Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Самооценке личности методика

Методика «самооценка личности» (О. И. Мотков) (модификация методики Б. А. Сосновского. См.: Сосновский Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979, с. 87-91)

Методика «самооценка личности» (О.И. Мотков)

(модификация методики Б.А. Сосновского.

См.: Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.

М.: Просвещение, 1979, с. 87-91)

Методика позволяет изучать общий уровень самооценки позитивного развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность.

Адекватность самооценки – это степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств, проявляющихся в переживаниях и поведении. Это ее реалистичность. Она обусловливается качеством работы особого личностного механизма — внутреннего программиста и регулятора жизнедеятельности. Реализм в самооценке позволяет человеку строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Поэтому адекватность самооценки можно считать одним из показателей гармоничности личности.

Обычно адекватность определяется путем соотнесения самооценки реального состояния личности с оценкой этих же качеств у некоей идеальной личности. Возможно и определение реальной выраженности качеств испытуемых с помощью экспертных оценок степени наличия этих качеств со стороны людей, хорошо знающих респондентов.

В варианте методики Б.А. Сосновского испытуемому предлагается список из 30 слов, определяющих некоторые качества личности. Опрашиваемый сначала должен ранжировать их по степени ценности, ориентируясь на свой идеал личности (ставя на 1 место наиболее ценное качество, затем на 2 место — чуть менее ценное, и т.д.). Затем он ранжирует эти качества по степени их выраженности у себя (на 1 место ставится наиболее выраженное качество, на 2 – чуть менее выраженное, и т.д.). Т.е. таким образом испытуемый оценивает свое РЕАЛЬНОЕ Я. Третий раз он ранжирует эти качества, оценивая их по степени проявления, демонстрации для других людей (Я ДЛЯ ДРУГИХ). Далее подсчитываются коэффициенты ранговой корреляции между получившимися тремя рядами рангов.

В представленном здесь варианте № 2 методики испытуемому предлагается список из 24 позитивных качеств личности, которые входят, по моему мнению, в характеристику «идеальной» личности (большинство из этих качеств не совпадает с «качествами личности» из списка Б.А. Сосновского, так как некоторые характеристики в его списке не являются, строго говоря, качествами личности, например, «знания», «умения», и, кроме того, предложенные им качества с трудом поддаются классификации).

24 качества личности группируются в следующие ФАКТОРЫ : нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия, общая самооценка позитивности развития личности.

Так как в этом списке представлены только положительные качества личности, то, при их оценке испытуемым по единой 5-балльной шкале, максимальную выраженность всех этих качеств можно считать полным самоотождествлением опрашиваемого с идеальной личностью, что будет указывать на явно завышенную самооценку, на наличие амбиций и отсутствие самокритичности.

Таким образом, открывается возможность изучения адекватности самооценки не по тесноте связи между рядами проранжированных качеств по критериям идеала Я, реального Я и Я для других, а по другому, более точному показателю общей выраженности самооценки позитивных качеств личности, который не требует от испытуемого проведения процедуры насильственного размещения (ранжирования) в общем-то примерно одинаково значимых и примерно равноценных качеств личности в ряд по убыванию их ценности. Такая процедура ранжирования достаточно искусственна и искажает реальное положение дел в личности опрашиваемых.

Мою гипотезу легко проверить, попросив испытуемых сначала оценить выраженность каждого из 24 качеств у себя на данный ближайший год жизни (выраженность реального Я), а затем – оценить выраженность этих качеств у некоей абстрактной идеальной личности (выраженность идеальной ЛИЧНОСТИ). Если у идеальной личности выраженность большинства качеств будет приближаться к 5 баллам, то, следовательно, эти примерно рядоположны по своей значимости и ценности, и их не имеет смысла ранжировать.

Конечно, и в новой процедуре оценки выраженности своих качеств по 5-балльной шкале есть свои минусы, как в любой методике, требующей от испытуемого самооценки качеств. Возможен крен в самооценках в сторону социальной и личностной желательности. Однако при введении, в ходе анализа результатов по методике, уровня псевдовысокой, завышенной и потому неадекватной самооценки, и последующем размещении таких данных ниже высокого, но адекватного уровня выраженности самооценки личности, такие случаи «злостных» ответов в сторону социальной желательности будут автоматически учитываться и соответственно оцениваться по стандартизированной методике определения уровня выраженности результатов.

Исходя из опыта работы с методиками, в которых самооценка личностных особенностей производится по 5-балльной шкале, псевдовысоким уровнем выраженности самооценки является диапазон от 4,51-4,71 балла до максимальной границы 5,00 баллов.

Говорить о низком уровне выраженности самооценки личностных качеств как о неадекватно заниженном уровне развития личности гораздо сложнее. Такая самооценка, конечно, не желательна, но может быть вместе с тем достаточно реалистичной, адекватной самооценкой. Здесь следует провести анализ ответов по каждому пункту списка качеств. Если по всем пунктам даны низкие самооценки, то это действительно может говорить о заниженной и неадекватной самооценке, так как человек априори не может быть «плохим» по всем личностным параметрам. Нужно искать причины таких тотально низких, неадекватно обобщенных, одинаковых по стилю, ответов (возможно, депрессивное состояние, самобичевание после сильной неудачи, и т.п.). Если же часть ответов все-таки на среднем или даже высоком уровне, а часть – на очень низком, что в итоге может дать усредненный общий низкий уровень, то в этом случае, при дифференцированных по уровню ответах, низкий конечный уровень самооценки будет адекватным, реалистичным отражением положения дел в собственной епархии личности.

Методика может использоваться испытуемыми, начиная с 12 лет. При объяснении некоторых понятий – и с более молодого возраста.

БЛАНК методики «самооценка личности» (О.И. Мотков)

Место работы (учебы)……………………… Дата обследования …………….

Оцените, пожалуйста, степень проявления у вас личностных качеств, составляющих приводимый ниже Список. Оценивайте ближайший год жизни. Выбирайте один ответ из пяти возможных, представленных в Шкале возможных ответов, ставя напротив оцениваемого качества соответствующую цифру в колонке с данным ответом. Отвечайте искренне. Сохранение тайны ваших ответов – профессиональный долг экспериментатора.

refdb.ru

Самооценке личности методика

В современном мире все большую роль играет проблематика становления регулятивных функций, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты для их реализации. Ключевое место среди причин, обуславливающих образование механизмов саморегуляции, принадлежит самооценке, которая определяет направленность и степень активности индивидуумов, становление их ценностных ориентаций, личностных целей и границы его достижений.

Анализ литературы показал, что современные авторы-психологи в последнее время все чаще выносят вопросы, которые имеют связь с изучением личностной направленности, ее самооценки, проблемой самоуважения, постоянства личности, на передний план. Так как такие явления для научного познания обладают сложностью и неоднозначностью, успех изучения которых, в большинстве своем, зависит от уровня совершенства используемых методик исследования. Интерес субъектов к изучению характерных свойств личности, таких как темперамент, самооценка, интеллект и т.д. — повлек за собой разработку множества методик для проведения исследования личности.

По результатам исследования самооценка может быть:

Оптимальной — человек правильно оценивает свои способности и возможности, относится к себе достаточно критически, реально смотрит на неудачи и успехи, ставит перед собой осуществимые цели. Оценку своих достижений он проводит не только со своей точки зрения, но и пытается предположить, как это выглядит в глазах других людей. То есть адекватная самооценка не допускает с одной стороны, переоценки, а с другой — излишней критичности к себе;

Неоптимальная — слишком завышенная или заниженная самооценка. Неадекватно завышенная самооценка приводит к тому, что человек идеализирует себя и свои возможности. Это чревато игнорированием неудач ради сохранения привычной высокой оценки себя и своих поступков. При этом человек отвергает все, что нарушает это идеалистическое представление, восприятие действительности искажается и отношение к ней становится не рациональным, а исключительно эмоциональным. Справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов деятельности — как несправедливо низкая. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.

Методики диагностики самооценки сегодня можно рассматривать во всем их многообразии, так как разработано множество различных приемов, методов, позволяющих проанализировать самооценку личности, базируясь на разных показателях. Поэтому психология имеет в своем арсенале целый ряд экспериментальных методик обнаружения самооценки индивида, ее количественной оценки и качественной характеристики. Методик самооценки личности, дающих 100% результат, пожалуй, не существует, но попытки их создания предпринимались неоднократно.

К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую (Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее). Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о собственном текущем и идеальном «Я». Коэффициенты, полученные в результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее количественном выражении. Рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день методики диагностики самооценки. Там же

Методика Дембо-Рубинштейн. Методика Дембо-Рубинштейн, названная по фамилиям авторов, помогает определить три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность и устойчивость. В данной методике обследуемому дается возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства. Методика Дембо-Рубинштейн отличается крайней простотой в проведении. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, здоровье, ум, характер, авторитет испытуемого. Верхний край соответствует состоянию, где, по мнению испытуемого находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

самооценка личность поведение адекватность

Испытуемому необходимо выдать специальный бланк, где изображено семь линий высотой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы (Приложение Б). При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Далее испытуемому предлагается обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где он может оказаться, объективно оценивая свои возможности. Сама процедура выполнение методики и подсчет результатов является основой для дальнейшего собеседования с испытуемым. Более того, в процессе собеседования может быть выявлена необходимость какой-нибудь еще шкалы. Ее также можно включить в исследование. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта — Москва: Флинта: МПСУ, 2013.

Данная методика может проводиться как фронтально — с целой группой, так и индивидуально. В первом случае необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин. В ходе проведения исследования следует учитывать абсолютно все комментарии участника процесса, сказанные по отношению к шкалам, полюсам и его расположения на шкалах. Специалисты убеждены, что внимательный анализ разговора способствует более верным и полным выводам о самооценке индивида, чем обычный анализ местоположения меток на шкалах (Приложение Б).

Методика С.А. Будасси. Методика анализа личностной самооценки по Будасси дает возможность проведения количественного анализа самооценки, а также выявить ее степень и адекватность, найти соотношение своего идеального «Я» и тех качеств, которые существуют в реальности. Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение, в основе которой лежит способ ранжирования. Она основана на положении о том, что личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов проверки выявляет занижение или завышение собственной оценки по сравнению с эталоном. Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными, независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны. Прикладная социальная психология. Под редакцией А. Н Сухова и А.А. Деркача. — М., Наука, 2001.

Стимульный материал представлен набором, состоящим из 48 свойств личности, например, таких как мечтательность, вдумчивость, развязность и др. Принцип ранжирования составляет основу данной методики. Цель ее заключается в определении связей среди ранговых оценок личностных свойств, входящих в представления о себе реальном и идеальном, в ходе обработки результатов. Степень связи определяется при помощи величины ранговой корреляции. Метод исследования Будасси основан на самооценивании индивида, которое может совершаться двумя способами. Первый — заключается в сопоставлении собственных представлений с реально существующими, объективными показателями деятельности. Второй — представляет собой сравнение собственной персоны с прочими людьми. Данная методика самооценки личности позволяет получить ее количественную характеристику, что может стать отправной точкой для развития у обследуемого адекватной самооценки на основе самопознания (Приложение В).

Тест Кеттелла. Шестнадцати-факторный личностный опросник американского психолога Кеттелла является практически самым распространенным анкетным методом оценивания индивидуально-психологических черт личности, который был создан в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Опросник Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 — 9 классов). Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «не знаю», «нет» (или «а», «в», «с»). Данный метод направлен на обнаружение сравнительно самостоятельных шестнадцати факторов личности. Каждый из таких факторов формирует несколько поверхностных свойств, которые соединены вокруг одной ключевой особенности. Фактор MD (самооценка) представляет собой дополнительный фактор. Средние цифры данного фактора будут означать наличие адекватной самооценки, ее определенную зрелость (Приложение Г).

Другие методики. Методика В. Щур под названием «Лесенка» способствует выявлению системы представлений детей о том, каким образом они производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Данная методика имеет два способа применения: групповой и индивидуальный. Групповой вариант проведения позволяет оперативно выявить степень самооценки у нескольких детей одновременно. Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав. Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя. Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

1-3 ступенька — это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька — это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька — это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность не уверена в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле. Средний уровень самооценки личности показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела. В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка — как несправедливо заниженная. Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей. Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

Также исследовать самооценку у детей можно с помощью следующих техник, таких как методика, разработанная А. Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки и метод самооценки Д. Лампена под названием «Дерево», модифицированный Л. Пономаренко. Эти методики ориентированы на определение степени самооценки малышей.

Тест, предложенный Т. Лири, предназначен для выявления самооценки путем оценивания поведения индивидов, близких людей, описания идеального образа «Я». При помощи этого метода становится возможным выявить превалирующий тип отношения к окружающим в самооценке и во взаимооценке. Опросник содержит в себе 128 оценочных суждений, которые представлены восемью типами взаимоотношений, объединяющихся в 16 пунктов, которые упорядочены по поднимающейся интенсивности. Метод выстроен таким образом, что суждения, ориентированные на определение какого-нибудь типа взаимоотношений, располагаются не подряд, а сгруппированы по 4 типа и через равное число определений они повторяются.

Методика проведения диагностики самооценки состояний психики, разработанная Г. Айзенком, применяется для определения самооценки таких состояний психики, как фрустрация, ригидность, тревожность, агрессивность. Стимульный материал представляет собой перечень состояний психики, свойственных либо не свойственных испытуемому. В процессе интерпретации результатов определяется характерный для испытуемого уровень выраженности изучаемых состояний. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. сост.Д.Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ-М, 2006. — 672 с.

Также к методам анализа самооценивания относят:

методику А. Липкиной под названием «Три оценки», при помощи которой диагностируется уровень самооценки, ее устойчивость либо неустойчивость, аргументация самооценки;

тест под названием «Оцени себя сам», который позволяет определить виды самооценки личности (заниженную, завышенную и т.д.);

методика под названием «Справлюсь или нет», ориентированная на выявление оценочной позиции. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.

В общем смысле методы диагностики ориентированы на определение степени самооценки, ее адекватности, на изучение общего и частного самооценивания, на выявление соотношения образов «Я» реального и идеального.

studbooks.net

Соломин Самооценка личности методика 2

АНКЕТА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

ИНСТРУКЦИЯ. Эта анкета предназначена для определения особенностей Вашего характера. Каждая из девяти строчек содержит одно незаконченное предложение и восемь возможных вариантов его завершения. Для каждого предложения выберите, пожалуйста, ОДИН, ДВА или ТРИ варианта его завершения, которые в наибольшей степени соответствуют Вашему представлению о себе, и отметьте клеточки, соответствующие этим вариантам.

1. Вы отличаетесь

Склонностью к пониженному настроению

Большой силой чувств и влечений

Скрытностью своих подлинных переживаний

Испытываете болезненные ощущения

Стараетесь показать себя

Испытываете чувство раздражения

Сомневаетесь при выборе решения

Ограничиваете свои контакты с окружающими

Легко увлекаетесь новым

Недостатком внимания окружающих

Уважением и признанием со стороны других

4. Вы стремитесь

Соответствовать требованиям окружающих

Вызвать интерес к себе

К немедленному достижению желаемого

К превосходству и первенству

Держаться в некотором уединении

5. Вам бывает трудно в ситуациях

Когда Вас не замечают

Когда Вас пытаются унизить

Угрозы, недостатка информации или времени

Вынужденного неформального общения

Большого количества запретов

Анализировать состояние своего организма

Жертвовать своими интересами

Нравиться себе и окружающим

Действовать быстро, не раздумывая

Преодолевать большое количество препятствий

Предварительно все обдумывать

К воображению и фантазии

Чувствуете усталость и слабость

Демонстрируете свои чувства

Не сдерживаете себя

Не слишком доверяете другим

Тревожитесь и испытываете неуверенность

Испытываете чувство одиночества

Радуетесь и веселитесь

Замечать слабые сигналы

Принимать ответственность на себя

Атаковать противника, разрушать препятствия

Предъявлять требования к окружающим

Соблюдать порядок и точность

Сосредоточиться на своих мыслях

Поддерживать широкий круг контактов

9. Ваше поведение подобно

Небольшой речке с низкими берегами

Очень глубокой реке с медленным течением

Извилистой речке с крутыми берегами

Стремительному и бурному горному потоку

Широкой полноводной реке

Разветвленной реке с большим количеством протоков и островов

Подземной реке или озеру

Быстрой и шумной речке

Обработка анкеты является очень простой. Каждый столбец, соответствующий варианту завершения предложения, представляет один из восьми типов акцентуаций личности. По каждому столбцу необходимо подсчитать количество отметок, то есть, выбранных вариантов завершения, и полученную сумму записать ниже соответствующего столбца. Тот столбец, который получил максимальное количество баллов, соответствует наиболее выраженному типу личности респондента.

Если оценка по одному или двум типам превышает оценку по другим типам, особенно, если эта разница составляет два балла или более, можно сделать предположение о наличии акцентуации личности. При этом в зависимости от выявленного типа акцентуации или комбинации из двух типов можно рекомендовать или не рекомендовать для профессионального обучения и деятельности определенные профессии (Таблица 9).

Если по одному или двум типам личности не получено перевеса оценок, то, вероятно, респондент не принадлежит ни к одному из данных типов акцентуаций. В этом случае поведение человека является гибким, определяется не столько привычными способами реагирования, сколько содержанием ситуации и внешними обстоятельствами. И тогда профессиональный выбор человека не может быть ограничен типом личности, а должен обусловливаться другими данными, например, уровнем и типом интеллектуальных способностей, содержанием профессиональных интересов и т.д.

Особым показателем анкеты является суммарное количество выбранных пунктов по всем восьми столбцам. Если во всей анкете выбрано менее 15 вариантов завершений предложений, то есть, сумма баллов по всем типам составляет от 9 до 14, можно предположить наличие защитной реакции клиента в ответ на ситуацию анкетирования, стремление скрыть психологические особенности своей личности, крайнюю осторожность и сдержанность в выборе ответов.

Таблица 9. Оценка степени соответствия различных профессий разным типам личности.

freedocs.xyz

Гипотеза 3. Результирующий уровень гармоничности личности детерминируется одновременно как внутренними психологическими факторами личности, всей психики и физическими особенностями всего организма (складом темперамента и характера, физическим здоровьем, гормональным балансом и т.п.), так и внешними социальнопсихологическими факторами стиля педагогического руководства классного руководителя, стиля семейного воспитания, а также и природными характеристиками среды обитания. И скорее правы В. Штерн (теория двух факторов), А. Бандура (взаимный детерминизм), вообще весь интеракционистский подход в психологии, включающий и психогенетические исследования (Р. Пломин, Матенимладший, Леолин, Бушар и др.)., в том, что в обобщенном плане существует примерно равное влияние внутренних и внешних факторов на развитие личности и поведение.

Я склоняюсь к справедливости в целом гипотезы 3, хотя понятно, что в различные возрастные периоды и этапы жизни могут сильнее проявляться то внутренние, то внешние факторы, то одни внутренние тенденции, то другие. Мы не можем не учитывать новейшие факты психологии развития о том, что с возрастом влияние генотипа растет, особенно на показатели интеллекта и темперамента (Психология развития. Ред. Т.Д. Марцинковская. М. : Академия, 2001, с. 183191). Видимо, верно, что любой акт поведения всегда определяется взаимодействием генотипа и среды. Поэтому при исследовании сложных, интегральных характеристик личности необходимо учитывать влияние на них как внутренних, так и внешних факторов. Лучше не торопиться делать односторонние выводы, часто не соответствующие более широкому объему современных данных, о подавляющем влиянии какогото одного типа факторов, например, социальной среды, на развитие личности или какоголибо ее аспекта (что до сих пор имеет место в нашей психологии).

Наряду с учетом уже изученных факторов, необходимы дополнительные исследования оценки стиля семейного воспитания со стороны самих родителей, других родственников, и стиля руководства педагога со стороны других педагогов и его самого. Тогда, если более высокой комплексной оценке этих стилей воздействия на учащихся будет соответствовать более высокий уровень гармоничности их личности, то можно осторожно предположить, что эти стили существенно влияют на развитие их гармоничности. Однако это может быть справедливо лишь в отношении группы ребят с примерно одинаковой высокой гармоничностью и одновременно с совершенно разными по выраженности базовыми характерологическими особенностями личности.

Но если окажется, что высокая гармоничность личности обнаруживается гораздо чаще у учащихся с более благоприятными внутренними психологическими и физическими факторами (например, с более высокой экстраверсией и лабильностью) при примерно одних и тех же благоприятных внешних социальных и природных условиях, то это будет доказательством обратного – более сильного преобладающего влияния внутренних факторов на развитие и выраженность гармоничности личности школьников.

На разных возрастных этапах психического развития могут преобладать то внешние, то внутренние факторы, но действовать они, тем не менее, всегда будут вместе.

Литература Бернс Р. Развитие Яконцепции и воспитание. М., Битянова Н.Р. Психология личностного роста: Практ. пос. по проведению тренинга. М., БОРОЗДИНА Л.В. Что такое самооценка /Психол. ж., 1993, Т. 13, № БРАТУСЬ Б.С. с соавт. Механизм самооценки и его влияние на поведение /Психол. проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М., Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарьсправочник по психодиагностике. СПб, Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга, 1998, 144 с.

Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара: БахрахМ, 2000 (Эксперимент, Тестирование, Проективные методики и др. методы. Бурдон, ШТУР, ДДО, ЛД, МиниМульт, Спилбергер, Несуществующее животное, Незавершенные предложения Сакса и Леви, Психогеом. тест, Аутосоциометрия, С. 227230 Самооценка) Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс 1999 – 384 с.

8. ДЖАГИТЯН Л.А., НОВИЧКОВА М.В. Влияние оценки окружающих на самооценку личности. Курс. работа студенток 3 к. в\о ИП РГГУ. Рукль О.И. Мотков. М., 2003 (20 ч. – 9 класс, 20 ч. – класс, родители – 40 ч., 2 класс. рукля. Обычная школа № 341 Москвы. Методики: «Самооценка способностей» и «Самооценка личности», вар. 1, О.И. Мотков) 9. ДЖЕМС У. Личность/Психология самосознания. Хрест. Ред.

сост. Райгородский Д.Я. Самар: Бахрах, 2000; 672 с. С. 7 ЕГОРОВА М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М.: Socio Logos, ЕГОРОВА М.С. Исследие темперамента в возрастной генетике поведения/Малых С.Б. (ред.) Генетика поведения: количественный анализ психол. и психофизиол. признаков в онтогенезе. М., 1995. С. ЕГОРОВА М.С. с соавт. Генотип. Среда. Развитие// Монография коллект. М.: ОГИ, 2004 – 576 с.

Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, зелигман м.э.п. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. М.: Вече, 1997, 432 с. (С. 318 Оптимистичная жизнь. С. 407 – Гибкий оптимизм… С. 426 – оптимизм с открытыми глазами. Мы должны иметь возможность пользоваться в случае необходимости острым чувством реальности пессимизма, но так, чтобы не позволить втянуть нас в его черную тень. Тест на уровень оптимизма с. 56, для взрослых 48 вопросов. Тест на депрессию Л. Радлофф 20 вопросов. Теория приобретенной беспомощности. Когнитивные Психотерапии А. Эллиса и А.Т. Бека, Д. Вольпе. Тест на оптимизм для детей от 8 до 13 лет CASQ «Вопросник для оценки стиля у детей» 48 ?. Техника CAVE Анализ содержания словесных объяснений. Модель НМП Неприятность. Мнение. Последствия) КЛАЙН П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. Киев, 1994; 285 с.

ЛИПКИНА А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976, 64 с.

Митавская В.В. Психол. особенности больных с соматоформной патологией (исслие качества жизни, психол. благополучия и личност. особенностей)». Диплом. работа. М.: ИП РГГУ,2002. Рук. Т.Д. Шевеленкова (Шкалы психол. благополучия SF36 – К.Д. Рифф, 84?; Опросник структуры характера и темперамента Клонинжера – 125?; Методика оценки воздействия болезни и симптомов МОБиС – круги на листе Яболезнь, Ясемья, Яработа; Опросник здоровья – 11?) (Качество жизни как субъективная оценка степени удовлетворенности жизнью… у больных снижено. Снижены покли психол. благополучия. Нет целей на будущее. Чувствуют себя неспособными изменить самостоятельно свою жизнь. Трудно быть открытыми, проявлять симпатию…Негативное отношение к миру других людей. На 1 месте – болезнь. Повышенные осторожность. робость, конформизм, тревожность, предусмотрительность…У соматических больных на 1 месте – работа и семья. C. 65 …чем ниже покли по шкале здоровья, тем ниже покли автономии, контроля над окруж. средой, самопринятия, личност. роста и позитивных отношений с окружающими. С. 6566 …чем ниже покль общего здоровья, тем больше выражены у чел. чувство стагнации (ниже личностный рост), отсутствие интереса к жизни, неспособность изменять прежние установки и способы поведения под влиянием нового опыта, отсутствие целей и планов на будущее) Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практ. пос. М., 1993 97 с. (методики изучения базовой и прижизненно образующейся личности, самооценки способностей, изучения памяти, внимания, пространственного воображения, мышления – Игра «5» и др., Задачи на пространственное воображение, матрицы Равена) МОТКОВ О.И. Методика «Самооценка личности», вар. 1 и 2. М., 2003. (http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm) Изучаются позитивные факторы личности: Нравственность, Воля, Самостоятельность и чувство реальности, Креативность, Гармоничность, Экстраверсия, Общая самооценка развития личности. Описание содержит средние данные, описание исслия самооценки учащихся 8 и 10 классов г. Москвы и связей факторов самооценки с общим показателем, с Экспертной оценкой тех же факторов личности со стороны матерей учся – определение валидности методики, с оценкой учащимися стилей педагогич. руководства класс. руководителя и семейного воспитания. Даны 3 возможные гипотезы детерминации уровня гармоничности личности).

ОСНИЦКИЙ А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. М.Нальчик: ЭльФа, 1996; 126 с. (С. 56 – Опредие харк соц. адаптации. С. 66 – Оценка учся своей самостоятельности (СамОС). С. 70 – Дигностика сформирсти умений саморегуляции деятельности. С. 88 – Тест для профес. ориентирования …) Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности/В кн. «LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути». Сост., ред. А.А. Кроник. М.:ПрогрессКультура, 1993, с. 107114 (Тест «Индекс жизненной удовлетворенности», его связи с САН и др. тестами) ПЛОМИН Р. Среда и гены. Что определяет поведение? /Детство идеальное и настоящее: сб. работ совр.западных ученых. Ред. Е.Р. Слободская. Новосибирск: Сиб. Хронограф, 1994; с. 71 – Практическая психодиагностика./Ред.сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998, (с. 457464 методика СПА диагностики Соц.Психол. Адаптации РоджерсаДаймонда. Покли: Адаптивность Дезадаптивность, Лживость, Принятие себя Непринятие себя, Принятие других Непринятие других, Эмоцион. комфорт Эмоц. дискомфорт, Внутр. контроль Внешний контроль, Доминирование Ведомость, Эскапизм. Здесь же: с. 171173 Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана; c. 121 EPQ (PEN) Айзенка; с. 17 – тест САН; с. 59 шкала самооценки СпилбергераХанина; с. 92 – тест Люшера; с. 141 – тест ТФАР Айзенка; с.240 – тест Кеттела; с. 288 – тест УСК Д. Роттера; с. 418 – методика Рене Жиля; с. 436 – методика PARI Шеффер и Белла; с. 451 – тест Варга и Стодина; с. 470 – тест Томаса; с. 492 – Психогеом. тест Деллингер, и др.) ПРИХОЖАН А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М.: Сфера, ПРИХОЖАН А.М. Тревожность у детей и подростков: психол. природа и возрастная динамика. М.Воронеж: МПСИМОДЭК, 2000, 304 с. (с.11 …нормальный (оптимй) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Чрезмерно высокий уровень рассмся как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения…) ПСИХОЛОГИЯ подростка. Хрест. Сост. Фролов Ю.И. М.: МГУРПА, РАВИЧЩЕРБО И.В. с соавт. Психогенетика. М.: Аспект Пресс, 1999; 447 с. (С. 238250 Глава Х. Психогенетические исслия темперамента) РЕМШМИДТ Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, Роджерс Н. Творчество как усиление себя.//Вопросы психологии 1990 г.№1,с. Самоукина Н.В. Психология оптимизма. М.: Инт психотерапии, 2001, 240 с.(Стресс достижения, … общения, …потери, …однообразия, Строительство себя и своей жизни, Лечение радостью, и др.) 29. СОКОЛОВА И.С. Темперамент и гармоничность. Гендерный аспект. Курс. Работа, 2 к. д\о ИП РГГУ. Руковль О.И. Мотков. М., (40 студентов=20М + 20Ж моск. ВУЗов, 12 курсы, ср. возраст 18,3 лет. Методики: ИТО Л.Н. Собчик, «Базовые стремления» и «Психол. культура личности» О.И. Моткова, демографическая «Анкета знакомства» 18 п.

(ОМ – ВЫВОД Во многом наследственно обусловленные свойства темперамента – экстраверсия, лабильность, спонтанность и агрессивность – позитивно влияют в юношеском возрасте на реализацию базовых стремлений и становление психол. культуры, способствуя тем самым созданию гармоничного базового состояния личности и психологически оптимальному протеканию жизни. Интроверсия и тревожность, наоборот, в основном негативно влияют на удовлетворение базовых потребностей и на развитие психол. культуры, тормозя их реализацию и становление).

knigi1.dissers.ru

Самооценка (конспект урока)

способствовать осознанию и осмыслению собственного «Я», развитие рефлексивности и навыков самоанализа.

— сформировать понятие о самооценке и ее видах;

— показать влияние самооценки на процесс общения;

— определить самооценку учащихся;

— способствовать формированию адекватной самооценки;

снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.

Сегодня мы поговорим о отношении человека к самому себе.

Просмотр выпуска Ералаша «Необыкновенный концерт» (обсуждение)

— Как вы думаете, почему мальчик боится выйти на сцену?

— Каких черт характера ему не хватает?

— Как мальчик оценивает себя как личность?

2. Проведение тестирования «Изучение общей самооценки» (опросник Казанцевой Г. Н). Приложение 1

Работа в группах (составление таблицы)

Ребята делятся на три группы и обсуждают плюсы и минусы каждого уровня самооценки, затем совместное обсуждение в классе и заполнение таблицы.

4. Работа в группах

1. Разбившись на группы, подумайте, какие факторы влияют на формирование самооценки человека?

— успеваемость, успехи в учебе;

2. Каждая группа получает карточку с заданием:

Ваш друг считает себя неудачником и никчемным человеком. Как можно помочь повысить его самооценку?

Согласны ли вы с высказыванием «Как человек относится к себе, так к нему относятся окружающие»

Согласны ли вы с высказыванием: «Чрезмерная уверенность в себе становится причиной больших бед»

5. Практические упражнения.

Упражнение «Мои сильные стороны»

В течение 5 минут составьте список всех своих хороших качеств, всех своих достоинств. Напишите все то, чем гордитесь!

Обсуждение: Трудно ли вам было составит список? Какие чувства вы испытывали, когда делились с ребятами своими записями? Что нового вы узнали о себе?

На листе бумаги напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д.

Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются учителю. Он зачитывает, класс отгадывает — кто это.

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

Конспект урока по психологии для старшеклассников

Цель урока: способствовать осознанию и осмыслению собственного «Я», развитие рефлексивности и навыков самоанализа.

— сформировать понятие о самооценке и ее видах;

— показать влияние самооценки на процесс общения;

— определить самооценку учащихся;

— способствовать формированию адекватной самооценки;

— снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.

1. Как нужно относиться к себе? Как вы понимаете, что такое самооценка?

Просмотр выпуска Ералаша «Необыкновенный концерт» (обсуждение)

2. Проведение тестирования «Изучение общей самооценки» (опросник Казанцевой Г.Н). Приложение 1

3. Обсуждение с ребятами, что значит завышенный, заниженный, адекватный уровень самооценки?

Работа в группах (составление таблицы)

Уверенность в себе;

Возможность добиться успехов в карьере

Эгоистичность, проблемы в общении, обидчивость и тд

Человек ведет себя скромно, не «выскочка»

Человек положительно относится к себе, знает свои сильные и слабые стороны

4. Работа в группах

1. Разбившись на группы, подумайте, какие факторы влияют на формирование самооценки человека?

— родительская самооценка достоинств ребенка;

— количественный состав детей в семье;

2. Каждая группа получает карточку с заданием:

Ваш друг считает себя неудачником и никчемным человеком. Как можно помочь повысить его самооценку?

5. Практические упражнения.

Упражнение «Мои сильные стороны»

А теперь объединитесь в группы по 3 — 4 человека и обсудите свои записи. Участники группы могут дополнять список, задавать уточняющие вопросы. НО нельзя критиковать!

Обсуждение: Трудно ли вам было составит список? Какие чувства вы испытывали, когда делились с ребятами своими записями? Что нового вы узнали о себе?

Мы будем отгадывать человека по описанию его личностных черт.

На листе бумаги напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д. Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются учителю. Он зачитывает, класс отгадывает — кто это.

6. Домашнее задание.

Письмо себе любимому. Нужно написать письмо самому близкому вам человеку. Самому себе. Напишите все то, что вы в себе любите, чем гордитесь, чем вы отличаетесь от других.

videouroki.net


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *