Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Самооценка и внутренний мир

Самосознание и самооценка личности

Самосознание является особой формой осознания человеком самого себя и своей сущности, проявляющегося в виде самовосприятия, самооценки и самоконтроля. Самосознание выделяет личность человека среди других живых существ, так как только ей присуща способность обращать психическую деятельность на самое себя, свой внутренний мир, формировать образ «Я». Самосознание предполагает различение своего внутреннего мира (образ «Я») и того, что окружает личность (образ «НЕ Я»). Самосознание каждого человека развивается от более элементарных форм (самоощущения, самовосприятия) к более сложным (самопознание, самооценка, саморефлексия). Самосознание определяет все поведение человека.

В структуру самосознания входят три компонента:

1. Когнитивный (познавательный) или самопознание — это знание индивида о самом себе. Знание индивида о себе складываются в определенный образ «Я».

Образ «Я» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе.

«Я-образ» включает три составляющие, одна из которых может преобладать:

а) «реальное Я» — это представление о себе в момент самого переживания,

б) «идеальное Я» — это то, каким человек должен был бы стать, по его мнению, чтобы соответствовать социальным нормам (под влиянием литературы, кино),

в) «фантастическое Я» — это то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

Это отношение к тому, что человек знает о себе, т.е. оценка тех качеств, которые входят в его представление о себе. Все эти отношения человека к себе складываются в самооценку.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Самооценка складывается на основе сопоставлений себя и других людей, себя и какого-то эталона (реального и идеального «Я»), на основе мнений, которые человек слышит о себе.

а) по уровню – завышенную (или комплекс превосходства, т.е. человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода), заниженную (или комплекс неполноценности, т.е. человек неуверен в себе и занижает мнение о себе) и среднюю.

б) по адекватности – адекватную (т.е. человек правильно оценивает свои достоинства и недостатки) и неадекватную (человек неверно себя оценивает).

Самооценка связана с уровнем притязаний личности, проявляющимся в степени трудности целей, которые человек ставит перед собой.

3. Поведенческий или самореализация.

Человек строит свое поведения, опираясь на знание о себе и отношение к себе, т.е. на самооценку. В зависимости от уровня и адекватности самооценки могут вести себя по-разному.

Теория черт разработана Г.Оллпортом и Р.Кеттелом. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. Г.Олпорт и Р.Кеттел разработали методики изучения личностных черт. В частности, Р.Кеттел выявил 16 личностных черт. В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось (от 33 до 200).

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, исследователи получают неодинаковые списки факторов. Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения.

Основная психологическая характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, согласно данной теории, являются результатом их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности — это научение условнорефлекторным путем, через наблюдение других (викарное научение) и подражание.

Психоаналитическую теорию личности З.Фрейда. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно» — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом, неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов).

«Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения.

«Сверх-Я» — это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности — это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства. «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях.

«Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» — сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить(«Сверх-Я»).

Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

Психологическая защита – это особая регулятивная система, которая используется личностью для устранения психологического дискомфорта, переживаний, угрожающих «Я-образу», и сохранения его на уровне, желательном и возможном для данных обстоятельств.

Выделяют следующие психологические защиты:

Отрицание – сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к внутреннему конфликту не воспринимается, т.е. отрицается ее существование и таким образом искажается действительность.

Вытеснение – активное выключение из сознания неприятной информации, ее подавлению. В отличии от предыдущей защиты, здесь человек не делает вид, а действительно забывает травмирующую информацию.

Проекция – это бессознательный перенос собственных чувств, желаний, качеств, в которых человеку стыдно себе признаться, на другое лицо. Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний или поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

Замещение – перенос действия с недоступного на доступный объект. Например, выместить зло на другом человеке или на макете врага или в виде мечты. Замещение снимает напряжение, но не приводит к желаемой цели.

Изоляция (отчуждение) – обособление внутри сознания травмирующего фактора. Человек осознает реальность событий, но не допускает в сознание неприятные эмоции. Например, «А был ли мальчик?».

Иногда психологические защиты действительно необходимы, т.к. позволяют сохранить внутренний комфорт человека. Но если человек постоянно прибегает к их использованию, то он начинает неадекватно оценивать происходящее вокруг и себя в том числе, что вызовет ряд проблем в поведении и общении с другими.

Теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии.Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс.

Согласно теорию личности Роджерса, каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Центральным понятием для его теории стало понятие «Я», которое включает в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Образ «Я», оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Согласно концепции А.Маслоу с рождения у человека последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие потребности:

1) физиологические (органические); 2) в безопасности; 3) в принадлежности и любви; 4) в уважении; 5. в самоактуализации.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, — это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам отечественных психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внес, в частности, А.Н.Леонтьев. Основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

2. Сознаниекак высшая форма развития психики

Основные этапы развития психики в филогенезе.

Стадии развития психики животных (по А.Н. Леонтьеву):

1.Стадия элементарной сенсорной психики (кишечно-полостные, насекомые, черви).

Особенность нервной системы: у кишечно-полостных — диффузная нервная система (бесформенное тело), у червей — цепочная нервная система (нервная система вдоль всего тела, существует голова, которая наиболее чувствительна), у насекомых — узловая (существует дифференциация нервных окончаний — слуховые, глазные и т.д.).

Форма отражения окружающего мира — чувствительность (способность к ощущениям).

Форма поведения — инстинкт (сложная система безусловных рефлексов, которые вырабатываются многими миллионами поколений и передаются по наследству так же, как и особенности строения тела).

2.Перцептивная стадия (позвоночные, млекопитающие).

Особенность нервной системы: кроме ствола головного мозга (инстинкты) имеется кора больших полушарий (приобретение индивидуального опыта). Масса головного мозга занимает все большее место по отношению к массе тела.

Форма отражения окружающего: способность не только ощущать, но и воспринимать предметы и ситуации (анализировать поступающую информацию).

Форма поведения: научение (способность накапливать индивидуальный опыт, т.е. не только пускать в ход врожденные программы поведения, но и строить индивидуально-новые формы поведения, не заложенные от рождения). Но научение путем двигательных проб и ошибок, закрепляется в результате подкрепления.

3. Стадия интеллектуального поведения животных(приматы, высшие животные).

Особенность нервной системы: в коре больших полушарий имеются более сложные зоны чувствительности (более острый слух, зрение и т.д.).

Форма отражения: способность не только к ощущениям и восприятию, но и к простейшим формам мышления, т.е. решает задачу не путем двигательных проб, а предварительно поразмыслив, какие действия нужно совершить. Мышление на этом этапе называют ручным, т.к. для решения мыслительной задачи здесь необходимы два условия:

1)Чтобы предмет, необходимый для решения задачи, находился в поле зрения.

2)Чтобы животное могло манипулировать с предметом.

Для этой стадии характерна и большая прочность памяти.

Форма поведения: не только инстинкт и научение, но и способность к действиям с орудиями труда (например, обезьяна может сбить яблоко при помощи палки).

Психика человека имеет еще более сложную структуру и имеет ряд важных отличий от психики животных:

1) В основе поведения человека, в отличие от животных, лежит не только удовлетворение биологических потребностей (например, героизм).

2) Человек способен отвлекаться от конкретной ситуации и предвидеть последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

3) Человек способен создавать орудия труда по заранее продуманному плану и сохранять их.

4) Человек может накапливать и передавать накопленный общественный опыт. Язык общения есть и у животных, но с его помощью они лишь подают сигналы по поводу данной ситуации (опасность).

Таким образом, изготовление, употребле­ние и сохранение орудий труда, разделение труда способ­ствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции— специфически человеческие, об­щественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспо­могательных средств, речевых знаков, созданных в про­цессе исторического развития. Единство высших психических функцийобразует сознание человека. Таким образом, сознание является высшей стадией развития психики.

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, в предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.

Сознание включает в себя следующие компоненты:

1.Знание о себе и окружающем мире, которое человек получает с помощью познавательных процессов.

2.Самосознание — выделение себя из окружающего мира и противопоставление себя окружающим.

3.Целеполагание — способность ставить цель и достигать ее с помощью воли.

4.Оценка — эмоциональное отношение к окружающему миру.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые человеком не осознаются.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения,

к которым относятся ощущения равновесия. Неосознаваемые образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта.

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд. В структуре психики выделяется три компонента: сознание — это то, что человек осознает, понимает, о чем думает; предсознание — это система моральных норм, запретов и ценностей, которые человек усвоил в детстве, и бессознательное. Бессознательное в личности человека — это инстинкты, а также те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

17.Лидерство и руководство в малой группе

Лидерст­во — собственно психологический феномен, в его осно­ве — сила влияния одного члена группы на другого. Лидерство – это процесс, посредством которого одно лицо оказывает влияние на других членов группы, направляя их на достижение групповых целей.

Руко­водство, в отличие от лидерства, — феномен смешан­ной, социально-психоло­гической природы. Власть руководителя значительно шире собственно психо­логического влияния. Она опи­рается на всю систему социально-экономических рычагов, которые находятся в распоряжении руководителя. Сила влияния руко­водите­ля частично опирается на психологические механизмы, частично — на полномочия, данные ему более широкой социальной системой (которая и опре­делила его на должность руководителя).

Руководство — это регламентированный обществом правовой процесс.

Они имеют об­щие черты. И руковод­ство, и лидерство представляют собой групповые феномены,они решают общие задачи(стимулируют группу,заботятся о средствах достижения групповых целей.

1.Теория черт, харизматическая, теория великих людей. Согласно данной теории лидером может быть человек, обладающий определенным набором личностных качеств или психологических черт. Недостаток – ученые не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые отличают лидера.

2.Ситуационная теория лидерства. Лидерство – это продукт ситуации. В различных ситуациях групповой деятельности выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по качествам, необходимым в данной ситуации. В этом случае снимается вопрос об активности лидера, он превращается во флюгер.

3. Синтетическая теория. Лидерство рассматривается в ней как процесс организации межлично­стных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом. Преиму­щество этого подхода в том, что лидер перестает быть харизматической личностью. Лидер — это групповая функция, роль, для вы­полнения которой необходимы определенные качества, но прежде всего — ценностная значимость личности, воплощение принятых в группе норм и це­лей.

Каждый руководитель по-разному оказывает влияние на членов группы. Совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется руководиетль, называется стилем руководства. Выделяют три основных стиля:

1.Авторитарный: дела в группе планируются заранее во всем объеме, голос руководителя решающий, он делает краткие распоряжения суровым тоном, делает запреты без снисхождения, похвала и порицание субъективны. Позиция руководителя – над группой.

2.Либеральный: дела в группе идут сами собой, руководитель не дает указаний, тон безразличный, отсутствуют и наказания и вознаграждения. Позиция руководителя – в стороне от группы.

3.Демократический: мероприятия планируются заранее с обсуждением в группе, ответственность несут все члены группы, инструкции от руководителя поступают в форме предложений, тон товарищеский, распоряжения, запреты, похвала идут с обсуждениями и дискуссиями в группе. Позиция руководителя – внутри группы.

Наибольшее предпочтение отдается демократическому стилю. Но каждый из стилей имеет свои преимущества и недостатки и не всегда уместно использовать демократический стиль, а лучше комбинировать. Так, при авторитарном руководителе объем выполняемой работы увеличивается, но будет низкой мотивация, повысится агрессивность и тревожность, будет меньше дружелюбия. При либеральном руководителе уменьшится объем работы и снизится ее качество, но не будет тревожности и агрессивности. А, например, демократический стиль не подходит для диффузных групп, т.к. приводит к появлению конфликтности, уменьшению продуктивности (здесь лучше использовать авторитарный стиль, т.к. он вносит организованность).

megaobuchalka.ru

Друзья ! Вступайте в мою группу ВКонтакте https://vk.com/ 7chakr_ru чтобы узнавать НОВОСТИ первыми

Самопознание, самооценка

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей , осмысление самого себя . Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь . Формируется постепенно по мере отражения , как внешнего мира , так и познания самого себя . Самопознание присуще только человеку .

Если объяснить языком простых , обычных людей самопознание – это познание самого себя для того чтобы знать что ты хочешь . Т.е. кто я? Зачем живу ? Есть ли идеальная работа для меня , идеальная семья , идеальный партнер по жизни , идеальный мир и идеальная жизнь для меня ? Почему меня не любят ? Почему у меня не складываются отношения со сверстниками или с коллегами по работе , или с родителями и т.д.

Самопознание зарождается и развивается по мере созревания и взросления человека, по мере развития его психических функций и расширения контакта с внешним миром. Самопознание тесно связано с самооценкой личности.

• анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;

• самонаблюдение, бывает как внешним, при помощи средств записи видео и аудио, так и внутренним — наблюдение за своими мыслями, чувствами, реакциями на те или иные события;

• самоисповедь (внутренний отчёт перед самим собой).

Чаще всего муки самопознания терзают мыслящих, ищущих, творческих людей. Но не только, многие обычные люди обращаются к самопознанию после переживания кризисной ситуации, например конфликт на работе, в институте, неудачи в личной жизни, потеря контакта с родителями или детьми. Одни пытаются найти готовый ответ, читая разнообразную литературу, просматривая фильмы, советуясь с друзьями, ища поддержки в своей правоте. Другие более зрелые и адекватно оценивающие ситуации (способные посмотреть на нее со стороны) будут стремиться разобраться в себе, понять собственные желания и мотивы своего поведения, отношения к другим. Анализируя себя в конфликтной ситуации будут стремиться найти положительные точки соприкосновения и достичь того положения чтобы в дальнейшем избежать полностью или смягчить конфликтную ситуацию, которая произошла. А кому-то потребуется помощь специалиста по собственному желанию или по совету близких или друзей, в процессе общения с которым будет проводиться работа направленная на самопознание собственного внутреннего мира, для продвижения по пути самосовершенствования, личностного роста, для того чтобы строить гармоничные отношения с самим собой, окружающими людьми и миром.

Узнать ВСЁ о своей ауре и о своей биоэнергетике — заказать Диагностику Ауры.

Задать свои вопросы Вы можете по адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Узнать какие практические тренинги и вебинары пройдут в ближайшее время, и записаться на них можно здесь: анонсы мероприятий.

Для ищущих и действительно серьезно интересующихся биоэнергетикой мы создали специальную бесплатную рассылку — «Биоэнергетика +». Это реальные обучающие материалы по Биоэнергетике, Целительству и Практической Магии. Это, по сути, тайные и уникальные знания. Они эксклюзивны и более нигде не публикуются…. Подписаться на рассылку: «Биоэнергетика +»

Приобрести магические и энерго – информационные продукты можно здесь: МАГАЗИН

7chakr.ru

Самооценка и внутренний мир

Последний этап – изучение сомосознания личности. Длительное время интерес к этой тематике был незначителен и она стала активно развиваться только после внедрения идей гуманистической психологии.

Осознание самой себя и своих отношений с окружающим – самосознание – необходимое условие существования личности. С.Л. Рубинштейн считал, что ее исследование раскрытие самосознания личности завершает ее исследование.

Формирование самосознания происходит в процессе формирования личности. Понять его структуру можно, исследуя формирование личности с первых дней жизни.

Цель самосознания – осознание своей отдельности от окружающих людей, своего «Я». Это выражается в постепенном нарастании независимости и самостоятельности человека. Если челоеку хочется помогать ближним, тем самым повышая свое самознание и значимость, стоит закончить курсы домработниц и сиделок, тем самым помогая пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.

Самосознание личности выражает в концепции «Я» систему представлений о себе и их оценку – самооценку.

Первым является способность осознавать психические явления.

На первом году жизни ребенок обучается отделять себя от зрительных образов, понимает, что кроме него существует независимый мир, который воспринимается через зрительные образы. Далее на этой основе развивается осознание человеком психических процессов, состояний, свойств.

В.В.Столин считает, что самосознаваемость основана на расщеплении, выделении человеком объектов из среды, в которой они находятся и собственной позиции в среде.

Ребенок выделяет себя из окружающей среды и, взаимодействуя с ней, формирует свое феноменальное «Я» – «Я»- концепцию.

В.В. Столин выделяет следующее:

1. Принятие другого мнения о себе;

2. Внушение ребенку родителями прямое или косвенное в качестве способа передачи ему норм, оценок, правил поведения и так далее;

3. Передачу ребенку родителями информации о конкретных оценках и нормах, на основе которых у ребенка формируется уровень ожиданий и притязаний;

4. Контроль ребенка;

5. Систему межкомплиментарных отношений;

6. Семейную идентичность – включенность ребенка в реальные семейные отношения;

7. Механизм идентификации.

Выявленные механизмы помогают понять, как идет процесс наполнения «Я» – концепции.

1. Принятие другого мнения о себе

Автор теории символического интеракционизма Дж. Мид считает, что самосознание – это преобразование и перенесение внутрь себя мнения других по поводу субъекта.

Можно наблюдать. Как в межличностных взаимодействиях ребенок усваивает значимые для него мнения других людей, присваивает их и формирует самосознание. Ребенок усваивает:

А) ценности, показатели оценок и самооценки, нормы;

Б) свой образ как субъекта способностей и качеств;

В) отношение родителей к себе, выраженное в эмоциональных и когнитивных оценках;

Г) самооценки родителей (они или одна из них может превратиться в самооценку ребенка);

Д) способ регулирования своего поведения с родителями или другими взрослыми (он превращается в способ саморегулирования).

2) Прямое внушение и косвенное

Ребенку внушают качества моральные и волевые, интересы, дисциплину, оценочные параметры и множество других факторов.

3) Передача ребенку стандартов и оценок

Родители сообщают ребенку конкретные оценки, передают цели поведения, идеалы, планы, стереотипы действий. Реалистичные и соответствующие возможностям ребенка данные повышают его самооценку и формируют положительную «Я»- концепцию.

4) Контроль ребенка

Система контроля родителей за ребенком влияет на его «Я»- концепцию. Обычно используется одна из двух линий: ребенку предоставляется автономия либо ведется жесткий контроль. Контроль обычно держится на страхе перед наказанием или на появлении чувства вины, но он может быть последовательным или случайным и непредсказуемым. Важно, что эта система контроля потом преобразуется в систему самоконтроля ребенка.

Жесткая дисциплина формирует самодисциплину, страх вырабатывает привычку постоянной оглядки и избегания негативного мнения о себе. Предсказуемый и непредсказуемый контроль переходит в интернальный-экстернальный характер поведения.

5) Система межкомплиментарных отношений

Сюда относятся такие отношения, как:

А) равенство между общающимися;

Б) функциональное неравенство, задаваемое ситуацией;

В) система трансакций – действия субъекта с целью вызвать в другом субъекте желаемое поведение.

Между родителями и детьми чаще всего существует функциональное неравенство.

6) Включение ребенка в реальные семейные отношения

tomalogy.org

Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции»

Человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей…

В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

Самооценка человека: определение и особенности

В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.

Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

  • самодовольство, которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство, проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.
  • Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

    Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

    В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

    В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).

    Теоретические представления о самооценке человека

    Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.
  • Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.

    Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

    Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

    Виды и уровни самооценки личности

    В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.
  • Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

    Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.

    Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

  • средний уровень самооценки;
  • выше среднего уровня;
  • высокий уровень самооценки.
  • Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

  • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
  • низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).
  • Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

    Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

    Формирование и развитие самооценки

    Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

    Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:

    • влияние родителей, их оценка и личный пример;
    • средства массовой информации, информационные технологии;
    • социальное окружение;
    • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
    • воспитание;
    • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
    • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.
    • В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.

      Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:

      Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут следует вспомнить представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес.

      Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.

      psyh.info

      TimePost.ru: время меняться

      Чтобы перестать хвататься то за одно, то за другое, максимально сконцентрировать свои усилия на важном и нужном, чтобы не откладывать задуманное, а начать и действовать, чтобы хватило времени и сил на осуществление задуманного — необходим внутренний стержень. Это некий каркас внутри личности, который удерживает ее в определенном состоянии и способствует достижению целей с оптимальными затратами ресурсов и времени (эффективно).

      Внутренний стержень есть у каждого, только степень его «твердости» различна. Сформировать внутренний стержень с нуля и укрепить его можно на любом этапе жизненного отрезка. Поэтому, если вы до сих пор не обнаружили свой внутренний стержень — попробуйте его создать, это процесс творческий и увлекательный! Это работа над собой, результаты которой напрямую зависят от приложенных усилий.

      Что такое внутренний стержень?

      Внутренний стержень — это структура внутри личности, которая включает в себя самооценку, локус контроля и доверие к миру. Формируется в процессе приобретения ресурсов (опор) — источников энергии для жизни. Основные ресурсы — имидж, семья, любовь, работа, то есть сферы жизни человека, которые становятся для него источником энергии. Поясню на примерах. Родители — это члены семьи. Теплые отношения, поддержка и забота о них — это ресурс. Возможность вернуться в дом родной, обнять, поговорить с родителями, помочь им — это источник радости, энергии. Работа (компания, коллеги, рабочее место) — это сфера жизни. Реализация знаний, профессиональный рост, уважительные отношения с коллегами, бережное отношение к компании и рабочему месту — это ресурс, как источник радости и энергии. Ресурсы могут быть внешними (например, вас взяли на работу, вы приобрели ресурс «работа») и внутренними (вы на этой работе использовали полученные ранее знания, превратив их в навыки и умения, стали полезны компании, растете профессионально, получаете от этого удовольствие). Развить ресурс — сделать его из внешнего внутренним, тем, что останется с вами, даже если вас уволят. Внутренние ресурсы — динамическая система, которая существует и развивается в непрерывном взаимодействии с внешними ресурсами, со средой, обществом.

      Самооценка взрослого человека в норме базируется на внутренних ресурсах. Это знание о себе, своих реальных достижениях, способностях, навыках. Знание, которое основано в том числе и на оценке вас обществом, людьми, значимыми для вас, или кругом, к которому вы себя относите. Такая оценка называется адекватной. Она дает устойчивость внутреннюю силу, понимание куда двигаться дальше, чтобы стать еще сильнее, укрепить свой внутренний стержень.

      Локус контроля — это буквально то, что контролирует вас и вашу жизнь. Может быть внешним и внутренним. Так, взятие на себя ответственности за себя, свою жизнь, понимание, что от вас самих зависит как вы будете жить дальше и что будете делать — это внутренний локус контроля. Внешний — если вы обвиняете в произошедшем внешние силы (людей, обстоятельства), а также ждете, что вам кто-то подскажет, что делать и как быть.

      Доверие к жизни — восприятие мира как лучшего учителя, наставника, который вас любит, но не слишком балует ради вашего же блага. Понимание, что жизнь — справедливый наставник, что вы — такой же ученик, как и все остальные, не лучше и не хуже.

      Развитие внутренних ресурсов дает стабильную устойчивую самооценку и внутренний локус контроля, способствует росту доверия к миру. Все перечисленное в комплексе и составляет внутренний стержень.

      На фотографии: Железная колонна в Дели — стальная колонна высотой семь метров и весом в шесть с половиной тонн. Была воздвигнута в 415 г. За 1600 лет практически не подверглась коррозии.

      timepost.ru

      Как обрести «внутренний стержень силы»?

      Сильнее всех — владеющий собой.

      Сенека Луций Анней (Младший)

      Когда речь заходит о том, каких ресурсов не хватает, многие клиенты упоминают о некоем «внутреннем стержне силы», который они хотели бы иметь. Интересно, что когда я сам проходил личную терапию, то пришел к тому же выводу: мне не хватает некоего загадочного внутреннего стержня.

      Объяснить, что это такое, достаточно непросто. Одним ресурсом в виде уверенности или высокой самооценки здесь не обойтись. Все эти важные понятия входят в то, что представляет собой внутренний стержень. Он представляет собой целый комплекс из состояний, убеждений, личностных качеств, представлений о себе, других и мире в целом.

      Прочитал последнее предложение и понял, что во мне говорит голос логики. Возникло большое искушение заняться аналитической работой и разбить единое целое на составляющие. Но, вспомнив притчу про слона и слепых мудрецов, я решил этого не делать.

      В этой притче слепые мудрецы решили понять, что такое слон, ощупав его. Каждый взялся за часть слона и принялся описывать свои ощущения. Один, взявшись за ухо, сказал, что слон похож на веер. Другой, прикоснувшись к ноге, говорил про колонну. Третий, нащупав хвост, сравнил слона с веревкой. В результате они так и не поняли, что собой представляет слон, не сумев договориться.

      Внутренний стержень единый и неделимый. Он или есть или нет. Не может быть половины стержня или две трети. Он скорее рождается из отдельных элементов опыта, таких, как состояния, убеждения, личностные качества, подобно химическому соединению. Причем это новое образование не равно сумме компонентов. Происходит что-то наподобие синергетического эффекта, в результате которого уже имеющиеся элементы опыта организовываются новым неожиданным способом.

      Уверен, что каждый из нас открывал в себе свой внутренний стержень. Только, возможно, не придал этому большого значения.

      Это волшебное время было когда-то в нашей жизни. Время, когда мы были готовы свернуть горы. Словно неудержимый поток горной речки, мы двигались к своим целям и получали то, что нужно в мире. Ничто не могло остановить нас в этот момент. В нас не было ни капли сомнения. Абсолютная согласованность всех мыслей и действий. Ощущение подъёма, прохождения потока энергии сквозь тело. Ничего не нужно придумывать, все получается само, словно кто-то свыше двигает нашими мышцами, руками и ногами. Удивительная ясность и чистота сознания. Эйфория, но только без стимуляторов. Глубокое понимание и принятие себя, других и мира. Расширение собственных границ до невероятных пределов. Единение с миром. Замечание тонких взаимосвязей между частицами этого мира. Осознание связи себя с этими частицами. Ощущение роста своей силы за счет этого единения. Теперь не нужно ни с кем сражаться и что-то доказывать. Это все равно, что сражаться с самим собой.

      Не уверен, что точно подобрал слова, чтобы описать то, что представляет собой внутренний стержень силы. Хотя, наверное, таких слов в принципе не существует. Суть в том, что подобные моменты в жизни случаются у многих, если не у всех. Память о них благополучно испаряется вместе с доступом к ценному ресурсу, который случайно открылся. Мы воспринимаем такие моменты как ценный дар свыше, появление которого не в нашей власти. Но это не так. Думая таким образом, мы отказываемся от контроля за своим ресурсным состоянием.

      Внутренний стержень – это скорее привычка. Привычка брать контроль над своим состоянием. Возвращать ощущение стержня, потока по собственному желанию. Особенно в те, моменты, когда связь со своим «я» была потеряна. Именно поэтому внутренний стержень – это больше, чем просто уверенность или самооценка. Уверенность может быть временно утрачена, так же, как и самооценка на время упасть. Однако внутренняя привычка сохранять связь с собой и возвращать себя к позитиву – это совершенно другой и более сложный навык. Этот навык и лежит в основе внутреннего стержня силы.

      В заключение приведу притчу на данную тему.

      Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

      — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

      Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

      — А какой волк в конце побеждает?

      Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

      — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

      Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

      психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

      m.b17.ru


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.