Психология страстной любви
Какие эмоции испытывает человек, у которого дрожат руки и слишком часто бьется сердце? Может, он влюблен? Или ощущает сильный страх, радость, гнев?
Физиологические проявления различных эмоций очень схожи, потому что в их основе лежит одно состояние – возбуждение. Психологи утверждают, что страстная любовь – это всего лишь физиологическое возбуждение. А значит, что усиление этого возбуждения повлечет за собой усиление романтических чувств и страстной любви.
Для проверки этой теории психологи Д.Даттон и А.Арон (университет штата Британская Колумбия) провели интересный эксперимент. Они пригласили студентов разного пола, разбили их на пары и попросили заполнить анкеты. Один из вопросов в анкете был о том, насколько им хочется поцеловать свою партнершу по эксперименту или пригласить ее на свидание. До момента раздачи анкет одну часть испытуемых специально напугали предупреждением, что по условиям эксперимента им придется перенести болезненный удар током. Интересно то, что испуганные студенты, отвечая на вопросы анкеты, выразили большее желание пригласить девушку на свидание и поцеловать ее, чем те испытуемые, которые страха не испытывали.
Результаты другого эксперимента, проводимого теми же психологами, также подтвердили зависимость силы романтической реакции от возбуждения. Они попросили привлекательную девушку подходить к молодым людям, которые только что прошлись по узкому и неустойчивому мосту, пересекающему горную реку на очень большой высоте. Девушка просила каждого юношу заполнить анкету и оставляла свой номер телефона для получения дополнительной информации о целях эксперимента. Другую группу испытуемых, которая пересекала реку по низкому, широкому и устойчивому мосту, встречал мужчина, который также просил заполнить анкету и оставлял телефон на тех же условиях. Большинство из тех молодых людей, которые пересекали реку опасным путем, взяли у девушки номер телефона, половина из них перезвонила. Во втором же случае звонки были крайне редкими.
Результаты экспериментов подтверждают, что иногда мужчины в состоянии возбуждения, замечая перед собой женщину, могут по ошибке посчитать ее источником своего возбуждения. Возможно, этим объясняется известный феномен, когда мужчина в состоянии возбуждения от употребления алкоголя оценивает всех женщин как привлекательных. Если психологи правы и возбуждение от любого источника может усилить романтические чувства, то девушкам можно посоветовать чаще ходить вместе со своим избранником на футбольные матчи, вместе заниматься экстремальными видами спорта и участвовать во всех других захватывающих дух приключениях, интересных второй половине.
otebe.info
Тема обсуждения сущности таких понятий, как любовь и страсть довольно таки щекотливая. Путая эти слова, люди часто вступают в непродолжительные отношения, теряют себя и своих близких, и даже сходят с ума.
Возможно, толкование этих слов по словарю Ожегова поможет дать нам отправную точку для понимания, чем же отличается любовь от страсти.
- любовь – мощное, захлестывающее весь организм чувство глубокой, искренней привязанности и самоотверженности;
- страсть – горячее желание, в большинстве своем сексуального обладания.
Основа любви – это близость между людьми, взаимопонимание и уважение сильных и слабых сторон друг друга. Страсть – это влечение, желание обладать. Часто эти понятия переплетаются. Так как страсть может существовать как сама по себе, так и присутствовать в любви.
Как отличить любовь от страсти?
Когда между двумя людьми есть любовь, каждый поступок и каждое слово оценивается по отношению к чувствам друг друга. Любовь дает возможность длительных отношений. Позволяет пройти через трудности и скандалы, найти компромиссы и решения, которые удовлетворят обоих. Страсть в свою очередь не является негативным или отрицательным чувством. Здесь тоже присутствует уважение желаний партнера. Однако основой срасти все же является эгоизм. Отношения, основанные на страсти, очень редко бывают длительными. Желание получить удовольствие больше для себя, чем для партнера в конечном итоге портит всю идеальную картину.
Разница между любовью и страстью велика, но не настолько, чтобы противопоставлять эти два чувства друг другу. В любви страсть проявляется, как желание еще больше сблизиться с партнером. И пока любовь властвует над страстью, отношения будут прочными и непоколебимыми. В страсти же любви места нет. Ее вытесняют неосмотрительность, безразличие и эгоизм.
Наверно всем знакомо щемящее чувство в сердце, острая необходимость находится рядом с определенным человеком, готовность пойти на все, чтобы добиться именно его/ее взаимности. А через некоторое время после достижения своей цели остается только непонимания того, куда же делись все возвышенные чувства. Куда пропала романтика любви и нежность страсти. Остается лишь понимание того, что это не тот человек, с которым вы хотели бы провести остаток дней. Все это результат того, что в вашей душе перепуталось понимание любви и страсти.
Основные отличия страсти от любви:
Разница между любовью и страстью велика, но в тоже время в начальной стадии отношений эти чувства очень сложно отделить друг от друга. Но это очень важно сделать вовремя. Ведь не всегда страсть приходит к свободным людям, у которых нет никаких обязательств. Из-за неправильного восприятия этих двух понятий рушатся семьи, страдает психика детей и взрослых и даже совершаются преступления, в том числе и убийства.
Как понять любовь или страсть навеяла вам чувство влечения к другому человеку? Просто проанализируйте свои чувства, откинув в сторону все лишнее. Любовь предполагает собой как минимум три влечения: к телу, к уму и к душе вашего партнера. Тогда же, как страсть в большинстве своем основывается на влечении к телу.
Исходя из вышесказанного, совсем несложно ответить на вопрос, что сильнее – любовь или страсть. Ответ до неприличия прост, конечно любовь. Она проверяется временем и испытаниями. Тогда как страсть, основанная на потребительском отношении, пропадает так же быстро, как, например, чувство голода.
womanadvice.ru
Мы привыкли любовь как страстное влечение называть любовью, хотя страсть скорее рядится в одежды любви, нежелю любовью является. Как говорил Алексей Клименко: «Страсть — это когда хочется человека сожрать. А любовь — это когда его хочется накормить». Любовь — это доброе отношение к человеку, это забота, это радость от возможности ему дать. А страсть — желание получить человека, чтобы дальше от него получать все и всегда, что хочется. А хочется — очень многого. Это желание ненасытного потребления мы называем — любовью?
Хотя — да, ради того, чтобы от человека так много получить, чтобы им обладать, влюбленный и страстно желающий говорить и нежно-страстные слова говорить, и ухаживать, и делать вид, что заботится. Все это обычно слетает, как посторонняя шелуха, если страстно влюбленный понимает, что ему светит только облом и далее ухаживать и заботиться смысла уже нет. Тогда эта «якобы любовь» легко переплавляется в настоящую ненависть, где любимую можно убить и даже нужно убить, поскольку не дала то, что так от нее хотелось.
Впрочем, когда страстно влюбленный приручен, а возлюбленная защищена, это очень даже прикольно — наблюдать страдания влюбленного и понимать, что это все из-за тебя и для тебя он пойдет на все. Я стала царицей, я могу повелевать — наслаждение наполняет душу.
А для художников пера любовь-страсть — одна из самых ярких тем, где можно широко размахнуть пером и продать народу произведение, которое купят те, кто по любви-страсти скучает.
Подборка ярких цитат их художественной и около философской литературы
Сладострастие может быть самым мрачным человеческим ужасом, предваряющим все ужасы ада. (О. Мирабо). Бессознательные вожделения человеческой сущности действительно шокируют (П. Гуревич). Мужское влюбление пугает (Л. Толстой). В исследовании похоти значение имеют не сами действия, а мысли, которые за ними стоят (С. Блэкберн). «При любви пожар начинается сверху, а при похоти – снизу» (И. Шевелев). «В сексуальности соединяются самое возвышенное и самое низменное». «Зона заднего прохода, подобно зоне губ, по своему положению подходит к тому, чтобы стать местом присоединения сексуальности к другим функциям тела». (З. Фрейд). «. То, что как раз самые интимные личные связи, какие вообще бывают между живыми существами, в полную меру насыщены агрессией, – тут не знаешь, что и сказать: парадокс это или банальность» (К. Лоренц). «Я не знаю ничего более отвратительного, чем пугающее лицо, охваченное огнем жестокой похоти». «Если именно в таком виде мы предстаем перед женщинами, они в самом деле должны находить нас отталкивающими» (Ж.-Ж. Руссо). — Подборка цитат из книги «Изнанка любви или опыт трепанации греха. «
Семя разложения любви заложено уже в самом сексуальном акте. Н. Бердяев «Истинную угрозу представляет в наше время не мерзость Эроса, а попросту его банкротство» (П. Брюкнер). По какой бы модели ни были построены супружеские отношения, «психика требует все более и более сильных эмоций» (Д. Гусман). «. Душа пресыщается всем, что однообразно, даже полным счастьем» (А. Стендаль). Разнообразия требует похоть, алчущая осквернить еще не оскверненное. «Сладострастие есть процесс обмена действия на удовольствия» (Р. Барт). «Одна разновидность любви уничтожает другую ее разновидность, ибо человек в силу своей природы, насытив голод, теряет интерес к еде» (Г. Маркес). «Женщина – это хорошо накрытый стол, на который смотришь по разному – до обеда и после него» (погов.). «. Досада и раздражение возникает из высокой оценки того, что вызывает наше желание, ибо она обостряет и распаляет любовь; однако обладание вдосталь порождает в нас холодность, и страсть становится вялой, притупленной, усталой, дремлющей» (М. Монтень). «Влюбленный, Еще вчера безумно исступленный, Добившись цели, скучен и не рад, Какой-то меланхолией объят» (Д. Донн).
«Мало кто задумывается над тем, почему наши половые органы выполняют две столь контрастные функции: произведение жизни и выведение из организма мертвых отходов?» (С. Варакин). Создатель, cовместив органы размножения с органами испражнения и предоставив человеку возможность испытывать «злую радость» от осквернения другой личности, полагал, видимо, что лучшей гарантии сохранения вида он не найдет. Очевидно, что независимо от того, идет ли речь об обычном генитальном контакте или о «сексе с человеческим лицом» (В. Гитин), принципиальным в обострении нравственной болезни, называемой половым стыдом, является вопрос о том, какой частью тела мы «любим», какими ассоциациями распаляем свое воображение и из каких представлений и ощущений извлекаем высшее удовольствие.
www.psychologos.ru
Чем страсть отличается от любви
Вопрос разницы между любовью и страстью не праздный. И не простой.
Чем отличается страсть от любви? Или это и есть первый этап, во время которого любовь как раз-таки и формируется? Или страсть противоположна любви? И вообще, что такое любовь? И возможна ли она без страсти?
Для кого-то любовь — это всепоглощающий огонь желания быть рядом с человеком, дышать с ним одном воздухом, смотреть в одном направлении, думать одинаковыми мыслями, ходить обнявшись, жить долго и умереть в один день.
Для кого-то — неуемная тяга к другому, пусть на неделю, на месяц, на год, неважно, главное — чтобы тянуло как магнитом.
Для кого-то любовь — прежде всего ответственность и забота: если уж я тебя люблю, значит, обязан сделать счастливым.
Кто-то в первый же день готов сообщить: «Я тебя люблю». А кому-то и десяти лет мало, чтобы полновесно и со всей уверенностью заявить: «Да, я тебя люблю».
Опытные люди утверждают: чем быстрее тебя потянуло к человеку, чем быстрее тебе захотелось сексуальной близости, чем быстрее ты свое невероятное желание реализовала и чем меньше при этом говорила о любви — тем вероятнее предположить, что тебя постигла просто страсть, но никак не любовь.
Любовь от страсти отличается целеполаганием и скоростью.
Любовь ставит целью счастье другого человека, а потому развивается медленно и основательно: чтобы искренне работать над чужим счастьем, нужно как следует узнать будущего хозяина этого огромного счастья.
Страсть же ставит своей целью обладание другим человеком, а потому — не ждет: вдруг этот желанный человек подпортится, исчезнет или будет передан во власть другому.
Вот поэтому для настоящей любви время — не испытание, вот почему страсть — со временем проходит. Вот почему некоторые союзы держатся годами, а некоторые — распадаются за считанные месяцы. Поэтому кого-то мы забываем в два счета, а о ком-то грезим десятилетиями, перебирая в памяти редкие моменты встреч и две-три ответные улыбки.
Так что прежде чем нырнуть с головой — подумай, куда ныряешь.
Если в страсть — отсчитай девять с половиной недель и готовься к расставанию. Ведь именно за такое время страсть чаще всего и проходит.
Если в любовь — тогда не торопись и ничего не жди. Просто люби.
ivona.bigmir.net
Как разжечь страсть в мужчине?
Разжечь страсть в мужчине для настоящей женщины – проще простого! Вот как удержать своего мужчину в состоянии страсти… Но это другой вопрос.
Имейте в виду, что страсть проходит также быстро, как и появляется. Она не бывает вечной, потому что жить в таком состоянии невозможно – она сжигает изнутри, даже испепеляет, физически и душевно изматывает и вытягивает из вас все жизненные соки. Но она сладка и действует, как наркотик. Правда, и её воздействие на жизнь мало отличается от «тяжёлой наркоты» — есть опасность неожиданно очнуться и увидеть себя не «на своём месте». Типа: «Твою мать. А где мой Принц!? Наблюдаю только козла!»
Итак, разжигаем страсть в мужчине.
Вопреки навязанному самими мужчинами стереотипу, что они, якобы, могут воспылать страстью только к женщинам с модельной внешностью, на самом деле в страсти внешность не играет особой роли – мужчины любят разных женщин, с абсолютно различной «фактурой». Потому что, если говорить откровенно, у мужчин мозги находятся в штанах и возвращаются «по месту прописки», только когда дело касается материального благополучия. Но женщина, которая хочет быть желанной и вызывать в мужчине страсть, просто обязана быть ухоженной. Это тоже мужское требование. Вот только не совсем понятно, что конкретно мужчины вкладывают в это понятие. Ухоженность женщины с их слов – это нечто совершенно абстрактное, что-то между лаком на ногтях и особым запахом кожи. Как угадать? Быть собой! Женщина обладает особым даром – она не мужчина. Нельзя уподобляться мужскому сословию, как в манерах, одежде, поведении, так и в словах, поступках и мышлении. Надо зарубить себе на носу – мужчина хочет женщину! Настоящий мужчина не воспылает страстью к себе подобному. Ваша женская сущность должна идти вперёд вас, будоража в мужчине интерес к вашей особе.
Пресловутая женская логика, опять же выдуманная самими мужчинами, есть показатель умственной и мыслительной активности головного мозга женщины. Говоря проще, не стесняйтесь показывать свой ум! И совершенно неважно, что вам не хватает пары докторских диссертаций в придачу к вашему свидетельству об окончании курсов специалиста машинного доения. Учтите, не все мужчины сногсшибательно мудры – мудрость приходит с годами, точнее с жизненным опытом. Но помните – мужчин возбуждают женщины, с которыми можно поговорить о чём-нибудь ещё, кроме секса. В разговоре женщина может заинтриговать мужчину намного больше, чем даже сняв с себя всю одежду. Пусть и в медленно-меланхоличном танце у воображаемого шеста. Кстати, вашими умственными способностями будут прельщены только лишь мужчины вашего же умственного уровня, поэтому не бойтесь, что придётся сильно напрягать извилины.
Не надо втискивать своё поведение в навязанные рамки опять же мужских стереотипов. У мужчин, в основном, мышление весьма поверхностное – «женщина в мини-юбке обязательно не обременена моралью, блондинки все тупые, а короткую стрижку предпочитают лесбиянки». Свои выводы они делают слишком поспешно и зачастую «методом тыка». Интуицией Природа их обделила конкретно, но зато щедро возместила сей недостаток инстинктом размножения, за что ей и спасибо. Иначе не видать женщинам мужского тела, как своих ушей. Хочется от мужчины страсти? Ломайте в его мозгу все сложившиеся стереотипы. Это срывает мужчине «крышу», заставляет взглянуть на вас другими глазами. И самое главное – заставляет поверить в вашу загадочность, благодаря которой женщина и удерживает мужской интерес к себе.
Не ждите у моря погоды – делайте первый шаг! Какой баран проблеял, что первый шаг должен исходить от мужчины!? Чушь собачья! Самый страшный ночной кошмар мужчины – быть отвергнутым. Он не предпримет никаких попыток к сближению, пока не убедится в вашей заинтересованности в нём. Причём, эта заинтересованность может быть совершенно отвлечённой от своей истинной цели. Но мужчине важно знать, что вы обратили на него внимание. А женщина, которая делает первый шаг в отношениях, ассоциируется у мужчин с «лёгкой добычей» и обещанием, что до цели уже рукой подать. В этом месте смотрите Правило 3.
Больше всего возбуждает мужчину та женщина, которая для него недоступна. И независима. Такая женщина может удерживать мужчину в состоянии страсти довольно приличное количество времени, если сама не свалится в пучину страсти. Тут уж, как говорится, «что выросло – то выросло». Что делать, если женщина не смогла удержать пресловутую «дистанцию»? Наслаждаться, пока есть возможность! Ибо «всё проходит, и это тоже пройдёт»…
Женская раскрепощённость хороша только в постели. Никогда не ведите себя в обществе, как профессионалка «панели». Нарочитая холодность в общении с мужчиной с лёгким намёком на то, что «всё возможно», будет катализатором мужской страсти. Игра слов в полунамёки, красноречивый взгляд с тенью застенчивости, жесты, говорящие о вашей открытости, прямой визуальный контакт и улыбка, блуждающая где-то в уголках губ – это неполный перечень того, что возбуждает в мужчине страсть. И это называется флирт. Здесь очень важно удержать тонкую грань между изысканным флиртом и откровенным предложением самой себя в качестве любовницы (пардон! Подруги…) или супруги. Запомните: мужчина – охотник! Он не желает брать готовое, потому что в его сознании вы тут же будете позиционированы где-то между «отказным» и «падалью». Мужчина стремится завоевать! Вот тогда вы станете для него призом, как «лучшему из лучших». Иначе все ваши предшествующие старания можно выкинуть в мусорную корзину, потому что ваши отношения не перейдут за рамки «палки чая».
И, конечно, сама интимная близость, которая словно дана женщине самим Всевышним Творцом, как пульт управления мужчиной. Это не новость – женщины уже давно пользуются этим в своих корыстных интересах и порой совершенно бессовестно. И в этом их главная ошибка. Для мужчины секс – это проявление своей страсти и любви. Для него это – норма. Мужчина плохо понимает смысл конфетно-букетного периода. Он тупо подчиняется навязанным ему женским стереотипам. И вот тут кроется самый мощный крючок – мужчина, как существо более примитивное (помните, что мужчина обладает сильнейшим инстинктом?), остро реагирует на женскую страсть в постели. Если вы сами горите своей страстью к нему, то его страсть не заставит себя долго ждать. Вообще, всё, что происходит в постели, должно идти не из головы, не «согласно просчитанной заранее смете «ты мне – я тебе», а только от души! Если вы уже оказались с вашим избранником в постели – отключите мозги вместе со встроенным калькулятором «предоставленных клиенту услуг»! Тут, правда, есть одна загвоздка: без любви ваша душа будет молчать, а все действия будут идти из мозга – ножку вправо, носочек вытянуть, ручку красиво откинула, тут вздохнула, через 3 минуты выдохнула, и перед тем, как провалиться в сон, не забыть сказать дежурное: «У меня ничего подобного не было!» или «Ты такой клёвый любовник!» При определённом складе ума вашего мужчины такое поведение может и прокатит. Но с человеком мудрым, и особенно настоящим мужчиной, можно уже распрощаться – он к вам не вернётся, потому что почувствует, что в вас самой страсти нет. Нет при первой близости – при последующих уже не появится.
Вкратце резюмируя всё вышесказанное, можно сделать выводы относительно вопроса «как разжечь страсть в мужчине»:
1)Оставаться самой собой, то есть женщиной, при любых обстоятельствах;
2)Не пытаться строить из себя дурочку, но и не переусердствовать в стремлении казаться умной;
3)Быть для него загадкой, даже после интимной близости с кунилингусом;
4)Не стесняться первой выражать свои собственные чувства, желания и эмоции;
5)Оставаться недоступной, даже будучи рядом с ним 24 часа в сутки, и независимой как в материальном плане, так и в общении с окружающими;
6)Флирт использовать только по прямому назначению!
7)Секс – это не предмет торгов! И без любви и страсти в постели нечего делать!
Сложно? А кому сейчас легко!? Но на то мы и женщины: чтобы мужчины могли чувствовать себя мужчинами. Желательно, настоящими…
psixologiya-otnosheniy.ru
Разница между любовью и страстью
Некоторые полагают, что любовь и страсть – понятия совершенно идентичные, и потому употребляют их как синонимы. На самом деле общего у них немного, хотя они и неразрывно связаны с людскими взаимоотношениями. Любовь не стоит подменять страстью ни в речи, ни в жизни. Почему же следует всегда отличать страсть от любви? Попробуем прояснить этот вопрос.
Любовь – глубокое чувство, направленное на другую личность, основой которого являются духовная близость, взаимное уважение, стремление дать самое лучшее объекту любви.
Страсть – основанное на желании чувство вожделения, которое не поддается контролю и сильно влияет на поведение и мышление человека.
Страсть тесно связана с желанием, вожделением. Но когда желание исполнено, удовлетворено, страсть, как правило, затухает, сходит на нет. Отношения, в которых главенствует любовь, намного более продолжительные.
Страсть – чувство эгоистическое, собственническое, она нетерпелива, безапелляционна. Страсть лишает человека свободы, делая его эмоционально зависимым. Если требуется, она без сомнения ставит на кон отношения с другими людьми, причиняет боль. Когда страсть в приоритете, она в конечном итоге разрушает саму себя и отношения пары.
Если страсть без любви – то такие отношения лишены будущего. Любовь может быть и без страсти. Очень часто страстные чувства переходят в мирное, спокойное русло. Страстные порывы заменяются доверием, взаимным уважением, потребностью друг в друге. Любовь основана на самоотдаче, бескорыстии, забвении себя ради другого. Любовь говорит: «Что я смогу сделать для тебя?», а страсть кричит: «Что ты готов сделать для меня?» Страсть идет напролом, любовь тактична и благородна, она не спешит, не торопит.
Страсть заставляет впадать в зависимость сродни наркотической, болезненно желать всё новых ярких и сильных эмоций. Но такие бурные чувства не могут существовать долгое время. Страсть способна привести к унижению, любовь никогда не унижает, а, напротив, возвышает, дает силы жить.
thedifference.ru
Реферат высосан из пальца ради аттестационной отметки. Прошу не судить меня строго. Что касается 20 страниц, то это я махнула. На самом деле не так уж и много трепа (20 — это 14м шрифтом с полуторным интервалом).
Если каждого жителя планеты попросить назвать пятерку любимых слов из родного языка, то будь то «love», «Liebe», «amore», слово «любовь» будет являться одним из самых популярных и уверенно войдет в первую тройку. Каждый день мы говорим «люблю» и слышим ответные слова в ответ от родителей, любимых людей, младших и старших братьев или сестер.
Проследив все человеческое творчество, можно смело сказать, что большинство произведений искусства, песен, поэм, книг так или иначе связаны с любовью.
С точки зрения психологии любовь можно рассматривать как некую внутреннюю ситуацию, существующую в конкретном субъекте, в личности, и, вместе с тем, ситуацию межличностную, создавшуюся между женщиной и мужчиной. Во внешнем и во внутреннем планах, эта ситуация конкретная, ибо возникает она между конкретными мужчиной и женщиной, тем самым являясь единственной и неповторимой.
Актуальность любви многомерна, ибо любовь пронизывает все слои человеческих взаимоотношений, способна изменить человека и спасти заблудшую душу. Она изменяет человека как личность, а вместе с ним влияет на все общество в целом.
В данной работе приведен психологический анализ любви, а также самые популярные теории и классификации любви.
В древнегреческом языке использовались разные термины для определения разнообразных проявлений и форм любви: эрос – стихийная, страстная, иррациональная любовь – одержимость, стремящаяся к полному физическому обладанию; филиа – любовь – дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания; сторге – спокойная, надежная любовь – нежность, особенно семейная; агапе – любовь бескорыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом.
Современные концепции, объясняющие механизмы возникновения любви, за исходное принимают физиологическое влечение. Романтическая любовь интерпретируется как сильное возбуждение, которое может быть результатом чего угодно, но нередко соседствует с опасностью, смертью, страхом. Склонность к интерпретации может оказаться выше, чем само возбуждение. Романтическая любовь непостоянна и нестабильна, так как
1. причины возбуждения в обыденных ситуациях быстро исчезают;
2. связана с постоянным переживанием сильных (как положительных, так и отрицательных) эмоций, от которых быстро устают;
3. ориентирована на устойчивую идеализацию партнера, при которой реальный человек становится фантомом.
Статистически нормальный исход семейных отношений, построенных на романтической любви, – распад.
Важным источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние поведения отца и матери, постольку образ любви не исчерпывается представлениями о том, как вести себя во время полового контакта, но во многом определяется усвоенным способом общения в совместной жизни с другими людьми. Человек, который вырос в атмосфере авторитарности и деспотизма, будет искать сексуального именного с этими, травмирующими его чертами. Наоборот, чрезмерная опека родителей сформирует будущих инфантильных мужчину и женщину.
Понятие «любовь» — одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и т.д.). То, что в понятии «любовь» люди вкладывают разное значение, не вызывает сомнений. Однако «индивидуальная» любовь имеет право на существование, как право на жизнь имеют и различные психофизические субстанции под названием «человек». Вряд ли найдется человека в летах, утверждающий, что никогда не любил и даже не влюблялся. Любить хотят многие, а чтобы любили их самих – все. Любовь, чтобы за ней не скрылось, является значимым событием, состоянием, процессом для включения в ее поле людей. «По описаниям очевидцев и участников, заинтересованных и отвергающих, любовь для человека несет невозможную в другом месте и времени возможность как бесконечного блаженства и счастья, так и не иссыхающей тоски, неумолимой боли и неутомимой муки» .
Каждый человек любит по-своему, и, возможно, именно способность к любви делает человека человеком, отличных от людей. Каков человек – таковы его выборы, его большие и малые «начала» и «концы». Так любовь открывает человеку его сущность.
Как и тысячи лет назад, любовь остается для человека откровением.
Любовь возникает на почве сексуального импульса. Это непосредственно отражается в переживании, которое сосредотачивается как у женщины, так и у мужчины, вокруг сексуальной ценности. Ценность эта связана с человеком другого пола. Если она связана прежде всего в «телом» этого человека и обнаруживает характерную ориентацию на использование, то в переживании доминирует чувственное вожделение. Если же сексуальная ценность как сущность переживания не привязана прежде всего к «телу», то доминанта переживания переносится к чувствам – вожделение не выдвигается на первый план. Существует множество возможных вариантов переживания в зависимости от того, какое отношение к сексуальной ценности перевешивает. Каждый такой вариант сугубо индивидуален, ибо является принадлежностью конкретной личности и формируется в конкретном человеческом образе, а также в конкретных внешних условиях. В зависимости от того, какая психическая энергия одерживает верх, мы имеем либо сильное эмоциональное увлечение, либо страстное вожделение.
Характерной особенностью сексуальной любви является большая ее интенсивность, а косвенно это свидетельствует о силе сексуального импульса и о его важности в человеческой жизни. Интенсивная концентрация жизненных психических сил настолько поглощает сознание, что иные переживания в сравнении с сексуальной любовью порой меркнут и утрачивают свой удельный вес. Достаточно приглядеться к людям, охваченной такой любовью, чтобы убедиться в этом. Мысль Платона о мощи Эроса продолжает получать подтверждение. В данной ситуации человек находит много сил и энергии, о существовании которой в себе до этого переживания не подозревал. Еще потому что это переживание связано для него с удовольствием, с радостью существования, жизни и действия, даже если оно бывает несвободно от неприятных моментов, печали или подавленности.
Так вырисовывается субъективный профиль любви, именно в этом профиле она представляет конкретную ситуацию человеческого нутра – единственную и неповторимую. Вместе с тем, любовь стремится к интеграции, как «в» личности, так и «между» личностями. Латинское integer означает «целый», таким образом, интеграция означает объединение в единое целое, стремление к целостности. В основе процесса интеграции любви – духовные в человеке: свобода и истина.
Свобода вместе с истиной, истина вместе со свободой ставят это духовное клеймо, которым отмечены различные проявления жизни и деятельности человека. Они проникают порой во все закоулки человеческих поступков и переживаний, наполняя их таким содержанием, и намека на которое мы не найдем в жизни животных. Именно этому содержанию обязана своей истинной прочностью любовь между личностями разного пола. Хотя и опирается она в значительной мере на плоть и чувство, однако не плоть и не чувства сами по себе создают подлинную ее основу, подлинный профиль. Любовь всегда – некий фактор человеческой натуры, его духа; если любовь перестает быть фактором натуры и духа, она перестает быть любовью. То что остается от нее в чувствах и сексуальном витализме человеческого тела, не есть настоящая ее сущность. Воля – так последняя инстанция личности, без участия которой ни одно переживание не обладает полной личностной ценностью, не представляется полный удельный вес личности. Любовь особенно нуждается в свободе, участие свободы порой определяет ее психологическую сущность. То, что проистекает не из свободы, что не имеет признаков свободного участия, а напротив, отмечено печатью пассивности и насилия, не может быть признано любовью, ибо лишено ее сути.
Любовь требует объективной истины. Только благодаря ей может происходить интеграция любви.
Попытки построения моделей любви отличались претензией на большую глобальность. Различия между моделями любви происходят по оценочному параметру: оптимизм – пессимизм. В пессимистической модели постулирует слабость и несовершенство человека, в оптимистической – конструктивная сила любви.
Пессимистическая модель предложена Л. Каслером. Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться:
1. потребность в признании;
2. удовлетворение сексуальных потребностей;
3. конформистская реакция (так принято).
Любовь по Каслеру – это сплав совокупности эмоций, ради которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять его, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного он связывает с благодарностью человека за удовлетворение своих потребностей. Следовательно, переходит к выводу Л. Каслер, свободный человек не испытывает любви.
Оптимистическая модель любви предложена А. Маслоу. Согласно этой модели любовь характеризуется снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психологическим комфортом, удовлетворенностью психологической и сексуальной стороной отношений, которая с годами растет, постоянно усиливается интерес любящих людей друг к другу. В течение совместной жизни партнеры хорошо узнают друг друга, реальная оценка супруга сочетается с его полным принятием. Конструктивную силу любви Маслоу связывает с соединением сексуальной сферы с эмоциональной, что способствует верности партнеров и поддерживанию равноправных отношений.
И.С. Кон (Введение в сексологию. М. 1989) приводит типологию любви Д.А. Ли, экспериментально обоснованную К. Хендриком:
1. эрос – страстная любовь-увлечение;
2. людус – гедонистическая любовь – игра с изменами;
(эти два типа по мнению автора, наиболее присущи мужчинам.)
3. сторге – любовь-дружба;
4. мания – любовь – одержимость с неуверенностью и зависимостью;
5. прагма – любовь по расчету;
(эти типы любви более свойственны женщине).
6. агапе –бескорыстная любовь самоотдача.
Л.Я. Гозман приводи схему характеристики диадических отношений по Т. Кемперу (Гозман «Психология эмоциональных отношений. М., 1987). Системообразующими факторами выступают власть и статус.
Власть (P) трактуется как способность заставить кого-либо сделать что-либо. Статус (S) понимается как желание индивида идти навстречу требованиям партнера благодаря позитивным эмоциональным отношениям.
В этих координатах возможны следующие варианты:
Схема 1. Вариант детско – родительских отношений. Родитель (1) обладает большой властью, а ребенок (2) высоким статусом.
Схема 2. Вариант романтической любви. Индивиды обладают большой (равной) властью друг над другом и имеют высокий статус.
Схема 3. Вариант любви – поклонения. Индивид (2) не обладает властью над другим (1), но статус последнего в глазах первого недосягаем.
Схема 4. Измена в диаде. Партнер 1 имеет высокий статус и власть над 2, который реальный статус утратил.
Схема 5. Вариант безответной любви. Партнер 1 имеет высокий статус в глазах другого (2) и реальную власть над ним. 2 не имеет ничего.
Р. Хаттис выделяет в любви уважение, положительные чувства к партнеру, эротические чувства, потребность в положительных чувствах партнера, чувство близости и интимности.
По З. Рубину, любовь содержит привязанность, заботу и интимность.
Отражение личностной неадекватности
Некоторые авторы (Фрейд, Кеслер, Мартинсон, Рейк) пытались обрисовать потребность в любви как признака неадекватности. З. Фрейд и В. Рейк рассматривали «любовь» как отраженное восприятие собственных недостигнутых идеалов в партнере. По Кеслеру «любовь» — признак наличия потребности у здорового человека, а по Фрейду и Рейку, «любовь» не является патологией, но характеризует невротическую личность. Так, зависимость клиентов психотерапевтов от своих партнеров показывает, что «неадекватные личности более зависимы от любви, чтобы выжить психологически». Итак, понятие неадекватности по-разному используется разными авторами. Для сравнения приведем теорию любви отечественного автора.
Фромм отмечал, что в ходе эволюции у человека появились свои потребности, на развитие которых оказывает влияние социум. Современное общество полностью подчинило себя принципу эгоизма, каждый действует исходя из собственной выгоды. Люди стремятся жить обособленно, для себя. «Неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность». Фромм пишет о том, что целью индустриального общества должно быть полноценное развитие человека, а не увеличение объема производства и потребления. «Возрастающее понимание того, какие последствия имеет для человека наш тип общественной организации и наше лишенное понимания истинных ценностей планирование, станет важнейшим фактором, способствующим выживанию нашей нации».
В современном обществе люди свободны от социальных, религиозных, расовых, политических, экономических ограничений. Получение такой свободы было скомпенсировано в виде чувства безопасности. Именно этот новый конфликт между стремлением к свободе и безопасности обуславливает мотивацию человека.
В качестве способа разрешения проблемы человеческого существования Фромм предлагает любовь. Его теория любви воистину прекрасный лучик света в теориях психоанализа. Именно любовь сочетает главные человеческие потребности – потребность в независимости и потребность в близости. «Это страстное стремление к единству с другим человеком сильнее всех других человеческих стремлений. Это самая главная страсть, это сила, которая скрепляет в единое целое семью, клан, общество, весь человеческий род». Результатом неудачного постижения такого единства является сумасшествие или уничтожение (себя или окружающих).
Любовь – это деятельность, где главное – давать, а не получать. Именно когда человек отдает без мыслей о награде, он ощущает себя живущим. «Богат лишь тот, кто умеет отдавать» с психологической точки зрения.
Если нет в обществе любви, то такое общество – разобщенное. Отсутствие любви – вот источник чувства стыда, а также вины и тревоги.
Фромм в своих трудах говорит о самой высокой ценности: о любви. Любовь, по его мнению, ключ к решению проблемы существования человека в мире. Эта мысль близка людям, которые стремятся хоть чуточку улучшить этот мир и избавить его от царящего в нем эгоизма.
«Любовь – это особое состояние эйфории, вызванное иллюзией обрести «счастье» в паре с субъектом, достаточно наделенным теми психическими свойствами, в которых ощущается недостаток. Автор обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, состоящей из четырех психических модулей или функций: Эмоции («души»), Логики («ума»), Физики («тела») и Воли («духа»). Этот набор функций присущ всем людям, однако он образует в личности иерархию, которая и определяет различие людей. Люди сходятся в разной степени плодотворно, стремясь к гармонии психики и жизни соответственно иерархиям своих функций. Автор, математически соотнося иерархии, выделяет 24 варианта взаимодействия двух людей во имя «любви». Именно значимый недостаток в проявлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви (или сочетания слабой функции с функциями противоположной стороны, что могут вызвать эйфорию):
Эрос – любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Любовь – зависть – ненависть.
Филия – любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счета оказываются перед своим отражением в зеркале. Статика, скука.
Агапе – любовь – эволюция, движущая партнеров от противоположной к тождеству. Плодотворная, настоящая «формула любви», приводит к гармонизации личностей любящих.
Существуют чистые и много переходных типов отношений (24 варианта), имеющих разные перспективы развития. «Любовь исчезает, когда перестает надеяться или бояться», — говорил Ларошфуко. Как правило, эйфория длится три года, далее происходит разрыв (если иллюзия оказывается необоснованной или продолжение отношений на ином уровне. Так, познание себя и другого определяет возможности отношений между людьми.
Любовь – нормальное чувство адекватной личности. Однако для большинства психологов «любовь» — впоне нормальное чувство адекватной личности. Винч связывает это явление с воспитанием: «Индивиды могу быть овеяны такой любовью, которую им необходимо излить другим…» Гринфильд считает, что «любовь» — «поведенческий комплекс, функцией которого является управление индивидами» в обществе, выполнение определенной социальной роли («муж – жена», «жена – мать»). По мнению Вальстера, «любовь объясняется сильным физиологическими возбуждением. Источником любви могут является также и несексуальные стимулы (темнота, опасность и т.д.). Теория социальных норм рассматривает в качестве источников любви внутричеловеческую эмоциональную зависимость, которая воспитывалась у нас в обществе, «любовь и брак все еще признаются за традиционную семейную ценность, мы программируем этот путь с рожденья и поэтому принимаем невротическую потребность в любви за естественную человеческую потребность» (любовь целесообразна ввиду продолжения рода и, соответственно, должна быть культурно подкреплена).
По мнению автора, в понятие «любовь» входят множество характеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения:
Г) здравый смысл.
Однако, ни одни из них не является ведущим критерием определения «любви». Например, партнеры могут прийти к выводу, что они «любят», «ссылаясь на чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния остается, однако, осознанным решением» (а воля «забивает» непосредственность выражения, присущую любви). Вопрос остается открытым. По мнению В.И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»:
А) страстная любовь;
В) супружеская любовь.
Страстная любовь включается сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности. Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности. Результат каждой стадии и их последовательность не изучены. Одна из схем следующая: страстная любовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеализацией (романтическая любовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстная любовь. Изучение этих стадий – предмет дальнейшего исследования.
Джон Алан Ли разработал свою теорию «любви», посвященную по большому счету лишь сексуальным отношениям. Самая главная проблема для всех, по мнению автора, то встреча с партнером, которые бы разделял наши представления, наши мнения, наши взгляды на жизнь. Исследования показали, что большинство женатых людей испытывают неприятности из-за того, что они выбрали не того человека, которого хотели. Чтобы сделать правильный выбор, автор советует изучать «любовь», ее стили – цвета. Стили любви (присущие каждому человеку взгляды на любовь) не подобны зодиаку, они могу меняться. Остановимся на характеристиках стилей.
Эротический стиль (Эрос) начинается с сильного физического притяжения. Любовник воспринимает партнера как идеального и не замечает его недостатков. Именно приверженцы такого стиля влюбляются с первого взгляда, любят страстно и порой живут душа в душу долгое время, несмотря на мнение скептиков, не верящих в серьезность такой любви.
Сторге – любовь притворства. Этот стиль любви возникает среди людей, живущих по соседству, затем они симпатизируют друг другу и решают не расставаться и создать семью.
Людус – от слова «игра». Приверженцы такого стиля любви не посвящают свою жизнь одному партнеру. Они – бродяги, коллекционеры любовных переживаний. Людистическая любовь – любовь без обещаний.
Вспомнив цветовую аналогию, автор предлагает соотнести три главных любовных стиля – Эрос, Сторге и Людус – с тремя основными цветами, соответственно с красным, желтым и голубым. Однако основные стили, сочетаясь друг с другом, дают второстепенный цвета любви:
Мания. Это весьма противоречивая любовь, которая образуется в результате сочетания Эроса и Людоса. Последователь такого стиля скорее требует любви от партнера, чем любит сам. Он часто зависим от объекта своей привязанности, лишен самоуверенности и поэтому имеет слабую позицию.
Прагма. Сознательная любовь, которая образуется в сочетании Людуса и Сторге. Партнер такого стиля выбирает возлюбленную одной религии, социального происхождения, учитывая даже хобби. Поиски партнера превращаются в сортировку.
Агапе или каритас- забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку. Агапе – самоотверженная любовь человека, готового на самопожертвование. Этот стиль – сочетание Эроса и Сторге. Такой любовник чувствует обязанность заботиться о своей возлюбленной, но его отношения схожи с отношением к человеку, в чем-то нуждающемся.
Людический эрос – такие люди довольны жизнью и уверенно справляются с проблемами, не хотят любовных переживаний, не имеют глубоких чувств, но способны помочь партнеру наслаждаться любовью и прекращают отношения, если не испытывают наслаждения.
Сторгический людус. Любовники данного стиля считают свою жизнь длинным перечнем любовных историй; как правило, имеют супруга; осмотрительные, сдержанные, не высказывают своих чувств и эмоций, не мечтательны; проводят время с партнером, не нарушая обычный ход жизни, если отношения взаимоудобны; не терпят сцен ревности.
Определив свой стиль, человек может выбрать подходящий стиль для своего партнера. Соответствие стилей обеспечивает эффективные отношения партнеров. Также подходящим для брака будет выбор партнеров с близкими стилями, например Сторге и Прагма, которые постараются превратить свои отношения в дружбу. Обратный пример – чем больше манический любовник будет требовать любви от людистического, тем меньше счастья будет в их жизни. Манический и сторгический любовники «заполнят свои дни взаимным непонимание» точно так же, как Мания и Людус придерживаются разных определений любви. Однако стиль любви может меняться с течением времени и опытом переживаний.
По мнению автора, «любовь может быть понята при наличии трех компонентов, которые вместе могут быть рассмотрены как вершины равнобедренного треугольника». Три вершины – это:
Интимный компонент (наличие близких взаимоотношений): желание повысить благосостояние любимого человека, ощущение счастья с любимым, глубокое уважение к любимому человеку, взаимопонимание, получение и оказание духовной поддержки, сексуальные отношения, значимость любимого в жизни;
Компонент страсти – романтические отношения, сексуальное влечение, половой контакт; как дополнительные потребности – чувство собственного достоинства, превосходство над другими, подчинение другим, самореализация;
Компонент решения / обязательства включает два аспекта – решение человека, любит он или нет (короткий период взаимоотношений); обязательство человека поддерживать это любовь (длительные отношения).
Если проанализировать все возможные комбинации вышеперечисленных компонентов, получится 8 подгрупп образующих классификацию любви по Р.Дж. Стернбергу:
Симпатия (только интимность); один из партнеров имеет только один интимный компонент при отсутствии страсти и решения/обязательств;
Безрассудная любовь (только страсть); любовь – «наваждение»; объект любви, как правило, идеализируется.
Пустая любовь (только компонент решения/обязательства); в основу взаимоотношений возводятся решение любить и обязательство перед любимым человеком, при отсутствии страсти и интимности; возможна на последних стадиях в длительных взаимоотношениях и в обществах, где браки упорядочены традицией;
Романтическая любовь (интимность и страсть); любовники связаны физическим и сексуальным влечением, но обязательства друг перед другом отсутствуют (партнеры полагаются на случай); брак маловероятен;
Любовь в браке (интимность и решение / обязательства); длительная дружба (некоторые супруги ищут увлечения на стороне);
Бессмысленная любовь (страсть и обязательства); «крайне восприимчива к разрушению», страсть угасает, а обязательства носят неглубокий характер;
Совершенная любовь (интимность, страсть и обязательства); «достижение совершенной любви может быть трудным, но удержание ее еще тяжелее»;
Нелюбовь (отсутствие всех компонентов); деловые отношения.
Треугольная теория любви объясняет причины отсутствия равновесия в любви. Графически акцентированный компонент можно изобразить острым углом. Несовпадение треугольников партнеров ведет к разрыву отношений. Однако человеческие отношения более сложная вещь, чем аналитическая геометрия.
Автор указывает, что на Западе традиционно выделают 4 типа любви:
• Секс, вожделение, либидо;
• Эрос, любовь как стремление к воспроизводству или творчеству – высшим, по мнению древних греков, формам бытия и отношений между людьми;
• Филия, или дружба, братская любовь;
• Агапе, забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку.
Чувство подлинной любви у каждого человека является смесью (в различных пропорциях) всех четырех типов любви. По мнению автора, эрос спасает секс от саморазрушения. Но эрос не может существовать без приязни (филии), братской любви и дружбы. Напряжение постоянного притяжения и постоянной страсти было бы невыносимым, если бы оно никогда не прерывалось. Приязнь – это расслабление в присутствии любимого человека, основанное на признании в другом человеке человека; это состояние, когда нам нравится быть в другим, нравится ритм его походки, голос, все существо другого. Это придает эросу широту, дает ему время для развития, время глубже пустить свои корни. Приязнь не требует от человека каких-то определенных действий ради любимого, кроме признания значимого другого, пребывания рядом с ним и переживания совместной радости. Это дружба в самом ее простейшем и непосредственном проявлении. Филия, в свою очередь, предполагает агапе. Автор определяет агапе как высокую оценку другого, как заботу о благополучии другого без всякой выгоды для себя, как бескорыстную любовь, подобную любви Бога человеку. Однако агапе всегда несет в себе риск покровительственного отношения (это необходимо и можно принять).
Любому виду любви сопутствует обнаружение смысла жизни, ведь любовь, в каком бы она виде ни предстала, и есть смысл жизни.
Что же такое Любовь? Физиологическое возбуждение? Чувство? Отношение? Незабываемый опыт? Знание о себе и другом? Смысл жизни? Конец жизни или ее начало?
Рассмотренные исследования любви и основанные на них теории любви привлекают интерес не только психологов, но актуальны для каждого человека. Так же стоит отметить, что все классификации любви очень похожи и включают в себя ее различные грани. Это Эрос – страстная любовь-увлечение; Людус – гедонистическая любовь – игра с изменами; Сторге – любовь-дружба; Мания – любовь – одержимость с неуверенностью и зависимостью; Прагма – любовь по расчету; Агапе –бескорыстная любовь самоотдача.
Точек зрения на любовь много, как и плоскостей жизненного опыта, образующих единое поле любви. Причем специфика жизненного опыта отдельной личности накладывает свой отпечаток и на аспекты переживаемой им любви. Любовь как абстрактна, так и конкретна; так бесконечна, так и мимолетна; так физиологична, так и духовна. Предмет психологии Любви для исследования многогранен, противоречив и бесконечно труден, но и манит щедрым вознаграждением для ученого и обычного человека.
Любовь как явление подобна науке психологии – она имеет очень древнюю природу, но в то же время очень молода, ибо каждое поколение человечества создает себе свой «идеал» данного чувства. И не нам судить то, как понимали любовь древние греки и римляне, и какие составляющие вкладываем вы с это слово. В сообществе людей нет вещи более важной, чем любовь, ибо когда каждый человек любит ближнего как самого себя, любовь является всеобщим благом, несущим людям только добро и взаимное уважение. Недаром, христианство, как мировая религия, основано исключительно на любви. И покуда у человечества будет вера в это светлое чувство, наши мир никогда не погибнет.
natalie-devlin.livejournal.com
—