Женская самооценка и семейные отношения
Первый признак неблагополучия в семейных отношениях — отсутствие улыбки на женском лице. Напряженно сжатые губы, горестная морщина, перерезающая лоб, потухшие, без блеска глаза, унылое, страдальческое или злое выражение лица, тяжелая походка. Когда встречаешь такую женщину, то невольно испытываешь боль и понимаешь, что в доме у нее неладно.
Желая что-то изменить в своей жизни, мы, женщины, начинаем действовать стихийно, напролом: негодуем, плачем, кричим, закатываем сцены, забывая, что нет ничего отвратительнее для мужчины и больнее для детей, чем громоподобная женщина, проклинающая, угрожающая и оскорбляющая.
Не лучше и самоуничижительные стоны, слезы бессилия, мольбы о жалости, просьбы уважения, вымаливание любви. Не приносят успеха и меры по типу «лишения любви»: отказ от общения, молчание, запрет на интимность. А если прибавить к этому неизбежное тягостное чувство вины, которое возникает всякий раз после очередной «бурной сцены». Словом, что бы вы не делали под влиянием обиды или злости, раздражения или отчаяния, все это не только не приведет к успеху, а, наоборот, еще крепче завяжет узлы семейного конфликта.
Но какой бы безвыходной и тупиковой ни представлялась нам семейная ситуация, многое может измениться, если решительно отказаться от попыток переделать жизнь старыми, негодными средствами и приложить все силы к поиску новых.
Подумайте сами, ведь сложившаяся тяжелая ситуация возникла не сразу, не в один день — боль, обиды, проблемы накапливались постепенно. Поэтому таким же постепенным и, может быть, длительным должен быть и процесс исцеления семьи.
С чего начинать? С себя! Начинать нужно с умения понять себя и полюбить. Понять свою собственную уникальность в этом мире и полюбить за это и за все то, что вы думаете, чувствуете, создаете – за все, что доброго и хорошего исходит от вас!
Это трудно? Но вот выберите время для себя, перестаньте, хотя бы на полчаса, вновь и вновь перебирать в памяти обидные, ранящие слова, не возвращайтесь к мрачным воспоминаниям. Просто спросите себя – кто вы, какая вы? Подумайте о тех днях, моментах, когда вы были счастливы и нравились себе, о тех делах и поступках, за которые вы себя уважаете, обо всем том, чем вы гордитесь.
Неважно, будет ли это великое достижение на работе или же выслушанная однажды куча приятных комплиментов вашему виду в новом платье. Может быть, это будут воспоминания о лесной прогулке или необычайно радостном отпуске, о первой любви или добром поступке, совершенном вами для кого-то. Перебирая все это в памяти, сосредоточьтесь, почувствуйте себя личностью, ощутите собственную ценность в этой жизни.
Вот это ощущение собственной ценности и есть самый главный психологический фактор, который определяет все то, что происходит с человеком внутри его собственного душевного мира и вокруг него, в общении с другими людьми. Это отпечаток себя самой, своей индивидуальной значимости, которая есть у каждой из нас.
Это чувство не передается по наследству, не обуславливается генетически. Оно формируется в нас с рождения и до смерти, поэтому никогда не поздно по достоинству оценить себя. Любой, даже самый трудный, момент нашей жизни может стать начальным толчком в улучшении своего отношения к самой себе.
Когда это состоится, изменится и ваш взгляд на то, что происходит вокруг вас. Вы должны помнить и знать, что все, что вы чувствуете, делаете, переживаете, ваши мысли и душа, тело и чувства – это только ваше и ничье больше! Вам принадлежат ваши мечты и деяния, ваши победы и успехи, ваши достижения и ваши ошибки. И вы живете со всем этим, распоряжаетесь, строя свою жизнь и семейные отношения.
Вам по силам и принять решение, и выполнить его до конца. Вот теперь в спокойном состоянии можно подумать о семейных отношениях, которые стали серьезной проблемой, найти в них свои собственные просчеты и ошибки. Если вы любите своего мужа и хотите сохранить семью, то попытайтесь понять, чего же он от вас хочет, чего добивается. Не исключено, что причиной ухудшения семейных отношений стали настолько незначительные вещи, раздутые обидой, что при здравом размышлении, становится больно за неумение сдержаться в нужный момент.
Все люди разные, и способ мышления, восприятия вещей даже у мужа и жены, проживших много лет в одном доме, может быть различным. Попробуйте понять претензии мужа, сравните их со своими обидами. Если имеет место быть непонимание, неумение донести друг до друга то, что вас раздражает, оскорбляет, обижает, ищите пути к этому пониманию.
Свое недовольство, упреки, недоумение или обиду нужно не выливать в виде истеричных оскорблений друг другу на голову, примешивая сюда все, накопившиеся за много лет претензии. Если вас что-то обижает – скажите об этом по возможности спокойно, объясните, почему вы обижаетесь на то или иное поведение, поступки, слова. Поверьте, муж вас поймет, если… если он тоже хочет сохранить семью, мир и благополучие в доме и в семейных отношениях.
А если нет? Ну что же, подумайте сами, хотите ли вы жить с человеком, который, понимая, все равно старается сознательно причинить вам боль? Причем, поступает так даже после того, как вы не раз объяснили ему всю глубину своих обид. Все равно, рано или поздно, такая семья разрушится, но, сколько унижений и слез придется проглотить до этого конца?!
Одной из причин ухудшения семейных отношений бывает измена мужа. И тут не стоит себя казнить за то, что он нашел лучше вас, что вы плохая, что вас не любят. Причиной измены далеко не всегда являются недостатки жены. А вот, как жить дальше, что делать – приходится решать именно ей. Категорических выводов о том, что нельзя простить, а единственный выход – развод, делать вот так сразу не стоит, даже, если вам это советуют со всех сторон. Очень многие женщины, простив ошибку мужа, счастливо живут долгие годы. Но, если вы понимаете отчетливо, что никогда не сможете вынуть из сердца обиду и простить, решайте, стоит ли так жить дальше.
Женщину с развитым чувством собственного достоинства, осознающую свою ценность, поддерживающую самооценку на должном уровне, никто не в состоянии принудить жить так, как она не хочет! Каждый прожитый нами день – не черновик, который завтра можно переписать набело. Даже вовремя исправленные ошибки остаются зарубками на дне нашей памяти, а что говорить о серьезных проблемах, который разрушают нас постоянно?!
Но принимать важные решения мы должны спокойно и взвешенно. Если мы хотим, чтобы нас слушали, нужно говорить тихо. Чем громче, чем оскорбительнее и истеричнее звучат аргументы, тем меньше шансов, что их услышат. Наоборот, для вас будут подыскивать не менее обидные слова, чтобы противостоять натиску, нимало не заботясь, правы вы или нет.
Женщина, уверенная в себе, создает вокруг атмосферу спокойствия, доброжелательности и любви. Если вы сумели понять это, то поймут и ваши близкие, они могут начать чувствовать, как начали чувствовать и вы сами. Вас начнут слушать, к вам начнут присматриваться, вами начнут интересоваться, может быть, так, как этого не было никогда раньше в вашей жизни. А все это может стать началом той счастливой жизни, о которой вы мечтаете!
www.wild-mistress.ru
Самооценка отношений в семье
…Отношения между супругами могут быть эндогамными, моногамными, полигамными, патриархальными, матриархальными, эгалитарными, однополыми и двуполыми, духовными, романтическими, прагматическими, дружескими, консенсуальными, сезонными, гостевыми, дистантными, коммунальными, открытыми и какими угодно еще – в зависимости от сложившихся традиций, обычаев и желаний супругов.
Можно бесконечно анализировать эти отношения и спорить, какие из них правильнее, а какие нет, какие лучше, а какие хуже. Поэтому я предлагаю рассмотреть отношения между супругами с точки зрения их взаимодействия между собой и их удовлетворенности этим взаимодействием.
По критерию удовлетворенности сразу хочется остановиться на рассмотрении двух типов отношений: счастливые и несчастные. Но это как черное и белое – в чистом виде встречается очень редко: абсолютно несчастные – обычно распадаются, а в абсолютно счастливые мало кто верит.
Поэтому, давайте увеличим масштаб и рассмотрим отношения между супругами в диапазоне — от очень светлого до очень темного:
- отношения подавления и приспособления,
- отношения соперничества,
- отношения соревнования,
- отношения партнерства и сотрудничества,
- гармоничные отношения.
Еще 100 лет назад в Российской империи да и во всем остальном цивилизованном мире безраздельно господствовал патриархат, как исторически сложившаяся и экономически обоснованная форма семейных отношений.
Мужчина обеспечивал выживание семьи, ее благосостояние и жизнеспособность в условиях немеханизированного сельского хозяйства и слабо развитой низко производительной промышленности: если мужчина был слаб – семья бедствовала, голодала, вымирала.
Поэтому муж был главой семьи, его слово было законом для всех домочадцев и его невыполнение жестоко наказывалось – и в тех условиях это было правильно и целесообразно. Когда стоит вопрос выживания, тут не до выяснения кто чего хочет и согласования позиций: сегодня не собрали хлеб – завтра нечего есть.
Сейчас вопрос так остро не стоит – изменились экономические и социальные условия жизни — времена изменились, но привычки и традиции остались и сейчас существует множество семей, где основой взаимоотношений является подавление.
Принцип — «Делай, как я сказал!»,
Когда один из супругов заставляет, а второй – исполняет, когда один подавляет, а второй – как может, приспосабливается, терпит моральные и физические унижения.
Принцип — «Кто сильнее, тот и главный…»
Супруги воюют между собой за власть, каждый за свои интересы и удовлетворение своих потребностей в ущерб интересам и потребностям партнера.
В мягкой форме такие отношения переходят в соревнования.
Принцип – «Кто хитрее, тот и выиграл
– сегодня ты, но завтра – Я. »
Если супруги достаточно зрелые и в семье есть общие интересы, то могут сформироваться партнерские отношения – отношения сотрудничества.
Принципы — «Ты для меня – я для тебя» — ты помогаешь мне реализовать мои потребности, я – твои,
Высшей формой сотрудничества являются гармоничные отношения.
Гармоничные отношения – когда у супругов есть общие интересы, общая цель, к которой устремлены оба.
Это как стремление победить в соревнованиях объединяет пару в танце или в фигурном катании – как гармонично они двигаются, как красиво и изящно поддерживают и помогают друг другу!
Так и супруги помогают и поддерживают друг друга, когда оба хотят создать счастливую семью и прекрасные гармоничные отношения. Не ради удовлетворения своих потребностей, а ради того, чтобы обоим было хорошо.
Это и есть «МЫ-пространство», гармония Инь и Янь.
И в этом пространстве супругам просто приятно делать что-то хорошее друг для друга – не ради себя, не ради будущих бонусов от партнера, а потому, что хочется сделать ему или ей приятно.
Это и есть отношения той любви, о которой писал Аристотель: «Любить — значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом (не ради самого себя, а ради него) и стараться по мере сил доставлять ему эти блага…»
Личные интересы супругов в этих отношениях удовлетворяются просто потому, что они есть, потому, что супругам приятно делать друг другу приятно – просто потому, что они любят друг друга, потому, что они смогли сохранить любовь, которая свела их вместе. А может быть, смогли вовремя остановиться при первых разногласиях или просто смогли восстановить гармонию отношений ради общего семейного счастливого будущего.
На самом деле, в действительности отношения часто развиваются наоборот – от любви и гармонии влюбленных через соперничество за удовлетворение собственных интересов к подавлению одного из супругов другим – более сильным морально или физически.
И, конечно же, это все – упрощенная схема. И в реальной семейной жизни на самом деле не бывает абсолютно «чистых» типов отношений.
Но в любом случае: в каждой семье есть преобладающий стиль отношений и общения.
И есть характерное для этих отношений соотношение общих и личных интересов:
— общих интересов много в гармоничных и партнерских отношениях
— и очень мало в отношениях подавления и соперничества…
А для тех, кто ценит свое время предлагаем приобрести книгу «Самооценка и семейные отношения» , стоимостью всего лишь 60 рублей.
familyschool.com.ua
Дипломная работа: Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
Тип: дипломная работа Добавлен 12:37:02 24 марта 2011 Похожие работы
Просмотров: 19819 Комментариев: 4 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать
Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
Глава 1. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема
1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.2 Самооценка — как психологическая категория
1.3 Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста
1.4 Подходы к классификации детско-родительских отношений
1.5 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Методическое обеспечение и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Список использованной литературы
В настоящей работе представлена попытка проанализировать влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от детско-родительских отношений.
Тема данной дипломной работы очень актуальна. Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.
В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).
В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М.Д. Эйнсуорт, 1964). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. [6, 37, 38, ].
Учитывая актуальность данной проблемы, была выбрана тема дипломной работы: «Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста».
Цель дипломной работы: исследование особенностей влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста. Низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.).
1) Изучение накопленного теоретического материала по проблеме влияния детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка;
2) подбор методического обеспечения исследования;
3) анализ полученных экспериментальных данных;
4) разработка рекомендаций.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы исследования (тестирование, проективный метод).
3. Метод математической обработки данных.
База исследования: ДОУ № 224 и № 234, подготовительные группы детей (5,5 –7 летнего возраста). В исследовании участвовали 20 детей и их родители (20 пап и 20 мам).
1.1 Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (5,5-7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, потребность в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности, появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.). Возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть мультики, но мама просит сходить в магазин и т.д. [25, с.74].
Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений, задает очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т.п. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, задачки, упражнения в которых надо думать.
Разрозненные, малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.
В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно — ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умения контролировать свои действия и оценивать их результат.
Ребенок 6-7 лет может сравнить полученный результат с образцом и увидеть расхождения. Для маленького ребенка важно «что» он делает, (собственная оценка деятельности будет всегда положительна), а для ребенка старшего дошкольного возраста – «как» это надо делать и каким способом.
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется социальная позиция и стремление к соответствующей его потребности новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). [25, с.76].
Таким образом, главным новообразованием старшего дошкольного возраста становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений, формируется самооценка и личностное сознание.
1.2.1 Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. [20, с.41].
Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведет к формированию неправильной самооценки, вследствие чего поведение личности становится неадекватным, – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д. Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.
В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека – восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – преобразование путем воспитательного воздействия на личность.
Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида [20, с.43].
Другое определение самооценки предлагает Н. Бранден в своей книге «Мощь самооценки». [5, с.39].
1. Уверенность в своей способности думать и справляться с жизненными задачами.
2. Уверенность в своем праве быть счастливым, чувство достоинства, право на утверждение своих потребностей и желаний и на наслаждение плодами своих усилий.
Самооценка по Н. Брандену складывается из двух взаимозависимых аспектов:
1. Самоэффективность (ощущение своей эффективности).
Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредствам которых я сужу, выбираю, решаю. Уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.
2. Самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к личному праву жить и быть счастливым. Комфорт при умственном утверждении мыслей, желаний, потребностей. Чувство, что радость – неотъемлемое право человека. [5, с.41].
Проанализировав вышеизложенные точки зрения, можно сделать вывод, что самооценка есть возможность ощущать себя способным справиться с жизненными задачами и иметь право на счастье.
А.В. Петровский рассматривает самооценку, как ядро личности и, следовательно, именно она является важным регулятором ее поведения. «От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на развитие личности человека». [27, с.55].
В. Сатир дает другое определение самооценки: «самооценка – это компонент самосознания, оценка самого себя (своей внешности, особенностей, личностных качеств), чувства, мысли человека по отношению к самому себе». [35, с.72].
В исследованиях, таким образом, обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другой – соотношение самосознания и самооценки. Оба этих подхода к пониманию сущности самооценки не противоречат друг другу, а лишь вскрывают сложность и многозначность ее как психического феномена.
«Самосознание — это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается так же и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков. Самооценка – это тот компонент самосознания, который включает в себя и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка». [15, с.163].
Каковы же непосредственно психологические процессы и механизмы самосознания, благодаря которым формируются, поддерживаются и изменяются наши представления о себе? Наиболее разработанная модель, предложенная М. Розенбергом, включает в себя ряд аспектов.
Компоненты рефлексивного «Я», образующие его части, элементы или единицы анализа, лингвистически распадаются на существительные (мальчик, рабочий, отец и т.д.) и прилагательные (умный, красивый, преданный и т.д.). Первые отвечают на вопрос «Кто я?», вторые – «Какой я?». Общее число слов, которыми люди себя описывают себя и других, огромно. Собственно психологических, личностных терминов значительно меньше. Тем не менее, перечень одних только оценочно – положительных качеств личности, составленных группой киевских ученых, насчитывает 582 наименования. Но компоненты самоописаний сочетаются друг с другом не как попало, и изучать их можно лишь в определенном порядке. [43, с.207].
Структура этих компонентов строится, во-первых, по степени отчетливости осознания, представленности того или иного из них в сознании, во-вторых, по степени их важности, субъективной значимости, в-третьих, по степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость «образа Я» в целом.
Измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» в целом, включают устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменения индивидом представления о себе). [43, с.209].
Становление самооценки как механизма произвольной психической саморегуляции связано с усилением процессов самосознания и одновременно с их свертыванием, которое обеспечивается нарастанием автоматизма в их функционировании. Самооценка выступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают «образ Я» и «Я-концепция». [20, с.73].
«Я-концепция» отражает тот уровень развития знаний субъекта о себе, на котором они функционируют как сложившаяся, иерархическая, организованная, относительно устойчивая система. Система, представляющая собой константный компонент самосознания, определяющий специфику восприятия личностью окружающего мира, ее общее отношение к себе.
Рефлексивные действия занимают особую роль в механизме становления самооценки. Именно рефлексия позволяет человеку наблюдать себя в свете собственных чувств, внутренне дифференцировать «Я» действующее, рассуждающее, оценивающее.
Рефлексия наделяет самооценку обратной связью, благодаря которой субъект может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих. Посредством рефлексивных действий субъект осознанно выдвигает цели деятельности и поведения, строит программы их осуществления, осмысливает свои потребности в системе принятых ценностей, трансформирует заданное извне в личностно значимое, прогнозирует последствия совершаемых действий и поступков.
Из выше изложенного следует, что высокий уровень самооценки мы должны соотносить с наличием у субъекта умения обосновывать ее, актуализировать используемые средства ее обеспечения.
Мотивы, эмоциональные импульсы, побуждающие человека действовать во имя своих представлений о себе, также многообразны. Стремление к положительному образу «Я» – один из главных мотивов человеческого поведения. Люди всегда предпочитают высокое самоуважение низкому, ясные, кристаллизованные образы – расплывчатым, неопределенным, устойчивые – изменчивым, последовательные- непоследовательным, уверенность в себе – неуверенности и т.д. отношение человека к себе никогда не бывает безразлично – нейтральным, незаинтересованным, причем эмоциональная тональность, направленность (является ли она положительной либо отрицательной) и интенсивность, сила этих чувств пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Самый устойчивый и, возможно, сильнейший мотив такого рода – самоуважение. Второй специфический мотив – чувство «постоянства Я», побуждающее индивида поддерживать и охранять устойчивость однажды сложившейся «схемы самости», даже если она не вполне удовлетворительна. Взаимодействие этих двух мотивов стало в последние годы предметом специальных экспериментальных исследований. [20, с.75].
Выготский Л.С. в книге «Проблема возраста» задается следующим вопросом: по каким же психологическим законам конструируется когнитивная схема «самости» [7]. Современная психология сводит их к четырем основным принципам:
1. интериоризация, усвоение оценок других людей;
2. социальное сравнение;
4. смысловая интеграция жизненных переживаний.
Принцип интериоризации чужих оценок, иначе — теория отраженного, зеркального «Я» (концепция Мида и Кули), имеет определенное экспериментальное подтверждение. Представление человека о самом себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие, особенно если это коллективная, групповая оценка. Под влиянием благоприятных мнений самооценка повышается, неблагоприятных – снижается. Нередко такой сдвиг бывает довольно устойчивым. Например, у человека, получившего от имени группы завышенные оценки, с течением времени повышается общий уровень притязаний, выходящий за пределы тех качеств, которые были отмечены как положительные. [43, с.168].
Психологические механизмы самооценивания довольно сложны. Прежде всего, возникает вопрос, меняется ли «образ Я» потому, что человек просто принимает чужое мнение о себе, усваивает внешнюю оценку, или потому, что он принимает роль другого, ставит себя на место другого и улавливает его отношение в определенной перспективе? Далее, кто и почему становится для человека значимым другим? Зависит ли «значимость» данного лица преимущественно от его иерархического положения (начальник или подчиненный), приписываемой ему компетентности (специалист или любитель), принадлежности к определенной референтной группе («свой» или «чужой») или от личных с ними взаимоотношений (друг или враг) – вопрос открытый. [43, с.170].
Все выше изложенное имеет непосредственное отношение к самооценке как таковой и в старшем дошкольном возрасте не накладывает на самооценку ребенка глубокого отпечатка, не затрудняют процесс ее изучения и формирования. Поэтому в этом возрасте влияние на развитие и становление самооценки наиболее эффективно.
1.2.2 Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие
Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.
При адекватной самооценке представление людей о себе соответствуют действительности, реальности, мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Обычно такие люди могут правильно указать на свои плюсы и минусы. Адекватность самооценки непосредственно зависит от степени развитости оценочных способностей, которые нужно развивать на ранних стадиях развития самооценки. Активность, бодрость, чувство юмора, находчивость, общительность, присущи детям с адекватной самооценкой. Эти качества очень высоко ценятся сверстниками. При неадекватной самооценке представления о себе не соответствуют действительности. Люди с заниженной самооценкой видят в себе те качества, которых на самом деле у них нет, охарактеризовать себя они не могут, мнение других – основной ключ, на котором строится их самооценка.
Неадекватная самооценка делится на завышенную и заниженную. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в действительности представляют, видят в себе только отрицательные качества, им присуща неуверенность в себе, мнительность, пассивность, обидчивость, ранимость, замкнутость, все это приводит к трудностям в общении, взаимодействии между детьми и взрослыми, мешает устанавливать контакты и т.п.
Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе в основном только хорошие, положительные качества, часто переоценивая себя, характеризуются самоуверенностью, высокомерием, бестактностью, не прислушиваются к мнению других. Все эти качества отрицательно воспринимаются сверстниками.
Адекватная и неадекватная самооценка делится на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка – это та, которая не изменяется под воздействием каких либо факторов, не легко поддается коррекции. Неустойчивая самооценка более динамична, ее можно изменять, корректировать. Самооценка старшего дошкольника характеризуется неустойчивостью, и, следовательно, хорошо поддается коррекции, воздействию, благодаря чему расширяются возможности направленного формирования самооценки.
Самооценка бывает также абсолютной и относительной. Абсолютная самооценка выражается в отношении человека к себе без сопоставления с мнением других. Относительная же, наоборот, – отношение человека к себе, но уже в сопоставлении с другими.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. [21, с.66].
Уровень притязаний личности – это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Уровень притязаний может быть частным – он относится к достижению в отдельных областях деятельности (спорт, музыка и т.д.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских или семейных отношениях и т.д.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.
Уровень притязаний личности может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого уровня лежит оценка себя как личности.
При воспитании детей очень важно учитывать их уровень притязаний, его соответствие возможностям ребенка – одно из условий гармоничного развития личности. Несоответствие же — является источником возникновения различных конфликтов ребенка с другими людьми, самим собой. Все это может привести к отклонениям в развитии личности ребенка. [21, с.68].
Американский психолог У. Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека [43].
САМООЦЕНКА= УСПЕХ: ПРИТЯЗАНИЯ.
Е.А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. В своих исследованиях она стремилась максимально приблизиться к реальным жизненным условиям. В результате своего исследования Серебрякова установила несколько видов самооценки:
1. устойчивую адекватную самооценку;
2. неадекватную пониженную самооценку;
3. неадекватную повышенную самооценку;
4. неустойчивую самооценку.
Неустойчивая самооценка связана, прежде всего, с изменяющимися ощущениями уверенности и неуверенности в себе [43]. По мере формирования самооценки, последняя, начинает влиять на поведение ребенка старшего дошкольного возраста и определяет его реакцию на оценку взрослых. Если эта оценка высока и дает ребенку «почетное» место в коллективе, то она становится, в конце концов, потребностью.
Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами – общение с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее ориентирование: в общении усваиваются способы поведения, формы и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация. [43, с.275].
А.В. Захарова кроме видов самооценки выделяет три уровня когнитивного аспекта самооценки. Первый, наиболее высокий, характеризуется обоснованностью, реалистичностью, разносторонним содержанием оценочных суждений, высказываемых в проблематичной форме, что свидетельствует о наличии у ребенка рефлексивности при оценивании себя. Средний, второй уровень, отличается менее последовательной реалистичностью и обоснованностью, более узким содержанием оценочных суждений, появление категоричных форм их реализации. Третий уровень, самый низкий, характеризуется неадекватностью, и слабой обоснованностью самооценки, неглубоким содержанием оценочных суждений, формируемых по преимуществу в категоричных формах. [43, с.287].
Наиболее благоприятным для личностного роста психологи считают высокий, первый уровень. В нем проглядывается одно из условий развития самоактуализирующейся личности.
Рассмотрев виды, структуру самооценки, необходимо отметить факторы, влияющие на ее развитие.
На развитие самооценки влияет большое количество факторов. Самым первым и, наверное, главным фактором является семья. Когда ребенок появляется на свет, у него нет представления о том, какой он, как надо себя вести, а также у него полностью отсутствуют критерии самооценки. Ребенок опирается на опыт окружающих его взрослых, на те оценки, которые они ему дают. Первые 5-6 лет его жизни его самооценка формируется исключительно на этой информации, которую он получает в семье, на отношение родителей к нему. Оценочные сообщения взрослые передают ребенку через слово, интонацию, жесты, мимику и т.д. Особенностью самооценки этого возраста является ее абсолютный характер, ребенок не сравнивает себя с другими.
На самооценку ребенка посещающего детское дошкольное учреждение начинают влиять и другие факторы. Внешние факторы подкрепляют ту самооценку, которая сформировалась у него в семье. Уверенный ребенок справляется с неудачами и трудностями. Ребенок с заниженной самооценкой, несмотря на удачи, терзается сомнениями. Для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Несмотря на то, что самооценка носит еще абсолютный характер, зарождаются признаки сопоставительной, сравнительной и относительной самооценки. Ребенок активно включается в общение с другими детьми, познает их, а через них и себя. Однако роль семьи в старшем дошкольном возрасте остается огромной.
Ощущение самоценности может сформироваться в той семье, где любовь выражается, открыто, где царит уважение и взаимопонимание, где общение дружелюбно и доверительно, где ошибки служат для приобретения опыта, где ребенок чувствует себя нужным и любимым. Это атмосфера зрелой семьи. В неблагополучных же семьях дети часто беспомощны, правила в этих семьях жестоки, отсутствие взаимопонимания, критика, ожидание наказания и т.д. Как правило, в таких семьях у детей самооценка занижена. Правила установленные в семье оказывают на развитие самооценки большое влияние. Существуют семьи, в которых принято говорить только о хорошем, положительном, правильном, соответственно проблемы реальной жизни не подлежат обсуждению. Любое табу такого рода порождает ложь со стороны детей, отчужденность, ненависть по отношению к родителям. Повышенная беспомощность и враждебность порождает низкую самооценку.
Существует четыре типа поведения людей с заниженной самооценкой:
1. заискивать, чтобы другой человек не сердился;
2. обвинять, чтобы другой считал его сильнее;
3. рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы;
4. отстраняться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет. [3, с.94].
В. Сатир выделяет две семейные системы: закрытые и открытые. Основные различия между ними – характер реакции на внутренние и внешние изменения. Части, звенья закрытой системы, неподвижны. Обмен информацией между ними не происходит. Как правило, члены такой семьи необщительны, замкнуты, имеют мало друзей и знакомых. Однако, закрытые семьи, скорее исключение, чем норма. Такие семьи появляются из определенного набора представлений о жизни. В закрытой семье люди не могут процветать, они могут только существовать. Полной противоположностью закрытой системы является открытая семья. Открытая система – система, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри нее и выходить за ее пределы. В семье с открытой системой правила гуманны, а ее члены общительны, добры, раскрепощены. Соответственно самооценка в семьях с различными системами различна. Самооценка в закрытой системе низкая, очень неустойчивая и сильно зависит от самооценки других людей.
Стили общения в такой системе: обвиняющий, расчетливый, заискивающий, отстраненный, т.е. такие, которые соответствуют заниженной самооценке. Самооценка в открытой системе более адекватная, высокая, устойчивая и более зависима от внутренней оценки. [34, с.182].
Вторым фактором влияющим, на развитие самооценки является возраст. Есть предположение, что с возрастом адекватность самооценки повышается. Самооценка взрослого человека по большинству показателей более реалистична и объективна, нежели юношеская. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами.
С возрастом происходит переход от конкретно-ситуационной к более обобщенной самооценке. Исследования в этой области показали, что детям старшего дошкольного возраста еще не доступна оценка собственной личности, уже как дети младшего школьного возраста проявляют такую способность.
С возрастом меняются и критерии самооценки. В юношеские годы внешность имеет большое значение для самооценки, тогда как взрослого человека внешность волнует гораздо меньше, на первый план выступают моральные качества, умственные способности и т.д.
Третьим фактором, оказывающим большое влияние на развитие самооценки, являются межличностные отношения. Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка так же формируется в течение всей жизни человека, обогащаясь приобретенным опытом человека как в общении с другими людьми, так по отношению к себе. Межличностное общение имеет в этой связи колоссальное значение. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения в характере самооценке. Здесь кроется опасная причина неадекватной самооценки – человек не то, что не хочет видеть свои недостатки, он просто не умеет их видеть. Общение помогает человеку увидеть свои плюсы и минусы, формирует и корректирует самооценку.
Для ребенка очень важно не просто общение, а общение со взрослыми. Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития. [46, с.95].
В данном исследовании мы будем придерживаться определения самооценки: В. Сатир: «самооценка – это компонент самосознания, оценка самого себя (своей внешности, особенностей, личностных качеств), чувства, мысли человека по отношению к самому себе».
1.3 Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста
Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистическое мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.
Возникновение личного дознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» Он ответит – «Я большой». Если спросить то же самое ребенка шести лет, он ответит: «Я маленький».
У ребенка старшего дошкольного возраста возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание своих личных качеств (хороший, добрый и т.д.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года – внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее. [4, с.45].
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 6-7 лет. Основная симптоматика кризиса состоит их трех элементов:
1. Потеря непосредственности – между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.
2. Манерничанье – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает.
3. Симптом «горькой конфеты» – ребенку плохо, но он старается этого не показать.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникает внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный фактор, потому что с этого момента ориентация поведения осуществляется внутри этой внутренней жизни. [4, с.47].
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и полезную деятельность. Тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.
Вообще время между основными детскими кризисами занимает почти все дошкольное детство. Если попытаться выделить самое общее в этом значительном и разнообразном отрезке жизни, то можно сказать, что это самый плодотворный и спокойный период социализации ребенка. Он становится управляемым, постепенно научается руководствоваться правилами социального взаимодействия, произвольно сосредоточиваться и направленно учиться. [8, с.93].
В это время собственный опыт взаимодействия со средой и людьми организуется с помощью обобщенного человеческого знания, нравственные правила и законы вымещают причинно-следственные связи, складывается способность к самостоятельному эмоциональному контролю. В этот период возникают и фиксируются страхи не оправдать ожидания, быть отвергнутым другими. Именно подобный тип уязвимости может свидетельствовать о развитии у ребенка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, в том числе и самооценке.
Как известно, Л.С. Выготский связывает с этим возрастом (кризис 7 лет) дифференциацию внутреннего и внешнего, открытие ребенком самого существования своих переживаний, появление возможности осмысленно ориентироваться в них, возникновение самооценки как некоторых «запросов к себе», борьбы переживаний, внутреннего конфликта и выбора. Появление иерархической структуры переживаний, с одной стороны, становится аффективной основой развития способности к символизации, с другой – неминуемо заставляет ребенка ощутить отдельность своего внутреннего мира, неоднозначность его отношений с нравственными правилами. Анализируя эту ситуацию, Выготский Л.С. отмечает, что «ребенка 7 лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности». [7, с.204].
Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка появляются в этой области новые самостоятельные возможности. Они связаны с вхождением в группу сверстников, развитием форм их аффективного взаимодействия и, прежде всего, сюжетно-ролевой игры. Именно совместная игра со сверстниками стимулирует переживания всех уровней и позволяет выбрать из всего богатства впечатлений общего движения, уюта привычного уклада жизни, новизны, игрового испуга и риска, эмоционального заражения, сопереживания, взятия на себя высоко значимой социальной роли наиболее для себя нужные. Все выше перечисленное, несомненно, влияет на базисное построение самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. [14, с.86].
Аффективная жизнь детской компании начинает обеспечивать потребности его саморегуляции, в компании опробуются новые формы отношений с миром: складываются индивидуальные привязанности и эмоциональное сопереживание, организуются как относительно невинные, так и достаточно серьезные шалости, дающие возможность получить яркие сенсорные впечатления и пережить острые впечатления. Дети дразнят взрослых, совершают реальные рискованные вылазки, в которых происходит с одной стороны, аффективное освоение окружающей среды, а с другой – определение своих собственных качеств и возможностей.
Вся эта яркая аффективная жизнь, являющаяся в норме, может быть, основной индивидуальной ценностью ребенка данного возраста, не претендует называться «серьезной». Реальная, серьезная, жизнь дома и в обществе идет теперь более обыденно, накатано для ребенка. Он по мере сил выполняет требования взрослых, но относится к ним более спокойно, старается соблюдать общие правила, находя при этом компромисс для сохранения своих индивидуальных ценностей. Можно сказать, что и взрослые в этот период начинают взаимодействовать с ребенком наиболее «экономным» и формальным способом. [14, с.88].
Все это свидетельствует в пользу того, что в этот возрастной период происходит разъединение систем аффективной организации поведения ребенка и его близких. В дополнение к индивидуальному аффективному стереотипу, сложившемуся перед кризисом семи лет, ребенок самостоятельно осваивает механизмы эмоционального контроля. Он теперь сам ищет компромисс между выполнением того, что он должен делать, и что ему хочется, т.е. собственными аффективными установками. В рамках развития средств аффективной саморегуляции значительное место занимает разработка механизмов экспансии, определяющий уровень притязаний ребенка, из которого и формируется самооценка. [25, с.63].
Резюмируя все выше изложенное, подведем итог: что же именно влияет на формирование самооценки и представлений ребенка старшего дошкольного возраста о себе.
Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в старшем дошкольном возрасте:
— опыт общения ребенка с родителями;
— опыт общения со сверстниками;
— индивидуальный опыт общения;
— его умственное развитие.
К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более осознанный и устойчивый характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Однако, суждения старшего дошкольника о себе очень часто бывают ошибочными, т.к. индивидуальный опыт еще не достаточно богат и возможности самоанализа неограниченны.
Однозначно можно сказать, что наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представления о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от родителей оценки становятся собственными оценками ребенка. Ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители. Родители так же формируют у ребенка определенные личностные ценности, идеалы, эталоны, на которые следует равняться, намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или иных действий. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я». [28, с.149].
Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны родителей и чрезмерная строгость, когда замечания родителей носят исключительно негативный характер. В первом случае у детей старшего дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае заниженная самооценка. И в том и в другом случае не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки.
Одно из условий развития самосознания и самооценки в старшем дошкольном возрасте – это расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Под индивидуальным опытом, в данном случае, имеется в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.
Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений, возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является, в конечном счете, успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.
На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самооценки. [29, с.55].
Важным условием формирования самооценки и самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.
В 6-7 летнем возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчаюсь», «Я сердит» и т.д. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, возникает обобщение переживаний. Это значит, что если несколько раз подряд ребенок испытывает неудачу в какой-то ситуации, то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности.
В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самооценки характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду – кризису семи лет. [21, с.85].
В практической части данного исследования будет исследована регуляторная функция самооценки.
Важным фактором психо-социального развития ребенка являются отношения родителей к детям. Ребенок усваивает нравственные позиции родителей, их отношения к другим людям, суждения и оценки, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях, более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в поведении последних и становятся моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от их семейных условий и взаимоотношений. [38, с.60].
Выделяют следующие типы детско-родительских отношений, описанные Д. Бомринд [45, с.78]:
1. Демократический стиль характеризуется тем, что общение родителей с детьми начинает строиться на партнерских началах. Это проявляется в признании за ребенком права на независимость и собственные суждения. Родители стремятся убедить ребенка в необходимости тех или иных действий, а не добиваются послушания с помощью силы. Сам ребенок при этом демонстрирует активное, энергичное, независимое поведение, не просто использует предоставленную ему инициативу, но способен отстаивать и претворять свое решение, иногда заставляя родителей считаться со своим мнением. В то же время эти особенности поведения ребенка встречают поддержку и одобрение родителей. Тем самым ребенку сообщается, что его мнение ценно, достойно внимания и с ним считаются. Начиная относиться к ребенку как к полноправному партнеру, родители помогают ему занять новую более адекватную его возрасту позицию во взаимоотношениях со взрослыми. Арсенал средств, которые используют родители при общении с ребенком, направлен на поддержку его инициативы, уверенности в себе, подчеркивание его личного вклада в достижение общей цели, что способствует формированию благоприятного видения себя. Это позволяет сделать вывод о том, что данный стиль общения также способствует формированию системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение ребенка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но основывается также на оценке эффективности собственных усилий.
2. Авторитарный стиль общения характеризуется тем, что ребенку предоставляется инициатива в значительно меньшем объеме, ограничивается его участие в подготовке принятия семейных решений, контроль сопровождается повышенной критичностью родителей, отклонением всех предложений ребенка и их дискредитацией. Ограничивается самостоятельность и право на независимые суждения, а сочетание предоставления инициативы с отсутствием поддержки подрывает уверенность ребенка в себе. Характерна борьба за доминирование: родители пытаются упрочить свой авторитет и настоять на своем решении, а дети ведут борьбу за расширение своих прав, пытаются добиться признания со стороны родителей. При этом ребенок не просто отвечает протестными формами поведения, но активно пытается изменить эту ситуацию, выступая инициатором новых форм общения с родителями, или же пытается манипулировать ими для достижения своих целей. Родители же пытаются сохранить привычный для себя стереотип общения с ребенком, в котором ему отводится позиция слабого, безвольного, несамостоятельного, требующего постоянного руководства.
3. Иногда выделяется еще и третий тип – смешанный, который характеризуется тем, что совмещает в себе черты двух предыдущих типов. [45, с.80].
Если проследить взаимосвязь между самооценкой и типом общения в семье, то получим, что у детей, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная самооценка, а для детей из семей с регламентированным типом общения была более характерна неадекватная самооценка.
Высокая самооценка и хорошая социальная и личная адаптированность сочетается с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией ребенка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы. Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от отношения к нему родителей. И если последние, хотят вырастить гармонично-развитую личность, им необходимо разобраться:
1. Какой тип преобладает в семье на настоящий момент?
2. Устраивает такой тип семьи самих родителей или нет?
3. Устраивает ли он других членов семьи?
4. Что именно родителей не устраивает?
5. Что можно предпринять для устранения того, что не устраивает родителей?
6. Зависит это только от родителей или других членов семьи?
7. Согласятся ли они что-либо менять в семье?
8. Готовы ли сами родители к изменениям?
Шевцова И.В. предлагает другой подход к классификации родительско-детских отношений. Он предполагает дифференциацию отношений на конструктивные и ошибочные. [45, с.93].
Под конструктивными детско-родительскими отношениями понимается система воспитания, которая позволяет вырастить гармоничного ребенка. Ошибочные отношения предполагают неконструктивный подход к воспитанию ребенка. Существует несколько типов ошибочного воспитания:
Данные типы неконструктивных детско-родительских отношений основаны на крайностях воспитания. Эгоцентрическое предполагает тип отношений «на обращай ни на кого внимания, презирай всех». Тревожно-мнительное обусловлено передачей ребенку своих страхов – «если это произойдет…» или «накажем». Под отвергающим типом отношений имеется в виду реакция на ребенка, как на проблему, досадную помеху в организации родителями личной жизни. [34, с.108]:
Н.В. Искодольский обобщил особенности детско-родительских конфликтов. Психологам хорошо известно, что кризис, конфликт – не всегда плохо, он может способствовать совершенствованию личности, постижению новых ценностей. «Задача взрослого – помочь конфликту превратиться в нечто продуктивное, полезное для развития, а не тормозящее его». [13, с.77].
Родители для ребенка – очень значимые люди, их мнение очень важно для ребенка в тот острый, кризисный период, когда происходит поворот от родителей к сверстникам, освоение новых образцов поведения. Очень важно в этот период не разрушать контакт с ребенком, поскольку тесная психологическая близость после этого может не восстановиться, и существует опасность для родителей и детей стать посторонними друг другу людьми.
По Н.В. Искодольский существует три типа неправильного родительского отношения к ребенку, которые могут порождать или усиливать детско-родительский конфликт. Во-первых, это доминантное отношение – строгий контроль, чрезмерность наказаний, обилие критики. Ответ детей – негодование, борьба с родителями, отвержение их авторитета. Строгий контроль может и приниматься ребенком, но лишь при условии, что его принципы благоразумны, хорошо обоснованны, непротиворечивы, последовательны и имеют определенную цель. [13, с.79].
Второй тип неправильного родительского стиля – отвергающее отношение, которое проявляется либо в равнодушие к своему ребенку, либо в строгом, негибком поведении, или в том и другом. Результат – разрушение гармоничных детско-родительских отношений, отсутствие семейной сплоченности. Этот стиль может использоваться родителями и как наказание за «плохое» поведение («я тебя не замечаю»). Оба типа описанного отношения к ребенку могут вызвать обиду и негодование.
Третий тип ошибок родителей — симбиотический тип отношения к ребенку, когда тесный, напряженный эмоциональный контакт с ребенком настолько силен, что ребенок как бы лишается собственной индивидуальности, становится средством удовлетворения потребностей родителей, существует лишь как часть неразрывного целого, в которой он не играет самостоятельной роли. Чаще такие отношения возникают в паре мать- ребенок. Симбиотические отношения приводят к излишней опеке, чрезмерному контролю, страданиям ребенка по поводу желания родителя постоянно влиять на него, лишают подростка инициативности. Когда ребенок пытается разорвать пути симбиоза, «уйти», родители в качестве наказания могут использовать доминантное или отвергающее поведение. [45, с.92].
Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные классификации характеризуют детско-родительские отношения либо как гармоничные, либо как конфликтные. Соответственно типу преобладающих в семье отношений и развивается самооценка ребенка старшего дошкольного возраста – либо позитивная, либо негативная.
В данном исследовании мы будем придерживаться определения, предложенное Варга А.Я. и Столиным В.В.: «Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых при общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков».
1.5 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
Очевидно, что значение семейных отношений в развитии личности ребенка и его самосознания очень велико.
Л.Я. Гозман и Э.В. Эткин в книге «Семейная педагогика» приводят интересные цитаты для родителей: «Ребенок – это часть природы, а над природой нельзя властвовать, с ней нужно мирно жить, познав закон ее развития. У ребенка всегда свой путь». «Жизнь ребенка многократно сложнее жизни взрослого, он действует иначе, а мы не чувствуя, его подавляем».
Детско-родительские отношения рассматривают в контексте наследия родителями советского синдрома и тоталитаризма. [10, с.117]. В значении детско-родительских отношений и влиянии последних на развитие личности ребенка данная точка зрения оказывается очень актуальной. Приведем только некоторые особенности тоталитарного сознания:
— ведущий мотив поведения личности – избежание неудачи, а не мотив достижения;
— заниженная самооценка и низкое чувство собственного достоинства. Недостаточное принятие своего «Я».
— недостаточная рефлексивность (способность к самоанализу) при высокой нормативности.
Все это «богатое» общественное наследие преломляется в семье:
— поведение родителей строится так, чтобы «выкорчивать» из ребенка все дурное, активная борьба, фиксация внимания на отрицательном. «Не формируем честность, а боремся со лживостью»;
— родители стремятся подавить самость ребенка, его индивидуальность. Ребенок не может быть таким, какой он есть, он должен соответствовать норме;
— заниженная самооценка родителей переводит их поведение из сферы самореализации в сферу самоутверждений. Нет партнерства, есть главенство. Послушание – основная добродетель ребенка;
— недостаточная рефлексивность – неумение отдавать себе отчета в собственных чувствах и не умение выражать эти чувства. Дефицит позитивных, эмоциональных реакций и неконтролируемое проявление негативных эмоций. «Ты – высказывания». Ребенок растет в мире идентификации от противного – «Ты плохой, но должен быть хорошим».
Существует два условия гармонии детско-родительских отношений: любовь и независимость. Любовь родителей к детям должна быть безусловной и безграничной. [11, с.365].
Любовь родителей несет в себе две задачи, выполняя которые родители помогают своим детям развиваться и формировать в себе гармонично развитую личность.
Первая задача – создать ребенку уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт – это, прежде всего партнерские, доверительные отношения. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходим диалог с ребенком, совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства.
Вторая задача – принятие ребенка. Основное правило – признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Если оценивать, то только действия, а не личность ребенка. Любая оценка личности вредит, она ведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Лучше проявлять конструктивную похвалу, «Я — высказывания», позволяющие ребенку оценивать самого себя.
Другим условием гармонии детско-родительских отношений является — независимость. Существует нормальное противоречие. Связь родителя и ребенка изначально конфликтна. Взрослеющий ребенок отрывается от родителей, а родитель в свою очередь стремится удержать его, продолжать учить, как нужно ему жить и. т.д. В этой связи, главное определить границы дистанции, меры самостоятельности ребенка, соответствующие его возрасту и способностям. Короткая дистанция ведет к безответственности ребенка. Независимость же дает ребенку выбор, который в свою очередь, несет за собой ответственность за собственное поведение, способствует более гармоничному развитию личности. [11, с.367].
Опыт общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем:
— сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;
— оценка его деятельности и поведения;
— формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя;
— побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков.
Ш.А. Амонашвили обращал внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослые формируют у него тем самым уверенность в себе и стремление к успеху, обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе позитивного оценивания. Использование этой схемы родителями при оценке деятельности и поведения ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свое поведение. Проведенные исследования Соколовой Е.Т. и Чесновой И.Г. показали, что у дошкольников, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная самооценка, а в семьях с жестким типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная.
Так, высокая самооценка сочетается с наличием доверительных, теплых отношений с родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт отношений в своей семье: преобладание «воспитательных» воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы.
Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако развитию его самостоятельности. [11, с.369].
Вывод по главе 1. Исследовав теоретическую литературу по проблеме влияния родительско-детских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Все рассмотренные нами классификации характеризуют детско-родительские отношения либо как гармоничные, либо как конфликтные. Соответственно типу преобладающих в семье отношений и развивается самооценка ребенка старшего дошкольного возраста – либо позитивная, либо негативная.
Таким образом, говоря о типах семейного воспитания, мы в первую очередь хотим обратить внимание на то, что данное понятие синонимично понятию родительское отношение к ребенку, более широкому по своему содержанию. Потому раскрывать типы семейного воспитания мы сочли необходимым в русле понятия «родительское отношение» к ребенку. Родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимосвязь и взаимозависимость родителя и ребенка. Оно включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. А.Я.Варга и В.В. Столин выделяют такие варианты родительских позиций как: симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность и эмоциональное отвержение (маленький неудачник).[39]
В общем, опираться в своей работе мы будем на определение, предложенное Варга А.Я. и Столиным В.В.: «Родительское отношение же понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых при общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков». [6, с.18].
Для исследования детско-родительских отношений нами будет использован тест — опросник ОРО (опросник родительского отношения) авторы А.Я. Варга, В.В. Столин, который будет описан ниже.
Глава 2. Исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.1 Методическое обеспечение исследования
Целью данного исследования было исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в городе Красноярске с 14.10.2007 по 19.04. 2008 года.
Для проведения исследования было выбрано детское дошкольное учреждение Кировского района г. Красноярска (№ 224). Практическая работа проводилась в подготовительных группах данных дошкольных учреждений.
В исследовании приняли участие: группа детей 20 человек (10 мальчиков, 10 девочек), и группа родителей (10 пап и 10 мам).
На основе анализа научной литературе нами была составлена следующая диагностическая программа.
1) Для исследования детско-родительских отношений нами был использован тест — опросник ОРО (опросник родительского отношения) авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. [1, с.74].
2) Для исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста нами была использована методика «Лесенка», «Какой Я», проективная методика «Рисую себя». [3, с.84].
Представим более подробное описание данных методик.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи (ОРО) – опросника родительского отношения. Авторами данной методики являются Я.А. Варга и В.В. Столин.
Опросник состоит из пяти шкал:
1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным, неудачливым. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, обиду, раздражение, досаду. Он не доволен ребенком, не доверяет и не уважает его.
2. «Кооперация». Социально-желательный образ родительского отношения. Содержание этой шкалы: родитель заинтересован в делах и планах своего ребенка, сочувствует и старается помочь ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка. По своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель досадует на неуспешность и неумелость ребенка. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей в жизни и строго контролировать его действия. Текст опросника представлен в приложении 1.
Полученные результаты подверглись обработке, согласно нормам по каждой шкале.
Изучение особенностей самооценки и соотношения реального и идеального «Я» проводили с помощью методики «Лесенка».
Инструкция: «Давайте нарисуем на листе бумаги небольшую лесенку всего из 7 ступенек. Вот такую: (лесенка демонстрируется детям, представлена в приложении 2). На самой низшей ее ступени стоят плохие (злые, завистливые) мальчики и девочки, которые живут в нашем городе, на второй — чуть- чуть получше, на третьей — еще чуть-чуть получше, а вот на самой верхней ступеньке стоят самые хорошие (добрые, умные) мальчики и девочки. Скажи, на какой ступеньке стоял бы ты. Нарисуй себя на этой ступеньке, или поставь «крестик», или «галочку».
Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным, отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети: не могут быть хорошими постоянно уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условия начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам. Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые -папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности; важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.
Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в, его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Ребенку была представлена нарисованная на бумаге лесенка с семью ступеньками («лесенка» представлена в приложении), где средняя ступенька имеет вид площадки, и объяснялось задание по следующей инструкции: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя и объясни почему.
После того как ребенок сделал пометку, ему задавался следующий вопрос: «Ты такой на самом деле или ты хотел бы быть таким?», «Покажи, а на какой ступеньке ты сейчас». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама?»
В процессе обследования учитывалось, как ребенок выполняет задание: испытывает ли он колебания, раздумывает, как аргументирует свой выбор. Полученные результаты заносились в протокол. С детьми исследования проводились в индивидуальном порядке. Поочередно предлагались три вышеуказанные методики. Полученные результаты фиксировались в протокол. Выводы об уровне самооценки: 10 — 8 баллов — высокий, 7 — 5 баллов — средний, 4 — 1 балла — низкий.
Методика «Какой я?»
Эта методика предназначена для определения самооценки ребенка дошкольника. Пользуясь протоколом (представлен в приложении), ребенку задавались вопросы, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности (список качеств находится в приложении). Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставлялись в колонках протокола, затем переводились в баллы.
Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
www.bestreferat.ru
—