Отношения, психология, жизненные ситуации

Самооценка профессиональных качеств педагога

Цель: самодиагностика уровня развития профессиональных качеств педагога.

Инструкция: прочтите приведение утверждения и уясните, оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется.

  • Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших или будущих обстоятельствах.
  • В работе опираюсь главным образом на собственное мнение и опыт.
  • Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.
  • Во время занятий воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.
  • Стараюсь чутко продумывать свои действия и как эти действия будут восприниматься детьми.
  • Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах.
  • Считаю все свои действия профессионально оправданными.
  • Знаю себя и стремлюсь к самостоятельной работе.
  • Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
  • Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру и учение, движение и размышление.
  • На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.
  • С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.
  • Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.
  • Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.
  • Обработка: количество баллов определяется следующим образом: всегда – 7 баллов, очень часто – 6, часто – 5, не часто – 4, иногда – 3, редко – 2, никогда – 1.

  • ординарность – увлеченность – 5, 88 балла
  • зависимость – самостоятельность – 5, 83
  • самоуверенность – самокритичность – 5, 95
  • профессиональная ригидность-профессиональная гибкость – 6, 05
  • экстрапунктивность – рефлексивность – 6, 20
  • импровизация- стереотипность – 4, 55
  • профессиональная неуверенность – профессиональное самосознание – 5, 13
  • заниженная самооценка – высокая самооценка – 6, 15
  • упрощенное понимание детей – глубокое понимание детей – 5, 98
  • односторонний подход – целостный подход к детям – 6, 18
  • самообладание – невыдержанность – 2, 80
  • недостаточная коммуникативность – контактность – 5, 78
  • удовлетворенность знаниями – познавательные потребности – 6, 43
  • стандартный подход – творческая направленность – 5, 98
  • Вывод: По обработке методике самодиагностика уровня развития профессиональных качеств педагога. Результат выявил об уровне развития профессиональных качеств, упрощенное понимание детей – глубокое понимание детей, стандартный подход – творческая направленность.

    Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 38 | Нарушение авторских прав

    lektsii.net

    Методика 2.Самооценка профессиональных качеств педагога.

    Цель:самодиагностика уровня развития профессиональных качеств педагога.

    Инструкция:прочтите приведение утверждения и уясните, оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется.

    Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших или будущих обстоятельствах.

    В работе опираюсь главным образом на собственное мнение и опыт.

    Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.

    Во время занятий воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.

    Стараюсь чутко продумывать свои действия и как эти действия будут восприниматься детьми.

    Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах.

    Считаю все свои действия профессионально оправданными.

    Знаю себя и стремлюсь к самостоятельной работе.

    Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.

    Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру и учение, движение и размышление.

    На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.

    С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.

    Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.

    Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.

    Обработка:количество баллов определяется следующим образом: всегда – 7 баллов, очень часто – 6, часто – 5, не часто – 4, иногда – 3, редко – 2, никогда – 1.

    Сравните полученные данные со среднестатистическими, приведенными ниже, и идеальной оценкой, которая равна 7 баллам по каждой шкале. Сделайте вывод об уровне развития профессиональных качеств.

    ординарность – увлеченность – 5, 88 балла

    зависимость – самостоятельность – 5, 83

    самоуверенность – самокритичность – 5, 95

    профессиональная ригидность-профессиональная гибкость – 6, 05

    экстрапунктивность – рефлексивность – 6, 20

    импровизация- стереотипность – 4, 55

    профессиональная неуверенность – профессиональное самосознание – 5, 13

    заниженная самооценка – высокая самооценка – 6, 15

    упрощенное понимание детей – глубокое понимание детей – 5, 98

    односторонний подход – целостный подход к детям – 6, 18

    самообладание – невыдержанность – 2, 80

    недостаточная коммуникативность – контактность – 5, 78

    удовлетворенность знаниями – познавательные потребности – 6, 43

    стандартный подход – творческая направленность – 5, 98

    Методика 3.Стили педагогического общения

    Цель:определение стиля общения педагога.

    Инструкция:внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

    Считаете ли вы, что ребенок должен:

    а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.

    б) говорить вам только то, что сам захочет

    в) оставлять свои мысли и переживания при себе

    Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без решения игрушку или карандаш, то вы:

    а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение

    б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах

    в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями

    Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнял задание. Как вы поступите:

    а) похвалите его и всем детям покажите его работу

    б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня

    в) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался!»

    Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:

    а) заставите его громко при всех поздороваться с вами

    б) не обратите на это внимание

    в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упомянув о его промахе.

    Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута, что предпочитаете делать:

    а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как она работают и общаются

    б) кому-то поможете, сделаете замечание

    в) займетесь своими делами

    Какая точка зрения вам кажется более правильной:

    а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящих и на них не стоит обращать внимания

    б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать

    в) чувства ребенка удивительны, переживая его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом

    Ваша исходная позиция в работе с детьми:

    а) ребенок слаб, неразумен, неопытен и только взрослый может и должен научить и воспитывать его

    б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка

    в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину

    Как вы относитесь к активности самого ребенка:

    А) положительно – без нее невозможно полноценное развитие

    Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание

    В) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом

    Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:

    А) сказали бы: «Ну и не надо!»

    Б) заставили бы выполнять работу

    В) предложили бы другое задание

    Какая позиция, по-вашему, более правильная:

    А) ребенок должен был благодарен взрослым за заботу о нем

    Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет

    В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

    Обработка результатов. Каждый ответ оценивается следующим образом:

    Общая сумма, характеризуется стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов:

    25-30 – предпочтение демократического стиля

    20-24 – склонность к авторитарному стилю

    10-19 – выраженность либерального стиля общения

    Сделайте выводы, сравнив со среднестатистическими показателями.

    восприятие отношения ребенка к учителю – 2,71 балла

    2) выбор профессионального воздействия – 2,14

    Реакция на удачное, успешное действие ребенка – 2,07

    studfiles.net

    Самооценка профессиональных качеств педагога

    2.1.6. Профессионально-значимые качества личности педагога

    Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Молодой человек, независимо от выбора своей будущей профессии, должен быть нацелен на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. Однако каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.

    Ещё в конце XIX века П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

    При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т.д.). Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности) (Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 24), «педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам» (Там же. С. 20). Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.

    Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей — проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность (Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. С.20). Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

    Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

    Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложнопедагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно Педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчёте на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» (Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. С. 16).

    Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (более чем для 85% студентов педагогического вуза, по данным Н.В.Кузьминой, Характерен этот мотив). В педагогическую направленность, как высший её уровень, включается призвание, которое соотносится в своём развитии с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития — призвания — «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников» (Н.В. Кузьмина).

    Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание (см. схему 5).

    Задача будущего учителя заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.

    В заключение обратимся к исследованиям данной проблемы, осуществленным на кафедре педагогики Московского педагогического университета. В качестве одного из вариантов классификации профессионально значимых качеств личности педагога приводим фрагмент карты ПЗЛК, разработанной В.П. Симоновым (Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 86—89) и содержащей «оптимальные характеристики качества личности» педагога по трём важным в данном пособии аспектам:

    1. Психологические черты личности как индивидуальности:

    а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;

    б) тенденция к лидерству;

    в) уверенность в себе;

    д) добросердечие и отзывчивость;

    2. Педагог в структуре межличностных отношений:

    а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;

    б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;

    в) нормальная самооценка;

    г) стремление к сотрудничеству с коллегами;

    д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.

    3. Профессиональные черты личности преподавателя:

    а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

    б) умение учитывать психологические возможности учащихся;

    в) темп речи — 120—130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;

    г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

    д) обращение к учащимся по именам;

    е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

    ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;

    з) умение организовать всех учащихся сразу;

    и) проверяет степень понимания учебного материала.

    Любая совокупность ПЗЛК требует ранжирования их по степени значимости. Юзефавичус Т.А. предложила разделить ПЗЛК на 4 ступени по данному критерию: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества (Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: Учебное пособие для преподавателей и студентов. — М.: 1998, С. 42—43).

    Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим эти качества подробнее.

    1. Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.

    2. Целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.

    3. Уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

    4. Желание работать со школьниками — получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.

    5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях — умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними.

    6. Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса.

    7. Честность — искренность в общении, добросовестность в деятельности.

    8. Справедливость — способность действовать беспристрастно.

    9. Современность — осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

    10. Гуманность — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.

    11. Эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.

    12. Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

    13. Толерантность — терпеливость в работе с детьми.

    14. Педагогический оптимизм — вера в ученика и его способности.

    Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

    1. Пристрастность — выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.

    2. Неуравновешенность — неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение.

    3. Мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником.

    4. Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.

    5. Рассеянность — забывчивость, несобранность.

    1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).

    2. Нравственная нечистоплотность.

    6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.

    Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:

    Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.

    Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.

    Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

    Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

    studentam.net

    Профессионально важные качества педагога

    Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

    Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

    Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.

    В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.

    аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

    экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

    профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

    гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;

    идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;

    дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

    организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

    коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;

    прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

    рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

    организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;

    общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, заполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;

    конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;

    технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;

    производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;

    специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

    testoteka.narod.ru

    Профессиональные и личностные качества педагога

    вкл. 01 Декабрь 2016 .

    Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое — это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Мы расскажем о профессиональных и личностных качествах педагогов в этой статье.

    Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

    Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

    Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

    В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

    Общая характеристика профессиональных и личностных качеств педагога

    Понятие «личностные качества педагога»

    Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

    Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

    Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого — руководителя лаборатории различны.

    Э.Ф. Зеер дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

  • — способность делать учебный материал доступным;
  • — творчество в работе;
  • — педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • — способность организовать коллектив учащихся;
  • — интерес и любовь к детям;
  • — содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • — педагогический такт;
  • — способность связать учебный предмет с жизнью;
  • — наблюдательность;
  • — педагогическая требовательность.
  • Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает — это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

    Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.

    Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

    Профессиональная компетентность и педагогическая центрация

    Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста. Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность — это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.

    Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

    Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является педагогическая центрация.

    Центрация — это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса [10, C.117].

    Выделяются 6 типов центрации:

    — конформная — центрация на интересах, мнениях коллег;

    — эгоцентрическая — центрация на интересах, потребностях своего Я;

    — гуманистическая — центрация на интересах детей (педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся);

    — центрация на интересах, требованиях администрации (характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности);

    — центрация на интересах родителей (встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников);

    — методическая, или познавательная — центрация на содержании, средствах и методике преподавания [12, C.88-90].

    Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного О.Н. Шахматовой и Э.Ф. Зеером [3, C.56-59].

    Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

    Тип педагогической центрации:

    — на интересах родителей,

    2. Профессиональная компетентность.

    2.1. Педагогическая компетентность.

    2.2. Психологическая компетентность.

    2.3. Социально-коммуникативная компетентность:

    — стремление к согласию,

    — нетерпимость к неопределенности,

    3. Педагогически значимые качества.

    3.1. Логическое мышление.

    3.2. Творческий потенциал.

    3.5. Социальный интеллект.

    4. Педагогически нежелательные качества.

    Таким образом, мы видим, что основой данной диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

    Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении

    Личностные и профессиональные качества, необходимые для педагога при общении с аудиторией

    Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей :

    1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
    2. способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
    3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
    4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
    5. умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
    6. способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
    7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
    8. хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
    9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
    10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).
    11. Средства повышения эффективности воздействия:

    12. — «приспособления» — система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);
    13. — «пристройки или достройки» — приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;
    14. — усиление воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.
    15. В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения :

    16. естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;
    17. напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;
    18. преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);
    19. непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;
    20. эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;
    21. неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.

    Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя

    Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

    Такт в буквальном смысле — «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:

  • — иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,
  • — тактичность — это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,
  • — педагогический такт — это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.
  • Сущность данного понятия с психологической позиции наиболее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия. Педагогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими».

    В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки данного понятия. Приведем лишь некоторые из них. Педагогический такт — это:

  • — «поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них»;
  • — «одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога»;
  • — «форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим»;
  • — «мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения»;
  • — «особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог» ;
  • — «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.
  • Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

    Основными элементами педагогического такта являются:

  • — требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • — умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
  • — деловой тон общения;
  • — внимательность, чуткость педагога.
  • Профессиональный такт проявляется:

  • — во внешнем облике педагога;
  • — в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • — в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  • — в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
  • — в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • — в самокритичной оценке своего труда.
  • Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

    Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

    Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное работе — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.

    Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.

    Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

    Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло и оскорблять его.

    Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

  • — индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся — особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога;
  • — совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся.
  • Стиль общения педагога с учащимися — это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:

  • — от психического склада человека,
  • — его ценностных ориентации,
  • — уровня образования и общей культуры,
  • — влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья),
  • — авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.
  • Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с учащимися.

    Авторитарный стиль подразумевает:

  • — взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению,
  • — стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,
  • — все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках,
  • — отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики,
  • — предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.
  • Следствие: учащиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

  • — такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,
  • — неорганизованность, неуверенность в принятии решений, отказ от волевых решений,
  • — почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,
  • — ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.
  • Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в ученическом коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.

    • — наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса;
    • — высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность);
    • — интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей);
    • — умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников;
    • — отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др. .

    Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.

    Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности. От выбранного стиля поведения часто зависит этика педагогического общения, а, следовательно, и педагогический такт.

    belmathematics.by