.

Чувство компетентности является третьей важнейшей составной самооценки человека[36].

«Чувство компетентности — чувство: «Я могу делать это!» Таково уверенное отношение людей, обладающих здоровым представлением о себе, когда они начинают какое-то новое дело. Этот оптимистический взгляд на вещи вселяет в них надежду и отвагу. С ним тесно связан и успех в решении проблем в прошлом. Люди со здоровым чувством компетентности встречают каждый новый день не со страхом, а с радостью и энтузиазмом, думая обо всех тех возможностях, которые открываются перед ними[37].»

А. Бандура назвал это «самоэффективностью» и определил как «чувство собственной компетентности и эффективности». Он отличал самоэффективность от самоутверждения и чувства собственного достоинства. Согласно Гордону Олпорту, который раскладывает развитие индивида на определенные стадии — стадии развития проприума, формирование чувства компетентности (Олпорт называет «чувство самоуважения») относится примерно к третьему году жизни ребенка, как мы уже отмечали ранее. Позже, в возрасте четырех — пяти лет, чувство компетентности обретает оттенок соревновательности, когда важную роль играет ощущение себя победителем. Эриксон формирование компетентности связывает с латентной стадией[38] развития ребенка (по теории психосоциального развития, разработанной З.Фрейдом), которая проходит с 6 до 12 лет[39].

Компетентность относится к сфере знаний, навыков и умений. С самого детства ребенок учится принимать решения, пробует себя в различных видах деятельности, таких как приобретение знаний, спорт, различные виды работы. Развитие идет также в социальном плане, когда ребенок приобретает определенный инструментарий навыков общения с людьми, таких как умение завязывать и поддерживать отношения, разрешать конфликты, корректно выражать свои чувства и т.д. Не последнюю роль в этом играет внутренний образ ребенка, а также ощущение себя любимым. Когда дети подрастают и им разрешают оторваться от мамы и папы, чтобы исследовать мир, в них начинает выстраиваться здоровое чувство компетентности. По мере того, как их поощряют к выполнению новых задач и преодолению трудностей, растет и их чувство уверенности в своих способностях. В зависимости от того, как с все большим успехом они выполняют эти новые задачи и учатся снова и снова подниматься после неудач, они учатся говорить: «Я смогу сделать это».

Нетрудно заметить, какую роль в формировании чувства компетентности играют родители, учителя, друзья. Все три столпа самооценки зиждутся на влиянии окружающих и мнении окружающих: что окружающие думают обо мне как о личности (т.е. чувство собственного достоинства), считают ли меня достойным любви (т.е. ощущение себя любимым), уважают ли меня (чувство компетентности). Таким образом, окружающие влияют на формирование самооценки человека: во первых, как мощный фактор влияния на все 3 столпа, на которых зиждется самооценка; во вторых, в качестве референтной группы, сравнивая себя с которой и черпая ценности из которой, человек остается довольным или недовольным лично собой.

Важность влияния других на формирование самооценки становится еще более значительной, если саму природу коммуникативной потребности человека мы будем рассматривать, как «стремление познать себя с помощью партнера». Такое видение, предложенное еще Марксом, имеет поддержку и сегодня (Димитров И.Т., Драгунова Т.В., Коломинский Я.Л.)[40].

В. Самооценка и уровень притязаний.

Говоря о самооценке, нельзя не сказать об уровне притязаний человека[41]. Взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний определил еще У.Джеймс своей формулой, которая стала классической[42]:

Нетрудно увидеть зависимость самооценки от уровня притязаний. Чем выше притязания, тем меньше шансов на успех, что соответственно влияет на самоуважение.

«Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования непрестанны, а борьбе не предвидится исхода. Самый яркий из возможных примеров этого дает история евангельской теологии, где мы находим убеждение в греховности, отчаяние в собственных силах и потерю надежды спастись одними добрыми делами. Но подобные же примеры можно встретить и в жизни на каждом шагу. Человек, понявший, что его ничтожество в какой-то области не составляет для других никаких сомнений, чувствует странное сердечное облегчение. Прировняй свои притязания к нулю, — говорит Карлейль, — и целый мир будет у ног твоих. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь начинается только с момента отречения[43].»

При завышенном уровне притязаний страдает самооценка. Например, выпускника духовной академии ожидающего, что после возвращения в родную конференцию его поставят служителем многочисленной церкви в столичном городе — скорее всего, ожидает разочарование и чувствительный удар по самооценке.

studfiles.net

Понятие самооценки и её виды

Мы предлагаем гостям те блюда, которые нравятся нам.

Так и в общении: вначале приготовь себя, понравься себе, а потом предлагай себя другому.

Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.

Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности,

Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение , а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

Что же представляет собой самооценка? Самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждейий, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в аюге самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известных автор книг по психологии ТА Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.

может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

Недооцениваешь себя — застреваешь на месте, переоцениваешь — спихнут с места. (Веселин Георгиев) Чтобы занимать руководящие должности, важно обладать четкой самодисциплиной, а значит, и ответственностью в исполнении собственных решений. Этому способствует уверенность в себе и сознание того, что принимаешь верные решения и если раз осту .

Нет между людьми закона более нравственного, чем закон власти и подчинения. (Томас Карлейль) Мужчинами, как правило, власть всегда воспринимается положительно. Независимо от того, идет ли речь о политике или экономике, им всегда есть что сказать. Обладать властью для них означает возможность говорить решающее слово, принимать решения и .

Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменен .

www.psinside.ru

Понятие самооценки личности в психологии

Министерство образования и науки РФ

Башкирский государственный педагогический университет

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало, в другого человека, лишь отнесясь к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный. Каков же психологический механизм этой проверки?

Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быт сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т. е. определено его “Я идеальное” ) с его “Я текущим”, т. е. рядом качеств расположенных в той последовательности, в которой они данному человеку представляются выраженными у него самого.

Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном “Я”, а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность судить о том, каков “Я-образ” в количественном выражении.

Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность может проявляться по-разному.

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Для нас человек определяется, прежде всего, не его отношением к собственности, а его отношением к его труду. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности, оно же становится основой и стержнем ее сознания.

Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

1.2. Особенности проявления самооценки в юношеском возрасте.

Юношеский возраст определяется в психологии как период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются психологами по разному.

Юношеский возраст – этап формирования и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Самооценка младших детей воспроизводит, как правило, ту оценку, которую они получают от родителей и других авторитетных взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на самооценку. Однако осознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких как слабость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоциональной оценки и социального сравнения (свой ум или красоту можно оценить, только сравнив себя с кем-то другим).

Как и подросток, юноша страстно хочет знать то, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом (“Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус; если взялся за трудную задачу и осилил ее, значит, я способный” ). Но ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую проверку. Многие нелогичные точки зрения взрослых, поступки, озорство, лихачество – объясняется не столько желанием выделится в глазах других, завоевывать популярность, сколько именно потребностью самопроверки – своей решительности, отваги и т. д.

xreferat.com


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.