Отношения, психология, жизненные ситуации

Самоконтроль и самооценка младших школьников

Контроль и оценка составляют

основу успешности обучения.

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. Особое внимание этим навыкам уделено в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. «Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, — что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”. Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты в основу ставят общеучебные умения

В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует учить школьников самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые я использую на уроках.

— На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

— При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.

— Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

— Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали — прочитали то, что написано. Читает несколько раз (часто дети не прочитывают, а просто называют слово, не замечая в нём ошибку: написано кнга, а ребёнок читает книга).

— Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу.

— Игра «Учитель». На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

— «Кто сможет?» Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.

Математика. Работа с таблицами устного счёта. Детям раздают таблицы со столбиками примеров (табличное сложение в пределах 10. Примеры могут повторяться). Учитель даёт 2 минуты для решения. Дети в тетрадь записывают только ответы. По истечение времени учитель диктует ответы, дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильных ответов – баллов. Эти баллы записывают на обложку тетради. Так на протяжении нескольких уроков. Во -первых ребёнок отрабатывает скорость счёта, во-вторых контролирует изменения, в –третьих автоматически заучивает таблицу.

— Решение задач разным способом.

— Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют.

— Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.

— Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

Обучение грамоте. Главным критерием обученности в 1 классе является навык чтения. Начиная с 1 класса учитель регулярно проверяет технику чтения, в частности темп за 1 минуту. Я детям называю норму чтения к концу определённого этапа и предлагаю 1 раз в неделю проводить самоконтроль чтения. (Привлекаем родителей для помощи в контроле времени) Предварительно мы выполняем такую работу в классе, чтобы научиться. Дети записывают свои результаты и сравнивают каждый последующий раз с предыдущим. Контрольная проверка учителем покажет насколько правильно и правдиво ребёнок записывал результаты. «Словомер»

— Повторное чтение. Учитель даёт детям определённое время, например 2 мин. В течение которого они будут читать текст. Когда учитель говорит «стоп», дети карандашом отмечают, до какого слова дочитали. На следующем уроке читают тот же текст сначала, за тот же промежуток времени. Сравнивают больше или меньше успели прочитать. Так несколько уроков. (Известно, что знакомый текст читать легче, следовательно, даже слабочитающие дети будут видеть собственный рост).

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля. Электронное приложение к с учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Я предпочитаю словесную самооценку. –Как ты работал на уроке? –За что ты можешь себя похвалить? – Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.

Метод самоконтроля основан на способности человека к самонаблюдению, самооценке и самоконтролю. Чаще всего проблемное поведение, при котором применяется самоконтроль, возникает в результате противоречия кратковременных и долговременных последствий. Например, кратковременные последствия приема алкоголя преимущественно положительные, долговременные же — отрицательны. Методика самоконтроля позволяет (хотя бы частично) выровнять силу кратковременных и долговременных последствий и избавиться от вредных привычек или приобрести привычки полезные (в долговременном их измерении).

Использование самоконтроля в поведенческой психокоррекции предполагает, что сама коррекция становится процессом, выходящим за рамки учебных занятий. Эта особенность метода самоконтроля еще раз подчеркивает необходимость активного участия подростка в процессе психологической коррекции.

Методика самоконтроля последовательно включает несколько этапов.

(1) Анализ проблемы и определение целевого поведения

На этом этапе в процессе тщательного поведенческого анализа определяется конкретное ошибочное поведение, которое должно быть устранено, и поведение, при выполнении которого цель самоконтроля будет считаться достигнутой. Если при некоторых нарушениях (например, привычке грызть ногти или курении) определить целевое и ошибочное поведение — дело простое, то в иных случаях первый этап самоконтроля может потребовать значительных усилий и времени. Скажем, за фразой «Я излишне агрессивна с мужчинами и отпугиваю их своей активностью» может скрываться целый ряд особенностей поведения, связанных с очень трудно конкретизируемыми стимулами. К примеру, привычка подшучивать над внешним видом тех мужчин, которые нравятся, и прилюдно давать самой себе негативные оценки — эти привычки уже в большей степени позволили бы выстроить программу самоконтроля.

(2) Анализ стимулов

На этом этапе детально анализируется ситуация, в которой срабатывает ошибочное поведение, или ситуация, препятствующая целевому поведению. От точности такого рода анализа в существенной мере зависит успех всей программы самоконтроля. Ключевое значение в этом анализе имеют стимулы, предшествующие появлению (или непоявлению) поведения. Если употреблению алкоголя всегда предшествует получение наличных денег, а в компании близкой подружки трудно удержаться от агрессии и драки, то это — те стимулы, которые должны контролироваться и анализироваться на следующем этапе — этапе разработки программы самоконтроля.

(3) Разработка программы самоконтроля.

К этому этапу мы должны иметь четкое описание целевого (или ошибочного) поведения и знать стимулы, которые тормозят целевое и запускают ошибочное поведение. Это знание поможет составить план самоконтроля, включающий в той или иной комбинации три важнейших его механизма: самоподкрепление, самонаказание и контроль стимулов.

Контроль стимулов представляет собой третий компонент программ самоконтроля. Предшествующий анализ часто позволяет обнаружить вполне конкретные материальные или нематериальные стимулы, «запускающие» ошибочное поведение или препятствующие целевому. Часто эти стимулы вполне может контролировать сам клиент, например, реже встречаясь с друзьями, любящими выпить, или курящими подружками. Четкое определение стимулов, которых следует избегать или которые нужно переструктурировать — это тоже одна из частей программы самоконтроля.

Сфера применения программ самоконтроля довольно широка. В первую очередь здесь нужно назвать переедание, курение, алкоголизм и иные формы зависимостей, вспыльчивость и, наоборот — тревожность, проблемы с концентрацией на работе или учебе, специфические симптоматические нарушения типа тиков, навязчивых действий.

psihologn.org

Разработки уроков для учителей

Добро пожаловать на сайт, который помогает учителям и школьникам в учебе и работе!

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

Методическая разработка «Профессиональное сетевое образовательное сообщество»

Если оценивать наиболее значимые изменения, произошедшие за последние пять лет в образовательной индустрии, то абсолютное большинство из них связаны с повсеместным внедрением.

КТД » Армейский калейдоскоп»

Конспект праздника для младших школьников. На празднике звучали песни про армию, были весёлые конкурсы

«Выделение Фрагмента рисунка . Работа с фрагментами рисунка»

Цель моего урока это научить учащихся научится собиратьрисунок из имеющих деталей инструментов графического редактора.

Ожившая графика. Ветвление — одна из трех (наряду с линейным выполнением команд и циклом) базовых конструкций алгоритмов. Все языки программирования имеют специальные операторы.

Добавить эту разработку

Сложные темы орфографии. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. Предлоги. приставки. Практический материал.

Данная презентация содержит практический материал для повторения, закрепления и отработки орфограмм по темам : Суффиксы и окончания. Предлоги и приставки.

Классный час ко дню космонавтики в 1 классе «Гараринский урок. Космос — это . »

С глубокой древности человека манило и привлекало к себе звёздное небо. Прекрасное безграничное звёздное небо, которое сводит с ума своей непостижимостью и величием… В нём.

Мероприятие для детей дошкольного возраста c участием родителей «Моя любимая семья»

Этот семейный праздник доставилмного всем радостных и волнующих минут. Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки – бабушками, а мы – творческой фантазией.

Четыре дня штурма г.Кенигсберга

Презентация " Четыре дня штурма Кенигсберга" выполнена к очередной дате взятия г. Кенигсберга, Презентация содержит наглядную анимацию, звуковое сопровождение и.

Развитие лидерских качеств у обучающихся.

Данная проблема особо актуальна в настоящее время, так как только социально-активная личность сможет выбрать необходимую индивидуальную траекторию развития, которая позволит в.

Контрольная работа «Метод координат»

Контрольная работа по теме "Метод координат" содержит в себе пять заднаний, два варианта

videouroki.net

Формирование самооценки

Формирование самооценки любого индивида является сложным процессом, включающим несколько различных этапов развития. Самая первая стадия формирования – это целостное восприятие малыша общей оценки его поведения со стороны окружающих взрослых. Соответственно, на последующей стадии мы наблюдаем более детальное оценивание собственного поведения ребенком, а также его восприятие посторонней оценки его поведения и деятельности. Лишь на последней стадии окончательно зарождаются и формируются механизмы, позволяющие ребенку самостоятельно оценить конкретный критерий своей личности.

На последней стадии закладки самооценки, которая происходит ближе к подростковому возрасту, для нее характерна полярность, то есть в своей самооценке ребенок придерживается принципов «хорошо-плохо» и ударяется в крайности. На последующих этапах развивается способность к самостоятельной объективной оценке не только лишь своих поступков, но также переживаний и эмоциональных состояний. Заключительный шаг – это способность ребенка полностью перенести умение объективного оценивания с внешнего на внутренний мир и переживания.

Создание личностной самооценки

Психологи рассматривают создание личностной самооценки как психологическое новообразование индивида, которое закладывается в нем с самого рождения и развивается в дальнейшем поэтапно. В нем выделяют 2 главных «компонента», среди которых когнитивное и эмоциональное звено, работающие между собой абсолютно неразрывно. Когнитивное звено является совокупностью познаний индивида о себе, накопленный им опыт о своей личности и ее отдельных факторах, положительных и отрицательных сторонах. Эмоциональное звено – это отношение человека к общей совокупности когнитивного вена и отдельно взятым качествам своего «Я». Такая структура связана с тем, что любые знания о себе как о человеке, индивид приобретает строго в социальной среде и с социальной точки зрения. Соответственно, со временем данные знания «обрастают» различными эмоциональными отношениями и оценками индивида как социального субъекта.

Как и на любое другое психологическое образование, на образование самооценки оказывают воздействие множество различных факторов, от которых напрямую зависит и уровень ее развития. К ним относится общение индивида с окружающими его людьми, развитие коммуникационных способностей в целом, самонаблюдение и самоконтроль. Любой человек, как социальный субъект, совершает любой вид деятельности и тем самым попадает в конкретную ситуацию, в которой он набирает опыт и вырабатывает свое личное отношение к определенным вещам, поступкам, чувствам. Также он вырабатывает внутреннюю оценку своих решений, шаблонов поведения, черт характера, положительных и отрицательных сторон.

Нет конкретного вида деятельности, который был бы одинаково полезен для всех индивидов в рамках развития самооценки или же одинаково вреден. В этом психологи выделяют строгую индивидуальность, хотя им удалось несколько систематизировать виды деятельности в отношении самооценки. Известно, что положительно на адекватность самооценки влияет занятие тем видом деятельности, который является ведущим для текущего периода развития личности. К примеру, формированию объективной самооценки у детей и подростков способствует активное общение со сверстниками и дисциплина в обучении. В более взрослом возрасте ведущим вариантом деятельности является трудовое самосовершенствование. Однако, как уже оговаривалось, внешние условия для каждой личности совершенно индивидуальны. Та же учеба или работа выступают в качестве деятельности, которая приносит удовлетворение и возможность самореализации, но также она может послужить источником недовольства, стрессов, эмоционального истощения.

Показателем высокого уровня самооценки считается ее разделение и дифференцировка. Такой индивид способен достаточно объективно оценить свои возможности и внутренний потенциал относительно того или иного внешнего условия. Хорошая самооценка является залогом целостности внутреннего состояния человека и его стабильности, даже в случае изменений в социуме и других внешних условиях жизни. Это весьма значимый фактор в рамках становления личности и ее индивидуальности.

Создание адекватной самооценки

Как личностный психологический фактор, заложенный в каждом человеке с момента его рождения, самооценка важна в рамках становления индивида как уникальной личности. Именно он формирует в сознании человека потребность достигнуть в своем развитии определенного уровня, который будет соответствовать не только требованиям и условиям социума, но и его личным представлениям и притязаниям.

Многие специалисты, например, М. Феннел, предполагают, что самооценка выполняет роль одного из ведущих факторов человеческой саморегуляции. Так создание адекватной самооценки важно для определения направленности и уровня деятельности в жизни индивида. От нее также зависит его поведение в социуме, интеграция в условия окружающей среды, отношение к окружающим и, конечно же, к собственной личности. Самооценка – это один из самых сложных психологических механизмов. Также Р. Немов выдвинул популярную в наше время теорию о том, что самооценка также важна для сохранения целостности индивидуальности человека в условиях перемен в его окружении и социуме.

Самооценка наиболее уязвима и в то же время подвержена коррекции в детском возрасте. Это связано с тем, что в этот жизненный период она только начинает формироваться как самостоятельный психологический механизм. Ребенок не рождается с уже подготовленным внутренним потенциалом и отношением к собственной персоне. По мере своего взросления, получения жизненного опыта, восприятия оценки окружающих, он начинает формировать определенные притязания к окружающим и к себе самому. Важным фактором для формирования самооценки в этом возрасте является адекватное воспитание малыша, его подготовка, развитие навыков общения.

Когда ребенок взрослеет, он самостоятельно овладевает способностью оценивать свое собственное внутреннее «Я», наравне с тем как он постигает себя самого в качестве социального объекта. Это и принято считать самооценкой, которая также оказывает влияние на дальнейшую деятельность индивида, связанную с его уровнем притязаний. Под притязаниями, вернее, их уровнем, понимают тот уровень возможных достижений и трудностей, который человек сам определяет для себя.

Грамотное соотношение самооценки и степени притязаний оказывает огромное влияние на эмоциональное и духовное состояние ребенка. Если самооценка человека адекватна, то и уровень притязаний меняется в зависимости от реальных возможностей индивида. Если же наблюдается несоответствие между большими притязаниями и реальными жизненными обстоятельствами, что нередко случается из-за слишком высокой самооценки и самоуверенности, человек ощущает себя несчастным.

На самооценку ребенка активно влияет воспитание со стороны взрослых, а также их поведение. Помимо того, что взрослый человек является неоспоримым авторитетом для малыша, на него также оказывает влияние оценка близкого взрослого его деятельности или личности в целом. Для того чтобы у подрастающего ребенка складывалась адекватная самооценка, он должен чувствовать атмосферу одобрения и поддержки от своих родителей и взрослых в целом. При этом положительная оценка должна быть направлена на конкретную деятельность и успехи ребенка, а не на что-то, ради чего он не прикладывал усилий. Стоит быть достаточно объективными в своих суждениях, чтобы будущий индивид не вырос чрезмерно самоуверенным и с завышенной самооценкой.

Формирование самоконтроля и самооценки

Современное прогрессивное общество предъявляет определенный ряд требований каждому подрастающему индивиду. Оно нуждается в активных людях, которые проявляют инициативу, как в роботе, так и в социальных вопросах в целом, способны выражаться творчески. Вот почему действительно важно уметь раскрывать весь свой потенциал и развивать имеющиеся задатки. Развитие и становление себя как успешной личности обеспечивает формирование самоконтроля и самооценки.

Человек обладает уникальным психологическим механизмом, который позволяет ему сознательно контролировать свою деятельность в зависимости от внешних условий или собственных желаний. Это то, что мы называем «самоконтролем». Как и любая другая способность, он формируется по мере приобретения индивидом личного опыта, общения с окружающими и приспосабливаемости к деятельности в коллективе.

Вместе с самооценкой, самоконтроль закладывается уже в детском возрасте, так что на его формирование также активно влияет адекватный подход в воспитании. Залогом развития самоконтроля является осознание ребенком потребности оценивать свою деятельность и регулировать ее, в зависимости от личных потребностей, условий окружения, соответствия логике и правилам.

Образование самооценки школьника младших классов

Образование самооценки школьника младших классов в основном опирается на его активную деятельность, в частности, общение со сверстниками, учебу, развитие контроля над собой и самодисциплину. В сущности, любое занятие, особенно если это игры или другая деятельность в коллективе ровесников, вынуждают ребенка обратить внимание на себя и свои поступки. В некоторых ситуациях также развивается и самоконтроль, дисциплина, вызванная потребностью подчиниться определенным правилам.

Это имеет большое значение и для обучения ребенка. Младшему школьнику необходимо овладеть основами самодисциплины, так как ему потребуется контролировать себя и свои усилия, направляя их на учебу. Достижение такого невозможно без оценки себя и своего потенциала. Таким образом, человек накапливает опыт знаний о себе уже с самого детства. В ходе любой деятельности, ребенок оценивает себя по нескольким схемам. Прежде всего – это сравнение своей личности с окружающими. Второй путь оценки – это сопоставление желаемого и реальных успехов, ставших результатом личной деятельности. Разумеется, чем выше притязания ребенка, тем тяжелее ему будет добиться успеха.

Формирование самооценки

Развитие самооценки достаточно индивидуально, однако на определенных жизненных этапах, большое влияние на нее оказывает вариант деятельности, которыйсчитается главным на данном этапе развития. То есть формирование самооценки учащихся достаточно тесно связано с процессом их обучения. От того, насколько хорошо будет проходить этот процесс, зависит и адекватность будущей самооценки ребенка. Успешность учебы во многом определяет и саму успеваемость, заинтересованность ученика в работе над собой и получении новых знаний. Ведущую роль играет адекватная работа самого учителя или воспитателя, которые могут прибегнуть к различным схемам ведения занятий для обеспечения их успешности. Одним из важных факторов выступают внешние связи, то есть жесты, взгляды, слова и их контекст, обращенные к ребенку. На основе отношения и оценки учителя он выстраивает оценку своей личности, и это необходимо учитывать при ведении педагогической деятельности в младших классах.

psytheater.com

Самоконтроль и самооценка младших школьников

Ижойкина Людмила Викторовна

преподаватель, Омский педагогический колледж №1, соискатель по кафедре организации безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии, Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Методическая система формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников в процессе обучения естествознанию

методическая система, модель, модель методической системы, самоконтроль, самооценка.

Современная начальная школа должна обеспечивать целостное формирование личности школьника, развитие его индивидуальности, самостоятельности в учебной деятельности, способности к самообучению и самосовершенствованию. Результатом образования являются не только предметные знания, но, прежде всего, универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями в современных педагогических исследованиях понимается совокупность обобщенных действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию [ 1 ] . В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный. Особое место занимает регулятивный блок, направленный на организацию и становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без овладения им действиями самоконтроля и самооценки. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят действия контроля и оценки, будет зависеть их дальнейшее успешное обучение.

Анализ современных нормативных документов, в частности ФГОС НПО, а так же состояния теории и практики формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников, позволили выявить противоречие между потребностями общества и школы в этой работе, с одной стороны, и уровнем научно-методического обеспечения этой проблемы с другой, между возможностями содержания, методов и форм обучения естествознанию в начальной школе и недостаточной разработанностью средств обучения и методических рекомендаций, помогающих реализовать эти возможности.

В связи с этим возникла необходимость разработки методической системы формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников в процессе обучения естествознанию. Под методической системой мы, следуя Э.Г. Азимову, понимаем единство и взаимосвязь ее цели и задач, содержания, деятельности субъектов, дидактико-методического комплекса и образовательных результатов [2]. Методическая система формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников является технолого-методическим инструментом учителя, направленным на повышение качества образовательного процесса и развитие личности обучаемых.

Методолого–теоретической основой методической системы формирования самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников являются: концепция ФГОС начального общего образования, концепция развивающего обучения, положения теории личностно-ориентированного обучения, теория обучения естествознанию в начальной школе. Методическая система основывается на положениях системно – деятельностного, компетентностного, психологического и технологического подходов. При разработке модели мы опирались на принципы системного и деятельностного подходов, принцип цикличности в самоконтроле, который предполагает закономерность формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников в рамках как годичного цикла, этапами которого являются учебные четверти, так и пятигодичного (1-5 классы).

Для создания целостной методической системы формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников мы разработали теоретическую модель (рис. 1),

Рис 1. Модель методической системы формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников в процессе обучения естествознанию

Под моделью принято понимать искусственно созданный образец в виде схемы, физических конструкций, формул, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Модель методической системы понимается как ее отображение, описывающее на формальном языке компоненты системы, взаимосвязи между ними [1,3]. В структуру модели методической системы формирования самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников включены следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический и результативно – оценочный.

В качестве основной цели предлагаемой модели методической системы выступает формирование самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников, обеспечивающих устойчивое качество результатов обучения естествознанию в начальной и основной школе. Цель находится в прямой зависимости от основных идей социального заказа и тенденций реформирования начального общего образования.

Содержательный компонент модели представлен нормативными документами, принципами формирования самоконтроля и самооценки учебных действий школьников (методологические, психологические, общедидактические). Согласно концепции ФГОС начального общего образования, содержательный компонент, разработанной модели методической системы включает планируемые результаты освоения основной образовательной программы (предметные, метапредметные). Предметные результаты включают следующие компоненты: система предметных знаний и система предметных действий. Метапредметными результатами являются способы деятельности, посредством которых учащиеся оперируют полученными знаниями, применяют их на практике и приобретают новые – универсальные учебные действия, в частности самоконтроль и самооценку [1, 4, 5].

Технологический компонент модели методической системы представлен этапами формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников, организационными формами, методами, средствами самоконтроля и самооценки учебных действий. К основным этапам формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников относятся: мотивационно – ориентировочный; операционно – исполнительский; заключительный (табл. 1).

Таблица 1 . Этапы формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников

Побуждение учащихся к самоконтролю и самооценке учебных действий, формирование умения сопоставлять работу с образцом, освоение деятельности оценивания

Формирование умения осуществлять пооперационный и планирующий самоконтроль и самооценку. Школьники овладевают умениями определять и воспринимать предмет оценки, анализировать ошибки.

Формирование умений сопоставления прогнозируемых и полученных результатов, анализ причин успехов и неудач. Большое значение приобретает индивидуальная форма самоконтроля и самооценки. Самоконтроль и самооценка превращаются в необходимый элемент учебной деятельности.

В качестве следующего звена технологического компонента предлагаемой модели выступают методы, которые будут использоваться при решении поставленных задач в процессе формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников. К ним относятся методы устного, письменного и лабораторно – практического самоконтроля и самооценки. Отбор методов производился с учетом целевого и содержательного компонентов модели методической системы. Методы рассматривались с позиции системно – деятельностного, технологического и психологического подходов. Все методы взаимосвязаны и применяются в процессе формирования самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников комплексно.

Средства обучения модели методической системы мы рассматриваем как совокупность материальных учебно–методических объектов, используемых для формирования контрольно – оценочной деятельности младших школьников. К средствам обучения мы относим учебники действующих образовательных систем (Окружающий мир – 1-4-й классы), тетради для самостоятельных работ учащихся; технологические карты уроков; поурочные и тематические оценочные листы; учебно – методическое пособие «Формирование самоконтроля и самооценки учебных действий у школьников в процессе обучения естествознанию», включающее систему упражнений по формированию самоконтроля и самооценки учебных действий у младших школьников.

Этапы формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников, предложенной модели методической системы, могут осуществляться с использованием различных организационных форм. В качестве основных форм самоконтроля и самооценки, предложены: традиционные уроки с включением методов и приемов самоконтроля и самооценки, уроки – практикумы, экскурсии и домашняя работа.

Результативно – оценочный компонент модели методической системы включает в себя обоснованные нами критерии, показатели, уровни и результат экспериментальной работы. Охарактеризуем коротко критерии и приведем показатели к каждому из них.

Критерий 1. Наличие потребности в самоконтроле и самооценке учебных действий предполагает готовность учащихся выполнять действия по самоконтролю и самооценке без побуждения извне. Критерий определяют следующие показатели: стремление к самопроверке и самооценке; отношение к внешнему контролю и оценке.

Критерий 2. Оперативность, т.е. знание учащимися всех видов самоконтроля и самооценки, овладение приемами по их использованию. Он определяется показателями: способность контролировать и оценивать работу по результату, на основе сопоставления с образцом; способность контролировать и оценивать работу в процессе деятельности; самоконтроль и самооценка до начала работы.

Критерий 3. Произвольность контрольно – оценочной деятельности. Определяется показателями: принятие учебной задачи; сохранение учебной задачи; самостоятельность; сосредоточенность и включаемость. В рассматриваемой модели мы выделили три уровня сформированности контрольно – оценочной деятельности младших школьников: низкий, средний и высокий.

Разработанная модель послужила методическим основанием формирующего эксперимента, проводимого на базе общеобразовательных учреждений города Омска: КОУ «СОШ № 162», КОУ «СОШ 48», КОУ «СОШ № 125». В качестве контрольных и экспериментальных групп мы выбрали первые классы, по одной контрольной и по одной экспериментальной группе в каждой школе соответственно. Выбор контрольных и экспериментальных групп был обусловлен тем, что выбранные классы обучались в равных условиях (обучение осуществлялось по одной программе «Перспективная начальная школа»; данные классы имеют приблизительно равную наполняемость и приблизительно равные учебные возможности). Экспериментальная работа осуществлялась с учащимися выбранных классов в течение четырех лет их обучения в начальной школе (2008 – 2012 гг.). В контрольных классах обучение учащихся проводилось в обычном режиме. Обучение в экспериментальных классах, на уроках окружающего мира, было построено с учетом разработанной модели, Эффективность модели проверялась на основании представленных в ней критериев путём сравнения результатов, полученных в контрольной группе и экспериментальной.

Сравнение результатов показало, что на начало формирующего этапа экспериментальные и контрольные группы по уровню сформированности самоконтроля и самооценки учебных действий были примерно равны. В частности: 65,8% (ЭГ) и 67,5% (КГ) – низкий уровень, 26,5% (ЭГ) и 26,2% (КГ) – средний, 7,5% (ЭГ) и 6,2% (КГ) — высокий. На окончание эксперимента основная часть младших школьников экспериментальной группы перешли на более высокий уровень сформированности самоконтроля и самооценки учебных действий, о чем свидетельствуют результаты: низкий уровень – 6,2%, средний – 66,2% и высокий уровень – 27,5%. Если сравнить результаты уровня сформированности самоконтроля и самооценки учебных действий на начало обучения в первом классе и на момент окончания начальной школы, то можно констатировать, что на 20% выросло число учащихся с высоким уровнем; увеличилось на 39,7% число младших школьников имеющих средний уровень и уменьшилось число учеников с низким уровнем на 59,6%. В контрольных группах изменения оказались незначительными.

Рис. 2. Динамика уровня сформированности самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников экспериментальной и контрольной групп на разных этапах эксперимента

Таким образом, апробация данной модели в практике школы позволила констатировать — благодаря целенаправленной, планомерной, комплексной работе, оказался возможным переход с низкого на более высокий уровень сформированности контрольно – оценочной деятельности младших школьников.

В нашем исследовании формирование самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников выступало как фактор, обеспечивающий устойчивое качество результатов обучения естествознанию. Статистическая обработка результатов позволила сделать вывод, что при повышении уровня самоконтроля и самооценки учебных действий повышается и успеваемость младших школьников по естествознанию. Чем выше оказался уровень развития контрольно – оценочной деятельности, тем выше средний балл успеваемости по предмету. Данный факт доказывает состоятельность и эффективность реализации методической системы формирования самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников в процессе обучения естествознанию.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др / под. Ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009. — 448 с.

Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21–26.

Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] / URL : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452 .- [ дата обращения 03.02.2012 ] .

ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] / URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 .- [ дата обращения 03.02.2012 ] .

Рекомендовано к публикации

Л.Н. Орлова, доктор педагогических наук, научный руководитель работы

А.А. Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Ludmila V . Izhoikina

Methodical system of formation self-control and self-assessment of studying actions of elementary school pupils in the process of teaching nature study

In this article the problem of formation self-control and self-assessment of studying actions of elementary school pupils is considered. The main components of the model of methodical system of formation self-control and self-assessment of studying actionas of elementary school pupils in the process of teaching nature study are considered. The results of experimental work are represented.

ISSN 1997-8588. Гос. регистрация во ФГУП НТЦ "Информрегистр" Мин. связи и информатизации РФ на 20 1 2 г. № 042 12 00031

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

При перепечатке и цитировании просим ссылаться на » Письма в Эмиссия.Оффлайн «.

Адрес редакции: 191186 , Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

emissia.org

Развитие регулятивных универсальных учебных действий самоконтроля и самооценки у младших школьников

Анализ сущности универсальных учебных действий – ключевого понятия новых образовательных стандартов и технологий их реализации в практике образовательного процесса начальной школы. Исследование особенностей самоконтроля и самооценки младших школьников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Педагогический колледж №4

Предметно-цикловая комиссия педагогики, специальной педагогики, психологии, специальной психологии

Развитие регулятивных универсальных учебных действий самоконтроля и самооценки у младших школьников

Шкварчук Виктория Ивановна

Коррекционная педагогика в начальном образовании

IV курс 44 группа

Руководитель: Чудина Н.В.

1. Понятие регулятивных универсальных учебных действий

2. Особенности самоконтроля и самооценки младших школьников

3. Способы развития регулятивных универсальных учебных действий самоконтроля и самооценки у младших школьников

Универсальные учебные действия — одно из ведущих ключевых понятий новых образовательных стандартов и технологии их реализации в практике образовательного процесса современной начальной школы.

Универсальные учебные действия (УУД) дают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. В соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования, регулятивные универсальные учебные действия включают умение:

· учитывать правило в планировании и контроле способов решения;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

· адекватно воспринимать оценку учителя;

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Актуальность развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

· Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

· Овладение школьниками универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию школьников в различных предметных областях познания и мотивацию к учению.

Цель исследования: изучить особенности и способы развития регулятивных универсальных учебных действий самоконтроля и самооценки у младших школьников.

1. Проанализировать подходы к определению регулятивных универсальных учебных действий, представленные в психолого-педагогической литературе;

2. Выявить основные характеристики самоконтроля и самооценки детей младшего школьного возраста;

3. Определить основные способы формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий самоконтроля и самооценки.

1. Понятие регулятивных универсальных учебных действий

В умении учиться выделяются две составляющие:

1. Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку не хватает его знаний и умений, и для того, чтобы получить ответ на вопрос чему учиться?

2. Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений для ответа на второй вопрос: как научиться?

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный. [3]

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

· целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

· планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

· прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

· коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

· оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. [7]

Регулятивные УУД это основа основ успешной деятельности ученика. И состоят из 7 компонентов:

· Постановка цели (целеполагание)

· Волевая саморегуляция [9]

При традиционном обучении главное внимание педагога направлено не на процесс учебной деятельности ребенка, а на ее результат. Поэтому главным результатом считалась прочность усвоения определенной суммы знаний и фактов. При развивающем обучении ставится следующая задача: не только обеспечить усвоение ребенком требуемых обществом научных знаний, но и добиться, чтобы на каждом уроке ученик овладевал, а затем с возрастающей степенью самостоятельности использовал сами способы добывания знаний. На современном этапе обучения цель учителя научить ученика учиться, т.е. отдельные функции учителя примерить на ученика и научить правильно ими пользоваться для достижения результатов.

Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Самоконтроль это психологический термин, который подразумевает умение контролировать собственные действия и эмоции. По предположению Д.Б.Эльконина именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение. [8]

Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Вместе с тем оценка состоит не в простой констатации этих моментов, а в содержательном качественном рассмотрении результата усвоения общего способа действия и соответствующего ему понятия в его сопоставлении с целью. Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы затем использовать его при решении многих частных практических задач.

Л.Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.[4]

Виды самоконтроля, которые присутствуют на уроках:

1.Контроль по результату или так называемый итоговый контроль (это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно).

2.Пошаговый или по образцу (функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Этот вид контроля в первую очередь обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия).

3.Предваряющий (прогнозирующий) контроль (дает учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования). [5]

2. Особенности самоконтроля и самооценки младших школьников

Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Самоконтроль начинается там, где ребенок сам участвует в производстве контроля — в выработке его критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк — от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности. учебный образовательный школа самоконтроль

Отличительной чертой зрелой личности является дифференцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны. [10]

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку. Самооценка играет важную роль для маленьких детей, потому что она является ключевым фактором во всех отношениях жизни. Чем увереннее себя чувствуют дети в отношении своих общественных, физических и умственных успехов, тем скорее они сумеют их достичь. И наоборот, чем неувереннее себя ощущают дети, тем больше вероятность их неудачи. [5]

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе — оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

В детстве круг общения для ребенка предельно сужен. И в основном родители влияют на самооценку малыша: если они любят его, уважают, ценят его успехи, то, естественно, у ребенка формируется позитивная самооценка. Если ребенок с первых лет жизни сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, то впоследствии ему очень трудно будет избежать неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

Замечено, что однажды сложившаяся установка как бы сама себя поддерживает. Отказаться от привычных ориентиров, заложенных с детства, трудно. В раннем детстве в сознании создается как бы своеобразный фильтр, сквозь который впоследствии ребенок будет пропускать любую ситуацию, интерпретировать ее. Взрослые очень часто полагают, что могут быстро и достаточно легко повысить уровень заниженной самооценки ребенка. Казалось: похвали его, предоставь школьнику “высокую” должность в классе — и все будет хорошо, ребенок станет ценить себя выше. Но если у ребенка стабильно отрицательное отношение к себе, своим способностям, реакция на доброжелательные действия может оказаться крайне негативной; например, он может сказать себе: “Наверное, я совсем глупый, если учитель все время старается внушить мне обратное”. Или: “Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет показать всем, какой я неповоротливый и тупой”.

Так, например, в зависимости от Я- концепции ученика экзамен может восприниматься им как положительный стимул или как угроза, а первая парта в классе — либо как наказание, либо как место, откуда лучше всего слышно учителя. Если ребенок не успевает по какому-то предмету, он будет избегать его или плохо выполнять задания, с которыми, по его мнению, он все равно не справится. Воспринимая себя в целом неудачником, все последующие ситуации он будет воспринимать только как подтверждение собственной неполноценности. А ребенок, как и любой человек, нуждается в благожелательном, позитивном отношении со стороны окружающих.

Формирование низкой самооценки. Родители заведомо снижают самооценку малыша, когда пытаются поставить его в зависимое, подчиненное положение, требуют от ребенка послушания, им хочется, чтобы он умел подстраиваться, не конфликтовал со сверстниками, был полностью зависим от взрослых в повседневной жизни. Ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, ему не хватает ощущения, что он ценен.

Формирование средней самооценки. У детей со средней самооценкой родители обычно занимают покровительственную, снисходительную позицию. Уровень притязаний таких взрослых не очень высок. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у них тревогу. Дети таких родителей очень зависимы от того, что думают по их поводу другие люди.

Формирование высокой самооценки. В семье, где у детей формируется высокая самооценка, матери удовлетворены взаимоотношениями детей с отцом, в таких семьях ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Обычно один из родителей принимает основные решения, с которыми соглашается вся семья, все относятся друг к другу дружелюбно и искренне. Ребенок видит, что родителям обычно сопутствует успех, он тоже приучается настойчиво и успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют. [10]

Ребенок с высокой самооценкой привыкает постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых — низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей — явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе — “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Самоконтроль младшего школьника чрезвычайно чувствителен к учительскому контролю. Система контроля нацелена на развитие рефлексивного, дифференцированного, осознанного, устойчивого, адекватного самоконтроля школьников. Эта система может принести желаемые плоды, если учителя выполняют два основных правила безопасности в обращении с детским самоконтролем:

1. Будут постоянно иметь в виду, что детский самоконтроль развивается благополучно только на крепком фундаменте положительного общего контроля.

2. Развивая умения самоконтроля, стремясь сделать их более осознанным, устойчивым, взрослые смогут удерживать себя от чрезмерного энтузиазма.

Общая эволюция самоконтроля представляется в таком виде: первоначально дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам, предъявленным учителем. Контроль направлен на основное действие как на свой объект, естественно, только следует за ним. Самопроверка на основе имеющихся знаний становится доступной детям позже, когда накапливается определенный фонд хорошо закрепленных приемов и операций. Контроль начинает все больше совпадать с основным действием и, наконец, даже опережать его. С конечного результата действия самоконтроль постепенно распространяется на все более ранние фазы деятельности, при этом он «везде совпадает с ней по основному содержанию и все менее отделяется от нее по заметному для субъекта времени». Естественно, что на этой заключительной стадии для всяких наблюдений контроль выступает просто как направленность и сосредоточенность на объекте, как внимательное обследование ситуации и такое же внимательное использование основного действия.

Итак, изменения самоконтроля проявляются и в том, что первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности. Изменяется самоконтроль и в другом отношении: меняется содержание контролируемых действий. [10]

3. Способы развития регулятивных универсальных учебных действий самоконтроля и самооценки у младших школьников

Регулятивные универсальные учебные действия проходят несколько этапов формирования:

revolution.allbest.ru