Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Развитие самооценки личности

Самооценка и её развитие

2.1. Этапы развития самооценки………………………………..10

Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности и делают особо значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге «потолок» его достижений.

Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.

Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Теоретические проблемы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Лесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Обсуждаются вопросы онтогенеза самооценки, роли в формировании личности и самосознания, ее структуры и функций.

Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. [6, С. 115]

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. [6, С. 126]

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них. [9, С. 203]

Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов — когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). [4, С. 212]

Анализ накопленных в исследованиях данных позволил ученым выделить качественные характеристики общей и частных самооценок. Общая самооценка на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения психического мира личности, ее физических данных; разной мерой последовательности, скоординированности, интегрированности частных самооценок, стабильности и динамичности как системы. Частные самооценки различаются не только спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности, мерой обобщенности и эмансипированности от внешних оценок. Показатели, в равной мере относящиеся к той и другой форме функционирования самооценки, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная — неадекватная, высокая — низкая, стабильная — динамичная, реальная — демонстрируемая, осознаваемая — неосознаваемая, точная — неточная, уверенная — неуверенная и т.п. [4, С. 218]

Самооценка функционирует в разной модальности: категорической, отражающей однозначную оценку субъектом своих качеств, или проблематической, реализующей неоднозначное отношение к себе, по нашим представлениям, детерминированное рефлексивным анализом оценочной ситуации, допуском возможности ее разноплановых трале формаций.

works.doklad.ru

Самооценка личности как ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам, анализ основных функций: регуляторная, защитная. Анализ факторов, влияющих на развитие самооценки: семейные, социальные. Сущность понятия «перфекционизм».

Самооценка — отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Факторы становления самооценки школьника, чувство неполноценности у детей с заниженной самооценкой. Развитие одаренности и самооценка.

Что такое самооценка личности, ее основные критерии. Проблема развития самооценки. Самооценка как центральное образование личности, ее ядро. Когнитивная и эмоциональная часть компонентов самооценки, особенности ее дифференциации и разновидности.

Понятие самооценки в психологии. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки. История развития взглядов на самооценку. Сравнительный анализ сущности самооценки двух концепций: Р. Бернса и В. Столина. Самооценка как внутренняя мотивация.

Характеристика самосознания и нарушение самосознания личности. Самоконтроль человека, его состав, виды и функции. Понятие «Я — концепция». Формирование самооценки, её параметры, регуляторная и защитная функции. Понятие уровня притязаний личности.

Самооценка как важнейшая личностная инстанция, которая оказывает большое влияние на все сферы жизнедеятельности личности, способствует саморазвитию. Соответствие самооценки реальному положению дел. Основные механизмы формирования самооценки у школьников.

Формирование самооценки личности через переживание неполноценности по сравнению с другими. Самооценка как средство анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач, продукт отражения субъектом информации о себе и личном образовании.

Определение понятия самооценки в современной психологии и её виды. Характеристика основных этапов становления самооценки личности. Особенности ее формирования и проявления для младшего школьного возраста. Изучение методик исследования самооценки.

Понятие и виды самооценки. Психологические причины неуверенности, низкой и завышенной самооценки Механизм становления самосознания – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности. Пути формирования адекватной самооценки.

Изучение самооценки как актуальная проблема психологии личности. Роль самооценки в развитии личности, ее особенности в юношеском возрасте. Анализ уровня адекватности самооценки интеллектуального развития студентов. Компоненты структуры интеллекта.

Анализ психологической литературы по вопросу психологической характеристики личности подростка. Развитие личности в школьном возрасте, методика исследования самооценки подростка. Переход от детства к взрослости, влияние качеств личности на самооценку.

allbest.ru

Развитие самооценки личности

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Просмотров научной работы: 32959

Комментариев к научной работе: 6

Поделиться с друзьями:

В современном мире все большее значение приобретают проблемы становления регулятивных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Центральное место среди факторов, которые обуславливают формирование механизмов саморегуляции, занимает самооценка, детерминирующая направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге предел его достижений.

Вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности в достаточной степени исследованы в трудах отечественных и зарубежных специалистов: Е.Т. Соколова, 1 А.В. Петровский, 2 Р. Бернс 3 и другие. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам 4 В психологии самооценка представлена как главное личностное образование и важнейший компонент «Я-концепции». 5 Адекватная самооценка – необходимый психологический фактор формирования зрелой личности, который играет значимую роль в становлении ее индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

В последнее время вопросы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самоуважения, устойчивости личности занимают важное место в проблематике психологии личности. Подобные явления достаточно сложны и неоднозначны для научного познания, успех их изучения во многом зависит от степени совершенства применяемых методов исследования. Интерес человека к изучению особенностей своей личности – самооценке, темпераменту, интеллекту, эмоциональным состояниям и так далее – повлек за собой появление множества методик исследования личности, в частности методик исследования самооценки, среди которых есть как эффективные, пригодные для практического применения, методики, так и те, валидность и надежность которых можно поставить под сомнение.

Цель данной работы заключается в исследовании особенностей диагностики самооценки личности.

1) Изучить понятие самооценки личности, ее виды, уровни и социально-психологическую сущность;

2) Изучить методики исследования самооценки личности.

1. Социально-психологическая природа самооценки

Американский философ и психолог Уильям Джемс был первым представителем зарубежной психологии, который ещё в 1892 году стал изучать самооценку в рамках исследования самосознания. Он отмечал зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Р.Бернс отмечает, что У.Джемс вывел формулу самооценки, обозначив ее термином «самоуважение»: самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь. 1

Роберт Бернс рассматривает самооценку в структуре «Я-концепции», которая определяется им как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. 2 ««Я-концепция» – это относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе». 3 Из данного определении следует, что «Я-концепция» является системой отношений человека как к себе, так и к окружающему миру: людям, предметам, явлениям и так далее. Информация, полученная человеком из внешней среды, воспринимается им в контексте системы таких отношений, и, исходя из степени соответствия или несоответствия своим целям, из того, что в себе несет полученная информация – угрозу или одобрение, – человек строит свое поведение. Принято считать, что «Я-концепция» является ядром системы саморегуляции человека. В основе «Я-концепции» лежат самооценка и уровень притязаний. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. 1

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки заключается в определенном творческом отношении к собственной личности – в стремлении измениться, совершенствовать себя, и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта. 2 Самооценка является сложным образованием человеческой психики, которое возникающим на основе обобщающей работы процессов самосознания, которое проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Именно по этой причине в течение жизни самооценка имеет свойство изменяться. Если личность находится в постоянном развитии, соответственно будут меняться и ее представления о себе и отношение к себе.

Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе, социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения. Важно заметить, что самооценка всегда носит субъективный характер независимо от того, что лежит в ее основе – собственные суждения индивида о себе, интерпретации суждений других людей, или же индивидуальные идеалы или культурные нормы.

Насколько сложна и многоаспектна сама личность, настолько многоаспектно и содержание самой самооценки. Оно включает в себя совокупность ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. А.В.Петровский отмечает, что самооценка есть результат далеко не всегда отчетливо осознаваемый личностью, своего рода проекцией реального «Я» на «Я идеальное», что позволяет понять сложный, составной характер самооценки и выяснить, что оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентации, идеалов личности. 1

Для полноценной характеристики позиции личности недостаточно знать только лишь самооценку человека, необходимо также иметь представление о том, какова, по мнению данной личности, оценка, которую она заслужила в социуме. Самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы – составляющие структуры личности, и человек объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего положения в обществе.

Чем более развит человек, тем больше у него оказывается видов и разновидностей самооценок. У маленького ребенка вообще трудно говорить о какой-либо самооценке, развитый человек различит у себя самооценку способностей и личностную самооценку, самооценку общую и самооценки частные, самооценку плавающую и стабильную, адекватную и нет, низкую и высокую, завышенную и заниженную и так далее. 2

Самый простой вид самооценки – оценка своей способности что-то сделать, с чем-то справиться – «Я умею», « Я могу». Другой вид самооценки – личностная самооценка, заключается в том, как человек в целом оценивает себя как личность и свой характер, свое место среди окружающих и место в жизни (например, «Я – лидер», «У меня сложный характер»). Сюда входит и видение своего статуса, и важные для человека социальные роли, жизненные задачи, которые человек оценивает как «мне по силам». Личностная самооценка и самооценка способностей внутри одного человека могут сильно различаться и не соответствовать друг другу. Личностная самооценка может быть как стабильной, мало зависящей от успешности человека в тех или иных конкретных ситуациях, так и плавающая, которая будет зависеть от текущего настроения и ситуативного успеха или неудачи. 1

Частные самооценки – оценка человеком себя в различных жизненных сферах: на работе, учебе, в личной жизни, оценка своего интеллекта и физических способностей, а также конкретно-ситуативные самооценки: умение рисовать или умение сдать экзамен, не зная материала; таких самооценок может быть очень много, применительно к разным ситуациям.

У каждого человека существует своего рода «внутренний манометр» показания которого говорят о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет, т.е. он показывает уровень самооценки. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. 2 Высокий, средний и низкий – таковы основные уровни определения самооценки. При высоком уровне самооценки человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий, у него сформировано положительное отношение к себе, он умеет по заслугам оценить себя и свою деятельность. Средний уровень самооценки, говорит о том, что у человека может проявляться неуверенность в себе, неоднозначность при оценке своих действий, время от времени он старается подстроиться под мнение других людей. Когда уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе; самооценка может понижаться ситуативно. Низкая самооценка сопровождается системой установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе могут существенно затруднять межличностное общение, а также порождать внутреннее самоотчуждение человека. Индивиды, которые оценивают себя невысоко, ожидают, что окружающие относятся к ним так же. Личности с заниженной самооценкой острее многих других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими, однако, такие люди особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Люди с невысокой самооценкой чувствительны к критике и воспринимают ее как подтверждение собственной неполноценности, а комплименты в свой адрес принимают с настороженностью. В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительное сознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и многое другое. 1

В психологии также различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка представляет собой реальный взгляд личности на себя, а также достаточно объективную оценку собственных способностей, возможностей, свойств и качеств. Когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, самооценка является адекватной. Адекватная самооценка не однородна, у одних людей она высокая, у других более низкая. Неадекватная самооценка соответствует то личности, чье представление о себе далеко от реального, необъективно, мнение о себе резко расходится с тем, каким е считают другие. 2

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. При переоценке своих возможностей, результатов деятельности, личностных качеств самооценка является завышенной. Обычно такие люди самоуверенно берутся за работу, превышающую их реальные возможности, что при неудаче может привести к их разочарованию и стремлению переложить ответственность за них на обстоятельства или других людей. Ввиду завышенной самооценки человек нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. 1

Если же человек недооценивает себя, оценка самого себя является ниже той, которая есть в действительности, его самооценка – заниженная. Такая самооценка разрушает представление человека о его собственные успехах и хорошем отношении к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи он воспринимает как временные и случайные, положительная оценка окружающих зачастую воспринимается как насмешка, издевка. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, безразличия, самообвинения и тревожности. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека.

А.В.Петровский указывает, что самооценка непосредственно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. 2 Стремление к повышению самооценки в том случае, когда у человека есть возможность свободно выбирать уровень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны – стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе – соответственно снижается.

Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению. 1

2. Методики исследования самооценки личности

В настоящее время существует множество методик, которые позволяют рассмотреть самооценку человека на основании различных показателей. Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной и качественной характеристик. Так, например, с помощью коэффициента ранговой корреляции можно сопоставить представление личности о том, какими качествами она хотела бы обладать в первую очередь, во вторую и так далее – (Я идеальное) и обладает, по её мнению, в действительности в первую очередь, во вторую и так далее – (Я текущее). Важно, что в ходе исследования испытуемый производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, и не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном Я, это позволяет ему не говорить о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности позволяют составить представление о том, какова самооценка в количественном выражении. 1

Наиболее популярными методиками исследования самооценки личности на сегодняшний день являются следующие:

1) Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Данное исследование названо по именам двух ее авторов – Тамары Дембо, разработавшей данную методику с целью изучения представлений о счастье, и Суссаны Яковлевны Рубинштейн, которой принадлежит модификация методики Дембо для изучения самооценки. Если сравнить модификацию с первоначальным вариантом, то можно увидеть более расширенную методику и по количеству шкал (их стало 4 вместо одной – «здоровье», «ум», «характер», «счастье»), и по вариантам интерпретации. П.В. Яньшин предложил добавить еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Позже доктор психологических наук А.М. Прихожан ее также модифицировала, пополнив список еще тремя шкалами: «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками, внешность». Вместо шкалы «счастье» была введена шкала «уверенность в себе». 2 В настоящее время существует множество вариантов и модификаций этой психодиагностической методики, но основные принципы остаются прежними. По результатам проведенной методики можно сделать вывод о трех основных параметрах самооценки: высоте, устойчивости и реалистичности. При проведении данного исследования необходимо учитывать все комментарии испытуемого, сказанные относительно полюсов, шкал и его положения на этих шкалах. Ученые отмечают, что внимательный анализ беседы позволяет сделать намного больше выводов о самооценке личности, чем простой анализ расположения отметок на шкалах.

2) Методика исследования самооценки личности по Будасси. Данная методика является одной из самых популярных в психологии, и дает возможность провести количественное исследование самооценки, выявив уровень и адекватность самооценки, отношение идеального и реального «Я». Стимульный материал представляет собой набор 48 свойств личности – «вдумчивость», «мечтательность», «развязность» и так далее. Основу этого метода составляет принцип ранжирования. Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Методика исследования Будасси предполагает самооценивание человека, которое может происходить двумя способами. Первым является сопоставление своих притязаний с реальными, объективными показателями своей деятельности. Вторым путем является сравнение себя с другими людьми . 1

3) Тест Кеттелла (16-факторный личностный опросник) – один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране, разработанный под руководством Р.Б. Кеттелла. Данный опросник ориентирован на выявление относительно независимых 16 факторов личности. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. 2 Фактор MD является дополнительным к основным 16-ти и выделен в личностной методике Кеттелла для форм С и D. Средние значения данного фактора характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценить зрелость личности, а также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым.

4) Методика исследования самооценки «Лесенка» В.Г.Щур помогает выявить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой, позволяющий оперативно выявить уровень самооценки и индивидуальный, при котором есть возможность выяснить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей. Стимульный материал представлен в виде лестницы из 7 ступеней на 1 ступени располагаются «самые хорошие ребята», на 7 – «самые плохие» , задача ребенка определить свое место на лестнице. Так как данная методика ориентирована на детей, то большое значение имеет создание атмосферы доверия, открытости, доброжелательности, необходимо обращать внимание на комментарии, которые дает ребенок в процессе исследования. 1

Также к исследованию самооценки у детей относятся такие методики как методика определения эмоциональной самооценки А.В.Захарова и методика самооценки «Дерево» Д. Лампен (модификация – Л.П. Пономаренко). Обе методики направлены на выявление уровня самооценки ребенка. В рамках первой методики исследования самооценки ребенок среди 8 кружков должен выбрать тот, в котором, по его мнению, он находится. Во второй методике стимульный материал представлен в виде нарисованного дерева с лесными человечками, каждый из которых имеет свое положение, свое занятие, у каждого свое настроение, задача ребенка выбрать фигуру, с которой он ассоциирует себя больше остальных. 2

5)Тест межличностных отношений Т.Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году и предназначена для оценки наблюдаемого поведения людей, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Данный опросник включает 128 оценочных суждений, представленный 8 типами отношений, которые образуются в 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений.

6) Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка. Данная методика применяется для диагностики самооценки таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Стимульный материал представлен в виде перечня психических состояний, присущих / не присущих испытуемому. В результате интерпретации результатов можно определить характерную для испытуемого степень выраженности исследуемых состояний. 1

Также к методикам исследования самооценки относятся следующие: методика А.И. Липкиной «Три оценки», с помощью которой определяется уровень самооценки, устойчивость или неустойчивость самооценки, аргументация самооценки; тест «Оцени себя сам», где можно выявить адекватную, неадекватно завышенную и неадекватно заниженную самооценку испытуемых; методика «Справлюсь или нет?», направленная на определение оценочной позиции, и многие другие методики.

В целом же методики диагностики самооценки личности направлены на выявление уровня самооценки, определение ее адекватности, на исследование общей и частной самооценки, а также на определение соотношения «Я реального» и «Я идеального».

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка несомненно оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на развитие его личности. Это субъективное личностное образование нашей психики. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми, а также она непосредственно связана с уровнем притязаний личности.

Существуют различные виды самооценки: выделяют самооценку способностей и личностную, общую и частные, плавающую и стабильную, адекватную и неадекватную, низкую, среднюю, высокую, завышенную и заниженную и другие.

Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Существует множество методик, которые позволяют рассмотреть самооценку человека на основании различных показателей. Наиболее популярными методиками исследования самооценки личности на сегодняшний день являются следующие: исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн, с помощью которой можно сделать вывод о трех основных параметрах самооценки: высоте, устойчивости и реалистичности; методика исследования самооценки личности по Будасси, которая позволяет провести количественное исследование самооценки, выявив уровень и адекватность самооценки, отношение идеального и реального «Я»; методика исследования самооценки «Лесенка» В.Г. Щур, помогающая выявить систему представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди, и как соотносятся эти представления между собой; тест межличностных отношений Т.Лири, предназначенный для оценки наблюдаемого поведения людей, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я», методики самооценки «Дерево», «Три оценки», «Оцени себя сам» и многие другие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.

2. Бернс Р. «Я – концепция» и «Я – образы». Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Р.Бернс. – Самара: Бахрах, 2003. – с. 656 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г.Маклаков. – СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. – 581 с.

4. Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд., кн.1 Общие основы психологии [Текст] / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

5. Петровский А.В. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 512 с.

6. Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] /М.Г.Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 254.

7. Всетесты.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vsetesti.ru/245/

8. Карпов А.В. Общая психология [Электронный ресурс] / А.В.Карпов. – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka-2110.htm

9. Коллекция психологических методик «МетоДичка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodi4ka.com/dembo-rubinshteyn

10. Кондаков И. Психологический словарь [Электронный ресурс] / И.Кондаков, 2000. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/samocenka

11. Пиховкина Н.В. Психологи на b17.ru [Электронный ресурс] / Н.В. Пиховкина. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/3260/

12. Тестотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/34.html

13. Энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_uroven_samoocenki

1 Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] / Е.Т.Соколова. – М.: МГУ, 1990. — 215 с.

2 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 512 с

3 Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.

4 Кондаков И. Психологический словарь [Электронный ресурс] / И.Кондаков, 2000. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/samocenka

5 Карпов А.В Общая психология [Электронный ресурс] / А.В.Карпов. – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka-2110.htm

1 Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Р.Бернс. – Самара: Бахрах, 2003. – с. 126.

2 Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.

3 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 254.

1 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 255.

1 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 256.

2 Энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_uroven_samoocenki

1 Энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_uroven_samoocenki

2 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 256.

1 Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд., кн.1. Общие основы психологии . [Текст] / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с.618.

2 Карпов А.В Общая психология [Электронный ресурс] / А.В.Карпов. – Режим доступа: http://psyera.ru/samoocenka-2110.htm

1 Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] / А.В.Петровский. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 256

1 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г.Маклаков. – СПб.: ООО «Питер Пресс». – 2008. – с.314.

1 Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. [Текст] /М.Г.Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 254.

www.scienceforum.ru

Теоретические основы изучения самооценки. Подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки. Этапы становления самооценки. Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки. Социальные факторы и фактор физическог Я-образа.

Понятие самооценки. Развитие самооценки в онтогенезе. Роль самооценки в развитии межличностных отношений. Характеристика методик определения самооценки личности. Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» по Будасси.

Понятие и основные этапы становления самооценки, ее роль в развитии межличностных отношений. Исследование самооценки подростков, юношей и взрослых с помощью процедуры ранжирования. Методика М. Куна для изучения характеристик идентичности личности.

Теоретические подходы к проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной науке. Понятие самооценки, ее сущность и виды. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Психологическая структура самосознания в подходе И.С. Кона.

Понятие и виды самооценки, этапы ее развития. Психологическая характеристика подросткового возраста. Общая характеристика методик изучения адекватной самооценки личности и рекомендации для педагогов. Влияние самооценки на формирование личности подростка.

Психологичский анализ самооценки личности в спортивной деятельности: особенности, взаимосвязь и роль самооценки. Программа исследования самооценки спортсменов: цели, задачи и методики. Результаты экспериментального изучения самооценки спортсменов.

Развитие взглядов на природу самооценки в истории психологии и различные подходы к понимаю самооценки. Социальные и педагогические аспекты ответственности. Социальные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе и гендерные стереотипы.

Психологические особенности развития личности. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование. Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте. Основные психологические новообразования переходного периода.

Виды самооценки — оценивания личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Значение общения ребенка со взрослыми в генезисе самооценки на первых этапах становления личности. Причины заниженной самооценки.

Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы. Проблема оценивания в современной школе. Выявление и анализ видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте.

Изучение возрастных особенностей самооценки у умственно отсталых школьников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка. Факторы формирования самооценки в детском возрасте.

allbest.ru

Самооценка и её развитие (стр. 1 из 4)

1. Самооценка. Понятие, виды, структура………………………….4

2.2. Факторы, влияющие на развитие самооценки……….…..14

Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге «потолок» его достижений.

В данной работе будет описано понятие самооценки, раскрыты ее виды, а также направления развития самооценки личности.

1. Самооценка. Понятие, виды.

Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. [6, С. 115]

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. [6, С. 126]

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них. [9, С. 203]

Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов — когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). [4, С. 212]

Более изученными являются природа, характеристики и возрастная динамика частных самооценок, отражающих оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств; менее совещенными остаются проблемы формирования и функционирования общей самооценки. Все понимают как одномерную переменную, отражающую степень самоуважения личности. С высоким самоуважением связываются максимальная активность личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала. Такой подход к пониманию общей самооценки не оставляет места в мироощущении субъекта неудовлетворенности собой, критическому отношению к себе как побудительной силе развития, рождения потребности в самосовершенствование. И теоретический подход к пониманию общей самооценки реализуется в исследованиях, определяющих ее как иерархически вы отроенную систему частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии между собой. При этом подчеркивается несводимость целостного отношения к себе к простой совокупности частных самооценок. Такое понимание общей самооценки позволяет характеризовать ее по ведущим тенденциям, проявляющимся в функционировании частных самооценок — по мере адекватности, критичности, рефлексивности, устойчивости.

mirznanii.com


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *