Самооценка младшего школьника
Под самооценкой подразумевается комплекс убеждений и чувств человека по отношению к самому себе. У школьников роль самооценки не ограничивается лишь собственно учёбой, в этом возрасте дети уже обладают чувством собственного достоинства и стремятся достичь в жизни успеха. Поэтому залогом гармоничного развития личности становится адекватная здоровая самооценка. Перейдя во взрослую жизнь, неуверенный в себе школьник наверняка останется нерешительным.
Начало формирование самооценки у школьников
Младший школьный возраст является тем временем, когда мотив достижения успеха закрепляется в качестве устойчивого свойства личности.
Важными особенностями личности младшего школьника становятся:
В этот период формируется нормальный уровень притязаний – ребёнок учится адекватно оценивать свои возможности и способности, понимает, что успех зависит не только от имеющихся у него способностей, но и от прилагаемых усилий и старания.
Уровень развития его самосознания переходит на качественно другую ступень. Школьник более не ощущает себя изолированным, но вовлечённым в систему людских отношений, то есть он начинает осознавать себя в качестве социального существа. Этот новый уровень развития самосознания имеет прямую связь с развитием новой грани личности – внутренней позиции. Личность ребёнка в целом характеризуется стремлением стать школьником, что определяет его деятельность, поведение и систему отношений к себе и к окружающей действительности. Как показали исследования, представления о себе имеют тесную связь с самооценкой, т. е. отношением к себе.
В семь лет начинает складываться самооценка, под которой понимается обобщённое (внеситуативное, устойчивое), но одновременно дифференцированное отношение школьника к себе. Через неё опосредуется отношение школьника к самому себе, суммируются отношения с людьми, опыт его деятельности – ведь ребёнок как психически, так и физиологически уже готов к подобному анализу. С помощью этой важной личностной инстанции школьник способен контролировать свою деятельность с оглядкой на нормативные критерии, может выстраивать достаточно целостное собственное поведение в соответствии с общественными нормами.
Для установления взаимоотношений с ребёнком, для неизбежно складывающегося между людьми нормального общения необходимо знать его самооценку. Особенно это касается самооценки младших школьников, которая наряду с другими чертами характера и особенностями психики лишь формируется в нём, поэтому на неё можно воздействовать и корректировать её в большей степени, нежели у взрослых.
Когда школьник в процессе воспитания и обучения усваивает определённые ценности и нормы, то под воздействием чьих-то (сверстников, учителей) оценочных суждений, он вырабатывает определённое отношение не только к результатам собственного обучения, но и к себе самому как индивидууму. Подрастая, он всё более чётко различает то, чего он на самом деле достиг и то, чего бы смог достичь, если бы у него были другие качества личности. В результате в учебно-воспитательном процессе у школьника формируется установка оценивать собственные возможности, что является важным компонентом самооценки.
Но в самооценку входят не только понимание уже достигнутого, но и устремления ребёнка, то, как он представляет своё будущее. Пусть этот проект ещё несовершенен, но он имеет огромное значение в саморегуляции как всего поведения, так и конкретно учебной деятельности.
Самооценка помимо прочего содержит мнение других о себе, ставшее известным ребёнку, а также его растущую собственную активность, нацеленную на осознание своих качеств личности и поступков.
Особенности самооценки младших школьников
Исследования обнаружили у младших школьников все виды самооценок:
Причём с каждым годом способность правильно оценивать себя самого и свои возможности возрастает, а тенденция себя переоценивать снижается. Крайне редко встречается устойчиво заниженная самооценка. Можно сделать вывод о динамичности самооценки младшего школьника и одновременно её тенденции к обретению устойчивости. Позднее она переходит в личностную внутреннюю позицию, становится поведенческим мотивом, формируя различные качества личности. Отсюда вытекает решающая роль взрослых в процессе становления детской самооценки.
Формирование самооценки в процессе учебной деятельности
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка крепнет стремление к удовлетворению возросших потребностей не через игру и воображение, а в реальном плане, каковым после прихода в школу становится для него учебная деятельность. Здесь всё ново: правила в отношениях с окружающими, нормы предметных действий, посредством которых раскрываются закономерности объектов, ранее неизвестные. Картина мира упорядочивается через систему научных знаний, которые ребёнку необходимо приобретать. Поэтому для младшего школьника основной становится учебная деятельность.
Самопознание школьника переходит в учебную деятельность вместо игровой, которая отличается более результативным, целенаправленным, произвольным и обязательным характером. Учебную деятельность оценивают окружающие, поэтому она объективно определяет его положение среди них, а от этого зависит его самочувствие, внутренняя позиция, эмоциональное благополучие. Ребёнок в процессе обучения познаёт и себя, формируя самооценку, представления о себе, навыки саморегуляции и самоконтроля.
В процессе обучения младшему школьнику необходимо научиться ставить цели и управлять собой, контролировать поведение, для чего требуются знания о себе. От уровня самооценки напрямую зависит процесс формирования самоконтроля. Осуществление самоконтроля уже под силу младшим школьникам, но им ещё требуется участие сверстников и руководство взрослого. В учебной деятельности происходит самосознание ребёнка, а основой его самооценки становится представление о себе.
В школе ребёнок обретает новый вид деятельности, а вместе с ним и новый тип мышления, которое ориентирует его общекультурные эталоны, нормы, закономерности, образцы взаимодействия с миром вокруг. В этом мире школьнику предстоит найти своё место, выстраивая взаимодействия по схеме «я – окружающие люди».
Главенствующая роль обучения в формировании самооценки заключается в том, что именно учебная деятельность создаёт предпосылки для возникновения теоретического мышления, открывающего дорогу рефлексии, которая становится качественно новым свойством детской психики. Невозможно сформировать адекватную самооценку без умения рефлексировать на собственные действия.
У младших школьников наблюдается переход оценки своих поступков и действий к более обобщённой самооценке, предполагающей способность к рефлексии, как эталону нравственного поведения.
Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пошатнувшая устоявшиеся у советских людей понятия и о .
Определение самооценки младшего школьника
Самооценка ребёнка начинает складываться ещё в детском саду, а к 6-8 годам этот процесс завершается. Сюда входит: оценка себя самого, своей деятельности, положения в классе, своей успеваемости. Как показали исследования, в этом возрасте у детей самокритичность развита слабо. Поэтому ребёнок в споре будет видеть лишь неправоту оппонента. Хорошая успеваемость положительно влияет на становление самооценки, благодаря чему авторитет ребёнка в классе растёт. Общение в коллективе также важно. На развитие самооценки младших школьников большое влияние оказывает стиль воспитания родителей. В семьях, обижающих, унижающих, не хвалящих ребёнка, дети вырастают неуверенными в себе.
Довольно просто проверить самооценку младшего школьника. Нужно нарисовать на бумаге лестницу с семью ступеньками и попросить испытуемого расставить на ней одноклассников по принципу:
- на ступеньках с первой по третью – хороших ребят;
- на 4 ступеньке – ни плохих, ни хороших;
- на 5-7 ступеньках – только плохих.
- Ребёнка нужно хвалить даже за незначительные достижения, демонстрировать ему гордость за него и свою любовь.
- Найти занятие, где бы ребёнок был наиболее успешен: рисование, вышивание и т. д.
- Быть опорой и защитой для ребёнка, стараться всегда принимать его сторону (если, конечно, он прав). Чувствуя за спиной надёжную опору, ребёнок будет уверенней себя вести.
- Развивать круг общения школьника, пусть он как можно больше знакомится с другими детьми.
- Записать ребёнка в кружок или спортивную секцию, где командный дух, борьба за первенство, общие интересы помогут ему повысить самооценку.
- Научить ребёнка говорить взрослым «нет».
- Самим быть лучшим образцом для подражания ребёнка.
А в конце попросить найти место и для себя в этой иерархии. Ребёнок с завышенной самооценкой поставит себя на первую ступень, с адекватной – на 2-3 ступени, с низкой – на 4-6 ступень.
Как повысить самооценку ученика?
Для ребёнка самой важной является поддержка родителей. Улучшению мнения о себе больше всего способствует мнение взрослых. На этот счёт есть ряд советов:
Развивающее обучение
Развивающее обучение по В. Давыдову и Д. Эльконину позволяет достичь большого прогресса в развитии навыков рефлексии, которая необходима для формирования адекватной самооценки. Эта система обучения в большой степени направлена на создание оценки и контроля ребёнка, которые также важны для формирования самооценки личности.
Параллельно друг другу должны идти детская и взрослая оценки: учитель оценивает и контролирует с целью коррекции процесса обучения, а ученик, приступая ко всё более сложным заданиям, растёт, как продукт учебного процесса.
В первом классе дети фиксируют свои достижения на «линейках самооценки», во втором классе заводят «журнал роста» или «журнал достижений». Словесно или в виде схем они отмечают ошибочное или верное выполнение любого этапа, при этом они сами классифицируют и систематизируют задания. В третьем классе дети начинают работать с карточками, учатся оценивать не только ход своих действий и суждений, но и конечный результат. Они учатся прогнозировать уровень своей готовности, определять границу между уверенными и неуверенными действиями, выбирать задания, помогающие справиться с проблемным материалом. В четвёртом классе используется полный цикл оценки и контроля. С помощью этой поэтапно-цикличной работы у школьника сформируется здоровая самооценка при сохранении интереса к обучению.
blogs.bebeshka.info
Самооценка школьника: как ее повысить
Заниженная самооценка — это одна из самых главных проблем, с которой встречаются школьники (особенно младшеклассники). Именно она становится причиной сомнений и страхов касательно будущего. Справиться с этим самостоятельно дети не могут, поэтому им на помощь должны прийти взрослые. И если педагоги будут работать с ребенком в школе, то его родителям также нельзя оставаться в стороне.
Многие взрослые недооценивают роль уровня самооценки в жизни их ребенка. Однако именно он влияет на активность школьника, его планы, взаимодействие с коллективом и даже оценки. И вместо того чтобы ругать детей за плохие отметки и неуспеваемость, стоит обратить внимание на атмосферу в доме.
Для первоклассников начало учебного года может превратиться в настоящий кошмар. Им приходится столкнуться с домашними заданиями, новым ритмом жизни, а еще с оценками. Именно последние внушают им больше всего страхов. Ведь отметки в дневнике воспринимаются куда серьезней простого уровня знаний. Для ребенка они — показатели его статуса. Плохая оценка будет равноценна заявлению «ты — плохой человек». И родители должны помешать развитию такого мировоззрения. Что именно они могут для этого сделать?
Сначала надо установить уровень самооценки ребенка. Для этого подойдут домашние задания. Пусть школьник выполнит их, а потом сам себя оценит. Можно придумать соответствующие обозначения (только не цифры или буквы, иерархия которых станет новым камнем преткновения), например, геометрические фигуры. Ребенок может отметить задания, с которыми справился, которые ему даются очень тяжело и непонятные. После того как он выставит свою оценку, работу должны проверить родители. Они смогут увидеть, как ребенок оценивает свои способности, и должны объяснить ему, где он ошибся.
Очень часто причиной появления заниженной самооценки у школьника является педагогически безграмотное воспитание самих родителей. Например, унижение ребенка, выражение сомнений в его успехе и т. д. Родители не должны говорить ему о том, что он не сможет, а подчеркнуть как раз то, что ему окажется под силу. Пусть сначала это будут совсем небольшие начинания, зато в них школьник обязательно преуспеет.
Обычно заниженная самооценка выражается в постоянном поиске похвалы и одобрения. Особенно это заметно на примере первоклассника. В начале учебного года он хочет услышать только положительные отзывы о себе, поэтому беспрекословно подчиняется всем словам учителя, старается выполнить каждое задание. Но ни у кого не может получиться абсолютно все, поэтому рано или поздно ребенок слышит критику. Вот тогда из-за низкой самооценки он как бы получает подтверждение своей слабости и перестает стараться. Адекватное самовосприятие не привело бы к подобным последствиям. Поэтому родителям необходимо поддержать школьника, поощрять его, помочь ему и доказать, что он со всем справится.
Если ребенку трудно справиться с домашним заданием, пусть делает его с перерывами. Не надо его заставлять. Также школьник должен уважать, но никак не бояться учителей и родителей. Их слова и наставления должны им восприниматься, а не пугать его. Иначе ребенок не сможет оставаться самим собой, а начнет потакать чужим желаниям, не сумеет защитить свое достоинство перед другими школьниками.
Родители должны делать акцент на успехах своего ребенка. Существуют разные варианты для этого. Можно сделать небольшую доску почета и вывешивать работы школьника, записывать на ней его достижения, делать пометки о хороших оценках. Пусть она будет яркой, красивой и несет положительный посыл. Необходимо всегда повторять детям, что ими гордятся. Иногда полосу неудач может прекратить даже небольшая удача в маленьком деле.
Чтобы следовать всем этим советам, взрослым не надо постоянно себя контролировать. Родители должны просто поверить в своего ребенка, тогда их поведение, одобрительные взгляды не останутся незамеченными.
anydaylife.com
Самооценка школьника — важный пункт в развитии личностных качеств человека. Неоднородность самооценки школьников.
Говорить ребёнку: «Поросёнок! Свинья! Тупица! Тунеядец» — это хуже, чем каркать. Самооценка школьника довольно сложна по своей структуре. Если брать детей школьного возраста в целом, то можно отметить, что в этой среде присутствуют почти все виды самооценок.
Например, заниженная самооценка хотя и есть, но встречается довольно редко. Такие школьники не любят быть в «первых рядах»; страдают от того, что их одолевает страх перед контрольными работами, хотя материал могут знать блестяще. Такой тип школьников можно отнести к комплексующим, или подверженным негативным установкам.
Большинство современных детей, сидящих за партой, составляют личности с высокой и завышенной самооценкой. Первые – прилежные ученики, которые всегда стремятся к осуществлению своих целей и желаний. Вторые – «разбойники», которые берутся только за те задания, которые им под силу, а к неудачам относятся некритически. Особенность их в том, что они могут давать такие обещания, которые не в силах выполнить. Детям из богатых семей и вовсе присуще необоснованное чувство титулованности.
Особняком в массе детей школьного возраста стоят те, у которых неадекватная самооценка – «уйти в себя» — вот их главная задача. Эти дети всегда застенчивы и нерешительны, что может привести к краху и невозможности осуществления поставленных целей.
Самооценка школьника – отдельная рубрика в сфере деятельности Натальи Грейс, которая успешно помогает не только взрослым, но и детям. Ведь у всех есть проблемы, которые необходимо решать, и даже если они для взрослого кажутся «пустяковыми», для ребенка это может быть трагедия и травма на всю жизнь. Тренинг повышения самооценки дети осваивают столь же быстро и легко,
как велосипед или мобильный телефон. А родителям можно сказать: говорите детям только хорошее!
www.samoocenka-cheloveka.ru
Повышение самооценки – делай то, чего боишься
Один из самых ударных способов повысить свою самооценку — это делать то, чего ты боишься. В то же время этот способ один из самых трудных.
Я не призываю делать то, чего боишься, если совершенно непонятна цель таких поступков. Безрассудный риск не оправдан и обычно свидетельствует больше о глупости, чем смелости.
Осознанное, можно даже сказать расчетливое преодоление страха всегда идет на пользу человеку.
Можно выделить два вида страхов, которые стоит преодолеть:
- — то, что не дает достигнуть ваших целей;
- — страхи, преодоление которых поднимет вас в собственных глазах, повысит вашу самооценку.
Преодоление первого вида страхов полезно как для поднятия самооценки, так и напрямую для достижения целей.
Преодоление второго вида страхов в первую очередь направлено на повышение самооценки, но конечно, косвенно помогает достигать целей, поскольку человек с более высокой самооценкой легче достигает своих целей. Заниженная самооценка часто служит источником разных необоснованных страхов.
Определить страхи, которые желательно преодолеть довольно легко. Каждый человек обычно знает свои страхи, которые он хотел бы преодолеть. Страхи, которые мешают ему продвигаться к своим целям. У каждого есть внутреннее понимание этой проблемы.
Кто-то боится темноты, кто-то плавать, кто-то прыгнуть с парашютом, познакомиться с девушкой на улице, прокатиться на лошади, насекомых (иногда даже бабочек).
Чтобы страх прошел нужно делать то, что боишься, и лучшего способа преодолеть страх не существует.
У вас есть товар или услуга, но чтобы ее продавать, нужно звонить потенциальным покупателям. Конечно, если вы боитесь звонить, боитесь услышать отказ, это серьезно снижает эффективность ваших продаж. И конечно страх перед отказом при звонках нужно преодолеть.
Чего мы боимся? Что удерживает нас от поступков, которые нам бы хотелось сделать. Чаще всего мы боимся последствий своих поступков, либо неизвестности таких последствий.
Но у человека есть разум, способный решить большинство проблем. В том числе и преодолеть свои страхи.
Определите, запишите все возможные последствия своих поступков. Может ли это нанести вам какой-то реальный вред? Например, физический или финансовый. Если самые серьезные последствия, какие вы можете себе представить, заключаются в том, что вы почувствуете дискомфорт или депрессию, то это тот случай, когда основные проблемы исключительно у вас в голове, в вашем воображении. И ничего серьезного с вами не произойдет.
Если же возможны серьезные последствия, например, для здоровья или в материальном плане, то подумайте, как их можно минимизировать или устранить. Насколько возможные риски соответствуют возможной полезности ваших поступков.
Избавиться от страха неизвестности в силу самой сути проблемы можно изучением вопроса. Чем глубже и детальней вы знаете предмет, тем меньше страха неизвестности будете испытывать. Что самое страшное может произойти с вами, если вы сделаете это?
Когда преодолеваешь свой страх, делаешь то, чего боишься, страх ослабевает. И каждый следующий шаг становится проще.
Страх подавляет вашу энергию. Смелость наполняет вас энергией.
Нужно понимать, что некоторых вещей боятся большинство людей.
Например, публичные выступления. Многие известные ораторы или артисты стали такими, потому что преодолели свои страхи.
Представьте, что будет, если вы преодолеете свои страхи. Какие возможности перед вами откроются? Представляйте это в своем воображении регулярно. Пусть это стимулирует вас.
Поступок, в котором вы преодолеваете свой страх, может иметь серьезные позитивные последствия, даже если он не приводит к нужному результату. Такие поступки меняют человека, раскрывают его возможности. После этого вы уже не будете такими как прежде. Вы будете знать, что вы это можете.
Напоследок несколько советов.
Старайтесь ежедневно делать поступки, которые боитесь делать (если такое технически возможно). Анализируйте свои ошибки.
Попробуйте идти от простого к сложному.
Поделитесь с другими своими целями, тогда труднее будет от них отказаться.
Найдите подходящие курсы, если есть.
Может быть для вас будет полезным использовать какой-нибудь способ исследования самооценки.
newgoal.ru
Самооценка школьника
Термин «самооценка школьника» означает способность сознания индивида школьного возраста к объективной оценке своей собственной личности в целом, ее потенциала, способностей, преимуществ и недостатков, а также положения в обществе. Как и в любом другом возрасте, от адекватности самооценки напрямую зависят поступки ребенка, его мотивация, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, дальнейшее развитие как личности и успешность.
Эта способность и ее адекватность закладываются еще с раннего возраста. Она определяет не только состояние ребенка на текущий момент и его успеваемость в школе, но также в дальнейшем решит многие аспекты его взрослой жизни. Помимо простого воспитания культуры и манеры поведения, задачей взрослых и педагогов является также забота о создании адекватной самооценки и самоуважения школьников, чтобы в дальнейшем они не столкнулись с серьезными проблемами в этой сфере.
Самооценка младшеклассников
Дети школьного возраста превращаются в полноценную личность при условии наличия ряда определенных факторов. Адекватная самооценка младшеклассников является наиболее важным среди них. Именно она определяет, как соответствие ребенка нужному уровню требований со стороны социума для особей его возраста, так и стремление соответствовать своим личностным представлениям об идеале.
Формирование правильной и объективной самооценки школьника – это не только его познание собственной личности в социуме, но также и оценка суммы всех положительных и отрицательных качеств, детальное отношение к себе. По сути – это центральное звено в механизме самостоятельного регулирования малышом своей деятельности. Она определит дальнейшее направление и уровень активности ребенка, его отношение не только к самому себе, но также к окружающим, социуму в целом. Стоит ли говорить, что это весьма сложный психологический механизм.
Умение оценить самого себя связывается функционально со многими процессами психики в сознании и даже подсознании индивида. Оно выступает одним из главных определяющих факторов как в отношении со своим внутренним «Я», так и в контактах с окружающим миром, социумом. Самооценка закладывается в психике человека в ранние годы жизни, а вот ее формирование и умение оперировать ею – развивается в дальнейшем. Адекватно сформированная самооценка обеспечивает индивидуальности человека возможность сохранять свое постоянство, даже если изменились условия внешней среды и социального окружения. Сейчас специалистам в сфере психологии достоверно известно, что самооценка, в частности в младшем возрасте, оказывает влияние на ребенка, его мотивацию, взаимоотношение со сверстниками, а также успеваемость в школе.
Отличительной чертой оценки себя является полное осознание своей индивидуальности и личности, а также отдельных моментов потребностей. Ребенок начинает относительно объективно оценивать собственную мотивацию поступков, а также ощущает необходимость нахождения в среде других индивидов. Именно этот этап создания самооценки очень важен, так что в этом возрасте необходимо помочь ребенку сформировать адекватный и объективный взгляд на свою личность. Это позволит ему в дальнейшем рационально взглянуть на свои собственные силы и возможности, определить для себя порядок своих действий, дальнейшие жизненные цели и стремления.
Как уже говорилось, значительное значение в создании адекватной самооценки играет отношение ребенка со своими сверстниками. Тем не менее, в этом возрасте они также являются очень ранимыми и чувствительными к оценке их действий и убеждений со стороны взрослых, представляющих собой своеобразный авторитет. В совокупности именно эти факторы влияют на дальнейшее развитие дитя, его притязания к самому себе и окружающим, желание занимать определенное место в обществе и добиваться успеха. Адекватная самооценка, которая может быть достигнута при правильной помощи со стороны семьи и воспитателей, является залогом счастливой жизни школьника.
Развитие самооценки школьника младших классов
Так как основные механизмы процесса самооценки формируются в детстве, а окончательно — в школьном возрасте, то стоит учитывать этот момент в качестве подходящего для коррекции. Разумеется, чтобы грамотно повлиять на развитие самооценки школьника младших классов, как родители, так и учителя, должны учитывать особенности характера каждого малыша в этом возрасте, общие моменты и закономерности развития самоуважения и оценки своей личности. Огромное значение в начальных классах для ребенка имеет его коммуникация с другими детьми.
Во время общения школьники развивают все базовые навыки общения с людьми, которые повлияют на их жизнь. Дети на самом деле сильно дорожат возможностью находиться в обществе своих сверстников, так что коллектив в школе является для них чем-то особенным. Ребенок может даже тянуться к коллективу интуитивно, не отдавая себе сознательный отчет в том, что это оказывает важное влияние на формирование его целостной личности. Это еще раз подчеркивает важность коммуникативного взаимодействия для адекватной оценки школьника.
Возможен вариант группы детей, которая обладает низкими характеристиками в рамках коммуникативных контактов. Дети в ней, как правило, определяются общими особенностями, происходящими из проблем межличностного общения. Группа плохо уживается, в ней часто возникают конфликты, дети неусидчивы, им тяжело сконцентрироваться на учебе, они драчливы.
Также для индивидов подобной группы характерно ябедничество, вспыльчивость, чрезмерная агрессивность в отношении других детей, эмоциональность. И напротив, если в группе удачно складываются взаимоотношения в целом, то дети более успешны. Отдельные личности, которые занимают авторитетное место среди сверстников, как правило, отличаются особой уравновешенностью, спокойствием, им часто присуща хорошая успеваемость, живость в общении с другими детьми.
По мере учебы и взросления у детей появляется более выраженная критичность в отношении себя и своих поступков. В первых классах, например, они более позитивно относятся к своим успехам. А все неудачи чаще всего списывают на внешние объективные факторы. Второй и третий классы начальной школы – это акцент внимания ребенка на своих отрицательных сторонах, что характеризуется повышенным риском развития заниженной самооценки.
Постепенно видоизменяется отношение детей к отметкам относительно их успеваемости. Для младших школьников восприятие оценки напрямую связано с их мотивацией в учебе.
Таким образом, дети, как правило, связывают оценку учителем их успеваемости с потребностью видеть определенное отношение к их личности. Таким образом получается, что, оценивая успеваемость того или иного ребенка, с точки зрения самих детей учитель также оценивает его личность. Дети сами распределяют свой коллектив на определенные «касты» успевающих или отстающих, основываясь на отношении к ним учителя.
Считается, что в раннем детстве самооценка сохраняется на своем обычном, достаточно уровне. С достижением определенного возраста она видоизменяется, и при условии потворства со стороны родителей, приводит к формированию у ребенка слишком высокого самомнения, поскольку он начинает себя ощущать самым важным в мире. В среднем возрасте и вообще наблюдаются настоящие «скачки самооценки», и такое состояние просто требует вмешательства со стороны и коррекции. В частности, в детских группах полярность самооценки выражается в том, что она бывает низкой или высокой. Так, например, дети, которые пользуются особым успехом у сверстников, будут обладать чрезмерно высоким самомнением, в то время как другие индивиды, не снискавшие внимания со стороны других детей, окажутся слишком зажатыми и неуверенными в себе.
Диагностика самооценки школьника
Для того чтобы определить необходимость коррекции, а также предполагаемый объем вмешательства со стороны взрослых или специалиста, может проводиться диагностика самооценки школьника.
Методики определения могут быть различными в зависимости от их объективности, глубины анализа, подхода к получению нужной информации. Такое разнообразие техник объясняется разностью особенностей самооценки в зависимости от возраста ребенка и его характера.
Например, для малышей первого и второго классов хорошо подходит психологическая игра «Имя». Суть ее заключается в том, что ребенку предлагают придумать, выбрать себе новое имя, или же оставить то, которое ему дали родители. Если малыш предпочтет поменять имя, то стоит узнать подробнее о принятии его решения, и чем обусловлен выбор именно такого имени, что позволит получить информацию о состоянии его самооценки.
В условиях школы отлично действует методика под названием «лесенка успеха». Она основывается на соотношении успеваемости ребенка в целом, и его уровня самооценки, который определяется путем нахождения позиции ребенка на определенной ступени «лесенки». Первая ступень – ребенок практически ничего не понял на уроке и не смог разобраться в теме, у него возникает масса вопросов и он не способен решить самостоятельную работу. На второй и третей ступени у него могут возникать определенные трудности с пониманием, а в самостоятельной работе допущен тот или иной объем ошибок. Четвертая ступень наивысшая – ученик хорошо усвоил тему и отлично справился с самостоятельной работой.
psytheater.com
Как поднять самооценку подростка
Оксана Ткаленко • 16.12.2017
В подростковом возрасте происходит переход из мира детства в мир взрослых. Личность ребенка будто перерождается заново. Рушатся привитые в детстве стереотипы, переоцениваются ценности, подросток ощущает себя частью социума, который не всегда бывает дружелюбным.
Если самооценка меленьких детей зависит от того, как к нему относятся родные, то на оценку личности подростков влияет мнение сверстников и друзей, а также то, как воспринимают его в обществе. Юноши и девушки относятся к себе придирчиво, они остро воспринимают критику и не верят в свои силы. Это является основополагающим фактором формирования заниженной оценки личности.
Низкая самооценка порождает много комплексов. Она является причиной неуверенности в себе, отсутствия самоуважения, напряженности и застенчивости. Все это может оказать негативное влияние на взрослую жизнь. Поэтому важно, чтобы подросток адекватно оценивал себя и верил в свои возможности и силы.
Самооценка любого человека, в том числе и подростка, поднимается за счет собственных успехов и достижений, а также признания окружающих и близких. Помочь ребенку перейти от негативного отношения к себе до позитивного нелегко, но возможно. Хотя в юности главными авторитетами являются ровесники, а не родители, именно родители способны повлиять на повышение самооценки у подростка.
Нельзя недооценивать влияние родителей на самооценку подростка. Восприятие ребенком себя зависит от понимания близкими его достоинств. Когда родители к ребенку добры и внимательны, выражают одобрение и оказывают поддержку, он верит в свою значимость и редко страдает от заниженной самооценки. Переходный возраст может внести коррективы и повлиять на уровень оценки ребенком своей личности. Тогда родители должны приложить максимум усилий и положительно повлиять на формирование самооценки у подростка. Для этого:
Главное, разговаривайте с ребенком, не обделяйте его вниманием, интересуйтесь его делами. Выражайте понимание и поддержку. Подросток должен знать, что он может к вам обратиться с любыми тревогами и проблемами, и при этом не наткнется на град укоров и осуждений. Только так вы сможете заслужить его доверие и сможете оказать ему реальную помощь.
polzavred.ru
В психологии самооценка ребенка – это возможность малыша самостоятельно дать объективную оценку своим способностям, навыкам, уровню поведения, потенциалу и возможностям. Конечно, оценка малышом себя самого базируется на его реальном положении в социуме и достижениях, однако и от адекватности самооценки напрямую зависит то, настолько успешным будет ребенок.
Такая особенность характера индивида закладывается в нем еще в младенчестве, приобретает определенные черты в детстве и в дальнейшем влияет на образование единой личности, его притязания, успешность в той или иной сфере, социальную адаптацию. Поэтому задача родителей не просто обеспечить малыша всем необходимым, дать ему воспитание и образование, но также и повлиять на адекватное формирование самооценки будущей личности.
Самооценка у дошкольников
Собственно, формирование личности происходит лишь при условии наличия массы разных факторов, которые способствуют ее целостности. Именно к таким факторам относится и самооценка. При этом, она побуждает как взрослого человека, так и малыша соответствовать не только требуемому уровню со стороны социума, но также соответствовать своим личным субъективным представлениям об идеале. Так что адекватная самооценка у дошкольников – это не просто способ увидеть себя со стороны, как можно представить, это более глубокая детерминации и определения места своей личности как целостного субъекта.
Самооценка также играет роль центрального связывающего звена в системе осознанной саморегуляции любого индивида. Она определяет уровень активности, а также мотивационную направленность особи, ее взаимоотношения с другими индивидами, условиям, социумом в целом. Самооценка важна в образовании сложных психологических внутренних связей. Именно ее адекватный уровень позволяет любому индивиду сохранять свою неизменность вне зависимости от перемен в окружающей среде, условиях обитания и социума.
В дошкольном старшем возрасте происходит самая основная часть формирования самооценки – ребенок уже осознает себя как единственную личность, задумывается о своем положении, мотивации, месте в обществе подобных себе. Именно поэтому данный возраст больше других нуждается во внимании со стороны воспитателей и родителей, задача которых заключается в возможном оказании помощи ребенку, чтобы он мог сформировать адекватную самооценку.
Ребенок в этот период. По сути, уже учиться принимать факт собственного существования и всех условий, которые с ним сопряжены. Разумеется, образование полноценной самооценки начинается тогда, когда малыш осознает свои поступки, возможности и поведение наиболее реалистично. В дошкольном же возрасте детям очень свойственно завышать мнение о себе и буквально переоценивать себя. Это связано с тем, что они очень серьезно воспринимают позитивные оценки себя со стороны взрослых, которые являются для них наибольшим авторитетом. Из этого следует, что самооценка ребенка во многом опирается на оценку его личности со стороны взрослого окружения.
Разумеется, позитивные оценки способностей малыша и его успехов оказывают необходимое стимулирование для создания адекватной самооценки, в то время как негативные отзывы и порицание приведут к ее занижености. Вместе с тем, когда самооценка малыша в процессе формируется и приобретает более стойкие формы, она влияет также на критичность его суждений о мнении со стороны, в том числе и взрослых.
Разумеется, большое влияние на создание самооценки ребенка также играют и отношение малыша со сверстниками. Фактически ребенок учиться видеть себя самого со стороны, что достигается посредством обмена между ними своими оценочными действиями. Иными словами, развитие возможности оценки себя и личности, поступков и нормы поведения достигается благодаря тому, что малыш учится оценивать критично окружающих, а затем примерять данную оценку на себе. Разумеется, процесс оценки самого себя в значительной мере тяжелее для дошкольника, нежели критичное отношение к сверстникам. К другим детям малыш более строг и объективен, в то время как самооценка в данном возрасте не совсем адекватна и нередко склонна к завышенному уровню.
Конечно, со временем самооценка устремляется к более адекватному состоянию, ребенок учить быть более реалистом в отношении себя. Но из всего следует вывод, что для формирования нормальной самооценки ребенка очень важна его вовлеченность в то или иное занятие, а также грамотная позитивная оценка со стороны взрослого окружения.
Самооценка младшего школьника
Как уже говорилось, функция самооценки является важнейшей частью, влияющей на формирование личности в целом. Она находит свое отражение в любой области деятельности индивида, влияет на его дальнейшее развитие, уровень притязаний, мотивацию, успешность. Для того чтобы ребенок чувствовал удовлетворение от жизни, то есть ощущение счастья, а также имел приспосабливаемость к преодолению трудностей, он должен обладать положительным мышлением касательно своего потенциала и своих возможностей.
Разумеется, задача родителей состоит в том, чтобы не просто дать малышу воспитание, но также и помочь ему сформировать такой тип мышления, который положительно скажется на его дальнейших успехах. Самооценка формируется в детстве и в ближайшие годы обладает своеобразной «пластичностью», в связи с этим самооценка младшего школьника наиболее существенно поддается корректировке и это тот самый период жизни, когда имеется возможность исправить возможные погрешности в этом механизме психики.
Большую часть развития ребенка занимает именно его общение со сверстниками, на что нужно обратить большое внимание. В процессе контакта с подобными себе, ребенок не только формирует стержневые навыки коммуникации, но также формируется первое понимание межличностных взаимоотношений в целом, нравственности и морали в манере поведения. Более того, стоит отметить, что своим местом в коллективе среди сверстников малыши очень дорожат. И это на самом деле не просто так, ведь психологи отмечают, что именно от успешности взаимодействия с другими детьми, во многом зависит и адекватность последующего формирования самооценки ребенка. Тем не менее. важность этого фактора не исключает необходимости участия родителей и воспитателей в правильном «взрослении» будущей личности.
Интересно также то, что формирование адекватной оценки собственной личности у каждого ребенка развивается индивидуально, однако выделить общие черты можно. В большинстве случаев такие особи обладают определенным авторитетом своих сверстников, при этом им присущ уравновешенный тип характера, наибольшая инициатива в коллективе, общительность, а также богата фантазия. Также они чаще всего обладают тягой к учебе и преуспевают в ней.
Основное направление развития самооценки в этом возрасте сводится к разделению качеств и их восприятии как отдельных элементов собственной личности. В частности, по мере учебы у детей постепенно меняется отношение к оценкам их успеваемости. С возрастом они все больше связывают их с потребностью ощущения справедливого отношения к своей личности.
Самооценка у детей и подростков
Разумеется, самооценка важна в любом возрасте, но, когда ребенок активно взрослеет, ее важность лишь возрастает. Речь идет о том, что самооценка у детей и подростков в большей степени подвержена влиянию из внешней среды, ее так же легко повредить, как и направить в положительное русло. Существуют ли в данном случае какие-то определенные признаки. Критерии, которые позволят определить степень нормы самооценки подростка? Прежде всего вы должны обратить внимание на то, способен ли ваш ребенок объективно оценить свои собственные возможности в той или иной сфере. Адекватная самооценка означает ограниченную критичность оценки, реализм в подходе. К сожалению, далеко не все родители задумываются над вопросом самооценки вообще, так что часто упускают проблемы в данной области из виду, пока не становится слишком поздно.
Как уже говорилось, в раннем возрасте на ребенка активно воздействует оценка со стороны взрослых. То же самое касается отметок их успеваемости в школе. В более старших классах, на этапе подросткового возраста, приоритет принимают на себя совершенно иные качества: ребенка интересует внешний вид, сила и ловкость, успешность среди сверстников, умение отстоять свои интересы и позиции.
В этом возрасте весьма важна поддержка со стороны взрослых. Но она должна быть не односторонней и не являться попыткой навязать ребенку правильное мнение. Это должна быть доверительные отношения, во время которых он будет ощущать внимание и уважение к его личному мнению. Не забывайте, что, оказывая какое-либо корректирующее воздействие на самооценку ребенка, стоит быть предельно осторожным. В их возрасте она обладает выраженной полярностью, то есть ребенок нередко ударяется в крайности. Так, например, у подростка-лидера зачастую наблюдается слишком высокое самомнение, а во ту менее популярных ребят – самооценка падает.
Диагностика самооценки у ребенка
Методы, с помощью которых современными специалистами осуществляется диагностика самооценки ребенка, условно делаться на малоформализованные, а также формализованные. Это деление следует одному и достаточно простому критерию – уровню изучения состояния самооценки. Так малоформализованными методами являются различные тесты, предложенные варианты опросников, психофизические техники в работе с ребенком.
Формализованные методы более объективны. Это уже конкретные выполняемые действия, точно следование инструкциям во время изучения самооценки ребенка, и все это может проходить как формально, так и в виде игры, что во многом зависит от возраста ребенка. Такие методики обладают строго заданными шаблонами анализа результатов, наиболее точными показателями, и позволяют сформировать психологический портрет пациента в наиболее сжатые сроки.
Заниженная самооценка у ребенка
Конечно, методы исследования самооценки позволяют изучить ее состояние наиболее глубоко, однако в большинстве случаев тот или иной уровень обладает своими критериями, которые заметны внешне и выражаются в поведении ребенка. К тому же, предположить определенное нарушение самооценки может ряд признаков, ставших причиной его развития.
Например, заниженная самооценка у ребенка может развиться в результате непривлекательной внешности или физических дефектов, задержки в умственном развитии, неуважительного отношения к ребенку со стороны взрослых и более старших детей, агрессия в семье или вообще неблагоприятная, неполноценная семья. Причиной также могут стать регулярные промахи и неудачи на жизненном пути.
Как повысить самооценку ребенку
Если вас беспокоит вопрос как повысить самооценку ребенку, то нужно посмотреть сначала на себя. Как уже говорилось, отношение к малышу или подростку со стороны взрослых влияет на образование его дальнейшего самоуважения.
Научитесь хвалить или порицать свое чадо за какие-то конкретные поступки, а не за те вещи, на которые он повлиять не может, вроде его внешности или каких-то других недостатков, преимуществ. Старайтесь всегда и во всем поддерживать ребенка, относится к нему с уважением. Во время каких-либо неудач обязательно помогайте, но никогда не выполняйте всю работу за него, ведь это сказывается на умении и дисциплинированности ребенка. Всегда помните, что каждое ваше слово и какой-либо момент воспитания влияет на будущее становление личности ребенка.
psytheater.com
—