Рубрика «Учебно-воспитательный процесс»
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Стандарты второго поколения ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления.
Создание ситуации успеха на уроке и во внеурочное время
В настоящее время школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Как сделать, чтобы ученик сам добывал знания, применял активные формы познания? Необходимо мотивировать, заинтересовать учащихся.
Что подарить учительнице на день рождения
Многие из учителей, особенно классные руководители, становятся для детей очень близкими людьми. И в день рождения хочется порадовать их не банальным, а нужным и интересным подарком. Что же можно подарить в такой праздник любимой учительнице?
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для 1 класса
Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для 1 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МКОУ «С(К)ОШ».
Организация и проведение дистанционного урока в современной школе
В работе представлены: определения понятия «дистанционный урок», характеристика типов дистанционных уроков, требования к дистанционному уроку, правила его поведения, а также алгоритм разработки и структура дистанционного урока. В качестве примера приведен конспект дистанционного урока окружающего мира во 2 классе.
Семинар для классных руководителей на тему «Ребёнок в безопасном мире»
- 2 февраля 2017
- 998
- 4 января 2017
- 3194
- 1
- 13 декабря 2016
- 1534
- 24 октября 2016
- 1225
- 17 октября 2016
- 1266
- 0
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
- Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
- Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
- Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
- «Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
- Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал.
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:
Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
О — олицетворяет справедливость
Л — луна, черный пудель и «чертовщина»
А — антипод Иешуа
Н — не абсолютное зло
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
pedsovet.su
Урок 8. Мордашки-смайлики.
Итак, сегодня в центре внимания снова смайлики. Но. смайлики необычные: во-первых, это смайлики-животные, а во-вторых, это совершенно разные животные на основе одинаковых элементов, в основном, эллипсов.
В результате выполнения урока у вас должен получиться вот такой набор смайликов:
Включите «умные» направляющие: View->Smart Guides(Ctrl+R)
Выберите инструмент Elipse Tool (L)
Нарисуйте им вот такой эллипс:
Сверху него нарисуйте второй, начиная рисовать из центра предыдущего (умные направляющие подсветят его словом «center» при наведении на него мышкой). Чтобы рисовать симметрично из цента, удерживайте Alt на клавиатуре:
Расположите верхнюю фигуру под ранее нарисованным эллипсом командой: Ctrl+[(так же эту команду можно выполнить, щелкнув правой кнопкой мыши по фигуре и выбрав пункты Arrange->Send Backward):
Сместите эту фигуру немного выше:
Теперь надо обрезать нижнюю часть, для этого нам потребуется палитра Window->Pathfinder:
Нарисуйте прямоугольник поверх всех фигур и, выделив одновременно нижний эллипс и прямоугольник, щелкнике по кнопке «вычитания» в палитре Pathfinder:
Если у вас, как и у меня Illustrator CS3, то вам понадобится еще нажать кнопку «Expand» на палитре Pathfinder, если же у вас версия выше CS3 (например, CS5), то кнопку нажимать не надо:
Фигура снова оказалась сверху, отправьте ее снова назад уже знакомой вам командой Arrange->Send Backward (Ctrl+[):
Должно получиться что?то вроде такого:
С помощью того же эллипса со сплошной черной заливкой нарисуйте один глаз:
Теперь нужно скопировать его симметрично относительно центра иллюстрации. Выберите инструмент Selection Tool(V), черную стрелочку:
Теперь возьмите инструмент Reflect Tool (O):
Наведите курсором на нижний эллипс. Постарайтесь наводить на центр фигуры. Как только курсор окажется над центром, появится слово «center» (это только в том случае, если в начале урока вы включили «умные направляющие»):
Щелкните в этом месте левой кнопкой мыши, тем самым вы обозначите «центр вращения» и с зажатыми клавишами Alt и Shift переместите черный эллипс на правую часть смайлика:
Это странное нечто как раз и будет основой для всех смайликов-мордашек:
Первым я нарисую коровко-смайлик. Для начала пририсуем ноздри, точнее пока одну ноздрю. Выберите инструмент Pencil Tool (N):
И нарисуйте контур, похожий на перевернутую каплю:
Кликнув правой кнопкой мыши на нарисованной закорючке, вызовите всплывающее меню и выберите пункт «Join» для того, чтобы замкнуть контур:
Теперь при помоши «белой стрелочки» — Direct Selection Tool (A) — поправьте форму контура:
Раскрасьте контур сплошной черной заливкой:
Черной стрелкой переместите «ноздрю» на нужное место и переверните ее. Для переворота и трансформирования фигур используется инструмент Selection Tool (V): если выделить фигуру черной стрелочкой и подвести курсор к любому угловому маркеру появится значок поворота и фигуру можно будет повернуть на любой произвольный угол относительно центра:
Если навести курсор на такой же маркер, то появится другой значок и фигуру можно будет трансформировать:
Следующим шагом будет копирование полученной фигуры относительно центра, точно так, как было с рисованием глаз. И последовательность действий будет та же: Выделить объект (или не снимать выделения), выбрать инструмент Reflect Tool (O):
Найти центр «носа»:
Скопировать объект с зажатыми клавишами Alt и Shift на левую часть смайлика:
Коровко-смайлику явно не хватает рогов. Нарисуйте один так же, как рисовали ноздрю, при помощи инструмента Pencil Tool (N), не забудьте замкнуть контур и отредактировать кривую до нужной формы. Примерно, вот так:
Скопируйте этот рог симметрично относительно центра, как и предыдущие элементы:
При помощи тех же самых действий, с помощью которых рисовали рога и нос, нарисуйте ухо прямо под рогом:
Для того, чтобы дорисовать внутреннюю часть уха скопируйте имеющийся контур: для этого выделите его черной стрелочкой и нажмите Ctrl+C, либо выберите Edit->Copy:
И вставьте копию на то же самое место: либо Ctrl+F, либо при помощи меню Edit->Paste in Front:
На первый взгляд, ничего не изменилось, но на самом деле теперь у нас есть два контура, лежащих друг над другом. Не снимая выделения, уменьшите верхнюю копию:
И перекрасьте ее в черный цвет и, если нужно, немножко поверните:
Выделите обе фигуры черной стрелочкой и объедините части уха в одну группу: щелкните правой кнопкой по выделенным объектам и выберите пункт «Group» (Ctrl+G):
И скопируйте ухо на правую часть рисунка уже знакомым способом при помощи Reflect Tool (O):
Теперь нарисуем улыбку. Для этого выберите инструмент Pen Tool(P).
Поставьте точку примерно посередине мордочки и потяните немного вправо по горизонтали:
отпустите направляющую и поставьте следующую точку правее и выше и потяните направляющую вверх:
Получилась улыбочка. В настройках вида линии в верхней панели (Stroke) сделайте окончания линии закругленными:
Cделайте копию полученной дуги, переместите ее в верхний угол улыбки:
Выделите об части улыбки, немного поверните и, если нужно, трансформируйте — уменьшите или увеличите:
Теперь у нас есть очень милый коровко-смайлик:
Почему?то в этот момент я решила, что смайлику не хватает бровей. Для них я скопировала одну из ноздрей (как бы глупо это не звучало). Самый быстрый способ скопировать объект — выделить его черной стрелочкой (Selection Tool) и переместить его с зажатой клавишей Alt:
В очередной раз поверните полученный объект, уменьшите его и отразите по горизонтали относительно центра иллюстрации:
Теперь нужно раскрасить картинку, для этого найдите палитру Swatches. Если в рабочем пространстве ее нет, то ее можно включить с помощью меню Window-> Swatches:
Раскрасьте смайлик коричневыми цветами из палитры по?умолчанию. Для этого выделяйте нужный объект, а потом просто кликайте на квадратик нужного цвета в палите. По?моему, получилась очень милая мордашка:
Не хватает только огонька в глазах. Добавьте блики на глаза, нарисовав на них по паре белых эллипсов в каждом:
Один смайлик готов, теперь будем рисовать второй, на этот раз бегемото-смайл. Выделите все элементы картинки, нажав комбинацию Ctrl+A:
Теперь нажмите Alt и переместите коровко-смайлик вправо, тем самым скопировав его:
Удалите на полученной копии лишние элементы вроде рогов, ушей и ноздрей, перекрасьте оставшиеся элементы в бегемото-цвета и нарисуйте рядом круг, из которого будем делать ухо:
Теперь выберите инструмент Convert Anchor Point Tool (Shift+C) из группы инструментов Pen:
Щелкните левой кнопкой мыши по нижней точке только что нарисованного круга, чтобы удалить у этой точки направляющие:
Создайте копию полученной фигуры (Ctrl+C), вставьте копию на тоже самое место (Ctrl+F), уменьшите ее, и покрасьте в более темный цвет, получится ухо:
Сгруппируйте обе части уха (Ctrl+G), переместите его «на место» и скопируйте относительно центра бегемото-смайла:
Пришло время рисовать бегемоту зубы. Для этого выберите в палите Swatches самый светлый серый цвет (серый, потому что смайлик наш на белом фоне, а белый на белом мало заметен) и возьмите инструмент Rounded Rectangle Tool:
И начните рисовать бегемоту зуб, зажав левую кнопку мыши:
Радиус скругления углов такого прямоугольника можно изменять прямо в процессе рисования: просто удерживайте Ctrl и нажимайте втрелки «вверх» и «вниз» на клавиатуре: кнопка «вверх» увеличивает радиус скругления, а «вниз», соответственно уменьшает. Как только форма станет подходящей, отпустите кнопку мыши.
Поместите нарисованный зуб в самый низ иллюстрации: выделите его инструментом Selection Tool(V), нажмите правую кнопку мыши, во всплывающем меню выберите Arrange->Send to Back (Shift+Ctrl+[):
Получился однозубый бегемот:
Выделите этот зуб черной стрелочкой и отразите его по горизонтали относительно центра смайлика при помощи инструмента Reflect Tool (O) (в который раз уже):
Следующий на очереди нос, а точнее ноздри. Нарисуйте круг темно-серого при помощи инструмента Elipse Tool (L), чтобы получилась идеально ровная окружность, при рисовании удерживайте клавишу Shift:
Выберите инструмент Scissors Tool (C):
Наведите курсором на левый маркер окружности и кликните левой кнопкой мыши, тем самым разрежьте контур:
Сделайте тоже самое с правым маркером:
Получилось два отдельных объекта. Выделите нижний черной стрелочкой:
и удалите его, нажав кнопку Delete на клавиатуре. Верхний полукруг замкните с помощью команды Join:
Теперь создайте темный полукруг поверх только что нарисованного, тем же способом, каким рисовали ухо (копировать-вставить-трансформировать):
Сгруппируйте оба объекта (Ctrl+G):
Не снимая выделения с группы, вызовите окно эффекта Effect->Warp->Arc:
Поставьте в открывшемся окошке галочку «Preview», чтобы видеть результат применения эффекта и подвигайте ползунки до тех пор, пока не получится вот такая форма:
Нажмите кнопку «Ok». И выполните команду «Object->Expand Apperance»:
Поставьте полученную ноздрю «на место»:
и скопируйте ее на вторую половину бегемото-смайла:
Теперь будем рисовать медведо-смайлик. Для этого скопируйте бегемота и с копии удалите все бегемото-элементы: уши, ноздри и клыки. А потом перекрасьте оставшиеся элементы основы в коричневые медведо-цвета:
С помощью двух кругов, которые вы нарисуете уже знакомым инструментом Elipse Tool (L) нарисуйте медведо-ухо:
Сгруппируйте круги (Ctrl+G) и переместите ухо «на место»:
Копированием создайте второе ухо симметрично первому:
При помощи того же инструмента по рисованию эллипсов нарисуйте мишке удивленный рот:
А потом, при помощи пера – Pen Tool(P) – пририсуйте ему нос:
Итак, у нас уже есть три зверушко-смайлика:
А теперь домашнее задание: при помощи изученных инструментов и команд в этом уроке нарисуйте вот такой обезьянко-смайлик:
В результате выполнения урока у вас должен получиться вот такой набор смайликов-животных:
stockers.ru
«Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях фгос»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 города Белово»
«Целеполагание и рефлексия
как этапы современного урока
в условиях ФГОС»
учитель начальных классов
Целеполагание на уроках в начальной школе………………………. 3-4
Приемы целеполагания ………………………………………… 5-6
Организация рефлексии на уроках в начальной школе ……………. 6-7
Место рефлексии на уроке …………………………………….. 7-8
Классификация рефлексии ……………………………………. 8
Приемы организации рефлексии на уроке
Рефлексия настроения и эмоционального состояния ………. 8
Рефлексия деятельности ………………………………………. 8-12
Рефлексия содержания учебного предмета …………………. 12
Этапы обучения рефлексии ……………………………………….….. 12
Приемы целеполагания ……………………………………….. 15-17
Применение рефлексии на различных этапах
учебной деятельности …………………………………….…. 18-19
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» —пишет Надежда Егоровна Щуркова.
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
основная форма учебного процесса
«логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса».
«педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся».
и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос.
Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат.
Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время являясь ее продуктом и носителем.
Итак, нам предстоит разобраться в том, что же такое современный урок. В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»:
-современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;
-современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Целеполагание на уроках в начальной школе
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
2.1. Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Цели должны быть:
реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
соотносимы с типом и содержанием урока
Обучающие цели-урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
Воспитывающие цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,выразить свое отношение…
прививать, укреплять. навыки;
Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать мелкую моторику рук,
развивать умение ориентироваться на местности.
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?
2.2. Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Проблема предыдущего урока.
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
подход к целеполаганию
Целеполагание «от ученика»
ознакомить учащихся с …
воспитывать интерес к предмету
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Организация рефлексии на уроках в начальной школе
Так же обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь
Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.
3.1. К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную — рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
коррекционную — побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
3.2. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
3.3. Классификация рефлексии:
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности:: индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел — не успел, легко — тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).
4. Приемы организации рефлексии на уроке
4.1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. Использование различных изображений:
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
4. Эмоционально-художественное оформление.
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;
«Я похвалил бы себя…»;
«Особенно мне понравилось…»;
«После урока мне захотелось…»;
«Сегодня мне удалось…»;
«Каким было общение на уроке?.
Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
доволен / не доволен
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Рефлексия «Плюс – минус – интересно».
Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
5. Оценочная лесенка
Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий
6. «Бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак
7. На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
Ученикам дается задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза — внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец — мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
12. «Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
1. понял материал
2. узнал больше, чем знал
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
4.3. Рефлексия содержания учебного предмета
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
2. «Волшебный мешочек»
Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения
— анализ своих успехов
2 этап – анализ работы одноклассников
3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.
Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.
Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной и рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.
Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
— Каковы результаты моей деятельности?
— Как я этого достиг?
— Можно ли сделать лучше?
— Что я буду делать дальше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Некоторые приемы целеполагания
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?» построили план действий:
1. Повторить знания об имени прилагательном.
2. Определить, с какими частями речи сочетается.
3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока » Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», «Прямоугольник».
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе «Число и цифра 6».
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Например: тему урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме «Двузначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока «Дикие животные».
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока «Насекомые».
– Прослушайте и запомните ряд слов: «Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка».
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:
С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.
2. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками» предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?».
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме «Деление на двузначное число» для самостоятельной работы предлагается ряд выражений:
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
«На запоминание и воспроизведение»:
— Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
— Отсроченная отгадка. Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? «нце одного из уроков по числительному можно задать вопроси слова, «вится удивительным. как удивительное. тодической литерату» Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.
«На понимание и синтез»:
—Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.
«На понимание и применение»:
— Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.
— Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 3-4 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности
gigabaza.ru
—
Цель семинара: повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.
Обучение и воспитание в начальной школе по методике Монтессори
Многие родители не имеют представления о существовании этого направления в педагогике. Давайте поговорим о всех преимуществах, особенностях методики Монтессори.
Месячник психологического здоровья обучающихся
Цель месячника: реализация превентивных психолого-педагогических мер, направленных на формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни среди детей и подростков.
Правильно подобранные школьные стулья – залог успеваемости и здоровья учеников
Приобрести качественные и недорогие стулья школьные предлагает компания Витал. Школьная мебель от производителя отличается высоким качеством и проходит строгий контроль.
«ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности»
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся; мониторинг их достижений.
www.o-detstve.ru
Самооценка на уроке «Смайлики»
Номер материала: ДВ-021871
Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Вы первый можете оставить свой комментарий
Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей
Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность
Сертификат о создании сайта
Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта
Грамота за использование ИКТ в работе педагога
Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту
Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне
Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство
Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»
Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту
Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»
Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту
Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»
Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.
infourok.ru
Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Рефлексия содержания материала
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.