Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Самооценка и профессия

Самооценка в жизни человека несомненно играет не последнюю роль. Люди с завышеной самооценкой, выглядят выскочками и раздражают, чаще вызывая саркатическую улыбку. А люди заниженой самоценкой, не уверены в себе, скованы и зажаты. Везде должна быть золотая середина.

Иногда полезно проходить подобные тесты. Тогда ты поневоле узнаешь о себе больше, чем себе представляешь. Самооценка важна для любого человека, будь то крупный бизнесмен или обычный рядовой служащий. Но нельзя думать о себе хуже, чем ты есть на самом деле.

Некоторые люди низко себя оценивают, из-за этого они упускают свою удачу, свой счастливый билет. Следует помнить, что такого второго человека не существует. Это значит, что вы лучший.

Низкая самооценка — это конечно не очень хорошо, прежде всего для самого себя, но когда человек слишком переоценивает свои способности и собственную значимость — тоже приятного мало. Особенно это заметно в профессиональной деятельности, когда ничего из себя не представляющий сотрудник всё время пытается устроиться за счёт других, но при этом умело себя расхваливает и «пиарит».

Надо сказать, что страдают люди не только с заниженной, но и с завышенной, особенно, когда за амбициями и себялюбием нет никаких реальных достоинств или навыков. Уверенные в своей уникальности, они могут получить большие разочарования при отказах в чем-либо.

Да, очень хорошо когда у людей хорошая самооценка, очень часто это помогает и в профессиональной деятельности и в личной жизни,и очень хорошо когда это не только пустые слова, но у некоторых эта самооценка бывает так зашкаливает, я просто диву даюсь.

Лично я раньше сильно страдал от заниженной самооценки, иногда это даже приводило к депрессиям. Несколько лет назад я начал заниматься фитнесом и обнаружил, что старые комплексы начали исчезать. Вот он — выход! Занимайтесь спортом, и сильное, тренированное тело значительно прибавит вам уверенности в себе.

Если человек слишком самоуверен, это так же негативно отражается, как и низкая самооценка. Нужно оценивать себя адекватно.

Если человек слишком самоуверен, это так же негативно отражается, как и низкая самооценка. Нужно уметь оценивать себя адекватно, знать свои достоинства и недостатки.

а мне вот, что выдало:

низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться — с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности»

и что же теперь делать?

Самооценка — одно из важнейших личностных качеств человека, без её надлежащего уровня устроится на действительно достойную и высокооплачиваемую работу будет очень сложно.

Я бы даже сказала, что практически невозможно.

Наша самооценка — это, прежде всего, наше осознание самих себя, своего места в жизни.

Если мы не будем считать себя действительно достойными жить обеспеченно и заниматься при этом интересным, приятным нам делом- то мы этого и не получим.

Многие в комментариях к этому тесту писали что, мол, высокая самооценка- это так же плохо как и низкая, «пиарить» и во всеуслышание рассказывать о том какой ты отличный и незаменимый работник, при этом не представляя из себя ничего стоящего- это фу, нельзя так.

Не хочу никого обидеть, чужое мнение я всегда уважаю, но ребят, вот честно, неужели вы думаете, что вашу достойную работу заметят без изрядной доли «пиара»?

Да высокая самооценка- это просто спасение в наше нелегкое время! Люди ведутся на внешние эффекты, «шоу» сейчас ценится превыше всего. И самому лучшему и работящему из нас не мешает поучиться у этих выскочек.

Быть скромным, работать честно- это удовлетворит ваши моральные принципы, но когда дело касается работы (а конкретно- вашего заработка) — моралистики здесь мало.

Я не поощряю полностью аморального поведения, подставляния «подножек» своим коллегам- «грязные» методы не для меня.

Но преподносить себя и свою работу так, будто она сделана на высшем уровне (даже если я знаю, что в чем- то можно было бы и лучше) — это одно из основных правил. Заработай себе репутацию — и репутация начнет работать на тебя.

И да, еще одно. Касательно «нелюбви» к людям с высокой самооценкой. Обычно те, кого раздражает такое поведение, реагируют так именно потому, что на фоне такого человека чувствуют себя хуже. Не дотянули чутка.

А если бы сотрудник действительно «пиарился» безосновательно- его бы на работе не держали, значит есть за что. Значит человек нужен.Так что желаю. всем повыше себя оценивать и не размениваться на такие мелочи, как мнение окружающих.

Профессиональных вам успехов!

Тест очень интересный, но без лишних вопросов я могу сказать, что моя самооценкам на том уровне, когда я уверенна в себе, когда уверенна в своей правоте.

Уровень самооценки — это очень важно. От этого зависит весь образ жизни человека. То, где и как он работает, общение с друзьями, и вообще — оценивать себя нужно правильно, по силам, не завышать и не понижать свои способности.

www.proprof.ru

Профессиональное самоопределение школьников

Объединение всех педагогов, занимающихся вопросами профессионального самоопределения учащейся молодежи

Роль самооценки в выборе профессии» href=»http://profshkolnik.rusedu.net/post/1631/95650″>Роль самооценки в выборе профессии

27 Март, 2014 13:39

В помощь классному руководителю

Стереотипы, искажающие и затрудняющие выбор профессии в подростковом возрасте, закладываются еще до школы. Поэтому успешность профориентационной работы в образовательном учреждении во многом зависит от того, удастся ли классному руководителю и школьному психологу сделать родителей своими союзниками или хотя бы понять друг друга в стремлении помочь подросткам в выборе профессии — без этого бесполезны самые замечательные программы и технологии профориентационной работы.

Ситуация, когда подросток на занятиях, тренингах и консультациях по выбору профессии слышит одно, а дома — другое, многих способна травмировать и дезориентировать. Мы не ставим перед собой недостижимую задачу изменения родительских установок даже в том случае, если считаем их непродуктивными. Но установление диалога между семьей и школой, создание общего понятийного поля, разграничение ответственности, ознакомление родителей с содержанием профориентационной работы — необходимо и достижимо, хотя требует значительных усилий с обеих сторон.

Представляем вашему вниманию тематику родительских собрани по важным и острым темам:

Ø самооценка и уровень притязаний,

Ø влияние семьи на выбор профессии,

Ø профильное обучение и отбор в профильные классы,

Ø профессиональные интересы и склонности,

Ø истинное и мнимое лидерство.

Однако даже качественный лекционный материал сам по себе еще не гарантирует взаимопонимания и диалога. Практика показывает, что психологическим просвещением родителей уместнее заниматься не на общих родительских собраниях, а на специально организованных группах, малочисленность которых не должны смущать ни психолога, ни классного руководителя. В этих группах возможны элементы самодиагностики и тренингов, которые способствуют личностному развитию всех участников этих встреч.

Самооценка и уровень притязаний

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, то есть осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка имеет ряд измерений: она может быть реалистичной или искаженной, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Известный детский психолог В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она понимала «способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя»: « Человек с высокой самооценкой создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить помощи от других в трудную минуту. Он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самооценкой внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект» (В. Сатир, «Как строить себя и свою семью»).

Самооценка начинает формироваться с момента появления человека на свет и, возможно, еще раньше. Но именно в школьном возрасте она приобретает определяющее значение. Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игра, занятия, общение постоянно ставят школьника в ситуацию, когда он должен оценить свои умения или личностные качества.

В отечественной педагогике традиционно выделяют завышенную, заниженную и адекватную (реалистичную) самооценку. Психологи говорят о негативном, неустойчивом и позитивном самовосприятии. Эти подходы дополняют друг друга.

Самым благоприятным является сочетание реалистичной самооценки и позитивного самовосприятия. К сожалению, чаще всего психологам и педагогам приходится иметь дело с детьми с заниженной самооценкой и негативным самовосприятием, которым особенно нужна психолого-педагогическая поддержка. Это очень сложный и тонкий инструмент, неумелое применения которого может принести больше вреда, чем пользы. Вот что писал по этому поводу Р. Бернс: «Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Например, он может сказать себе: “Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное” или “Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я тупой”».

Нет такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения, — ребенок может отреагировать отрицательно. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе.

Завышенный уровень самооценки характеризуется высокой физической и познавательной активностью, стремлением обратить на себя внимание, эгоцентризмом, конфликтностью. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом избегания неуспеха.

Дети, имеющие реалистичную самооценку и позитивное самовосприятие, активны, доброжелательны, их интересы разнообразны, они критичны к себе и терпимы к другим, самостоятельны. Они уверены в том, что могут добиться успеха в учебной деятельности. Эта уверенность основана на правильной самооценке своих возможностей. К сожалению, этот вариант встречается не так часто, как всем бы хотелось.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, поэтому самооценка ребенка прямо связана с его успехами в учении. Привычка к определенному положению в классном коллективе накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Лидерами в начальной школе оказываются те ребята, которые лучше учатся. Со сменой ведущей деятельности в подростковом возрасте изменятся оценки и самооценки учащихся. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей и результатов своей деятельности.

«Мышь проникла в центральный компьютер в тот момент, когда он оценивал результаты письменных тестоводного двоечника, некоего Генри Карсона. Из-за сбоя в программе Генри оказался на первом месте. Удивленные и смущенные учителя начинают воспринимать Генри как самого способного ученика. Генри быстро входит в новую для себя роль отличника и начинает быстро расти не только в интеллектуальном, но и личностном плане, став впоследствии одним из выдающихся представителей своего поколения» (X. Лоури, «Мышь и Генри Карсон»).

Этот рассказ, написанный сорок лет назад, заставляет задуматься о том, как сказывается наше отношение к ученикам на их судьбах и насколько можно доверять тестам.

Развитие самосознания человека определяется потребностью найти ответы на главные для него вопросы: кто я? какой я?

Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Когда американский психолог У. Джеймс определил самооценку с помощью своей формулы «самооценка = успех / притязания», он указал на два пути повышения самооценки.

Человек может улучшить представление о себе, увеличив числитель этой дроби, то есть свой успех, или уменьшив ее знаменатель, то есть уровень притязаний. Как тонко заметил Джеймс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимыми жизненными ориентирами, и поэтому не особенно важен для нашей самооценки. Каждый волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих достижений. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы все же ограничены, поскольку не можем игнорировать реальные факты. Тот, кто получает плохие оценки, не может считать себя хорошим учащимся, карлик не может считать себя великаном, слабый — сильным и т. д.

Уровень притязаний личности — понятие, введенное психологом К. Левиным для обозначения стремления человека к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой и формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

Но вправе ли мы решать, что для ученика «адекватно», а что — нет, если не обладаем всей полнотой информации не только о другом, но и о себе? Выдающийся психолог Б.М. Теплов отмечал, что «никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения».

Итак, уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых не адекватен их способностям и возможностям.

В последние годы наблюдается стабильный рост уровня притязаний молодежи на фоне снижения уровня интеллекта, учебной и трудовой мотивации, нарушения основных психических функций.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п.

Согласованные тактичные действия семьи и школы будут способствовать мягкой коррекции самооценки и уровня притязаний учащихся.

Самооценка детей во многом зависит от самооценки их родителей.

Проверьте свою самооценку. Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов ответа, который точнее всего отражает ваши чувства и реакции.

1. Когда ребенок рассказывает о том, что мне неизвестно, я испытываю

1) интерес; 2) смущение; 3) раздражение.

2. Когда посторонний наблюдает за моей работой, это

1) воодушевляет меня;

2) никак не отражается на моей работе;

3) выбивает меня из колеи.

3. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других

1) да; 2) нет; 3) не уверен.

4. Критика со стороны друзей и коллег

1) меня мало волнует; 2) иногда задевает меня; 3) часто задевает меня.

5. Мысль о предстоящей встрече с бывшими одноклассниками

1) доставляет мне удовольствие; 2) особых эмоций не вызывает; 3) в тягость.

6. В дружелюбном отношении со стороны коллег

1) я не сомневаюсь; 2) уверенности нет; 3) затрудняюсь ответить.

7. У меня нет сомнений в своем профессионализме

1) конечно; 2) есть сомнения; 3) не приходилось задумываться.

8. На собраниях я выступаю по волнующим меня вопросам

1) часто; 2) иногда; 3) предпочитаю слушать других.

9. Мне приходилось выполнять приказы людей, не вполне компетентных

1) да; 2) не помню; 3) нет.

10. Большинство знакомых относится ко мне с симпатией

1) да; 2) не все; 3) не знаю.

Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, реализующему свои возможности; доверяющему людям и ожидающему ответного дружелюбия. Человек с позитивным восприятием способен признать свои ошибки и с пониманием относится к чужим промахам.

Преобладание второго варианта, а также наличие всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек испытывает эмоциональный и творческий подъем. Снижение самооценки в «полосе неудач» снижает эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

Преобладание третьего варианта говорит о негативном самовосприятии, при котором трудно вступать в свободное общение с другими. Слова Ф.М. Достоевского о том, что «очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно», в полной мере относятся к человеку с негативным самовосприятием.

Высокая самооценка выступает важным фактором мобилизации творческого потенциала и реализации скрытых возможностей человека. Поэтому оправданы усилия, направленные на повышение самоуважения, значимости решаемой задачи и уверенности в успехе. Успешность деятельности зависит от представления о своих возможностях не в меньшей степени, чем от самих способностей.

Информацию подготовила Ольга Зайчикова

Рекомендуемые публикации

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

profshkolnik.rusedu.net

Уроки выбора профессии

1 занятие. Самооценка и уровень притязаний

«Кто Я?» В течение 5 минут десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

Отвечая на вопрос «Кто Я?», вы обозначаете место, которое занимаете в этом мире, конструируете образ своего «Я». Если вы смогли придумать себе не более 5 характеристик, вероятно, вы или не хотите раскрываться даже перед собой, или редко задумываетесь о себе, пользуясь лишь самыми очевидными характеристиками («Я — человек, ученик» и т. д.) Возможно, вам этого достаточно. Но если вы будете так сдержанны в реальной презентации, вашему собеседнику придется самому «достраивать» ваш образ.

« ^ Какой Я?» Оцените свои качества по десятибалльной шкале:

О том, как опасна негативная самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ныне знаменитые ученые спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нем мало кто знает.

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

Есть только способа повысить самооценку:

добиться успеха в какой-нибудь деятельности;

снизить уровень притязания.

Если ваша цель — жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по-своему.

Что вы вкладываете в понятие «успех»?

Что такое успех? Можно ли говорить об успехе по-американски, по-европейски и по-русски? Вот как отвечает на этот вопрос князь Петр Дмитриевич Голицын:

В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их достойным и уместным способом.

Разум позволяет человечеству решить многие проблемы выживания. Однако в отношениях с другими людьми мы чаще слушаем эмоции, чем разум. Наши чувства и эмоции — это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать природа наделила его способностью эти чувства выражать. Слово — универсальный способ самовыражения. Просто не все умеют им пользоваться.

На пустынной дороге у автомобиля спустило колесо. Домкрата с собой не оказалось. Но водитель вспомнил, что только что проехал мимо станции техобслуживания, и решил отправиться туда. Пока ехал, рассуждал: «Других станций поблизости нет. Значит, я полностью завишу от хозяина. Он может содрать с меня три шкуры за этот проклятый домкрат! Как не стыдно наживаться на чужой беде!» В ярости водитель подошел к станции и в ответ на приветствие владельца заорал: «Да подавись ты своим домкратом!»

^ Задание 4. «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса-Дарки). Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прослушайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса.

0 Ф К Р Н О П В

Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности следующих форм агрессии.

Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности. Если у вас повышенный уровень агрессии, прежде всего, надо об этом знать. Возможно, ваша энергия и пробивные способности помогают вам достигать своих целей. Но задумайтесь, какую цену вы платите за свои победы. Довольны ли вы своими отношениями с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Ваша агрессивность — ваше личное дело, если вы по своей или чужой воле изолированы от всех людей. Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если это трудно, попробуйте направить их в мирное русло — спорт, творчество.

Полисмен увидел человека, который собирался прыгнуть с моста. «Проблемы с деньгами?», — спросил полицейский. «Нет». «Проблемы в семье?» Тот снова покачал головой. «Тогда в чем же дело?» «Меня волнуют мировые проблемы», — ответил самоубийца. «Послушай, все не так уж плохо, давай прогуляемся по мосту и все обсудим», — сказал полисмен. Они около часа бродили взад и вперед, обсуждая мировые проблемы. Потом прыгнули оба.

Эмоции, как любая инфекция, легче всего распространяются при большом скоплении народа. Недовольный, раздражительный, агрессивный человек способен принести больше вреда, чем больной заразной болезнью. Очень часто в толпе вспыхивают ссоры, переходящие в драки. Поводом для инцидента может быть нечаянный толчок, язвительное замечание, даже неодобрительный взгляд. А причина в том, что окружающие «настроены» на ту же волну, что и возмутитель спокойствия, и поэтому заводятся с полуоборота, делая наблюдателей — соучастниками.

^ 3 занятие. Темперамент и профессия

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, — холериком, и, наконец,

Темперамент — это свойство нервной системы. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Темперамент можно определить с помощью теста (модификация Личностного опросника Г. Айзенка).

Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.

Мне бывает трудно отказаться от своих планов.

Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.

Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.

На спор я могу совершить необычный поступок.

Иногда я нарушаю свои обещания.

У меня часто меняется настроение.

Мне нравятся азартные игры.

У меня бывает учащенное сердцебиение.

Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.

Мне нравится работа, которая требует быстроты.

Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.

Меня легко обидеть.

Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.

Временами меня переполняет энергии, а иногда все валится из рук.

Мне приятнее находиться в компании, чем быть одному.

Я долго переживаю неудачу.

У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.

Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.

Мои нервы часто натянуты до предела.

Думаю, что меня считают веселым человеком.

Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах.

На грубость я отвечаю грубостью.

Я могу опоздать.

Обычно мне легко и приятно в шумной компании.

Иногда мне мешают уснуть разные мысли.

Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.

Я часто испытываю чувство вины.

Мне нравится быть в центре внимания.

Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

Мне часто снятся кошмары.

Мне легко общаться с незнакомым человеком.

Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.

Думаю, что я — уверенный в себе человек.

Меня задевает критика.

У меня есть кое-какие вредные привычки.

Я могу внести оживление в скучную компанию.

Я беспокоюсь о своем здоровье.

Я люблю подшучивать над другими.

Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.

^ 6—11 баллов. Для людей вашего типа в психологии есть специальный термин — амбиверт (от латинского «ambi» — двойственный). Это — универсальный тип личности, золотая середина. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает. Вам подходят не только профессии, связанные с общением, но и требующие умения работать одному.

^ 12—17 баллов. Если вы набрали больше 12 баллов, вы — экстраверт. Экстраверт (от латинского «extra», что означает «сверх», «снаружи», «вне») — это человек, который ориентирован на внешние предметы и обстоятельства. Вероятно, вам нравится быть в центре внимания. Ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли. Вам подошли бы профессии, требующие интенсивного общения с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами. Профессии, требующие терпения и усидчивости (работа за компьютером, исследовательская деятельность, расчеты и вычисления) будут даваться вам ценой больших усилий и нервного напряжения.

Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40. Запишите сумму на строке Стабильность.

^ 6—11 баллов. Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его. Если у вас при этом есть потребность в общении с другими людьми, обратите внимание на такие сферы деятельности, как обслуживание, обучение, воспитание, медицина, управление.

^ 12—17 баллов. Вероятно, вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другому человеку, вероятно, нравится другим людям. Есть масса профессий, где это качество является профессионально важным. Например, все профессии социальной сферы. Люди искусства также обладают особой восприимчивостью, чуткостью и ранимостью.

rudocs.exdat.com

Самооценка и профессия

1) Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности может вызвать неуверенность в себе, а как следствие неправильный выбор профессии.

2) Для того чтобы сделать объективные выводы по нашему исследованию мы использовали 3 метода исследования: беседа, опрос, тест. В результате мы получили полное подтверждение выдвинутой нами гипотезы: испытуемые, которым присуща адекватная самооценка, сделали правильный выбор, т.к. у них присутствуют качества для работы по выбранной специальности, (это подтвердил дифференциально-диагностический опросник).

3) Т.к. мы выяснили, что самооценка существенно влияет на выбор профессии, то формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач выбирающих профессию.

В I-ой и II-ой главе мы выполнили 4 задачи, выдвинутые нами для достижения цели работы и проверки выдвинутой нами гипотезы, а именно:

1. проанализировали психолого-педагогическую литературу с целью изучения влияние личностных характеристик на выбор профессии;

2. экспериментально изучили самооценку учащихся, как личностную характеристику, которая влияет на выбор профессии;

3. проанализировали влияние самооценки на выбор профессии;

4. разработали рекомендации для выбирающих профессию.

Выбор профессии — это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.

Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровеньподготовки (успеваемости), состояниездоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности.

Анализируя теоретический материал, мы предположили, что самооценка, как личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии. В экспериментальной части мы подтвердили сформулированную нами гипотезу и выполнили 4 задачи выдвинутые для достижения цели работы.

1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология», М., 1999г.

2. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога»

3. «Возрастная и педагогическая психология»/ Под ред. А.В. Петровского, М: Просвещение, 1973г.

4. Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М., 1984г.

5. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996г.

6. Кон И.С. «Психология юношеского возраста», М., 1984г.

7. Методика «Самооценка личности», М.В. Гамезо, И.А. Домашенко «Контрольные работы по психологии», М., 1984г.// стр. 33

8. Столяренко Л.Д. «Основы психологии», Ростов-на-Дону, 1996г.

9. Столяренко Л.Д. «Общая психология», Ростов-на-Дону, 2000г.

10. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология», Ростов-на-Дону, 2000г.

Экспериментальное изучение самооценки: «Метод ранжирования»

Испытуемому предлагается 50 качеств личности. Он должен выбрать 20, которыми, по его мнению, он обладает сам.

Составить 1-ый ряд качеств, по степени представленности их у испытуемого.

Составить 2-ой ряд по степени представленности их в идеале.

Мы, адаптировав, этот тест предлагаем только 20 качеств.

www.newreferat.com

Самооценка как ведущий фактор выбора профессии

Самооценка одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познание самого себя. Познавая через сравнение качества другого человека, мы получаем материал, необходимый для выработки собственной оценки. Для лучшего познания мира и себя человек должен прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие – изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и самовоспитания. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.[6]

Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человека к самому себе.

Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.

1) Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2-м годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливать границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребенка как отдельных существ.

2) Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного детства: ребенок, например, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой», в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами Я-концепции человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие черты, и открывают для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы ботинки и т.д. По мере того, как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать свое поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка «Я-образ» обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей опрелениями правильных и неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого ребенок делает социальные правила и нормы поведения частью самого себя, т.е. принимает их как собственные ценности. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.

3) В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я-образа» в зависимости от успехов (неудач) в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я-образ». А дети, не успевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же могут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке и т.д.), у них есть шанс сохранить трудовой настрой, положительный «Я-образ» и желание доводить дела до конца.

Способность видеть себя отличными от других людей, обладающих определенными свойствами, составляет «Я-образ». Самоуважение означает видение себя человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным.

В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях, которое соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.

4) В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспитывают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для подростков первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность – целостное, связанное представление о себе.[2]

Самооценка в значительной степени определяют социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умениями самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным.[8]

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я» [7]. Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств уровня их развития. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии. Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно.

В психолого-педагогической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших событий в целостном определении человека. Такой подход акцентирует внимание на активности субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминирую в этот ответственный период жизни.

Количество свойственных для человека личностных характеристик очень велико, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения многих профессий от личности потребуется наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, какие-то умственные, духовные или физические способности. Подростки при выборе профессии чаще всего ошибаются именно в этом. В результате они даже в благоприятных условиях осваивают эту профессию с трудом, или становятся посредственными специалистами. Подросток должен хорошо знать те особенности будущей профессии, которые тесно связаны с наличием или отсутствием у него каких-то определенных качеств, способностей.

Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а также мешать вхождению в мир профессий. Но подростки слабо осознают роль самооценки в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не анализируя самооценку, а если и делают это, то весьма поверхностно. Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к пере6оценке, либо к недооценке своих возможностей. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на выбор профессии и на развитие личности.

studfiles.net

Как сдать реферат, курсовую, дипломную на «Отлично»:

Заходим на сайт allRefs.net, вводим в поиск название нужной темы

Результат поиска выдает все готовые работы по Нашей теме

На их основе создаем нужную нам работу и сдаем ее на «отлично»

  • ТОП разделы
  • Рекомендуем
  • Некоторые научные специальности и разделы наук

    • Для поиска необходимого раздела, специальности и специализации науки введите
    • Общественные и гуманитарные науки

      Виды работ и материалов

      Лекции, рефераты, курсовые со всех ВУЗов:

      В нашей базе есть рефераты, контрольные, лекции, конспекты, методички, курсовые, дипломные работы со всех университетов СНГ и стран мира.

      А Вы знали о существовании wikikak.org – свободного поиска общего решения вопроса ли проблемы?

      Энциклопедия поиска решений Ознакомиться с wikikak

      Рефераты, конспекты, лекции, контрольные, курсовые, дипломные работы

    • Новые
    • Кто-то сейчас читает
    • Популярные
    • Технология подготовки и проведения визитов на высшем уровне

      Реферат. Зарубежное регионоведение. Особенности протокола визитов на высшем и высоком уровне. Основные положения государственной протокольной…

      Дайте развернутый ответ на теоретический вопрос: «Гносеология Платона».

      Демократія – форма управління, політичний лад, за якого верховна влада належить народові.

      Система национальных счетов (СНС), её развитие и применение в мире и РФ

      Экономическая безопасность. Система национальных счетов. Экономические операции в системе национальных счетов

      Гемоцитопоэз. Эмбриональное кроветворение

      Мезобластическое (внезародышевое) кроветворение, гепатолиенальное кроветворение, медуллярный период. English

      Славяно-Арийские Веды о строении Вселенной и истории Человечества

      Славяно-Арийские Веды. Наша Галактика. Индийские племена дравидов и нагов. Древние единицы измерений длины и времени

      Теорія тексту: Ознаки тексту; Рівні тексту; Функції тексту; Засоби здійснення функцій

      Є різні види текстів. Текст і психологія авторської творчості. Особливості тексту як цілісного утворення. Текст у виданні. Організуюча функція,…

      Тем, кто задумался о поступлении в магистратуру, филологический факультет

      Тем, кто задумался о поступлении в магистратуру, филологический факультет Национального исследовательского Нижегородского государственного…

      Экономическая информация

      Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества. Роль…

      Развитие менеджмента как науки: школы менеджмента, представители. Система управление: понятие, типовые структуры систем управления. Уровни…

      Даты и термины по Истории ОГЭ, ЕГЭ

      С древнейших времен до начала 17 века. Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР. Индустриализация. Государственная Дума.…

      Реферат з основ психодіагностики. Особливості діагностики конституційних диспозицій особистості

      Підходи до дослідження темпераменту. Методики діагностики темпераменту. Психодіагностика конституційних диспозицій – це діагностика вроджених…

      allrefs.net

      Программа по профориентации обучающихся «Выбор»

      ^ Задание 5.6. Определение интересов и склонностей (дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова)

      Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта («а» и «б»). Ты должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид.

      «+++» – если вид занятия очень нравится

      1А. Ухаживать за животными

      1Б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

      2А. Помогать больным людям, лечить их

      2Б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

      ЗА. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

      3Б. Следить за состоянием, развитием растений

      4А. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.д.)

      4Б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

      5А. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

      5Б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

      6А. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

      6Б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных)

      7А. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

      7Б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

      8А. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения

      8Б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

      9А. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

      9Б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

      10А. Лечить животных

      10Б. Выполнять вычисления, расчеты

      11А. Выводить новые сорта растений

      11Б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.)

      12А. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

      12Б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

      13А. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

      13Б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

      14А. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

      14Б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

      15А. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

      15Б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

      16А. Делать лабораторные анализы в больнице

      16Б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

      17А. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

      17Б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

      18А. Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п.

      18Б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

      19А. Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания

      19Б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

      20А. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

      20Б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

      Название типов профессий по столбцам:

      1. Человек — Техника (Ч–Т)

      преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);

      обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);

      восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);

      изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

      воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);

      медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);

      правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);

      организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);

      изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

      преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);

      шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);

      управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);

      составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);

      восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

      преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);

      обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);

      заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);

      восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);

      изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

      ^ 5. Человек — Художественный образ (Ч–Х)

      преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);

      исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);

      с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

      Задание 5.7. Составление плана профессионального самоопределения

      do.gendocs.ru


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *