Особенности личности детей с ОНР
Рассматривая причины возникновения невротических черт характера у детей с моторной алалией, исследователи связывают их с неблагоприятными социальными условиями, с недоброжелательным отношением к ребёнку со стороны окружающих взрослых и сверстников, с неверно выбранным стилем воспитания (Б.М. Гриншпун, Е.М. Мастюкова, Н.Н. Трауготт, С.Н. Шаховская). Страх ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к снижению речевой активности детей с моторной алалией, к отказу от вербального общения. Осознание собственного речевого расстройства способно порождать как дисгармонические черты характера, так и разнообразные невротические симптомокомплексы (Ю.Г. Демьянов, 1984).
Присенсорной алалии развитие личности часто идет по невротическому типу: отмечаются замкнутость, негативизм, эмоциональная напряженность. Дети обидчивы, плаксивы, для них характерна повышенная ранимость, неуверенность в себе и в своих возможностях (Р.Е. Левина, 1951).
Изучение особенностей самооценки у детей с общим недоразвитием речи, проведённое Л.М. Шипициной и Л.С. Волковой (1993), показало, что самооценка у мальчиков отличается от адекватной в меньшой степени, чем у девочек. Мальчики считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является речевой дефект, однако не снитают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью. В целом дети недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются.
В.И. Терентьева (2000) отмечает потребность детей с тяжёлыми нарушениями речи в исправлении своего недостатка. По данным автора, по сравнению с самооценкой детей с нормальной речью, самооценка детей с тяжелыми нарушениями речи является более низкой. Это влияет на качество коммуникации детей данной категории.
Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина (2001) указывают на достаточно высокую в целом самооценку у детей дошкольного возраста с ОНР. Авторы указывают на зависимость самооценки от представлений детей об отношении к ним взрослых. У части детей самооценка совпадает с оценкой отношения к ним взрослых (дети с высокой самооценкой), у части детей – не совпадает (преимущественно дети с низкой самооценкой).
Исследования уровня притязаний детей с нарушениями речи выявили, что в большинстве случаев реакция этих детей на успех отличается от той, которая наблюдается в норме (Е.В. Кириллова, 2003). Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию, что объясняется наличием у детей стремления поддержать успех даже на заниженном уровне.
helpiks.org
ОНР 3 уровня: характеристика детей
Современный мир перенасыщен информацией, средствами общения, к книгам открыт широкий доступ, создано множество образовательных и развлекательных детских каналов. Казалось бы, в такой среде речь у детей должна развиваться без каких-либо трудностей, и кабинеты логопедов уйдут в прошлое. Однако это не так. Плохая экология, во многом культурная деградация, пониженная степень психологической защиты – все это отражается на развитии речи малыша. Некоторым детям логопед ставит диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня», характеристика которого указывает на то, что ребенку требуются дополнительные занятия. Полноценное развитие каждого малыша прежде всего зависит от старания его родителей. Они обязаны вовремя обращаться за помощью к специалистам, заметив какие-то отклонения в формировании личности своего чада.
ОНР наблюдается у детей с нормальным уровнем развития интеллекта, соответствующим их возрасту, при этом не имеющих каких-либо физиологических проблем со слуховым аппаратом. О такой группе пациентов логопеды говорят, что они не владеют фонематическим слухом, не различают отдельные звуки, поэтому в искаженном виде понимают смысл. Малыш слышит слова не так, как они произносятся на самом деле.
У детей с ОНР 3 уровня (характеристика представлена ниже) искажены такие речевые навыки, как словообразование, звукообразование, смысловая нагрузка слова, а также грамматический строй. При разговоре старшие дети могут допускать ошибки, присущие боле раннему возрасту. У таких детей темпы развития речи и психики не соответствуют друг другу. При этом малыши с ОНР ничем не отличаются от своих сверстников по развитию: они эмоциональны, активны, играют с удовольствием, понимают речь окружающих.
Типичные проявления ОНР
Типичными проявлениями общего недоразвития речи считаются следующие показатели:
При общем развитии психики:
Развитие мелкой и крупной моторики:
- мелкие движения выполняются с неточностями и ошибками;
- у ребенка движения замедлены, есть склонность к застыванию в каком-то одном положении;
- координация движений нарушена;
- ритмика неразвита;
- при выполнении двигательных заданий просматривается дезориентация во времени и пространстве.
- перенесенные при беременности либо наследственные заболевания матери;
- в период вынашивания малыша у матери были нервные перегрузки;
- вредные привычки при беременности (алкоголь, курение);
- получение каких-либо травм при родовспоможении;
- очень ранняя или слишком поздняя беременность;
- инфекции, сложные заболевания у малыша в грудном возрасте;
- возможны травмы головы у ребенка;
- неблагополучие в семье, где малыш переживает ранние стрессы;
- нет эмоционального контакта между малышом и родителями;
- в доме неблагоприятная моральная обстановка;
- скандальные, конфликтные ситуации;
- недостаток общения и внимания;
- заброшенность малыша, грубая речь у взрослых.
- произношение звуков смазано;
- преобладают односложные, иногда двусложные слова;
- длинные слова сокращаются до слогов;
- слова-действия заменяются словами-предметами;
- разные действия и разные предметы могут обозначаться одним словом;
- разные по своему значению слова, но созвучные могут путаться;
- в редких случаях речь отсутствует совсем.
- звуки произносятся с большим трудом, часто заменяются более простыми (звонкие – глухими, шипящие – свистящими, твердые – мягкими);
- грамматические формы осваиваются спонтанно, не связываются со смыслом;
- речевое самовыражение бедное, словарный запас скуден;
- разные предметы и действия обозначаются одним словом, если они как-то схожи (сходство в назначении или внешне);
- незнание свойств предметов, их названий (размера, формы, цвета);
- прилагательные и существительные не согласованы; замена или отсутствие в речи предлогов;
- невозможность слаженно отвечать без наводящих вопросов;
- окончания употребляются беспорядочно, заменяются одно другим.
- в целом нет активного словарного запаса, выражена бедность лексики, недостаточно используются прилагательные, наречия;
- глаголы применяются неумело, прилагательные с существительными согласовываются с ошибками, поэтому грамматический строй неустойчив;
- при построении сложных фраз союзы употребляются неверно;
- нет знаний подвидов птиц, животных, предметов;
- вместо профессий называются действия;
- вместо отдельной части предмета называется весь предмет.
- вялая артикуляция, речь нечеткая;
- повествование тусклое, не образное, дети изъясняются простыми предложениями;
- в самостоятельном рассказе логика нарушается;
- выражения подбираются с трудом;
- притяжательные и уменьшительно-ласкательные слова искажены;
- свойства предметов заменяются приблизительными по смыслу;
- названия предметов подменяются словами с похожими свойствами.
Характеристика ОНР 3 уровня, как, впрочем, и остальных уровней, содержит в себе перечисленные проявления в той или иной степени.
Специалисты не находят в функционировании нервной системы и головного мозга детей с ОНР грубых патологий. Чаще всего источниками речевого отставания считаются социальные либо физиологические причины. Это могут быть:
Классификация. ОНР 1 уровня
Общее недоразвитие речи классифицируется по четырем уровням, каждый из которых имеет свои особенности. ОНР 1 уровня во многом отличается от ОНР 3 уровня. Характеристика речи при патологии 1 уровня: лепет, звукоподражание, куски маленьких фраз, части слов. Малыши нечетко произносят звуки, активно помогают мимикой и жестом – все это можно назвать навыками младенцев.
Дети активно проявляют интерес к окружающему миру, общению, но при этом разрыв между активным и пассивным словарным запасом намного больше нормы. Также к характеристикам речи можно отнести следующее:
ОНР 2, 3 уровня характеристики имеет в чем-то схожие, но есть и существенные отличия. На 2 уровне происходит повышение развития речи. Усваивается большее количество общих слов, используются простейшие фразы, словарный запас постоянно пополняется новыми, чаще искаженными словами. Дети уже осваивают в простых словах грамматические формы, чаще с ударными окончаниями, различают множественное, единственное число. К особенностям 2 уровня относятся следующие:
Характеристика детей с ОНР 3 уровня выглядит так: общие речевые навыки отстают, но уже присутствует построение фраз и развернутая речь. Детям доступны уже основы грамматического построения, простые формы употребляются правильно, используются многие части речи, более сложные предложения. Жизненных впечатлений в этом возрасте уже достаточно, словарный запас увеличивается, предметы, их свойства и действия называются правильно. Малыши способны составлять несложные рассказы, но все-таки испытывают свободу общения. ОНР 3 уровня характеристику речи имеет следующую:
Примерная характеристика на дошкольника
Характеристика на дошкольника с 3 уровнем ОНР выглядит следующим образом:
Артикуляция: анатомия органов без аномалии. Саливация повышена. Точность движений и объем страдают, ребенок не способен долго удерживать органы артикуляции в определенном положении, нарушена переключаемость движения. При артикуляционных упражнениях повышается тонус языка.
Речь: общее звучание маловыразительно, слабо-модулированный тихий голос, дыхание свободно, ритм и темп речи нормальный.
Звукопроизношение: существуют нарушения произношения сонорных звуков. Шипящие поставлены. Происходит автоматизация звуков на уровне слов. Контроль за произношением звуков, свободная речь контролируема.
Фонематическое восприятие, синтез и звуковой анализ: представления фонематические формируются с запозданием, уровень недостаточен. На слух ребенок выделяет заданный звук из слогового, звукового ряда, а также ряда слов. В слове место звука не определяется. Не сформированы навыки звукового и буквенного анализа, а также синтеза.
Слоговая структура: Слова, имеющие сложную слоговую структуру, произносятся с трудом.
Если поставлен диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня», характеристика (5 лет — возраст, когда многие родители уже готовят деток к школе, посещают специалистов) должна включать в себя все вышеперечисленные пункты. Детям в этом возрасте должно уделяться предельное внимание. Проблемы с речью поможет разрешит логопед.
Речь при ОНР 3 уровня
Характеристика речи детей с ОНР 3 уровня:
Пассивный, активный словарь: бедность, неточность запаса. Ребенок не владеет названием слов, которые выходят за рамки ежедневного общения: не может назвать части тела, название животных, профессий, действий, с которыми они связаны. Есть трудности при подборе однокоренных слов, антонимов, синонимов. Пассивный словарный запас намного выше активного.
Грамматический строй: логопедическая характеристика ребенка с ОНР 3 уровня указывает на то, что при образовании слов, их согласовании с другими частями речи наблюдаются аграмматизмы. Ребенок ошибается при подборе множественного числа существительного. Наблюдаются нарушения при образовании слов, которые выходят из рамок повседневной речи. Словообразовательные навыки с трудом переносятся на новую речь. Используются в изложении в основном простые предложения.
Связная речь: прослеживаются трудности в развернутых высказываниях, языковом оформлении. Последовательность в рассказе нарушена, есть смысловые пропуски в сюжетной линии. В тексте нарушаются временные и причинно-следственные связи.
Дети дошкольного возраста с ОНР 3 уровня характеристику в 7 лет получают от логопеда, который проводит с ними занятия. Если результаты занятий с логопедом не приносят должного результата, необходимо обратитЬся за консультацией к неврологу.
Выше была приведена примерная характеристика ОНР 3 уровня, 4-й несколько отличается. Основные параметры: словарный запас у ребенка заметно повышен, хотя есть провалы в лексике и грамматике. Новый материал усваивается с трудом, заторможенное обучение письму и чтению. Дети правильно употребляют простые предлоги, длинные слова не сокращают, но все-таки часто наблюдается выпадение из слова каких-то звуков.
Характеристика детей с ОНР 3 уровня указывает на необходимость занятий не только с логопедом, но и с психологом. Исправить недостатки помогут комплексные меры. Из-за речевого нарушения такие дети имеют проблемы с концентрацией внимания, им трудно сосредоточиться на задании. Работоспособность при этом снижается.
Во время логопедической коррекции необходимо подключать психолога. В его задачу входит повышение мотивации к обучению и занятиям. Специалист должен провести психологическое воздействие, которое будет направлено на развитие концентрации внимания. Рекомендуется проводить занятия не с одним, а с небольшой группой малышей. Важно учитывать самооценку ребенка, заниженная тормозит развитие. Поэтому специалист должен помочь детям с ОНР поверить в свои силы и успех.
Комплексное коррекционное воздействие
Педагогический подход к исправлению ОНР — процесс непростой, здесь требуется структурное, специальное выполнение поставленных задач. Наиболее эффективно проводится работа в специализированных учреждениях, где работают квалифицированные педагоги. Если, кроме ОНР, установлен диагноз «дизартрия», терапия строится с учетом всех патологий. К коррекционному воздействию может добавляться медикаментозное лечение. Здесь участие должен принимать невролог. Специальные учреждения, центры своей целью ставят исправление недостатков развития интеллектуальных функций и коррекцию недостатков коммуникативных навыков.
Рекомендации родителям
Первое, что хочется сказать родителям: не стоит отчаиваться, если ребенок страдает ОНР. Не нужно конфликтовать с педагогами, специалистами, если они ставят диагноз «ОНР 3 уровня». Это лишь поможет вовремя принять меры. Занятия с малышом помогут быстрее скорректировать его речь, разобраться с патологиями. Чем скорее вы вникнете в суть проблемы, начнете действовать совместно со специалистами, тем быстрее процесс восстановления повернет в нужно русло.
Лечение может быть длительным, и от родителей во многом зависит его исход. Наберитесь терпения и помогите своему малышу войти в мир с уверенной, развитой речью.
www.syl.ru
ОНР, 3 уровень: характеристика. ОНР — сложные речевые расстройства
В последнее время всё чаще можно услышать от родителей малышей, что их беспокоит речевое развитие ребёнка. Кто-то считает, что малыш мало говорит, его словарный запас недостаточный и не соответствует возрастным нормам; другие полагают, что он говорит много, но звукопроизношение нечёткое и невнятное. Кому-то не нравится темп речи дошкольника, но есть и такие родители, которые фиксируют абсолютное отсутствие речи у своего маленького чада. Стоит ли начинать беспокоиться и соответствует ли разговорный уровень ребёнка дошкольного возраста возрастным нормам, могут правильно определить только специалисты по детским патологиям речи.
Причины затухания речевого прогресса детей раннего возраста
Малыш взрослеет и начинает говорить первые несложные слова. Родителей это сильно радует, они гордятся такими успехами и охотно демонстрируют умение маленького человечка всем родственникам. Проходит немного времени, ребёнок овладевает прямохождением, а мамы уже спешат к специалистам, требуя консультации логопеда. Основная проблема, по их мнению, заключается в том, что малыш вдруг перестал говорить, речь его больше не развивается. Это мнение ошибочное, детские психологи и логопеды объясняют причину такой видимой задержки тем, что развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста носит волнообразный характер. С возникновением новых навыков, таких как прямохождение, осознанное манипулирование предметами, создаётся видимость затухания уже приобретённых. На самом деле речь ребёнка продолжает активно развиваться, накапливая пассивный словарь и способствуя развитию интеллектуальных функций. Задача родителей на этом этапе — продолжать активное коммуникативное воздействие на ребёнка, больше читать, рассказывать небольшие сказки, заучивать короткие стихотворения. Со временем речевая активность ребёнка возобновится, и он будет накапливать коммуникативные умения рекордными темпами.
Характеристика речевых проблем дошкольника
Беспокойство должны вызывать так называемые всесторонние нарушения речи, диагностируются которые зачастую к трём годам. Специалисты выделяют ряд специфических нарушений, которые указывают на серьёзные проблемы у дошкольника. Первым и наиболее распространённым считают запоздалое начало речи в целом: первые элементарные слова появляются в словаре к трём-четырём годам, иногда даже к пяти. Явное выделение аграмматизмов в рассуждениях малыша и несовершенство структуры высказываний специалисты выделяют как второе проявление нарушений. Третье, что может и должно насторожить взрослых, – это неспособность выразить свои мысли при правильном понимании обращённого к нему сообщения. И последним, четвёртым признаком, может быть малопонятность и невнятность разговорной речи дошкольника. Наличие таких патологий даёт возможность предположить общее недоразвитие речи у малыша, однако окончательный диагноз сможет установить только дипломированный специалист-логопед.
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с речевыми патологиям
Определить имеющиеся отклонения в развитии ребёнка без участия логопеда или детского психолога сложно, так как родители, не имеющие специального образования, рискуют ошибиться в своих предположениях. Коммуникативность дошкольника, имеющего сложные речевые патологии, развита гораздо хуже, чем у малышей, речь которых развивается в норме, или у тех, кто имеет ОНР 3 уровень. Характеристика нарушений у таких деток весьма многогранна: имеют место такие патологии, как искажение произношения, нарушение структуры слогов (практически всегда в сторону её уменьшения). Развитие речи ребёнка с общим недоразвитием 3 уровня заметно выше. У этих дошкольников заметна сформированность развёрнутой фразовой речи, однако при этом ярко выражены элементы недоразвития. Коммуникация у таких малышей затруднена вследствие непонимания их окружающими. Свободно разговаривают они только в обществе тех людей, которые смогут конкретизировать и объяснить сказанное ими. На сегодняшний день ОНР 2-3 уровня считаются самыми распространёнными речевыми патологиями современных детей. В силу ряда причин официально зафиксированное количество таких патологий с каждым годом растёт.
Специфика речи детей с ОНР
Самостоятельно диагностировать отставание сформированности коммуникативной функции специалисты не рекомендуют. Несмотря на наличие общих признаков, у каждого малыша своя индивидуальная специфика и причина нарушения. Задержка развития речи ребёнка дошкольного возраста относится к сложным нарушениям, это подтвердит каждый логопед. ОНР 3 уровня характеризуется видимыми сбоями в системе общения: нарушениями лексики и грамматики, фонетики. При этом малыш активно пытается использовать предложения различной степени сложности: сложносочинённые, сложноподчинённые, простые распространённые. Сама составляющая может сохраняться, но зачастую нарушена вследствие пропуска или перестановки структурных компонентов. В словаре дошкольника начинают появляться двусложные или трёхсложные слова, которые малышу нравится использовать, он употребляет их с удовольствием, старательно проговаривает. Грамматический строй речи носит явный незавершённый характер, при этом ошибки могут быть непостоянными. Одну и ту же фразу или предложение дошкольник может произнести как с нарушениями, так и в следующий раз правильно. Лексические несовершенства также легко фиксируются, несмотря на видимый количественный рост словарного запаса. Малыш не затрудняет себя произнесением сложных слов. Например, вместо того, чтобы сказать «велосипедист», ребёнок скажет «дядя едет». Нередки в речи такого дошкольника и замены названия целого предмета словами, обозначающими его отдельные части, и наоборот, в зависимости от того, что легче произнести. Если он затрудняется сказать сложное слово, то также может заменить его названием вида, и наоборот: вместо «воробей» малыш произнесет «птичка», вместо «деревья» может сказать «ёлка». Нередко в своей речи дети с ОНР 3 уровня допускают взаимное замещение признаков, например: высокий, широкий – это «большой», короткий – «маленький».
Особенности уровня развития связной речи
Особенное внимание детские специалисты уделяют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, как монологической, так и диалогической. В начальной школе педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой неумения школьника связно построить свой ответ, сформулировать самостоятельно высказывание. Зачастую родители, слишком увлёкшись борьбой за чистоту звукопроизношения, пропускают такой существенный аспект, как формирование умения связного повествования. И лишь побывав на консультации логопеда, начинают понимать важность такого упущения. Связные высказывания ребёнка с задержкой развития отличаются специфическим своеобразием. Малышу достаточно сложно строить сложные и развёрнутые фразы. Сюжетная линия рассказа постоянно прерывается из-за выпадения существенных смысловых элементов. Самостоятельная речевая активность заметно снижена, часто малыш затрудняется переводить слова из пассивного словаря в активный. Ребёнку с ОНР 3 уровня тяжеловато подбирать слова для описания любимых игрушек, обычно он ограничивается скупыми определениями и короткими фразами.
Особенность фонематического восприятия
Речевое развитие дошкольников с расстройствами коммуникативных функций отличается недостаточностью и несовершенством: упражнение на подбор изображения с заданным звуком в его названии такие дети выполняют с посторонней помощью, либо не могут выполнить совсем. Сложно им дифференцировать и гласные звуки в разных позициях в словах. Любые манипуляции с фонемами затруднены. Игры «Поймай звук», «Поймай слог», «Поймай слово» не вызывают у малышей интереса, так как соблюдать правила им достаточно сложно, они постоянно опаздывают и отстают от других деток-игроков, развивающихся в норме. Трудности может вызывать и простая дифференциация «гласный – согласный», поэтому ребёнок также старается избегать игр, направленных на закрепление такого умения.
Коррекция речевых патологий
После осмотра малыша детским логопедом специалист может поставить диагноз «ОНР, 3 уровень». Характеристика совокупности симптомов чётко даёт понять правильное направление коррекционного и реабилитационного воздействия, направленного на устранение нарушений речевого развития. Исправлением ситуации планирует — и должен — заниматься и дипломированный детский логопед. В первую очередь коррекционное лечение направлено на понимание и осознание речи, устранение нарушений лексики и грамматики. Немаловажное значение придаётся и правильному звукопроизношению, структурированию предложений и связных высказываний. В работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня, внимание уделяется также формированию умения самостоятельно строить фразовые высказывания, используемые в развёрнутой функции. Подготовке к совершенствованию письменных навыков и навыка чтения специалисты рекомендуют отводить достаточно времени после фиксации некоторой динамики коррекции речевых проблем.
Психологические проблемы детей с недоразвитием речи
Исправление речевых недостатков у детей дошкольного возраста носит, как правило, комплексный характер. Кроме логопедического воздействия, требуется ребёнку также помощь детского психолога. Из-за сложных речевых нарушений у малыша зачастую возникают также проблемы с концентрацией внимания. Ему сложно сосредоточиться на задании, равно как и удержать внимание долго на одном и том же объекте. Работоспособность таких детей значительно снижена, они быстро устают от учебной деятельности. Задача психолога – организовать психологическое сопровождение малыша в период логопедической коррекции. В первую очередь следует обратить внимание на повышение уровня мотивации дошкольников с диагнозом ОНР 3 уровня к логопедическим занятиям и обучению. Немаловажным будет также организовать проведение коррекционного психологического воздействия, направленного на развитие умения концентрировать внимание, удерживать его необходимое количество времени, расширение объёма. Специалисты рекомендуют, учитывая психологические особенности детей со сложными речевыми нарушениями, занятия проводить с несколькими малышами, разделив одну группу на две или три подгруппы. Психолог может также планировать и проведение индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими проблемы с речью, возможно также и объединение их в подгруппы. Следует обратить также внимание на уровень самооценки ребёнка: заниженная будет препятствовать быстрой результативности из-за неверия в собственный успех и нежелания себе помочь. Именно поэтому детские специалисты и рекомендуют проводить комплексную коррекцию речевых недостатков в условиях специально организованного детского учреждения под названием «Центр развития ребёнка».
Направленность комплексного коррекционного воздействия
В результате реализации системной психолого-педагогической работы, направленной на стимулирование речевых центров малыша, развитие познавательной и волевой сфер, уровень психического и коммуникативного развития дошкольника должен показать позитивную динамику. Прежде всего это должно быть заметно в усовершенствовании умения правильно воспринимать обращённую к нему речь в соответствии с имеющимися возрастными стандартами. Следует добиваться от ребёнка максимальной правильности звукового оформления слов, передачи их структуры. Усовершенствование и развитие активной коммуникативности происходит за счёт формирования умения пользоваться предложениями разной сложности, объединять фразы в связный монолог. Простейшие навыки пересказа, как правило, также подвергаются усовершенствованию и исправляющему воздействию. ОНР (3 уровень речевого развития) отличается неумением пересказывать услышанный текст, даже если он небольшого объёма. Задача педагогов на этапе коррекции – обучить такому навыку и закрепить успех. Дошкольники, развивающиеся в норме, охотно вступают в словесное взаимодействие друг с другом в виде диалога. Сформированность коммуникативной речи ребёнка с задержкой развития отличается несовершенством, поэтому формированию умения поддерживать беседу он также должен научиться в ходе проведённой с ним коррекционной работы. Педагогическое воздействие, как правило, предполагает также формирование умения формулировать самостоятельные высказывания, употребляя падежные окончания, правильно согласовывая слова в предложениях.
Организация комплексного коррекционного воздействия
Педагогический подход к исправлению речевых недостатков современного дошкольника – процесс достаточно непростой и требует специального и структурного выполнения, особенно это касается малышей, у которых диагностировано ОНР 3 уровня. Коррекционная работа наиболее эффективно проводится в условиях специализированных дошкольных учреждений, с учётом спланированного взаимодействия всех узких детских специалистов и квалифицированных педагогов. Режим пребывания ребёнка в таком учреждении отличается щадящей организацией и коррекционной направленностью. Кроме недоразвития речи разного уровня, встречается и диагноз «дизартрия». ОНР 3 уровня зачастую при этом является сопутствующей проблемой. Педагоги, работающие с такими воспитанниками, строят коррекционную терапию с учётом патологии, делая её более структурированной и комплексной. Диагноз «дизартрия» имеет право поставить детский невролог, который учитывает заключение логопеда. Чаще всего встречается так называемая стёртая форма патологии, исправить которую немного проще и быстрее, если к коррекционному воздействию добавить также и медикаментозное лечение. Сами лекарства и дозировку назначает детский невролог или психиатр. Учреждения, в которых проводится целенаправленная специализированная коррекция недостатков коммуникативной функции малышей, как правило, имеют статус «Центр развития ребёнка». Направленность центра может быть разная: от коррекционного воздействия на детей с целью совершенствовать речь ребёнка до исправления недостатков интеллектуальной функции. Специалисты, работающие в таких учреждениях, составляют специальные программы и коррекционные маршруты для воспитанников, которые при этом несколько различаются по сложности и длительности занятий, в зависимости от уровня нарушения. Наиболее часто встречается у деток с ОНР 3 уровень. Характеристика малыша с таким отклонением учитывает все стороны нарушений, как речевых, так и психологических.
Рекомендации родителям от детских специалистов
Столкнувшись с проблемой речевого расстройства у своего ребёнка, родителям не следует отчаиваться. Диагноз логопеда или даже детского невролога – это не приговор, а просто сигнал к действию. Причины возникновения коммуникативных отклонений от нормы различные, включая генетические и неврологические, и определить их природу можно только при помощи специального обследования, проведенного соответствующими специалистами. Неукоснительное следование рекомендациям, как правило, и есть залог успеха в борьбе за чистоту и правильность речи у малыша. Не стоит также становиться в позу и спорить с педагогами дошкольных учреждений, которые начинают подозревать, что у ребёнка патология под названием ОНР (3 уровень). Характеристика и описание разговорных нарушений малыша, составленная воспитателями детского учреждения, поможет специалистам быстрее разобраться со степенью и характером патологии. В свою очередь, это поможет быстро и качественно организовать и провести коррекцию имеющегося отклонения. Успех исправления недостатков коммуникативной функции речи зачастую зависит от понимания глубины проблемы и степени ответственности за её устранение самими родителями. В тесном взаимодействии со коррекционистами и педагогами, при неукоснительном исполнении всех рекомендаций и заданий, можно рассчитывать на успех и избавление малыша от подобных неприятностей. Процесс исправления и реабилитации, как правило, достаточно долгий и кропотливый, он может занимать не один месяц или год. Необходимо набраться терпения и максимально сконцентрировать усилия на организации совместной помощи ребёнку, имеющему ОНР 3-4 уровня. Не стоит также игнорировать приём медикаментов, которые рекомендуют доктора, так как в тех случаях, когда нарушение имеет неврологическую природу, комплексная коррекционная и лекарственная терапия будут активно способствовать устранению отклонений. Это, в свою очередь, значительно упростит и ускорит процесс избавления от логопедических проблем.
fb.ru
Самооценка детей с онр
Успейте сказать «благодарю» своим педагогам!
канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой
коррекционной педагогики ГАОУ ДПО «Институт развития
образования» Республики Башкортостан,
отличник образования Республики Башкортостан
Уважаемая Эльза Насибулловна, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
Мой родной город Сибай — центр башкирского Зауралья, находится в 100 километрах от Магнитогорска. Я родилась и выросла в семье потомственных педагогов. Мой дед по материнской линии был директором школы, мама 35 лет преподавала математику и башкирский язык. Передо мной стоял выбор: школа или производство, и приоритет остался за педагогикой! Самым строгим экспертом и методистом была моя мама Дина Ахметовна. По окончании Сибайского педагогического училища в 18 лет я стала работать учителем начальных классов и каждую субботу давала открытые уроки маме. «Разбор полетов» был серьезным, с тех пор уроки на любую аудиторию для меня не проблема. Мама учила не только меня, но и моих сестер, тоже выбравших педагогический путь. Мой супруг — психолог-дефектолог, дочь работает учителем по изодеятельности и технологии в дистанционном центре.
В 1997 г. я переехала в столицу нашей республики г. Уфу и с тех пор работаю в Институте развития образования, который в ноябре 2013 г. отметил свой 80-летний юбилей. Импульс для саморазвития мне дает и работа с детьми с ОВЗ в дистанционном центре.
Расскажите, пожалуйста, о Вашем крае и, конечно, об особенностях обучения детей с ОВЗ в Вашем регионе.
В Республике Башкортостан дружно живут представители 140 национальностей, изучаются 14 языков, обучение ведется на 6 языках. В октябре 2013 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже проводилась презентация «Башкортостан — жемчужина России». Убедиться в красоте нашего края можно, обратившись к сайту «Виртуальный Башкортостан». В настоящее время в республике есть сеть государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ОВЗ: 16 психолого-медико-педагогических комиссий, 38 специальных (коррекционных) и 57 инклюзивных образовательных учреждений. В основном сохранена система специального образования и на муниципальном уровне.
Большое внимание уделяется дополнительному образованию детей с ОВЗ. Например, в республике стало традицией проводить в осенние каникулы республиканский культурно-спортивный фестиваль учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов и школ, на котором дети участвуют в спортивных соревнованиях, показывают мастерство в декоративно-прикладном и других видах искусства, туристские умения и навыки. Осенью 2013 г. на базе Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида успешно прошел XI Республиканский культурно-спортивный фестиваль учащихся этих учреждений, посвященный Году охраны окружающей среды в Республике Башкортостан.
В любом деле главное кадры! Профессиональную переподготовку специалистов — дефектологов и логопедов — начала в 1992 г. доктор педагогических наук, профессор Р.Г. Аслаева. Она же открыла филиал МГГУ им. М.А. Шолохова, кафедру специальной педагогики и психологии в Башкирском педагогическом университете им. М. Акмуллы, содействовала подготовке научных кадров, сама была научным руководителем. Активная жизненная позиция моего учителя, незаурядные организаторские способности позволили создать базу для подготовки в очной форме специалистов в республике, в том числе логопедов.
Наша кафедра проводит более 40 курсов повышения квалификации различных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты). Профессиональную переподготовку по четырем специальностям («Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология») получили 878 специалистов.
Что повлияло на Ваш выбор профессии?
Выбор профессии дефектолога — цепь замечательных случайностей. В самом первом моем классе из 18 учеников пятеро детей имели специальные образовательные потребности. Благодаря им я впервые познакомилась с работой психиатра и психолого-медико-педагогической комиссии. Одного из учеников определили на надомное обучение, а с остальными необходимо было продолжать работу в условиях обычного класса. Специалисты комиссии порекомендовали мне обратиться к логопеду детского сада «Айгуль» г. Сибая, которая одолжила мне книгу Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». С этой книги, ставшей для меня настольной, и начался мой интерес к дефектологии. В 1993 г. я случайно познакомилась с моей будущей коллегой, направленной отделом образования на курсы переподготовки по специальностям «Логопедия», «Олигофренопедагогика» в родной для меня теперь институт. В этот же день я поехала в г. Уфу. Меня встретили заведующий кафедрой Р.Г. Аслаева и специалист Ф.М. Турумтаева. Именно они познакомили нас со знаменитыми специалистами из Москвы и Минска. Незабываемы уроки С.Д. Забрамной и В.З. Денискиной. Впоследствии Р.Г. Аслаева свела меня с моим научным руководителем профессором Ириной Юрьевной Левченко, оказавшей огромное положительное влияние на мое профессиональное и личностное развитие. По ее рекомендации я переехала с семьей в г. Уфу, стала работать преподавателем в Институте развития образования. Получила образование по специальности «Специальная психология» в МГГУ им. М. Шолохова. В 1998 г. в Институте развития образования Республики Башкортостан была создана кафедра коррекционной педагогики, и вот уже 15 лет я ею заведую. В 2003 г. защитила диссертацию по теме «Оптимизация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии» в Нижегородском педагогическом университете.
В чем заключается сотрудничество кафедры с практическими учреждениями?
Наш институт работает с 343 базовыми учреждениями, 196 стажерскими и 55 экспериментальными площадками. Наша кафедра в соответствии с договорами на базе этих учреждений проводит практические занятия, семинары, круглые столы, форумы, конференции. Мой образ жизни можно охарактеризовать так: «утром здесь, вечером там». Например, утром я читаю 8 часов лекций в Чишминском районе для учителей начальных классов, а вечером провожу (практически организую) дистанционные занятия для педагогов из 15 районов, обучающих детей на дому, и с интересом веду совместный семинар с учителем высшей категории с 52-летним педагогическим стажем, работающим по методике Глена Домена с детьми с тяжелой умственной отсталостью. Хотелось бы поблагодарить всех своих коллег за готовность помочь в любой момент и словом и делом.
Еще одно трудное направление работы — аттестация педагогов. С 1998 г. на общественных началах действует дружная экспертная группа, включающая сотрудников кафедры и специалистов-практиков. В рамках этого направления специалисты ежегодно посещают и анализируют более 2000 уроков. Это позволяет выявлять типичные ошибки педагогов, представлять интересный опыт для обобщения, рекомендовать участие в конкурсах, готовить совместные статьи на конференции. И, конечно, самосовершенствоваться.
В республике реализуются исследовательские международные проекты ЮНЕСКО «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт», «Инклюзивное образование — образование для всех», «Профессиональные компетенции в европейском контексте». В их основу положено сетевое взаимодействие Республики Башкортостан и земли Баден-Вюртемберг Германии. Мне запомнились слова речевого терапевта из г. Штуттгарта Лены Айхеле, отметившей, что логопеды Башкортостана опираются на педагогическую науку, в то время как немецкие коллеги сориентированы на медикаментозное лечение детей.
Сейчас в области образования происходят значительные изменения, связанные с объединением детских садов и школ. Как Вы относитесь к этим нововведениям?
Образовательных учреждений Республики Башкортостан эти значительные изменения не коснулись. Объединение детских садов и школ похоже на создание семьи из двух абсолютно разных по менталитету людей, поэтому иногда образуется союз, существующий до бриллиантовой свадьбы, а иногда происходит развод в первый же год жизни. Многое будет зависеть от человека, который возглавит этот союз. Мне трудно представить, что руководить этим образовательным холдингом станет заведующий детским садом, ведь это может означать потерю того очарования, которое имеют сейчас детские сады нашей республики.
На мой взгляд, детские сады и школы Башкортостана еще не готовы к объединению. А вот дружба и взаимодействие между ними уже существуют. Прекрасный пример — два государственных образовательных учреждения: Учалинская и Белебевская начальные школы— детские сады. В 1998 г. одной из первых экспериментальных площадок нашей кафедры стал социокультурный центр с. Бриш Белорецкого района, который объединил школу, почту, клуб и дошкольную группу кратковременного пребывания. В 2013/14 уч. г. в с. Шамонино Уфимского района подготовительную группу детского сада перевели в школу. Это позволило детскому саду принять младшую группу, а школе профессионально подготовить детей к обучению. На мой взгляд, это полезное взаимодействие и реальный пример оказания образовательных услуг.
Инклюзивная форма обучения — одна из самых актуальных нынешних проблем. Какая исследовательская и практическая работа в этом направлении проводится в Вашем Институте?
Действительно, инклюзивное образование в настоящее время — одна из инновационных педагогических технологий, и к нему приковано внимание и сторонников и противников. Движение навстречу интересам ребенка и тезис «Дети должны учиться вместе» с различными оговорками принимается всеми заинтересованными сторонами. Интересно, что многие люди говорят «эксклюзивное», а не «инклюзивное» образование. Я считаю, что инклюзивное образование не вытесняет устоявшуюся систему специального образования, а адаптирует ее к требованиям современности. Уходят в небытие угрозы учителей: «Будешь плохо учиться, отправим в …» — далее идет определенный адрес. Особенно это стало заметным в 2013/14 уч. г. В специальные (коррекционные) школы пришли дети, ранее считавшиеся необучаемыми, а специалисты этих школ уже достаточно успешно научились работать с ними. У педагогов системы специального образования Республики Башкортостан огромный опыт работы с детьми с ОВЗ, который уже востребован педагогами общеобразовательных учреждений и может быть впоследствии использован в условиях ресурсных центров.
Часто педагоги, столкнувшись с необходимостью принять ребенка с ОВЗ в свой класс, группу, испытывают ряд затруднений по организации работы с ним. Перед ними встает множество проблем. Главные вопросы: «Как реализовать индивидуальную работу с детьми с ОВЗ, работая со всеми детьми одновременно?», «Какое при этом должно быть учебно-методическое обеспечение?». Чтобы их решить, необходимо существенно изменить всю систему образования. Она должна стать гибкой, открытой, развивающейся. Педагоги общеобразовательных школ уже столкнулись с необходимостью обучения всех детей совместно и предпринимают меры по приобретению знаний по специальной педагогике и психологии.
Мы провели бюджетные курсы повышения квалификации для всех 52 инклюзивных школ, но это не решило проблему «обучить всех». Заявок на дистанционные курсы так много, что создалась очередь вплоть до 2015 г. В качестве примера приведу состав слушателей курсов, организованных методистом Ф.М. Кузьминой. Общее количество учителей — 36: из них учителей истории — 2; начальных классов — 2; математики — 8; биологии — 4; физики — 1; химии — 1; языков английского — 3, татарского — 1, башкирского — 2; технологии — 1; изодеятельности — 1; географии — 3; психолог — 1; логопедов — 6. Приведу отрывок из отзыва о курсах учителя начальных классов одной из уфимских школ: «Когда я записывалась на курсы, не думала, что мне будет настолько интересно… Задания все разные, познавательные… Сложностей было столько! Я закончила институт 25 лет назад. У нас была всего пара лекций по олигофренопедагогике и логопедии. Проработав почти 15 лет, мне (к моей радости!) достался класс выравнивания. Мой первый класс в таком ракурсе. Многое пришлось учить, многое вспомнить. Эх… эти бы курсы тогда! Вы, наверное, знаете, что такие классы сейчас неохотно создаются, а детки-то никуда не делись! На данный момент у меня таких в классе трое. При вашей помощи я составила на них характеристику, проанализировала для себя их мотивацию и поведение. Узнала столько! Казалось до курсов, что они мне мешают… А теперь, взглянув на них поновому, я поняла: все возможно!»
Проблема эффективного введения системы инклюзивного образования стала предметом обсуждения на Ученом совете Института, где было принято решение знакомить каждый поток слушателей (от 300 до 400 человек) с принципами и конкретными технологиями работы с детьми с ОВЗ. На лекции даются реальные и виртуальные координаты кафедры, и по необходимости проводятся индивидуальные консультации педагогов.
В рамках международного проекта ЮНЕСКО «Инклюзивное образование» под эгидой Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО и при содействии республиканского Министерства образования с 25 сентября по 4 октября 2013 г. в гг. Юберлингене и Эсслингене был реализован международный проект «Профессиональные компетенции в европейском контексте» с участием руководителей и специалистов коррекционных образовательных и медицинских учреждений республики. Основные задачи реализации данного проекта — ознакомление специалистов с опытом работы немецких коллег в области коррекционной педагогики, а также социализации лиц с ОВЗ. Делегация из Башкортостана включала 22 специалиста из образовательных учреждений, в том числе 7 педагогов из Института развития образования. В рамках проекта произошло ознакомление с работой трудовых мастерских WEK в г. Эсслингене. Первым пунктом стало посещение кафе при мастерских, которое реализует проект «Инклюзия как шанс». В трудовых мастерских специалисты из Башкортостана изучали транспортное обеспечение, технические средства реабилитации, эрготерапевтические приемы обучения, работу узких специалистов, обеспечение трудовой реабилитации в столярной мастерской, особенности труда людей с тяжелыми нарушениями развития. Экскурсию по г. Эсслингену для делегации из Республики Башкортостан провели «сотрудники» трудовых мастерских WEK на инвалидных колясках с электроприводом. Следует отметить, что эти мастерские, руководит которыми Фолькер Дитцингер (экономист по образованию), предлагают широкий спектр услуг и направлений деятельности в группах. Всего функционируют 6 групп (по возможностям, способностям). В штате данного учреждения 70 человек (персонал) на 360 «сотрудников» (пациентов). Из заработанных денег 70% составляет доход «сотрудника», 30% идет на обслуживание мастерских. Пребывание в данном учреждении позволило нам изучить богатый опыт по интеграции в общество лиц с ОВЗ. К сожалению, создание условий для трудовой деятельности людей с особенностями развития для нас сейчас скорее исключение, чем правило. В Германии этот опыт успешно реализуется уже на протяжении нескольких десятилетий. Опыт мастерских показал, что люди с ОВЗ, как и все мы, могут достичь успехов в своем деле, но им нужно помочь, создав условия для их трудовой деятельности.
С 27 по 30 сентября 2013 г. была реализована образовательная программа по теме «Инклюзия» в округе Бодензее, которую разработали общество «Мост в Уфу» и организации Кемпхилл Бодензее. Мы познакомились с работой и совместным проживанием нормально развивающихся людей и их семей и людей с ОВЗ и приняли участие в семинаре родителей, проводимом один раз в год, посмотрели совместную театральную постановку «Пер Гюнт». К сожалению, инклюзивное движение не в полной мере изучено специалистами республики. Такая организационная форма социально-педагогической помощи лицам с ОВЗ требует дальнейшего изучения в форме стажировок, в том числе длительных. Также мы посетили семинар организации Кэмпхилл.
Особым событием стало участие нашей делегации в международной презентации в штаб-квартире ЮНЕСКО. В рамках презентации состоялся круглый стол «Образовательные программы ЮНЕСКО в Башкортостане», в котором приняли участие 17 наших немецких коллег. Эксперты ЮНЕСКО высоко оценили успехи, достигнутые в области образования в Башкортостане. Трем образовательным учреждениям, одно из которых — коррекционная школа, были вручены сертификаты ассоциированных школ ЮНЕСКО. По итогам проекта, 10 октября 2013 г. на базе ГАОУ ДПО «Институт развития образования» проводился круглый стол, на котором обсуждались вопросы дальнейшего партнерства. В частности, мы запланировали участие в международном исследовательском проекте, где будут обсуждаться наиболее актуальные и сложные вопросы по сопровождению людей с ОВЗ и их инклюзии.
Самое ценное в жизни человека — время, отведенное на нее! Цените каждую минуту своей жизни! Успейте сказать «благодарю» своим педагогам! Не бойтесь проявлять любовь к родным и близким! Пусть мир улыбнется вам в ответ!
Беседовала С.Ю. Танцюра
Гуманистические тенденции образовательной системы Республики Башкортостан
В этом номере представлены результаты многолетнего практического опыта наших коллег из Республики Башкортостан.
Система образования Башкортостана включает в себя ДОО, школы, учреждения среднего и высшего профессионального образования. В республике 37 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, в которых воспитываются около 4,5 тыс. детей, из них 2628 детей-инвалидов.
В Башкортостане продолжается работа по реализации Закона «О языках народов Республики Башкортостан». В образовательных учреждениях организовано изучение русского, башкирского, татарского, чувашского и марийского языков. Башкирское республиканское отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» совместно с учеными Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы реализует проект «Родительский лекторий “Грамотейка”» для родителей детей с ОВЗ. В рамках проекта проводится мониторинг проблем и потребностей родителей. Специальные учреждения оказывают медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь детям с нарушениями в развитии.
В номере представлены современные подходы к развитию и воспитанию детей с ОВЗ, оригинальные методики преодоления нарушений речи. Для этого необходимо искусно владеть различными коррекционно-педагогическими приемами. Мы надеемся, что представленные в статьях проекты и идеи наших коллег помогут лучше понять профессиональную деятельность логопеда, усовершенствовать его работу.
Статьи отражают педагогическую культуру Башкортостана. Ведущие принципы современной образовательной системы республики: гуманизация — ребенок живет в гармонии с природой и обществом; открытость системы образования — стремление к интеграции и инклюзии; демократизм — равенство прав на образование детей с ОВЗ. Авторы этого номера верят в потенциальные возможности своих воспитанников и считают, что профессионализм — это доброжелательное отношение к детям, внимание к каждому ребенку и добросовестная подготовка специалиста к занятию.
Мы выражаем искреннюю признательность коллегам, с которыми сотрудничали в процессе подготовки этого номера.
С уважением главный редактор С.Ю. Танцюра
Объявляем конкурс к 10-летию журнала “Логопед”!
Журнал «Логопед» отмечает свой юбилей – 10 лет!
В честь этой знаменательной даты издательство «Творческий Центр Сфера» и журнал «Логопед» объявляют конкурс.
Конкурс поможет выявить самых активных, талантливых и способных. Это смелые идеи, это творчество, устремленное в будущее, демонстрация своих разработок. Конкурс, это прежде всего уникальная возможность проявить свои знания, поделиться своим опытом. Участие в конкурсе – это интересная работа над новыми проектами, конструктивные возможности и Ваши предложения.
Надеемся, что Конкурс поможет специалистам найти наиболее эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Желаем всем участникам дальнейших успехов!
Более подробную информацию о конкурсе смотрите ЗДЕСЬ. — http://www.tc-sfera.ru/posts/obyavlyaem-konkurs-k-10-letiyu-zhurnala-logoped
Журналу «Логопед» – 10 лет! / сюжет телеканала “ПРОСВЕЩЕНИЕ”
“Логопед” – журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей. Но коллективу журнала не до торжеств, они своим трудом отмечают юбилейную дату.
Само празднование прошло в ГБОУ СОШ 654 им. А.Д. Фридмана – дошкольное отделение. Именно с этим дошкольным учреждение сотрудничает творческий центр «Сфера», куда входит журнал «Логопед». Многие педагоги этого детского сада не только сами пишут методические пособия, но и активно используют их в работе.
Первые воспитанники появились в 1993 году, а спустя семь лет — в 2000-м сад получил статус «компенсирующий». Здесь все как и в обычном дошкольном учреждении — занятия по музыке, рисованию и физической культуре. Однако в ежедневную программу включены и специальные занятия, цель которых помочь ребятам освоить трудные звуки и буквы. Научиться без проблем использовать их в речи. Справиться с этой задачей помогают различные пособия.
В этот день отличились и самые маленькие. Своим педагогам в ответ на праздничные занятия ребята сделали ответный подарок. Каждого учителя запечатлели в красках.
Гость номера — Цветкова Татьяна Владиславовна
«Уметь беречь наш дар бессмертный — речь»
канд. пед. наук, член-корреспондент Международной
академии наук педагогического образования,
генеральный директор и главный редактор
издательства «ТЦ Сфера»
Век знаний, информации и профессионалов (к юбилею журнала «Логопед»)
Если мы окажемся способны отдавать частицу самих себя,
жертвовать своим временем, своим вниманием,
своей любовью, то мы будем жить по закону любви.
Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Кирилл
Гость номера — Феоктистова Светлана Васильевна
«Могу назвать себя
канд. биол. наук, д-р психол. наук, профессор Академии педагогических и социальных наук, Москва Читать >
3 декабря отмечается Международный день инвалидов (International Day of Persons with Disabilities), провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе делегации Российской Федерации. В этот день общество вспоминает о проблемах людей с ограниченными возможностями: защите прав, социализации, экономических трудностях, получении образования. Читать >
logoped-sfera.ru
—