Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии
Книга может быть интересна патопсихологам, психологам и всем интересующимся проблемами личности.
Соколова Елена Теодоровна – профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор.
* 2004 – заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова
* 1996 – профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
* 1992 – доктор психологических наук (медицинская психология — 19 00 04). Диссертация: «Особенности самосознания и невротическом развитии личности».
* 1984 – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
* 1971 – кандидат психологических наук ( медицинская психология — 19 00 04). Диссертация: «Влияние нарушений личностного компонента деятельности на процесс восприятия».
* 1982 — 1993 – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова;
* 1980-1987 – старший научный сотрудник психологической семейной консультации при факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и НИИ психологии АПН;
* 1976 — 1982 старший преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова;
* 1971- 1976 младший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
* проективные методы исследования личности
* Монографии: «Мотивация и восприятие в норме и патологии»1976, «Проективные методы исследования личности», «Самосознание и самооценка при аномалиях личности», 1989.
* Учебные пособия: «Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях» 1995, «Общая психотерапия» 2001, «Психология нарциссизма» 2001, «Психотерапия: теория и практика» 2002.
www.twirpx.com
Первый момент отражен уже в знаменитой формуле У. Джемса:
Одному человеку невыносимо стыдно, что он — вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районных соревнованиях. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Правомерность формулы Джемса доказывается не только житейским опытом, но и множеством специальных экспериментов, показывающих, что удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом своих способностей.
Но процесс социального сравнения является двусторонним. Индивид воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других — по себе. Возникает вопрос: когда «другой» служит прототипом «Я», а когда, наоборот, «Я» служит отправной точкой, референтом восприятия «другого»? Хотя самопознание всегда считалось трудным, люди обычно считают, что о себе судить легче, чем о других, и больше доверяют таким суждениям, особенно если речь идёт о внутренних состояниях, мотивах и т. и. Отсюда и пословица: «Чужая душа – потемки». По то, что кажется нам «непосредственным знанием себя», в действительности есть итог сложною процесса атрибуции (приписывания себе определенных свойств).
Хотя частные самооценки являются важными индикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о структуре и динамике самосознания личности в целом. Чтобы схватить человеческое «Я» в его единстве, нужно гораздо более сложные исследования и теоретические модели.
2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на
Анализ литературы показывает, что у физически неполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межличностного восприятия и общения, а также трудности самопринятия. А. Стункарт и М. Мендельсон на основе интервьюирования 94 человек утверждают, что тучные люди склонны оценивать свой физический облик как «нелепый» и «вызывающий отвращение»[13].
Выдержки из высказываний больных. «Я называю себя неряхой и свиньей. Я смотрю в зеркало и говорю: «Ты — ничтожество, ты — жирная свинья…», «Когда я смотрю на себя в зеркало, я испытываю приступ острой ненависти и отвращения к себе», «Никто не хочет иметь дело с бочкой, никто не приглашает меня танцевать, и я вынуждена подпирать стенку и слушать музыку. Я просто ничтожна». Негативная самооценка экстраполируется и на ожидаемую оценку окружающих: «Я способна понравиться только ненормальному — кто захочет иметь дело со слонихой», «Я чувствую, что другие люди имеют полное право ненавидеть меня и таких, как я».
В формировании самосознания подростков аффективные и когнитивные процессы, сложно переплетаясь, образуют причинно-следственный круг: когнитивная недифференцированность предполагает низкую степень автономии «аффекта» и «интеллекта», так что любые изменения в одной из сфер захватывают и распространяются на систему в целом. Бедность, когнитивная упрощенность образа Я, заимствованность, навязанностъ составляющих его структуру шкал из травматического негативного опыта общения со значимыми другими с необходимостью порождает негативное самоотношение. Последнее в свою очередь требует и находит рациональные подтверждения собственной «плохости». Метафорически этот порочный круг можно было бы представить следующим образом: «Я — толстая, у меня нет друзей, спорт и развлечения не для меня, а для других — я просто слониха, конечно, я никчемный человек, и никаких других чувств, кроме сожаления и неприязни к себе, ожидать не могу, и с этим согласна; что, кроме сожаления и неприязни, может вызывать человек, который толст, как бочка, танцует, как гиппопотам на льду, развлечения ему недоступны, а сверстники его сторонятся? В силу нерасчлененности осознаваемых в себе качеств с их эмоциональной оценкой круг этот может запускаться как когнитивной, так и аффективной составляющей самосознания с неизменным итоговым самонеприятием. На поведенческом уровне в наиболее типичных случаях подобный вариант самоотношения ведет к сужению круга общения, бездеятельности, заточению в четырех стенах дома, что возвращается в самосознание в виде негативных чувств в адрес Я.
В школьные годы внешний облик ребенка во многом определяет отношение к нему сверстников и учителей, что существенно отражается на общей самооценке. Известно, как жестоко страдают дети, по своим физическим особенностям выделяющиеся из класса. Обычно это дети-изгои, «козлы отпущения», предмет насмешек и издевательств — «дядь, достань воробушка», «жиртрест-мясокомбинат», «очкарик», «прыщ», «рыжий, рыжий, конопатый» и т. д. в том же роде, вплоть до приписывания детям с физическими отклонениями отрицательных душевных качеств. Подростки с заметными отклонениями в физическом развитии в большей степени подвержены неблагоприятному влиянию социально-психологической среды, способствующей формированию негативной Я-концепции, зависимости от окружения или бунта против него.
Самооценка тесно связана с ожидаемой родительской оценкой — так называемая «эхо-самооценка», или зеркальное отражение в самооценке родительского видения ребенка и эмоционального отношения к нему. «Я больная — так и мама считает», «Я честная. Так мама говорит», «Мама говорит, что я эгоистка. Так оно и есть». Даже самостоятельно придумывая свободные шкалы самооценивания, дети часто говорят: «Как считают родители, я. «, «Мама мне часто говорит, что я. «. Самооценка как бы отстает в своем развитии, продолжая оставаться «линейной функцией» от отношения родителей к подростку. Это создает чрезвычайно психотравмирующую ситуацию для ребенка. Стремясь спрятаться от неблагоприятно складывающихся отношений вне семейного круга, полный ребенок в своей семье сталкивается с отсутствием истинно глубоких чувств и эмоциональным отвержением родителей, что еще более усугубляет его чувство неполноценности.
Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
Отношение к себе, т.е. самооценка формируется в течении первых 5-9 лет жизни. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. В начальной школе (младший школьный возраст) процесс становления самооценки продолжается и завершается (под влиянием оценок учителя). В младшем школьном возрасте завершает своё формирование именно общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке – это частные самооценки. Колебания частной самооценки вызывают ситуативные изменения в жизни человека: успех или неудача, сравнение себя с другими, влияние социума и т.д. Хотя частные самооценки являются важными индикаторами, показателями того, как человек воспринимает «видит» сам себя, они все-таки остаются локальными и не позволяют судить о динамики самосознания и самоотношения в целом.
Самооценка, как составляющая «Я –образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция – тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие (Карен Корни)[13]. Т.к. лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительного образа Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки.
Таким образом, знание себя, своей самооценки и факторов, влияющих на её развитие и становление, может значительно изменить жизнь каждого человека. Осознание того, что у тебя низкая самооценка позволит научиться жить с такой особенностью и жить эффективно.
Материалы данной курсовой работы могут использоваться в работе психологов, в образовательных учреждениях.
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986
2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников. // Вопросы психологии, № 4, 2001. 31-38с.
3. Джемс У. Психология. – М., 1991
4. Зимбардо. Застенчивость. – М.,1991
5. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978
6. Креславский Е. С. Избыточная масса тела и образ физического «Я» //Вопросы психологии, №2, 1987
7. Лэнг Р. Расколотое «Я». – М., 1995
8. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. – 352с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.,2000. –688 с.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М, 2000. –608 с.
11. Психология самосознания. Хрестоматия – Самара, 2003
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учёбное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
13. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М., 2003 – 656 с.
14. Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989
15. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989
16. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983
17. Уманец Л. И. : Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников //Вопросы психологии, №4, 1987. 61с.
xreferat.com
Соколова ет самосознание и самооценка
Елена Теодоровна Соколова (род. 17 апреля 1945, посёлок Алексеевка Хвалынского района Саратовской области) — профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор. Главный научный сотрудник Московского НИИ психиатрии. Дочь философа Теодора Ильича Ойзермана.
1963—1968 — факультет психологии МГУ.
1968—1971 — аспирантура факультета психологии МГУ.
1989—1996 — Московский гештальт-институт.
1990 — Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
1971 — кандидат психологических наук, диссертация «Влияние нарушений личностного компонента деятельности на процесс восприятия».
1996 — профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.
1976—1982 гг. — старший преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.
1989—1994 — Fritz-Perls-Institut (FPI).
1990 — Стэнфордский университет.
1992—1993 — Institut Idee Psy.
1994—1996 — Institute Francais de Gestalt Therapy.
1984 — доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.
1992 — доктор психологических наук, диссертация «Особенности самосознания в невротическом развитии личности».
2004 — заслуженный профессор МГУ.
1971—1976 гг. — младший научный сотрудник факультета психологии МГУ.
1980—1987 гг. — старший научный сотрудник психологической семейной консультации при факультете психологии МГУ и НИИ психологии АПН.
1982—1993 гг. — доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.
С 1993 г. — профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, является главным научным сотрудником Московского НИИ психиатрии, а также научным консультантом по клинической психологии Детской больницы восстановительного лечения научно-практического реабилитационного центра «Бонум».
1976 Мотивация и восприятие в норме и патологии
1989 Самосознание и самооценка при аномалиях личности
1994 К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств
1995 Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях
1996 Эмоциональный стресс
2001 Общая психотерапия
2001 Психология нарциссизма
2002 Основы психодиагностики/ Под ред. А. Г. Шмелева
www.livelib.ru
Анализ подходов к проблеме изучения самооценки ребёнка в психологической литературе
Чайкина Светлана Викторовна,
соискатель кафедры социальной и практической психологии Восточноукраинского национального университета им. В. Даля.
В статье рассматриваются основы теоретического анализа, определены основные теоретические подходы к проблеме развития самооценки в психологической литературе, сущность понятия самооценка и особенности ее проявления у детей.
Ключевые слова: самооценка, формирование самооценки, самоуважение
Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.
Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
Анализ научных исследований и публикаций
В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующее действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.
Анализ отечественных и зарубежных исследований (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, М. Н. Андреева, Н. А. Батурин, Р. Бернс, Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Л. С. Выготский, А. А. Деркач, У. Джеймс, А. В. Захарова, А. И. Липкина, А. Маслоу, К. Роджерс) показал наличие разнообразных подходов к выявлению сущности и дефиниций понятия «самооценка». Среди вопросов, требующих исследования, – структура и типология самооценки, виды и формы самооценки, сущность отношений между различными формами самооценки, а также разные аспекты формирования познавательной самооценки в младшем школьном возрасте.
Установлено рядом исследователей (Ш. А. Амонашвили, А. Б. Воронцов, Г. А. Цукерман и др.), закреплено в концепции федеральных государственных образовательных стандартов, что в период обучения в начальной школе у школьника должна быть сформирована положительная адекватная дифференцированная самооценка. Однако сущность познавательной самооценки младшего школьника не выявлена, не рассмотрены её структура, специфика и условия формирования, хотя установлено, что формирование когнитивного компонента самостоятельной оценки учебной деятельности связано с уровнем развития мыслительной деятельности (В. В. Давыдов, Л. В. Берцфаи, А. В. Захарова, Т. Т. Нгуен, И. А. Симоненко).
В результате специальных исследований выявлено, что самооценка дошкольника, учащегося начальных классов и подростка существенно различается уровнем развития компонентов (О. А. Белобрыкина, Л. И. Божович, Д. В. Ольшанский, Л.М.Сулейманова, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин). Анализ развития выделенных компонентов самооценки позволяет сделать вывод о том, что младший школьный возраст особенно сензитивен для формирования познавательной самооценки. Предметом самооценки становятся способность, процесс, результат познания, в частности, деятельность по освоению содержания начального общего образования. Появляется необходимость определить особый вид самооценки – познавательную самооценку младшего школьника, которая возникает, если субъектом выделяется задача самостоятельно оценить применение знаний и если указанный процесс протекает на когнитивном уровне.
Проблема формирования познавательной самооценки школьника рассматривается в контексте решения вопросов оценивания результатов обучения (Ш. А. Амонашвили, В. К. Загвоздкин, Е. В. Зачёсова, С. А. Коновалова, О. Б. Логинова, А. А. Остапенко, В. М. Полонский, Г. А.Цукерман). Одним из путей формирования самооценки учащихся в начальной школе признано изменение системы оценивания, что открывает новый перечень проблем: изменение нормативной базы, разработка технологии оценивания и его измерительного инструментария, преемственности при переходе школьника в среднее звено, изменение системы работы с родителями.
Проблема методов и средств формирования познавательной самооценки учащихся до настоящего времени не нашла своего адекватного решения. Вопрос о том, какими потенциальными возможностями обладают информационные технологии как средство формирования познавательной самооценки у младших школьников, оказался вне сферы научных дискуссий. Организация указанной деятельности в условиях современной начальной школы не нацелена на формирование познавательной самооценки учащихся, которая на практике в начальной школе развивается стихийно. Педагоги обучают самооцениванию вне единой системы, знания часто даются вне критериев оценивания, родители не обладают информацией, чтобы помочь детям. Психолого-педагогические исследования (М. В. Дубровина, С. С. Грецкая, А. В. Захарова, Л. П. Метелева) показывают, что у большинства первоклассников наблюдается завышенная самооценка, у выпускников же начальной школы самооценка снижается, и эта тенденция сохраняется на всех этапах обучения. Нужна соответствующая теоретическая, практическая, психологическая подготовка всех участников педагогического процесса: учащихся, учителей, родителей, — что свидетельствует о необходимости подробного изучения проблемы.
Самооценка может рассматриваться в виде осознания индивидом моральных качеств личности (Ковалев А.Г., Крутецкий В.А., Мясищев В. М., Платонов К. К.).
Проблема становления самосознания и самооценки как его компонента, рассматривались в работах: Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Выготского Л.С., Леонтьева A.H., Мерлина B.C., Рубинштейна С.Л., Столина В.В., Чесноковой И.И., Шороховой Е.В.
В.В. Столин выделяет три уровня строения самосознания, в соответствии с этими уровнями различает и единицы самосознания: на уровне органического самосознания имеет сенсорно-перцептивную природу; на уровне индивидного – воспринимаемая оценка себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность; на уровне личностного – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.
Таким образом, по В.В. Столину, самооценка является единицей индивидуального уровня самосознания [18, 45с].
B.C. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре компонента, отождествляемые им с фазами развития самосознания: сознание тождественности; сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности; осознание своих психических свойств; социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.
М.И. Лисина, И.Т. Димитров, А.И. Силвестру изучали в основном условия развития когнитивной стороны самосознания, однако в их работах выделяется также аффективная часть образа «Я» и указывается, что самооценка является механизмом переработки данных представлений на уровне аффективного процесса [10, 151 c].
Социально-нравственная самооценка своей личности зависит от правильного понимания социальных норм и критериев нравственной оценки, только лишь в процессе осознания внешнего мира и, прежде всего, социального мира и в меру этого осознания осуществляется наиболее полное и адекватное самосознание. Самооценка играет существенную роль и в осознании тождественности своей личности. B.C. Мерлин указывал на зависимость самооценки от оценки испытуемого своей социальной группой, от его отношения к ней.
С.Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения. В концепции С.Л. Рубинштейна самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Самосознание связано с самооценкой, которая существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки [16, 11c].
По А.В. Захаровой, самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности» [7, 97c]. Самооценка рассматривается как системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, являющееся компонентом самосознания.
По Леонтьеву А.Н. самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать уровню требований окружающих и соответствовать уровню собственных личностных оценок.
Зейгарник Б.В., Лурия А. Р., Рубинштейн С.Л., Соколова Е.Т., Федотова Е.О. рассматривали особенности самооценки при различных отклонениях от нормального интеллектуального и личностного развития.
И.И. Чеснокова под самооценкой понимала взаимодействия двух сфер: эмоционально-ценностного самоотношения и сферы самопознания, создавая особое образование самосознания личности – самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности. С помощью самооценки отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе, что является, по мнению И.И.Чесноковой, необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности.
Л.В. Бороздина под самооценкой понимает наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка, самооценка является самостоятельным элементом структуры самосознания.
Проведенный теоретический анализ подходов показал, что в рамках исследования проблем самосознания самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало, его личностный аспект, органично включенный в процесс самосознания (Ананьев Б.Г., Кон И.С., Рубинштейн С.Л., Спиркин А.Г., Столин В.В., Чамата П.Р., Чеснокова И.И.).[21]
Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели.
Таким образом, самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Изложение основного материала и результатов исследования
Первые попытки изучения самооценки были предприняты в зарубежной психологии – У. Джемсом. Он вывел формулу самооценки, которую обозначил термином «самоуважение».
Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания самооценки. Изучение самооценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания, в структуре деятельности.
Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», эффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка.
У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека
В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.
Анализируя основные подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания самооценки.
Кроме этого был осуществлен подбор методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста и применен в нашем исследовании. Было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные факты подтвердили наше предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.
Отметим, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям:
— возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;
— самооценка от общей переходит к дифференцированной;
— возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.
Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым критериям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.
К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования нами было решено отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).
Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования, о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем ее развития.
Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей. Кроме этого были подобраны упражнения, игры и этюды, способствующие повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.
Учитывая полученные эмпирические данные можно проводить занятия с детьми старшего дошкольного возраста по повышению самооценки у большинства детей.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – М., 1998.
2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. труды. – М., 1980.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова М.И. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в практическую психологию. – М., 1988.
7. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.
8. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984.
9. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2008.
10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.
11. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Улыбка судьбы. – М., 2002.
12. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
13. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2002.
14. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов. – СПб., 2004.
15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1996.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
17. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224 – 234.
18. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.
19. Фигдор Г. Детский сад с точки зрения психоанализа / Фигдор Г. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12.
20. Хьелл Лари А., Зиглер Д. Теория личности. – СПб., 2001.
21. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.
22. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 1983. — № 8. С. 55 – 61.
Поступила в редакцию 15.05.2014 г.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.
jurnal.org
1 Самооценка как компонент самосознания
1 Самооценка как компонент самосознания. 5
2 Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника. 12
3 Эмпирическое исследование особенностей самооценки младшего школьника. 19
В последнее время проблема личности и ее развития является одной из актуальны х в психологии. В общей структуре личности важное место занимает самосознание. Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Изучить психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Подобрать методики для экспериментального исследования.
Провести экспериментальное исследование и выявить взаимосвязь самооценки младшего школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений.
В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо – С. Рубинштейна.
^ 1 САМООЦЕНКА КАК КОМПОНЕНТ САМОСОЗНАНИЯ
1.1 Понятие о самооценке. Виды самооценки
Психическое развитие ребенка неразрывно связано с формированием его самосознания. Этот вопрос достаточно сложный и многогранный, его изучением занимались многие психологи на протяжении длительного времени.
бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя;
изучить свой характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми;
постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа) [5, 318-319].
познавательного, способствующего адекватности;
защитного, действующего в направлении, обратном действительности [5, 315].
Защитный процесс объясняется тем, что в любом человеке заложено чувство самосохранения, которое в ситуациях самооценки действует в направлении самооправдания своего поведения и самозащиты своего внутреннего психологического комфорта. Это происходит даже тогда, когда человек остается наедине с собой.
1.2 Самооценка, черты характера и уровень притязаний
Характер человека проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.
^ 2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Анатомо-физиологические особенности младшего школьного возраста
Для каждого этапа онтогенеза характерны свои специфические анатомо-физиологические особенности. Отличия между возрастными группами определяются не только количественными особенностями морфологических структур, но и функциональными признаками отдельных органов, систем и всего организма в целом. Развитие организма ребенка протекает неравномерно: периоды ускоренного роста сменяются периодами его замедления, во время которых происходит дифференцировка тканей организма.
Несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так, как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерны для детей с незрелой, недостаточно развитой мышечной тканью. По мере того, как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движении, физической активности.
2.2 Познавательное развитие и особенности потребностно-мотивационной сферы младшего школьника
А. Н. Леонтьев отмечает, что на каждой возрастной стадии выделяется ведущая деятельность, т.е. такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка [11, 505-506].
познавательная мотивация и целенаправленность учебной деятельности;
основы теоретического мышления;
произвольность учебно-познавательных действий и психических функций (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, восприятия, речи);
внутренний план сознания и психической деятельности (ее протекание «в уме») [12, 89].
Рассмотрим их подробнее.
2.3 Особенности самооценки в младшем школьном возрасте
К младшему школьному возрасту ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. В этот период активно развивается самооценка.
достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;
формированием определенного объема знаний и навыков, интенсивным развитием произвольной формы памяти, мышления;
наличием в поведении детей сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способности достаточно адекватно оценивать результаты собственной деятельности и своих возможностей;
зависимостью самооценки от оценок учителя. Самооценка младшего школьника конкретна, ситуативна и обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов возможностей. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.
^ 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
3.1 Процедура исследования
Исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами были сформулирована следующая гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем самооценки младшего школьника и его статусным положением в системе межличностных отношений: чем выше статус младшего школьника в группе, тем выше его самооценка.
Определить уровень самооценки испытуемых.
Выявить зависимость уровня самооценки от статусного положения подростка в группе сверстников.
В ходе исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо – С. Рубинштейна.
3.2 Описание используемых методик
^ Методика изучения самооценки Т. Дембо-С.Рубинштейна
^ Пример шкалы: высокое
Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; «высокой» – со средним баллом 4–5; «низкой» – со средним баллом 0-2,5.
rudocs.exdat.com
—