Самооценка и ее роль в самовоспитании подростка
Самооценка крайне важна для человека любого возраста. Ведь если самооценка занижена, у индивида начинают появляться комплексы, которые влияют на его общее психологические состояние. Особенно сильно понижение самооценки влияет на жизнь подростка. В том возрасте, когда человек только начинает сталкиваться с жестокими реалиями мира, её роль крайне важна. Именно поэтому всегда необходимо обращать внимание на то, как влияет общество на подростка, не угнетает ли его.
В жизни подростков очень важную роль играют мнение и взгляды окружающих, их действия по отношению к нему. К сожалению, не все родители понимают, что самооценка и ее роль в самовоспитании подростка является ключевым моментом. Если возникают проблемы с самооценкой и её ролью в самовоспитании подростков, то не исключено, что в более зрелом возрасте у человека могут возникнуть проблемы с самосознанием, отношениями с противоположным полом и многим другим. Именно поэтому всегда необходимо обращать внимание на то, как подросток относится к себе, может ли он отстаивать своё мнение и бороться с нападками сверстником.
Адекватное оценивание подростка окружающими
Для того чтобы у подростка была нормальная самооценка, прежде всего он должен расти среди людей, которые адекватно оценивают его возможности, могут не только похвалить за достижения, но и здраво критиковать за промахи. Стоит отметить, что некоторые родители делают ошибки, когда начинают возносить достижения своего ребёнка и не замечать промахи. В этом случае у него начинает завышаться самооценка, он перестаёт нормально воспринимать критику, считает себя самой важной персоной. Конечно же, такое поведение отталкивает людей и таким образом человек впоследствии страдает от собственного эгоизма. Однако же, если вы замечаете, что у вашего ребёнка часто проскакивают мысли о том, что он плохой, неправильный, ничего не умеет и так далее, в этом случае нужно постараться понять, что именно становится причиной понижения самооценки.
Важную роль в жизни каждого подростка играет школа. Именно там дети больше всего общаются друг с другом, соревнуются, учатся основным социальным навыкам. Однако, к сожалению, не все учителя понимают, как важно их умение правильно относиться к детям, обучать их наукам при этом не унижая достоинства. Именно поэтому у многих подростков самооценка начинает понижаться из-за того, что педагоги их критикуют, указывают на их промахи при всём классе, таким образом подвергая насмешкам одноклассников. В этом случае, многие родители идут в школу чтобы поговорить с учителем. Однако, как показывает практика, подростки воспринимают такое поведение матери или отца «в штыки». Это и не удивительно, ведь подросткам необходимо чувствовать себя самостоятельными и показывать эту самостоятельность друг перед другом. А если на пороге школы появляется мама или папа, им кажется, что другие перестанут воспринимать их серьёзно, ведь родители обращаются с ними, как с маленькими. Поэтому идти в школу нужно только в крайнем случае, когда вы понимаете, что ребёнок никак не может противостоять педагогу, а тот, в свою очередь, не понимает, как важна роль его слов в самоутверждении подростка. Сначала попробуйте помочь своему ребёнку самостоятельно. Если вы видите, что ему действительно не даётся тот или иной предмет – не стоит на него давить. Объясните сыну или дочери то, что никто не станет любить его меньше, если он не понимает алгебру или химию. И предложите сосредоточиться на том, что ему действительно интересно. Пусть достигает каких-то результатов в спорте, рисует, пишет стихи и прозу. Если подросток станет в чём-то лучшим, его уже не будут волновать нападки преподавателя, а одноклассники станут уважать за другие достижения.
Ну а в случае, когда на подростка нападают сверстники, необходимо учить его защищаться. И не всегда только словом. Конечно же, дипломатия – это лучший способ решения проблем, но не в подростковом мире. Там необходимо уметь защищаться и отстаивать свою правоту любым способом. Поэтому объясните подростку, что он может поступать так, так считает нужным, но только в том случае, когда прав именно он, а не оппонент.
www.allwomens.ru
Большой тренинг для подростков (от 12 до 15 лет)
В группе работа строится в атмосфере комфортного общения, позволяющая каждому участнику проявить себя, высказать свою точку зрения и быть услышанным среди других сверстников. Мы используем имитационные игры, самоанализ и структурирование опыта, элементы групповой дискуссии, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации, коллаж и многое другое.
На «Большом тренинге» для подростков будут подниматься следующие вопросы:
И это далеко не все вопросы, на которые смогут получить ответы участники. В ходе тренинга будут подниматься актуальные вопросы и проблемы, которые ежедневно возникают у каждого подростка.
В ходе тренинга мы работаем над самым важным:
Работа состоит из нескольких блоков:
В результате на нашем тренинге ребята смогут:
- выработать устойчивое позитивное самоотношение, принятие самого себя;
- повысить собственную самооценку;
- научиться партнерскому взаимодействию и принципам эффективной коммуникации, уверенному поведению и выработке лидерских качеств.
- получать навыки эффективной самопрезентации и публичных выступлений перед аудиторией;
- развить навыки целеполагания и планирования;
- сформируют представление о своем профессиональном потенциале;
- расширить образ «Я», научится видеть себя глазами сверстников и взрослых, почувствовать себя более уверенно, найти свои лучшие стороны;
- научиться понимать чувства и переживания родителей, научиться выражать свои чувства родителям, осознать ценность родителей в жизни человека;
- приобрести опыт взаимодействия со сверстниками; научиться слушать и слышать других, ощутить поддержку сверстников.
- коммуникативные способности;
- развитие лидерских качеств;
- разрешение конфликтов;
- умение эффективно справляться со страхами, стрессами и неудачами;
- умение убеждать и отстаивать свою позицию;
- наблюдательность;
- гибкость мышления и поведения
Мы поможем овладеть такими полезными для жизни навыками как:
20 академических часов
12 занятий по 75 минут. Занятия проходят 1 раз в неделю на протяжении 3 месяцев.
от 12 до 15 лет
72 рубля за месяц занятий
При единовременной оплате за весь курс стоимость составит 200 рублей (экономия 16 рублей!).
с 24 февраля, 17.45 — 19.00 (12 занятий по субботам 1 раз в неделю по 75 минут)
Возможны переносы занятий по просьбе группы в связи с каникулами и праздничными днями на удобное для всех время.
Наталья Кобринец, психолог Центра успешных отношений.
Стаж работы 15 лет.
Прошла обучение у шведских партнеров программе формированию лидерства среди подростков, является координатором международной американско-белорусской программы «SNOWBALL», направленной на формирование лидерства, профилактики ПАВ среди детей и молодежи.
Легко устанавливает контакт с подростками, понимает их потребности и эмоциональный мир.
2-й пер Тимошенко, 3, вход возле 5 подъезда
psycenter.by
Самооценка подростка позволяет ему занимать своё место в иерархии группы. В этом случае заниженная самооценка будет мешать социальной адаптации, самореализации, возникновению правильных стереотипов в будущей жизни, может нести негативное влияние на процесс учёбы, взаимоотношений с близкими и окружением.
Само по себе формирование самооценки происходит в результате межличностного взаимодействия подростков между собой и с взрослыми. Правильное отношение взрослых к подростку будет помогать социальной адаптации в своей среде, повышать внутренний статус подростка, а как результат и его реальный статус в группе. Также в этот период закладываются не только собственные оценочные показатели, но и оценка окружающей среды, своих методов взаимодействия и уровня воздействия внешнего окружения на личность подростка.
Как влияет общество на подростка в зависимости от его уровня самооценки?
Общество влияет на всех нас, независимо от возраста, но в зависимости от наших внутренних оценок данного влияния оно получит различную внутреннюю реакцию.
1. Мнение общества сталкивается с мощным сопротивлением-фильтром внутри человека (при слишком высокой самооценке, отрицание авторитетов, неприятие всего, что выходит за рамки представлений)
2. Мнение общества принимается безоговорочно как истина, при низкой самооценке, действует как довлеющий механизм без включения сопротивления, нанося вред неокрепшей психике чуждыми установками.
3. Мнение общества адекватно обрабатывается, делится на полезное и вредное. (При правильно заложенных родителями взглядах на влияние общества, внятной системе ценностей).
Как пример можно привести курение в подростковом возрасте. Для многих «соска» — лишь атрибут «принятия стаей», «взрослости». Без влияния общественного мнения, без телевизионных героев, сосущих табачные палочки, без окружения в социуме, также сосущем «вонючие трубочки», подросткам без надобности курение в принципе.
И тут вступает в ход самооценка и личный выбор — только зрелые в умственном отношении и самостоятельные психологически подростки способны самостоятельно принимать решения, без влияния стада. Это называется психологической устойчивостью.
Адекватная самооценка – как это?
В подростковом возрасте критерии самооценки могут показаться взрослому самыми абсурдными, тем не менее, важными для подростка. Критерии меняются с возрастом, и различны для обоих полов. Также выше способность адекватно оценивать других у девочек, что обусловлено многими факторами, в том числе и повышенным интересом к другим людям, большей внимательностью к деталям, более ранним пробуждением половой сферы. Также у девочек более развито критическое мышление по отношению к другим.
Адекватная самооценка — оценка самого себя по отношению к другим на основании здравого сравнения способностей, качеств, поступков и результатов действий. Это способность критически относиться к себе, и без лишней эмоциональности оценивать других.
Завышенная самооценка — чрезмерное завышение в оценках себя
Заниженная самооценка — чрезмерное занижение в оценках себя
Чаще всего адекватно оценивают себя подростки, когда им помогают в этом родители, также при сформированных целях и задачах, чётких планах на будущее, профессионально ориентированные, занимающиеся спортом, достигающие результатов в соревнованиях, олимпиадах.
Как завышенную, так и заниженную самооценку могут придавать подростку окружение и преподаватели. Самая важная роль в формировании самооценки лежит на родителях.
С течением времени, и большим задействованием подростка в социальной среде, увеличением сферы общения, ростом количества интересов самооценка становится более разноплановой и сложной. За достаточно краткий период оценки подростка становятся на порядки сложнее, глубже и происходит переход к полной картине оценки себя и определения своего места в обществе и группе.
В этот период происходит скачок в количественном объёме суждений о себе. Все сферы деятельности — учёба, спорт, внешность, способность общаться, отношение с окружающими, отношение и принятие в «стае-группе», место в иерархии группы, взаимоотношения с противоположным полом. Также формируются оценочные показатели: хорошо — плохо, красиво — некрасиво и так далее.
Это период возникновения Амбивалентности — такое состояние противоречий, когда внутреннее ощущение расходится с общественным или навязываемым извне. Простой пример – моя мама всегда старалась навязать мне правильные с её точки зрения позиции и поведение. Но у неё были женские методы решения вопросов, которые совершенно не подходят мужчине. Таким образом получая противоречие между внешним и внутренним было очень сложно разобраться что правильно для меня.
Для юношей в подростковом периоде весьма важно его место в иерархии класса, двора, секции, общежития и любой другой группы, где есть особи такого — же пола. Согласно расстановке иерархии подростки сидят за партами, участвуют в мероприятиях, выбирают себе роли в играх, получают повышенное или пониженное внимание противоположного пола, что опять же начинает влиять на самооценку и место в иерархии. Важны волевые, физические, коммуникативные, умственные качества.
У девочек самооценка будет в основном строиться исходя из отношений с противоположным полом независимо от возраста. Также важно принятие в группе, отношения с подругами, круг общения и его интересы.
На место подростка в иерархии будут очень сильно влиять навязанные обществом стереотипы. Вещи, музыка, наличие «крутого телефона» и прочие внешние атрибуты — очень важны в подростковом возрасте, но их значимость может быть отрегулирована правильным отношением родителей. Наличие предметов «как у всех» будет сильно беспокоить подростка, особенно, если родители придают вещам большое значение.
Физический облик и самооценка
Все подростки создают своё представление о желаемом внешнем облике, в основном на это мнение влияет окружение, а на окружение влияет телевизор. Именно так появляются поколения , у которых мнение о манере одеваться, причёска, лексике, физическом состоянии и привычках складывается под влиянием моды. Мода есть не что иное, как навязанная извне стереотипическая идея о том, что именно толпа-стадо должна покупать в каждом конкретном сезоне. Это бизнес на миллиарды долларов, и толпа послушно следует за поводырём. Как только человек понимает, что находится в состоянии белки в колесе, у него отпадает надобность в следовании за модой. В подростковом возрасте весьма сложно отказаться от мнения толпы. Некоторые подростки бросают вызов толпе, переодеваясь экстравагантно или необычно, вливаясь в другую толпу. Примеряя на себя различные маски, одежду, роли подросток ищет свой будущий облик, как модница примеряет на себя сто платьев перед выходом на улицу. Совершенно необязательно, что через год он будет одеваться так же, слушать то же самое и думать так, как сегодня. Либо мода изменится, либо эта маска надоест. Важно в таком случае научить подростка самостоятельно выбирать и роль и соответствующую этой роли одежду. Если вы не поможете это делать, то он или она будут экспериментировать самостоятельно и далеко не всегда это будет хорошим опытом.
Подросток видит успешного человека с определённой внешностью и старается подражать ему внешне. Будет хорошо, если пример выбран удачно, подражание станет не только внешним, но и внутренним. Часто подростки копируют родителей, если родители достойны подражания – это замечательно. Вместе с внешним обликом будут скопированы и самооценка и методы поведения и решения вопросов.
Половые отличия в самооценке.
У девушек основным критерием является внешность, тогда как у юношей – эффективность тела и физическая форма. Здесь опять же мы видим влияние социума на ролевые функции.
www.nadsoznaniem.ru
Самооценка подростков
Глава 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте 5
Психологическая характеристика подросткового возраста 5
Процесс формирования самооценки у подростков 9
Глава 2. Роль семьи и родительских отношений в становлении подростковой самооценки 17
2.1 Особенности отношений подростков с родителями 17
2.2 Семья, как ведущий фактор формирования самооценки подростков 23
2.3 Рекомендации родителям подростков 29
Список используемой литературы 34
Подростковый возраст — важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.
В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, «Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли.» [6]
Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка.
На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого.
Прблема нашего исследования связана с тем, что процесс развития самооценки личности, по сравнению с другими психологическими явлениями, изучен мало. Кроме того, в достаточной мере не исследовано, какой фактор оказывает большее влияние на становление подростковой самооценки. Переходный возраст разительно отличается, как от детства, так и от взрослости. Именно поэтому интерес к этим исследованиям в современной психологии быстро возрастает.
Безусловно, мы не претендуем на решение данной проблемы, однако попытаемся изучить процесс становления самооценки в подростковом возрасте и сделать соответствующие выводы, представленные в ряде особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте в исследованиях различных ученых.
Целью нашего исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте, а также роли института семьи в ее формировании.
Объектом исследования служит самооценка подростка; предметом же данного исследования выступает взаимосвязь семейных отношений и подростковой самооценки.
В ходе работы нами был произведен теоретический анализ литературы, поверхностный анализ информации сети интернет, а также обобщение полученного материала.
Теоретико-методологической основой работы служили труды по изучению самооценки таких авторов, как Ш.А. Амонашвили, А.В. Захарова, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Реан, В.В. Столина, Л.Д. Столяренко, К. Хорни и мн.др.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:
— изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;
— рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;
— выявить основные особенности отношений между подростками и их родителями, а также их роль в становлении подростковой самооценки;
— разработать рекомендации для родителей подростков, оказывающие помощь в формировании адекватной самооценки детей.
ГЛАВА 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте
Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).[11]
По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 — 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже [13].
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные психологические характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять, как формируется самооценка в данном возрастном этапе, и какую роль играет семья в этом процессе.
Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим — половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным — конец детства, вступление в мир взрослых. [22]
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.
Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.
На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.[18]
Второй момент отождествляется с появлением чувства взрослости у подростков.
У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно–организаторской деятельности.[11]
Еще одной особенностью и ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения.
Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание включает представление о себе самом. Возникает образ своего «Я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. Представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. Поэтому говорят о соответствии Я–реального Я–вымышленному и Я–возможного Я–нереализованному.[11]
Подростки особенно чувствительны к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда — растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества» [8;с.65].
Взаимоотношения с окружающими у подростков складываются по-разному.
Большинство подростков стараются найти для себя референтную группу. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться. [28]
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок.
Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации под-
ростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
works.doklad.ru
Самооценка подростка
Если ребенок в оценке своей личности зависит от учителей и родителей, то самооценка подростка создается на основе мнения о нем друзей, знакомых, сверстников и представителей противоположного пола. Для подростка очень важно, что о нем думают и как его воспринимают в обществе.
Именно в переходный период рушатся стереотипы, которые навязали ребенку в раннем детстве. Подросток выступает против устоев. Самооценка подростка выходит за рамки послушания и успеваемости в учебе. Ценности подростка меняются. Он начинает критиковать себя, придирчиво относиться к своей внешности, прислушиваться к мнению окружающих и зависеть от чужих взглядов. Подросток еще не уверен в себе, у него отсутствует твердый внутренний стержень. В этом возрасте очень важно, чтобы у ребенка развивалась нормальная самооценка.
Зачастую у девочек-подростков самооценка ниже, чем у мальчиков. Это потому, что каждая девочка в этом возрасте стремится к вниманию со стороны представителей противоположного пола. Ей хочется быть красивой, нравиться окружающим.
Низкая самооценка подростка может иметь плохие последствия в дальнейшей жизни ребенка. Если подросток будет думать, что он «неудачник», человек, который не достоин любви, уважения и внимания окружающих, он постепенно потеряется как личность. В конце концов человек становится замкнутым, закрывается от всех в своем маленьком мирке и не стремится к самоусовершенствованию. Он ищет себе подобных, тех людей, которые примут его таким, каким он кажется сам себе.
В переходный период самооценка подростка должна быть в норме. Способствовать этому, прежде всего, должны близкие люди. Очень важна родительская поддержка и помощь учителей, даже в том случае, когда подросток отрицает, что нуждается в этом.
Чтобы сформировалась правильная самооценка подростка, родители и учителя не должны ущемлять ребенка в выражении своего мнения, собственных интересов. Близкие люди должны стараться понять подростка, его мысли и поступки, ведь для него это очень важно. Нужно аккуратно подталкивать подростка к достижению новых результатов, к самоусовершенствованию. Типичной ошибкой многих родителей, которые имеют более одного ребенка, является сравнивание одного ребенка с другим. «Посмотри на старшего брата — умный, способный, спортсмен, не то что ты!» — позволяют говорить себе родители, полагая, что это стимулирует их горе-ребенка к действиям. Запомните: этого делать нельзя, так как вы оскорбляете индивидуальность подростка. Если уж хотите привести сравнение, то сравните самого ребенка в прошлом и в нынешнем времени.
Самооценка подростка будет правильной в том случае, если его близкие будут вселять в него веру, что он умный, способный, привлекательный и может все. На самооценку подростка влияет также общество, в котором он находится ежедневно, условия жизни и деятельность.
Активный образ жизни подростка положительно влияет на его самооценку. Те подростки, которые участвуют в разных мероприятиях, соревнованиях и конкурсах, имеют высокую самооценку. Они уверены в своих силах и любят быть в центре внимания.
Правильная самооценка подростка — это первый его шаг к достижениям и успехам в дальнейшей жизни.
topgorod.com
Самооценка в жизни подростка
Самооценка подростка как фактор личностного развития
Самооценка подростка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом.
В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.
Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности.
Самооценка подростка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности.
Самооценка подростка формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, получения обратной связи от окружения. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.
Самооценка подростка, как отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место.
Адекватность самооценки в подростковом возрасте
Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р.Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.
В некоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания. Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям. Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое Я у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей.
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Завышенная самооценка подростка — неадекватное завышение в оценивании себя подростком.
Заниженная самооценка подростка — неадекватное недооценивание себя подростком. Это одна из самых распространенных проблем подросткового возраста. Многие считают, что это естественный период взросления, но это не так. Следует уделить особое внимание этой проблеме у подростка, так как коррекция в более позднем возрасте может быть не возможной.
Адекватную самооценку предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость.
Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.
В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты —доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.
Различия самооценки у юноши и девушки
Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего » Я?» для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне. Содержание самооценок девочек подростков касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.
Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.
У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.
Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.
В этот период происходит скачок в количественном объёме суждений о себе. Все сферы деятельности — учёба, спорт, внешность, способность общаться, отношение с окружающими, отношение и принятие в «стае-группе», место в иерархии группы, взаимоотношения с противоположным полом. Также формируются оценочные показатели: хорошо — плохо, красиво — некрасиво и так далее.
Это период возникновения Амбивалентности — такое состояние противоречий, когда внутреннее ощущение расходится с общественным или навязываемым извне. Простой пример – моя мама всегда старалась навязать мне правильные с её точки зрения позиции и поведение. Но у неё были женские методы решения вопросов, которые совершенно не подходят мужчине. Таким образом получая противоречие между внешним и внутренним было очень сложно разобраться что правильно для меня.
Для юношей в подростковом периоде весьма важно его место в иерархии класса, двора, секции, общежития и любой другой группы, где есть особи такого — же пола. Согласно расстановке иерархии подростки сидят за партами, участвуют в мероприятиях, выбирают себе роли в играх, получают повышенное или пониженное внимание противоположного пола, что опять же начинает влиять на самооценку и место в иерархии. Важны волевые, физические, коммуникативные, умственные качества.
Также весьма важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для подростка мужчина может дать совет по методам взаимодействия или решению тех или иных проблем подростка. Желательно, чтобы это бы успешный человек, прошедший через подростковый возраст во взрослую жизнь с хорошим багажом. Чаще всего такие люди успешны во всех сферах социальной и личностной реализации. После решения и определения своего места в стае-группе у подростка решается масса проблем. Уважение и принятие в стае возможно после одной успешной драки с лидером, после достижения авторитета через спортивные достижения, в свою очередь через самоутверждение в учёбе юноше сложно завоевать авторитет в среде подростков. Успехи в музыке буду засчитаны только в случае принятия в группе той музыки, которую играет подросток. Скрипка и фортепиано отличные инструменты, но гитара будет более востребована, чем аккордеон или флейта.
На место подростка в иерархии будут очень сильно влиять навязанные обществом стереотипы. Вещи, музыка, наличие «крутого телефона» и прочие внешние атрибуты — очень важны в подростковом возрасте, но их значимость может быть отрегулирована правильным отношением родителей. Наличие предметов «как у всех» будет сильно беспокоить подростка, особенно, если родители придают вещам большое значение.
Физический облик и самооценка
Подросток видит успешного человека с определённой внешностью и старается подражать ему внешне. Будет хорошо, если пример выбран удачно, подражание станет не только внешним, но и внутренним. Часто подростки копируют родителей, если родители достойны подражания – это замечательно. Вместе с внешним обликом будут скопированы и самооценка и методы поведения и решения вопросов.
Половые отличия в самооценке
У девушек основным критерием является внешность, тогда как у юношей – эффективность тела и физическая форма. Здесь опять же мы видим влияние социума на ролевые функции.
Результаты правильной самооценки в детстве и подростковом возрасте приводят к отличным результатам в жизни. Формируется уверенность в своих силах, настойчивость в достижении целей, правильное взаимодействие с противоположным полом, занятие своего места в иерархической лестнице общества. Уже не будет резких скачков в образовании, нарушений в психике и срывов.
katt-kk.ru
Самооценка здоровья, образа жизни и медицинская активность подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
В статье описывается отношение подростков, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, к своему здоровью, видению образа жизни, а также взгляд пациентов на исполнение рекомендаций медицинских работников.
The article describes attitudes of adolescents suffering from diseases of the gastrointestinal tract, your health, vision, lifestyle, and opinion of patients on the recommendations of medical professionals.
Подростковый возраст является одним из наиболее критичных периодов в жизни человека. В этом возрасте часто происходит формирование и манифестация хронической патологии, у подростков еще не сформированы установки на сознательное отношение к своему здоровью, чрезвычайно низка медицинская активность, весьма часто отмечаются различные формы девиантного поведения [1], в связи с чем оказание лечебно-профилактической помощи этому контингенту пациентов имеет свои особенности [2–4].
По мнению Н. Н. Ваганова [5] оказание специализированной медицинской помощи детям старше 15 лет в детских больницах требует создания социально-психологической, правовой и образовательной службы; подготовки врачей детских больниц с учетом особенностей психоэмоционального поведения подростков, их социального статуса, физиологии и патологии, решения вопросов экспертизы временной нетрудоспособности родителей, госпитализированных вместе с детьми старше 15 лет; совершенствования системы взаимосвязи между детскими поликлиниками и больницами для взрослых при госпитализации детей старше 15 лет по направлению из детских поликлиник; развития сети дневных стационаров при детских больницах для подростков и расширения стационарзамещающих технологий для них.
В настоящее время оказание медицинской специализированной помощи по гастроэнтерологическому профилю регламентировано Порядком оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля [6].
Самооценка здоровья и своего образа жизни является фактором, способствующим формированию положительной мотивации к самокоррекции, позволяет скорректировать программы по формированию здорового образа жизни, предупредить развитие заболеваний и хронизации имеющихся.
Материалы и методы исследования
Нами проведено анонимное анкетирование 297 подростков, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта. Анкеты были разработаны с учетом особенностей отношения подростков к себе, своему здоровью, обязательств перед родителями и самими собой.
Результаты и обсуждение
Как показало исследование, 32,6 ± 2,7 на 100 подростков с заболеваниями органов пищеварения оценивают свое здоровье как хорошее или даже как очень хорошее (табл. 1), 38,9 ± 2,8 на 100 как удовлетворительное и только 13,9 ± 2,0 на 100 как плохое или очень плохое (14,6 ± 2,0 на 100 затруднились оценить свое здоровье). Юноши более оптимистично оценивают свое здоровье, чем девушки, — среди них почти в два раза больше тех, кто считает свое здоровье хорошим и очень хорошим (47,2 ± 2,8 на 100 против 26,6 ± 2,5 на 100; t > 2), и меньше тех, кто считает свое здоровье плохим и очень плохим (9,1 ± 1,6 на 100 против 15,9 ± 2,1 на 100; t > 2). При этом каждая пятая девушка (21,4 ± 2,3 на 100) не смогла дать оценку своего здоровья, в то время как среди юношей таковых было всего 1,9 ± 0,8 на 100 (t > 2).
Таким образом, многие подростки весьма оптимистично оценивают свое здоровье. Причем наличие хронического заболевания, по поводу которого они состоят на учете у гастроэнтеролога, не настораживает многих больных. Среди них 29,3 ± 2,6 на 100 продолжают считать свое здоровье хорошим и очень хорошим и только 20,0 ± 2,3 на 100 считают его плохим или скорее плохим.
Необоснованно завышенная оценка своего здоровья приводит к тому, что большая часть подростков (57,5 ± 2,8 на 100 прошедших лечение) не испытывают никакого беспокойства или беспокоятся лишь иногда по поводу его состояния. Юноши, по сравнению с девушками (табл. 2), реже беспокоятся о состоянии своего здоровья — среди них больше тех, кто не беспокоится или беспокоится лишь иногда о его состоянии, — 71,5 ± 2,6 на 100, в то время как среди девушек таковых только 49,6 ± 2,9 на 100 (t > 2).
При этом многие подростки, зная о наличии у себя хронического заболевания и состоя по поводу него на учете у гастроэнтеролога, недооценивают его тяжесть и значение для здоровья — среди состоящих на учете 2,7 ± 0,9 на 100 не испытывают и 61,3 ± 2,8 на 100 испытывают лишь иногда чувство беспокойства о состоянии своего здоровья.
В то же время 87,2 ± 1,9 из 100 подростков признали, что имеют факторы риска здоровью со стороны своего образа жизни. Среди факторов риска, которые, по мнению подростков, негативно влияют на их здоровье, респонденты чаще всего называли высокую психоэмоциональную нагрузку (38,5 ± 2,8 на 100), несоблюдение режима сна и отдыха (33,3 ± 2,7 на 100), переедание (15,4 ± 1,6 на 100), нерегулярное и несбалансированное питание (12,8 ± 1,9 на 100), недоедание (12,1 ± 1,9 на 100), курение (10,2 ± 1,7 на 100), низкую физическую активность (9,0 ± 1,6 на 100).
Как следует из приведенных данных, 15,4 ± 1,6 на 100 подростков полагают, что переедают, 12,1 ± 1,9 на 100, что недоедают, 12,8 ± 1,9 на 100, что питаются нерегулярно и несбалансированно, то есть 40,3 ± 2,8 на 100 сами отмечают, что имеют погрешности в питании.
По итогам анкетирования лишь 12,7 ± 1,9 на 100 считают, что питаются плохо, в то время как 47,3 ± 2,9 на 100 полагают, что питаются удовлетворительно, а 40,0 ± 2,8 из 100, что питаются хорошо. Девушки более объективно оценивают свое питание — среди них в три раза больше тех, кто оценивает свое питание как плохое (16,2 ± 2,1 из 100 против 5,4 ± 1,3 из 100; t > 2). Таким образом, большая часть подростков не могут объективно оценить качество своего питания и несоблюдение режима, объема, ассортимента принимаемой пищи считают нормальным.
Завышенная оценка, отсутствие беспокойства по поводу состояния своего здоровья ведут к тому, что только 30,9 ± 2,6 на 100 подростков считают, что регулярно предпринимают меры по его сохранению и укреплению, в то время как 52,2 ± 2,9 на 100 делают это иногда, а 16,9 ± 2,1 из 100 вообще не предпринимают таких попыток.
Среди мер по сохранению и укреплению своего здоровья подростки чаще всего называли: занятия спортом (30,7 ± 2,6 на 100), соблюдение диеты (27,6 ± 2,6 на 100), прием лекарств (13,5 ± 2,0 на 100), лечение в стационаре (8,9 ± 1,6 на 100), закаливание (5,8 ± 1,3 на 100).
Как указывалось ранее, наличие хронического заболевания, постановка на учет у гастроэнтеролога не настораживают большинство больных. Многие подростки, зная о наличии заболевания, так и не меняют свой образ жизни, проявляют низкую медицинскую активность, не соблюдают рекомендации врача.
Как показало анкетирование, среди подростков, состоящих на учете у гастроэнтеролога, 32,2 ± 2,7 из 100 нерегулярно принимали выписанные врачом лекарства, а 1,7 ± 0,7 из 100 их вообще не принимали, 55,7 ± 2,8 из 100 не всегда соблюдали рекомендованную врачом диету, а 6,2 ± 1,4 из 100 вообще не соблюдали. Причем юноши проявляли большую беспечность в отношении выполнения назначений врача — среди них было больше тех, кто вообще не соблюдал рекомендованную врачом диету (15,9 ± 2,1 на 100 против 1,2 ± 0,6 на 100; t > 2).
Несмотря на наличие хронического заболевания, лишь 29,0 ± 2,6 из 100 больных подростков признали, что регулярно предпринимают меры для сохранения и укрепления своего здоровья, в то время как 60,0 ± 2,8 из 100 указали, что предпринимают эти меры лишь иногда, а 11,0 ± 1,8 из 100 вообще не предпринимают. Причем многие больные не только не предпринимают каких-либо мер по сохранению и укреплению своего здоровья, но и не меняют привычный образ жизни (табл. 3).
Так, 12,5 ± 1,9 из 100 продолжают принимать пищу лишь два раза в день и реже, 21,6 ± 2,3 из 100 есть горячую пищу раз в день или практически вообще не есть, 28,8 ± 2,6 из 100 есть хрустящий картофель, чипсы или картофель фри, 16,7 ± 2,1 из 100 гамбургеры, хот-доги и т. п., 76,7 ± 2,4 конфеты несколько раз в неделю или ежедневно, 26,4 ± 2,5 из 100 пить сладкие газированные напитки, 39,7 ± 2,8 из 100 кофе несколько раз в неделю или ежедневно. Продолжали употреблять несколько раз в месяц слабоалкогольные напитки (пиво, джин-тоник и т. п.) — 5,4 ± 1,3 из 100, крепкие алкогольные напитки — 2,7 ± 0,9 из 100, вино — 2,7 ± 0,9 из 100, курить — 20,0 ± 2,3 из 100. Почти треть (31,5 ± 2,7 из 100) не имеют достаточно времени для отдыха.
- Несмотря на наличие хронического заболевания, многие подростки продолжают проявлять низкую медицинскую активность, не выполняют в должной мере назначения врача, не предпринимают меры по укреплению своего здоровья, не стремятся исключить факторы образа жизни, негативно влияющие на их здоровье и течение заболевания.
- Руководству лечебно-профилактических и образовательных учреждений необходимо обратить внимание на эффективность диспансерного наблюдения подростков, проводить анализ причин низкой (отсутствие) эффективности. Усилить работу в вопросах санитарно-просветительского образования, установки на укрепление своего здоровья и выполнения рекомендаций медицинских работников.
- Кротин П. Н. Научное обоснование организации службы охраны репродуктивного здоровья девушек-подростков: автореф. дис. … д-ра мед. наук. СПб, 1998. 39 с.
- Савельева Е. С. Роль стресса в формировании желудочно-кишечных расстройств у подростка [электронный ресурс]. 2013. Режим доступа: http://www.pyob.ru/index.php/news/205–2013–03–14–08–48–17.
- Сагитова Г. Р., Отто Н. Ю. Сахарный диабет 1-го типа у детей и подростков. Монография. Астрахань: АГМУ, 2015. 122 с.
- Запруднов А. М., Григорьев К. И. Современные особенности подростковой гастроэнтерологии // Педиатрия. 2011. Т. 90. № 2. С. 6–13.
- Ваганов Н. Н. Медико-социальные и организационные проблемы стационарной помощи детям в России: актовая речь. М., 2009. 27 с. Куликов А. М., Медведев В. П. Подростковая медицина: проблемы, перспективы // Вестник СПб МАПО. 2009. С. 83–93.
- Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 июня 2010 г. № 415 н.
Г. Р. Сагитова** , 1 , доктор медицинских наук, профессор
* ГБУЗ АО ОДКБ им. Н. Н. Силищевой, Астрахань
** ГБОУ ВПО Астраханский ГМУ МЗ РФ, Астрахань
www.lvrach.ru
—