Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Самооценка в раннем возрасте

Развитие самосознания в раннем детстве

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. Это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д.Б.Эльконин). Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Освоение функций предметов, в свою очередь, приводит к отделению действия от предмета, за которым оно было первоначально жестко закреплено. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку.

Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Продолжая относиться к малышу заботливо и нежно, взрослый действует совместно с ребенком, оценивает его достижения в области действий с предметами. У преддошкольника возникает новое отношение к взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для подражания.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата -значит хороший. Не достиг — значит плохой. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу («Ты хороший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результатом деятельности («Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ребенок же оценивает себя положительно и недифференцированно: «Я хороший».

Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в достигнутом результате — нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил.

Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания, но и сферой саморегуляции, утверждения своего «я», сферой достижений. Ребенок, действуя с предметами, пробует свои силы.

Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой являются «личные желания» малыша (Т.С.Гуськова). Младенец мог ставить элементарные цели и стремился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку. В раннем детстве ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметом. Так, малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать ложкой. Подчеркнем, что в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность.

Не добившись результата, ребенок бурно переживает неудачу. Нередко он не доводит дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность в этом возрасте существует только на уровне целеполагания. На 3-м году жизни способность ребенка удерживать в памяти поставленную цель вырастает, что позволяет ему определенным образом организовать свои действия для ее достижения.

Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный компонент самостоятельности — самооценка, в основе которой лежит умение соотносить предполагаемый и реальный результат, — формируется за пределами раннего возраста.

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес. младенец реагирует на свое и чужое имя по-разному. В раннем детстве имя для ребенка является показателем его индивидуальности, отличает от другого человека. В то же время имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая принадлежность малыша к полу, семье, национальности. Обращение к ребенку по имени придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему.

В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В ряде случаев поступки детей не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности, проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное действие — это такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».

Если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует деловое сотрудничество, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса 3 лет. Его симптомы описал Л.С.Выготский и назвал кризисом отношений. К ним относятся:

— негативизм — такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых;

-упрямство — это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал;

— строптивость — реакция ребенка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни;

-своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда он все хочет сделать сам;

— протест — бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

— симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

— стремление к деспотизму — желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим;

-ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;

-реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения в речи и т.д.).

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

— ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

— постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности;

— возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.

doshkolnuk.com

Развитие и формирование положительной самооценки у ребенка раннего возраста

Во многом на этот процесс оказывают влияние факторы избыточного или недостаточного внимания со стороны матери. В дальнейшем формирование у детей положительной самооценки опирается на их достижения в различных сферах жизни. Задача каждого родителя — развитие самооценки у ребенка в адекватном русле и становление его как самостоятельной личности. Предлагаем узнать, какова самооценка у ребенка раннего возраста и какими методами можно её регулировать в нужном русле.

Виды самооценки ребенка: заниженная, высокая и неадекватная ( от чего зависит)

Самооценка ребенка зависит от множества факторов, начинает формироваться еще в раннем детстве. Зачастую взрослые, делая замечания своему малышу, не осознают, что только в школьном возрасте дети могут сами оценивать свои поступки и способности, успехи и поражения, а пока на их самооценку влияет как раз критика родителей. В раннем возрасте о том, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, ребенок узнает от своих родных. Существуют различные виды самооценки, рассмотрим самые распространенные из них.

По поведению ребенка можно судить о том, как он себя оценивает. Дети с адекватной самооценкой зачастую более общительны, активны и находчивы. Чрезмерная ранимость и обидчивость, трудности в установлении контакта свидетельствуют о том, что заниженная самооценка у ребенка постепенно усугубляется и развивается. Ребенок, который во всем стремится превзойти других, имеет завышенную самооценку.

Адекватная самооценка, или высокая. Но не завышенная. Такие дети активны, любознательны, общительны, открыты и непосредственны. Они умеют считаться с замечаниями взрослых и даже сверстников, могут осознавать их справедливость, признавать нарушение ими правил или допущение ошибок в работе. Такой малыш хорошо развивается эмоционально, интеллектуально и социально, не доставляет родителям неприятностей.

Самое негативное для психики ребенка, а как следствие, и для его самооценки — это сравнение с другими детьми. Поэтому никогда не сравнивайте своего малыша с другими, можете сравнить его с самим собой, т. е. его прошлые или будущие достижения с сегодняшними.

Завышенная самооценка у ребенка тоже негативна: такой малыш также имеет высокую познавательную и физическую активность. Он может с энтузиазмом начать новое дело, даже достаточно сложное, но его энергичность не дает довести это дело до конца. Не осознает собственных неудач, поэтому достаточно капризен и обидчив, а еще и конфликтен. В коллективе пытается обратить на себя внимание всеми возможными способностями, зачастую занимает позицию лидера. Если у него что-то не получается или его критикуют, проявляет бурную реакцию — кричит, плачет, топает ногами.

Заниженная, или негативная неадекватная самооценка у ребенка — довольно нежелательное и неблагоприятное явление для полноценного развития личности. Такие дети нерешительны, обидчивы, неуверенные в себе, необщительны. Также у них проявляются тревожность и страхи. Они плохо адаптируются к новым условиям и трудно сходятся с людьми, даже если сильно этого хотят. Если им предстоит выполнить какое-либо дело, то они сразу настроены на неудачу, поэтому, боясь не справиться, часто отказываются от новых видов деятельности.

Родителям стоит помнить, что на самооценку ребенка, прежде всего, влияет климат в семье. Все зависит от родителей.

Нормой может считаться завышенная самооценка для ребенка-дошкольника, малыши чаще всего имеют именно такое представление о себе и своих возможностях. Такое понимание себя имеет определение «детский эгоцентризм», когда малыш считает себя центром семьи. Ведь именно в детстве ему просто необходимо получить как можно больше любви, заботы и внимания взрослых. Если ребенок в достаточном количестве получает вышеперечисленные ощущения, то он растет и развивается полноценной личностью, чувствует себя важным, нужным и защищенным. Лишь в том случае, когда малыш имеет положительное представление о себе, он может чувствовать себя счастливым и легко преодолевать трудности.

Когда у ребенка уже сформировалось ощущение себя как «хорошего», у него появляется желание соответствовать требованиям взрослых. Чтобы поддержать подобное стремление, родители должны не попрекать малыша тем, что у него что-то не получилось, а наоборот выражать уверенность, что у него все получится, пусть не сразу, а постепенно, но он научится тому, что еще не умеет. А также поддерживать эмоциональное состояние ребенка, говоря, что он действительно, умный, честный, порядочный, хороший.

Причины низкой самооценки у детей

Семейная атмосфера, отличающаяся искренностью, теплотой, где присутствуют уважение, поддержка, понимание, доверие, чувство психологической защищенности, поможет формированию позитивной самооценки у ребенка. Тогда как неадекватная самооценка чаще формируется в семьях с отрицательным стилем воспитания. А неадекватная самооценка может привести к появлению негативного поведения.

Рассмотрим основные причины низкой самооценки у детей под влиянием негативных факторов:

  • Заниженную самооценку, сомнение в собственных силах, тревожность, страх совершить ошибку, отсутствие инициативности могут породить завышенные ожидания родителей по отношению к своему ребенку, лишение его самостоятельности (принятие важных решений за него), постоянная опека и контроль, авторитаризм и противоречивость требований.
  • Замкнутость, робость, неуверенность в себе и собственных силах идут корнями из семей, где присутствует неприятие ребенка, нет душевного контакта между членами семьи, ребенку не дают почувствовать весь спектр эмоций.
  • Чрезмерную дисциплинированность, исполнительность, подавление собственных чувств и эмоций, холодность и замкнутость формируют у ребенка родители при гиперсоциальном воспитании, т. е. при слишком правильном или идеальном воспитании.
  • Несамостоятельность, робость, нерешительность, неуверенность и обидчивость возникают при тревожно-мнительном воспитании, когда присутствует постоянная тревога и страх за здоровье и благополучие малыша.
  • Комплекс неполноценности развивается у детей, к которым родители выказывают определенную долю пренебрежения, относятся равнодушно, уделяют ребенку мало внимания.
  • Эгоизм и потребительское отношение к другим закладывают родители, которые относятся к ребенку с обожанием и восхвалением, в семье, где малыш растет кумиром, где удовлетворяются все его прихоти.
  • Особенности и влияние семьи и детско-родительских отношений на формирование детей, имеющих адекватную самооценку

    Помните простое правило, которое проходит лейтмотивом через все наше повествование: родители — это люди, которые оказывают основное влияние на формирование самооценки ребенка, только адекватное воспитание и отношение к малышу помогут избежать появления подобных негативных качеств. Влияние детско-родительских отношений на самооценку ребенка очень велико, поскольку на личном примере взрослые показывают стереотип оценки ценностей. О том, как семья влияет на самооценку ребенка, можно узнать в этом материале, но это лишь краткая информация. Для того, чтобы полностью осознать влияние родителей на самооценку ребенка, нужно постоянно заниматься анализом своих действий, слов и поступков.

    Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста происходит постепенно, но уже к 7-ми годам она становится более адекватной. Постепенно он начинает оценивать себя и свои поступки как бы со стороны.

    Что же необходимо предпринять родителям, чтобы развить в ребенке позитивную, правильную самооценку?

    • Уже с малых лет принимайте малыша таким, какой он есть.
    • Если вы сравниваете ребенка, то сравнивайте только с ним самим, его изменения вчера и сегодня, его успехи и поражения бывшие и настоящие.
    • Ругайте только за конкретные поступки, а не в общем.
    • Не оценивайте малыша отрицательно. Так у него может пропасть интерес в будущем что-то делать.
    • Учитывайте его реальные возможности, не нагружайте ребенка заданиями, которые он заведомо не сможет выполнить. Задания посложнее давайте лишь в том случае, если он справился с предыдущим, а если малыш не может выполнить задания с первого раза, повторяйте их или давайте подобные.
    • Проявленную инициативу старайтесь поощрять, показывайте радость от достижений ребенка.
    • Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста: воспитывайте и поддерживайте веру малыша в собственные силы. И сами верьте в него, оптимизм и вера родителей в то, что у него все получится, дают ребенку чувство уверенности в своих силах, защищенности, повышают его самооценку.
    • Помощь предлагайте лишь в тех случаях, когда малыш сам испробовал уже все пути решения ситуации.
    • Помогайте ребенку объективно оценивать свои силы и возможности, достоинства и недостатки.
    • Научите его уважать себя.
    • Учите ребенка радоваться успехам других, тренируйте навыки общения.
    • Анализируйте вместе с малышом его негативные черты характера и неудачи, научите его делать правильные выводы. Дети имеющие адекватную самооценку способы давать разумные объяснения.
    • Предоставьте свободу выбора ребенку в семье: как дать и когда он её использует

      Степень свободы. Степень свободы выбора ребенка зависит от развитости его самодисциплины. Лишь развивая последнюю, он сможет сам принимать зрелые решения. Самодисциплина дает ему возможность оценить, что можно делать, а от каких поступков стоит воздержаться. Внутренняя свобода ребенка в семье отличается от той, которую предоставляют родители, постоянно предупреждая его об ответственности. Понятно, что совсем маленький ребенок не обладает достаточной самодисциплиной, соответственно уровень его внутренней свободы невелик. Мы все стремимся поскорее стать взрослыми, чтобы мама наконец «отстала» со своими «нотациями» и постоянными предупреждениями, но парадокс заключается в том, что сегодня многие молодые люди не в силах оценить правильность своих поступков и иногда мамы взрослых детей оказываются более проницательными в исходе того или иного поступка для ее «ребенка».

      Цель воспитания в семье должна состоять не в том, чтобы заставить ребенка делать то, что нужно родителям, а в том, чтобы предоставить ему возможность сделать то, что он хочет, и ощутить все негативные последствия его неправильного выбора. Нужно дать ребенку свободу, только в таком случае можно быть уверенным в том, что он больше никогда не захочет повторения подобного опыта

      Степень свободы ребенка формируется также и из наказаний и поощрений, которые родители применяли в раннем возрасте. При правильном соблюдении границ личности малыша в дальнейшем он приобретает свободу управлять своей жизнью. Такое отношение только укрепляет климат в семье. Подросток не станет бороться с родителями за свою свободу, так как они предоставляют ее ему заслуженно. Свобода, которая вырастает из самодисциплины, ценится выше, а также человек ценит себя и свое достоинство, внимательно относится к свободе других людей.

      Как ребенок использует свободу, предоставленную ему родителями?

      1. Он раньше освобождается от ребяческого поведения.
      2. Он растет менее капризным.
      3. В меньшей степени подвержен неконтролируемым чувствам, эмоциям и непреодолимым желаниям.
      4. Давление подростковой среды на такого ребенка менее выражено.

      Естественно, что никому не нравится, что его каждый день лишь наставляют. Используя такой метод, нельзя научить ребенка делать правильный выбор.

      Хорошо, если в семье ребенку предоставляется право выбора. Даже малыш должен понимать, что его действия могут привести как к удовольствию, так и к боли (моральной и физической).

      Предоставьте ребенку свободу и он понесет ответственность за свои поступки, то он вырастет человеком, который способен любить и поступать разумно и правильно. А вот если степень свободы больше, чем степень ответственности, то такой ребенок вырастет избалованным человеком, неспособным отвечать за свои поступки. В противоположном случае, когда степень ответственности больше, чем степень свободы, ребенок также не может выразить в полной мере свои желания и самостоятельные порывы, так как должен делать выбор не по велению души, а в угоду родителям или другим людям. Бывают и ситуации, когда вроде детям предоставляется в равной степени и свобода выбора, и ответственность, но последствия неправильного использования свободы берут на себя их родители, т. е. они не страдают от неправильного выбора, но с возрастом у детей формируется такая негативная черта характера, как безответственность.

      Поэтому самый оптимальный вариант, когда ребенку предоставляется очень небольшое количество свободы и в рамках этой свободы ему предоставляется право делать выбор и ощущать его последствия. В результате такого воспитания формируется гармоничная личность, способная любить и нести ответственность не только за свои поступки, но и заботиться о людях.

      ladycharm.net

      Самооценка и самоутверждение

      Для измерения и оценки внешней среды можно использовать конкретные девайсы: линейки, весы, термометры, диагностирующие приборы. На этом уровне любой спор легко разрешается точными данными из поисковиков. Но как проверить правоту, когда дело касается человеческих поступков и качеств? Как отмерить и оценить свою индивидуальность? В качестве такого мерила для самооценки мы бессознательно используем чужое мнение. Прибегать к этому инструменту мы обучились в раннем детстве.

      Впервые мы узнаем о себе и своих качествах от родителей. Мамы, папы, родственники и другие взрослые оценивали нас, обвешивая новорожденное эго каскадом качественных прилагательных: хороший, плохой, умный, красивый, капризный, послушный. Затем мы закрепляем эту зависимость от внешнего мнения в школе оценками учителей: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо…

      Мы привыкли быть объектом оценки с возраста, о котором ничего не помним. Слова влияют на нас. Слово ранит и слово лечит. Это происходит бессознательно по глубоко укоренившейся в раннем возрасте привычке.

      Поэтому, чтобы сохранить и повысить самооценку, мы все так рьяно ищем внешнего согласия, пытаемся остаться в чужих глазах правыми.

      Что означает такая правота? По логике вещей прав тот, на чьей стороне правда. Но правда, как говорится, у всех своя. И потому правота – это по сути такая агрессивная позиция, которая служит вовсе не правде, а обороне самооценки. Например, когда претендуют на эксклюзивное обладание высокой истиной, чтобы подчеркнуть свое превосходство над окружающими.

      Желать быть правым – естественно для человека, зависящего от мнения окружающих. Ведь куда проще вступить в спор и обесценить чужое мнение, чем разобраться со своей зависимостью от него.

      Зависящий от чужого мнения человек, всю жизнь обслуживает концепции, на которых держится его важность. Какими бы бредовыми те ни были. Быть правым – это жажда ума оставаться нетронутым, сохранять и прокручивать одни и те же идеи, на которых удерживается самооценка. Такое самоутверждение – это избегание развития в пользу сохранения самодовольных иллюзий. Так формируется нерешительность. Проще, вообще, ничего не делать и жить пассивно, чем тревожить свое беспочвенно разбухшее эго поверкой реалиями.

      Сладкое чувство собственной правоты – это самоутверждение в чистом виде. Подтверждение нашей правоты – это печать качества с надписью «одобрено» на «упаковке» нашего ума. Без такой печати ум рисует себе смертельные угрозы. Желание быть правым – это жажда жизни, проявленная через призму ума. Мы верим в благополучие и успех, когда чувствуем собственную важность.

      Жажда славы – это предвкушение максимально повышенной самооценки, когда ум утверждается в тех самодовольных концепциях, которыми сумел себя зачаровать.

      Когда мы приписываем важность другому человеку, он становится нашим авторитетом. Так у самооценки появляется внешний целевой маячок. Это – все та же старая игра самолюбия, попытка укрепиться в красивых искусственно раскрученных образах.

      А если уму противоречат, не признают его уникальность, приравнивают к «серой массе» обывателей и «тварей дрожащих», то самооценка норовит обвалиться.

      Полезно понимать, куда ведут покушения на чужую важность, какой бы завышенной она ни была. Если задели человека за живое и унизили, не удивляйтесь ответной ненависти. Никто не говорит «спасибо» за такую правду.

      Поэтому бывает так сложно переубедить оппонента в споре, даже если его заблуждения очевидны. Наши «благие намерения» и защита «истины» в чужих глазах запросто становятся «вражеским» вторжением на личную территорию. В этом русле единственный реальный враг – это иллюзии, оборону которых мы удерживаем в битве с собственным «я».

      Мы пытаемся казаться лучше, чтобы нас любили и принимали. В таком русле отстаивание правоты – это защита иллюзий, из которых склеен наш рекламный образ. И если мы с этим иллюзорным образом отождествляемся, истина становится злейшим врагом. На progressman.ru я уже поднимал эту тему в статье о внутреннем стержне.

      Неуверенность в себе – это сомнение в собственном образе, подспудный страх, что наши искусственные представления о себе не выдержат контакта с реальным миром. Неуверенность в себе и в собственных истинах приводит к переживаниям за опоры нашей ложной личности. Когда неуверенный в себе человек спорит, он не ищет истину, а пытается убедить оппонента в жизнеспособности собственных иллюзий. Но если копнуть глубже, на самом деле убедить в этом он пытается себя. Так мы себя обманываем, рисуем самомнение на основе приукрашенных образов, поднимающих самооценку, даже если они и близко не соответствует реальности.

      Устойчивость самооценки

      Когда представления о себе реалистичны, самооценка становится устойчивой и переживания о том, какой ты есть сокращаются. Когда человек знает себя, ему нестрашно проверять на прочность собственные убеждения. Если устремление к истине действительно преобладает над самоутверждением, тогда избавление от иллюзий проходит гладко, а любой спор и полемика становятся чем-то вроде ненавязчивой игры.

      Главная угроза психическому здоровью – это укрепление собственной значимости обманом. Реальность спонтанно вскрывает вранье, а человек мучается от стрессов. Такие сомнения в себе – главная причина колеблющейся самооценки.

      Осознание неправоты в теме, где успел накрутить себе избыточной важности приносит закономерное унижение. Мы способны признавать болезненную правду, когда дальнейшее отстаивание правоты чревато еще большим ущербом для психики.

      Человек, усомнившийся в нашей важности, может восприниматься врагом, угрожающим нашему авторитету. Такой человек мог просто случайно затронуть наши уже имеющиеся сомнения в себе. И когда эти сомнения всплывают на поверхность, начинается ломка. Мы можем не понимать, что именно происходит, и проецировать событие во вне, приписывать боль от колебаний самооценки унизительному давлению этого внешнего «врага».

      Дальнейшее общение с таким человеком будет наполнено пристрастными искажениями, ведь «врага» хочется победить, восстановив «справедливость». Реальный объект обороны, конечно, – не справедливость, а самооценка.

      Так, люди втягиваются в череду конфликтов, уже позабыв, с чего все началось. Тема спора – уже неважна; это может быть какая-нибудь нелепая мелочь – она лишь почва для «возмездия». Поэтому в споре оппоненты могут преспокойно темы сменять, сами того не замечая, ворошить уже все возможные разногласия ради реальной непризнанной цели – доказать свое превосходство.

      Люди в споре не ищут конкретных решений, а по сути таким нездоровым образом доказывают друг другу, что их можно любить. Спорящий словно просит, чтобы мы, отстаивая свою правоту, вели себя гуманней с его иллюзиями. Просто, возможно, без них он себе жизни не представляет.

      Любой другой человек – это зеркало, где отражаются наши надежды и страхи, пока нам проще проецировать их вовне, нежели признать и принять в себе. Познать себя означает осознать свои иллюзии, освободиться от них и принять реальность.

      progressman.ru

      Формирование самооценки и самостоятельности у детей раннего возраста

      МБДОУ «Детский сад №46», г. Каменск-Уральский

      ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

      У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

      В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медицинских работников, психологов, педагогов, дефектологов и это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

      Косвенно воспитание у малыша самостоятельности начинается уже в первый день его жизни, когда стараниями родителей создается теплая, дружелюбная атмосфера в семье – важнейшая предпосылка для оптимального развития ребенка. Необходимо использовать все возможности, чтобы познакомить ребенка с окружающим миром.

      Наступление раннего возраста связано с открывающимися возможностями для воспитания у детей таких ценных личностных качеств, которые наряду с интеллектуальными способностями, знаниями, умениями и навыками определяют успех детей в различных видах деятельности, таких как – самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию (честолюбие). Ранний возраст представляет собой начало сенситивного периода формирования всего этого важнейшего комплекса личностных качеств личности.

      К 3 годам ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в мире. Целеустремленно стараясь реализовать свои замыслы, ищет поддержки и одобрения у взрослых. У него появляется чувство собственного достоинства, гордость за свои достижения.

      Сравнивая себя с окружающими людьми, многие дети уже в возрасте 3 лет имеют определённую самооценку. Если она соответствует реальным положительным и отрицательным личностным свойствам, которые имеются у ребёнка, то он быстрее продвигается в своем развитии. Если самооценка оказывается несформированной, то нередко наступает задержка в психическом развитии ребёнка.

      Ребёнок с заниженной самооценкой обычно не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий там, где бы в полной мере мог добиться успеха.

      Ребёнок с завышенной самооценкой, наоборот, переоценивает свои возможности и также не очень старается. И о правильности самооценки у детей необходимо начинать заботиться примерно с 1,5 лет.

      Ребёнок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивают взрослые. Следовательно, именно взрослый в это время формирует самооценку ребёнка.

      Ещё одно важное свойство в формировании ребёнка раннего возраста – это формирование самостоятельности в суждениях и поступках. Благоприятное условие для воспитания данного качества также складывается в раннем детстве, потому что к 3 годам ребёнок открыто, заявляет о своих претензиях на самостоятельность, и взрослым необходимо это вовремя заметить и поддержать ребёнка.

      Следует также стимулировать каждую попытку ребёнка к совершению самостоятельных действий: самостоятельность мышления, самостоятельность в принятии решения, самообслуживание, самостоятельность в практических действиях.

      Продвигаясь, шаг за шагом, воспитание самостоятельности должно постепенно распространяться от сравнительно простых к более сложным действиям и ситуациям, последовательно вести к расширению жизненного опыта ребёнка.

      Таким образом, самостоятельность формируется за счет повышения самооценки, за счет уверенности в своих силах и действиях.

      1. , Казьмина развития ребенка от рождения до трех лет. М.: Когито-Центр, 2001

      pandia.ru


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.