Отношения между мужчинами и женщинами: кросс-культурные различия
Кросс-культурные исследования, посвященные межполовым отношениям.
Предпочтения при выборе партнера
Наиболее широкое исследование предпочтений при выборе партнера было проведено Бассом и его коллегами (Buss, 1989, 1990; Buss et al, 1990), которые собрали данные по 37 выборкам общим числом 1000 респондентов из 33 стран. Басс и ко отмечают следующее: хотя специалисты по общественным наукам часто полагают, что предпочтения при выборе партнера в значительной степени определяются культурными факторами и являются произвольными, полученные данные говорят об ином.
Басс попросил испытуемых указать свои предпочтения в двух сходных списках потенциальных характеристик партнера, проставив оценки или расставив предлагаемые характеристики в порядке предпочтения. Наиболее удивительным результатом был высокий уровень согласия мужчин и женщин относительно желательных черт. Представители обоих полов на первое место поставили «добрый и понимающий», на второе «умный», на третье место «интересная личность», на четвертое «здоровый», и «верующий» на последнее место. Несмотря на то что в целом отмечалось сходство между полами, женщины, как правило, оценивали способность потенциального партнера хорошо зарабатывать несколько выше, чем мужчины, в то время как мужчины оценивали физические данные несколько выше, чем женщины, что некоторым образом свидетельствовало в пользу социально-биологического подхода (Wilson, 1975).
Тем не менее культурные различия были обнаружены практически по каждому пункту, а по некоторым вопросам различия в подходе разных культур были весьма значительны. Самый высокий уровень воздействия культуры касался целомудрия, которое североевропейские культурные группы рассматривают как нечто малозначимое, в то время как культурные группы из Китая, Индии и Ирана уделяют этому вопросу самое пристальное внимание. Мужчины ценят целомудрие в будущей партнерше выше, чем женщины в будущем партнере.
По мнению Басса и соавторов (Buss et al., 1990), выборки содержат много общего, что говорит о значительном уровне единства в предпочтениях всех людей при выборе партнера; их можно определить как «свойственные виду в целом». С другой стороны, ни одна из выборок не дала показателей, которые бы в точности совпали с показателями другой выборки — каждая продемонстрировала определенную уникальность, ранжируя предпочтительные характеристики потенциального партнера, что говорит о наличии умеренных культурных вариаций.
Романтическая любовь и близость
Предполагается, что, подобно предпочтениям при выборе партнера, романтическая любовь и близость находятся под влиянием культуры. Обычно романтическая любовь высоко ценится в менее традиционных культурах с незначительным количеством прочных родственных связей и меньше ценится в культурах, где отношения между партнерами в браке подкрепляются прочными родственными связями. Например, студенты университетов в Японии ценят романтическую любовь меньше, чем студенты из Западной Германии, а оценки американских студентов занимают промежуточное положение между первыми и вторыми (Simmons, Koike & Shimizu, 1986). По сравнению с молодыми шведами американские студенты проводят более резкую границу между любовью и сексом (Foa et al„ 1987).
Любопытно, что было обнаружено (Vaidyanathan & Naidoo, 1990/1991), что отношение индийских иммигрантов в Канаде к любви и браку зависит от поколения. Хотя 63% иммигрантов в нервом поколении состояли в браке по выбору родителей, многие из них считали, что «брак по любви» вполне возможен для их детей. Более 70 % иммигрантов во втором поколении хотели большей свободы при выборе партнера и считали, что браку должна предшествовать любовь.
Дион и Дион (Dion & Dion, 1993) исследовали понимание любви и близости в индивидуалистических (Канада, США) и коллективистских (Китай, Индия, Япония) странах и обнаружили некоторые парадоксальные данные. Индивидуалистические общества делают акцент па романтической любви и личной самореализации в браке, но индивидуализм делает достижение этих результатов проблематичным. Коллективизм же благоприятствует близости, по она обычно растрачивается на множество родственных связей. Брауде (Broude, 1987) предполагает, что вероятность близости возрастает, когда индивиды не имеют социальной поддержки вне брака.
Буунк и Хупка (Buunk & Hupka, 1987) опросили более 2000 студентов из семи промышленно развитых стран (Венгрия, Ирландия, Мексика, Нидерланды, бывший Советский Союз, США, Югославия) в отношении поведения, которое вызывает ревность. На фоне общего кросс-культурного сходства были обнаружены отдельные интересные различия. В Югославии флирт вызывает более резкую негативную реакцию, чем в остальных странах, однако поцелуи и сексуальные фантазии вызывают наименьшее количество негативных реакций. В Нидерландах сексуальные фантазии вызывают наибольшее неприятие по сравнению с другими странами, однако поцелуи, танцы и объятья вызывают меньшую ревность, чем в остальных странах. Судя по всему, культура играет решающую роль в интерпретации близких отношений между представителями противоположных полов.
Домогательства и изнасилование
Одним из немногочисленных кросс-культурных исследований, касающихся сексуальных домогательств и враждебного поведения мужчин по отношению к женщинам, является исследование Кауппинен-Торопайнен и Грубера (Kauppinen-Toropainen & Gruber, 1993), которые изучали женщин, имеющих профессию, и «синих воротничков» в США, Скандинавии и бывшем Советском Союзе. Наибольшее количество сведений о враждебном поведении по отношению к женщинам дали американки. Женщины из Скандинавии имели меньше проблем психологического характера или связанных с работой, были более независимы и находились в более благоприятном окружении на работе, чем американки. Представительницы бывшего Советского Союза, имеющие профессию, приводили больше примеров негативного опыта, чем женщины-рабочие, однако в целом меньше, чем респонденты из других стран.
Розе (Rozee, 1993) по случайной выборке 35 обществ из Стандартной кросс-культурной выборки определил, что случаи изнасилования имеют место во всех обществах. Как правило, респонденты обвиняют как преступника, так и жертву в меньшей степени, чем американцы, делая основной акцент на обстоятельствах совершения преступления (L’Armand, Pepitone & Shanmugam, 1981).
Наиболее обширное кросс-культурное исследование отношения к жертвам изнасилования было проведено коллективом исследователей, который возглавил Уорд из Сингапура (Ward, 1995). Исследование проводилось в 15 странах, испытуемыми были студенты университетов. Относительно благосклонную позицию по отношению к жертвам изнасилования продемонстрировали представители Великобритании, Германии и Новой Зеландии, в то время как относительно неодобрительное отношение к ним было обнаружено в Турции, Мексике, Зимбабве, Индии и в особенности в Малайзии. Отношение к жертвам изнасилования отражает общее отношение к женщине, которое в целом более благоприятно в странах с более современной поло-ролевой идеологией и менее благоприятное в странах, где невысок процент женщин, занимающихся работой вне дома, и низок уровень грамотности.
Мужские ценности, связанные с работой
Касаясь ценностей более общего характера, Хофстеде (Hofstede, 1980) сравнил ценности, связанные с работой, по 40 странам, используя данные по определению коллективных групповых установок, собранные в процессе обследования тысяч служащих IBM, большой многонациональной организации, специализирующейся в сфере высоких технологий. Одна из шкал, разработанная на основе проведенного Хофстеде факторного анализа, касалась степени, в которой ценности, связанные с самоутверждением, деньгами и имуществом, превалируют в обществе над ценностями, связанными с воспитанием детей, качеством жизни и человеческими качествами. Несмотря на то что эту шкалу вполне можно было назвать материализм, Хофстеде назвал ее маскулинность (MAS), поскольку служащие-мужчины придавали большее значение ценностям первой группы, в то время как женщины считали более важными ценности из второй группы. Название маскулинность заставляет предполагать, что различия в отношении к этим ценностям могут быть связаны с кросс-культурными вариациями в отношении к другим, подобным рассмотренным выше, понятиям, связанным с социальными факторами пола.
Хофстеде подсчитал индекс МЛ5 для каждой из 40 стран, включенных в исследования. Пятью странами с самыми высокими показателями MAS оказались Япония Австрия, Венесуэла, Италия и Швейцария; пятью странами с самым низким уровнем MAS — Швеция, Норвегия, Нидерланды, Дания и Финляндия. Хофстеде (Hofstede, 1980) провел разнообразные сопоставления показателей MAS по стране и данных из других источников и обнаружил множество интересных взаимосвязей. Например, в странах с высоким уровнем MAS предпочтение отдается независимому принятию решений, а не групповым решениям, там существует более сильная мотивация достижения целей, работа требует большего напряжения и занимает более важное место в жизни людей.
Несмотря на то что MAS представляет собой весьма важный параметр, уместность использования такой системы ценностей, как маскулинность, по-прежнему вызывает сомнения. Бест и Уильяме (Best & Williams, 1994; 1998) не обнаружили связи между особенностями стран в отношении тендерных стереотипов и показателей маскулинности/фемининности и различиями стран в отношении оценок MAS по шкале Хофстеде. Уорд (Ward, 1995) также отмечает, что, хотя показатели отношения к изнасилованию коррелируют с показателями дистанции по отношению к власти, они не связаны с показателями MAS.
- Best, D. L., Williams,J. E., Cloud.J. M„ Davis, S. W., Robertson, L. S., Edwards, J. R., Giles, H. & FowlesJ. (1977). Development of sex-trait stereotypes among young children in the United States, England, and Ireland. Child Development, 48, 1375-1384.
- Broude, G.J. (1987). The relationships of marital intimacy and aloofness to social environment: A hologeistic study. Behavior Science Research, 21, 50-69.
- Buss, D. M. (1989). Sex differences in human mate preferences: Evolutionary hypotheses tested in 37 cultures. Behavioral and Brain Sciences, 12, 1-49.
- Buss, D. M. (1990). Evolutionary social psychology: Prospect and pitfalls. Motivation and Emotion, 14, 265-286.
- Buss, D. M., Abbott, M., Anglcitner, A., Biaggio, A., Blanco-Villasenor, A., BruchonSchweitzer, M. & 45 additional authors. (1990). International preferences in selecting mates. Journal of Cross-CulturalPsychology, 21, 5-47.
- Buunk, B. & Hupka, R. B. (1987). Cross-cultural differences in elicitation of sexual jealousy. Journal of Sex Research, 23, 12-22.
- Dion, К. K. & Dion, K. L. (1993). Individualistic and collectivistic perspectives on gender and the cultural context of love and intimacy Journal of Social Issues, 49, 53-69.
- Hofstede, G. (1980). Culture’s consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills, CA: Sage.
- Kauppinen-Toropainen, K. & Gruber, J. E. (1993). Antecedents and outcomes of woman-unfriendly experiences. Psychology of Women Quarterly, 17, 543-562.
- L’Armand, K., Pepitonc, A. & Shanmugam.T. E. (1981). Attitudes toward rape: A comparison of the role of chastity in Indiaandthe United States.Journalof Cross-Cultural Psychology, 12(3), 284-303.
- Simmons, С. H., Koike, A. V. & Shimizu, H. (1986). Attitudes toward romantic love among American, German, and Japanese students. Journal of Social Psychology, 126, 327-336.
- Vaidyanathan, P. & Naidoo, J. (1990/1991). Asian Indians in Western countries: Cultural identity and the arranged marriage. In N. Bleichrodt & P. J. D. Drenth (Eds.), Contemporary issues in cross-cultural psychology (pp. 37-49). Amsterdam/Lisse: Swets & Zeitlinger.
- Roze’e, P. D. (1993). Forbidden or forgiven? Rape in cross-cultural perspective. Psychology of Women Quarterly, 17, 499-514.
- Ward, C. (1995). Blaming victims: Feminist and social psychological perspectives on rape. London: Sage.
- Wilson E O. (1975). Sociobiology: The new synthesis. Cambridge: Harvard University Press.
Подготовлено по материалам книги Д. Мацумото. Психология и культура. — С.Пб, 2003
psyfactor.org
Существует ли дружба между мужчиной и женщиной? Психология отношений
Перед человечеством стоит масса важных вопросов, многие из которых до сих пор остаются без ответа. Сегодня ведется довольно много различных дискуссий и споров на тему того, существует ли дружба между мужчиной и женщиной. Психология и отходящие от нее другие науки не схожи в своих мнениях, однако мы считаем, что это личное дело каждого — верить в такие отношения или нет. Но все-таки давайте попробуем разобраться в данном вопросе.
Существует ли дружба мужчины и женщины?
Психология и науки в области межличностных отношений не имеют такого термина, как дружба между полами. Ученые считают, что обычно от таких отношений женщина страдает и не чувствует своей свободы даже тогда, когда не имеет никаких любовных интрижек. Кроме того, друзья просто не могут не нравиться друг другу внешне. Обычно это — люди, которые сошлись характерами, интересами, темпераментами, взглядами на жизнь и так далее. Поэтому большинство психологов, отвечая на вопрос о том, возможна дружба мужчины и женщины или нет, склонны давать отрицательный ответ.
Как возникает дружба между полами?
Принято считать, что чаще всего приятельские отношения парня и девушки складываются после того, как у первого возникает сексуальная заинтересованность, но потом он понимает, что ему ничего не светит и становится просто другом. В таком союзе представителю сильного пола нужно быть осмотрительным, особенно если он женат или имеет свою вторую половинку, потому что к такому другу его, скорее всего, будут ревновать, и из-за этого могут нередко возникать ссоры. Обычно мужчины считают, что если они договорились быть с женщиной друзьями, то могут рассказывать ей абсолютно все из своей жизни.
Психология, как наука, исключает практически любой факт существования такой искренней дружбы, но в жизни все-таки можно ее встретить. Данные отношения не имеют соперничества и зависти, и часто парень и девушка не только поддерживают друг друга, но и помогают советами от лица противоположного пола. Некоторые представительницы прекрасного пола считают, что такой друг не предаст, и если они не имеют такого, то втайне мечтают о нем. Хотя многие могут возразить, что в данных приятельских отношениях один обязательно испытывает симпатию или даже влюблен.
Однако через некоторое время у любой девушки и парня может возникнуть привязанность, а после — страсть, любовь. И первой ступенью этого будет именно дружба между мужчиной и женщиной. Психология не отрицает того, что самые крепкие отношения начинаются именно с приятельских, поэтому не исключается и такое понятие, как дружеский секс, ведь это очень удобно. Поначалу один из двоих заметит, что рядом с ним находится замечательный человек, и тут-то возникнет флирт. Далее, конечно, в каждом отдельном случае дела будут развиваться по-разному, однако найти хорошего друга противоположного пола — настоящее счастье. Если же вы не хотите, чтобы такая дружба перерастала во что-то более серьезное, то не забывайте напоминать об этом время от времени своему приятелю. В принципе, дружба между мужчиной и женщиной, психология этих отношений — это расширение кругозора для обоих. Парни получают больше информации о девичьем мире в целом. Они начинают понимать, что лучше говорить и что делать, чтобы понравиться противоположному полу. И главное — как делать это легче и быстрее.
fb.ru
Философия отношений между мужчиной и женщиной
Любые отношения в этом мире строятся на неких постулатах, концепциях. Содержат некую философию. Философия отношений между мужчиной и женщиной — такая же концепция, которую ты себе либо принимаешь, либо нет.
В конечном итоге любой спор по философским вопросам всегда доходит до некой грани: люди забрасывают друг друга аргументами, доводами и примерами, но при этом всегда доходят до точки, когда можно сказать — веришь или не веришь вот в это?
То есть существуют некие базовые вещи, в которые человек либо верит, либо нет. Их уже очень сложно как-то разложить по полочкам, доказать, в обычном разговоре. И человек принимает это, потому что это сходится с его жизненным опытом, либо не принимает. И такие базовые «плато» очень сложно сдвинуть куда-либо.
Разные подходы в философии отношений
Есть разные подходы к отношениям между мужчиной и женщиной, как есть и разные подходы в обычной философии к жизни. Некоторые концепции предполагают более материалистический и циничный подход, некоторые оперируют идеями о том, что наш мир очень сильно изменился, и мужчина с женщиной тоже очень сильно поменялись, и старые концепции уже отмирают.
А есть подход, который основан на неких традиционных ценностях и знаниях, и он предлагает философию, которая существовала многие столетия, тысячелетия и может быть даже миллионы лет.
Каждая из этих философий отношений имеет свое основание, и возможно кому-то подходит один вариант, кому-то другой. Мне ближе последний путь, и именно о нем я пишу в своем блоге, считая его истинным и ведущим к наибольшему благу.
Итак, что же это за подходы и философии?
Подход «женщина должна использовать свое тело, чтобы отжать от этого мира максимум. Один раз живем»
Наиболее циничный и прагматичный подход, в котором понятие морали, мягко говоря, стирается. Он предполагает, что женщина должна выжимать максимум из мужчин за счет своей красоты.
Причем в ход идут все возможные приемы, фишки, и способы. Если нужно переспать с десятком мужчин, при этом ты получишь материальные блага — вперед, как говориться, с песней. Успевай вовремя снимать трусы, когда видишь на подходе очередного миллионера.
Концепция души женщины, некой природной чистоты, вообще не рассматривается. Эта философия предполагает, что мы живем один раз, все бессмысленно, и главное, что нужно делать — это пытаться «отжать» у этого мира все возможные удовольствия и блага, любыми, любыми способами.
Лично для меня все это звучит дико, хотя я прекрасно понимаю, что данная теория и философия очень даже популярна. И есть огромное количество женщин, которые готовы идти по головам, отдаваться на право и налево, в надежде, что им что-то перепадет от мужчины.
А вы знаете какова ваша совместимость с мужчиной?
Чтобы узнать это — нажми на кнопку чуть ниже.
В моем мире такие женщины — банально шлюхи. Я по другому назвать их не могу. Они могут быть весьма высокооплачиваемы, и действительно получать машины, квартиры, брильянты от мужчин, но при этом за этим всем не стоит ничего. Лишь неуемное желание гнаться за материальным.
У меня есть ощущение, что внутри у них — пустота. Я очень сильно сомневаюсь, что такие дамы чувствуют некую гармонию или счастье. Удовольствия, страсть — возможно. Но истинного счастье думаю там нет.
Конечно, адепты данного подхода, могут начать принижать то, что я говорю, аргументируя это тем, что мужчина, прикрываясь красивыми словами о любви и чувствах, хочет получить от женщины все за бесплатно. Это отчасти правда, и есть большое количество таких безответственных господ, которые ищут себе легкую наживу.
Вот только к тому, что женщина может и должна сохранять внутреннюю чистоту, и такая погоня за материальными благами, без духовной составляющей и хоть какой-то морали, не приведет ни к чему хорошему, это не имеет никакого отношения.
Да и своего мужчину нужно в конечном итоге воспитать и вырастить, и надеяться найти «готовенького» по моему мнению, наивно и глупо.
Философия «женщина и мужчина — партнеры, и могут заменить друг друга»
Это другая концепция и философия отношений между мужчиной и женщиной, и она подразумевает, что современный мир очень поменялся, и старые подходы уже устарели, и сейчас мужчина с женщиной — равноценны, они могут быть для друг друга «партнерами».
При этом предполагается, что большой разницы в мышлении и природе женщины и мужчины нет. То есть женщина может спокойно себе впахивать на работе, мужчина может сидеть дома с детьми, и вроде как у них все может быть хорошо.
Данная философия также имеет право на существование, но она отрицает главное, что как мне кажется очень очень важно — это кардинальное различие природы мужчины и женщины.
Помните о главном — ваше поведение очень много значит для мужчины, но если не будет гармонии на уровне знаков, то отношения будут очень напряженными. Очень желательно узнать точную совместимость именно вашего знака зодиака со знаком мужчины. Это можно сделать — нажав на кнопку чуть ниже:
Мы настолько различаемся, и думаем, и ощущаем, и действуем, что когда это понимаешь, то диву даешься — как-же я раньше этого не замечал! Провидение и высшие силы устроили таким хитрым образом, что мы очень похожи на друг друга: две руки, две ноги, голова, туловище. Лишь чуть чуть изменяются пропорции в некоторых местах. И благодаря такому внешнему сходству, многие люди живут в иллюзии — что мы равны. А мы не равны.
При этом я не говорю, что мужчина лучше женщины. Я считаю, что женщина намного ценней и талантливее любого мужчины. Женщина — это основа всего мира.
Но при этом ее ценность должна быть оберегаема. Женщина ценна именно своей женственной природой, и если она начинает становится мужиком, то она во многом это теряет.
При этом женщина может добиться огромных успехов, и во многих мужских делах превзойти мужчину. Только нужно ли ей это делать? Почувствует ли она себя при этом по-настоящему счастливой?
Философия, основанная на глубинных потребностях мужчины и женщины
Тот подход, и та философия, которой придерживаюсь я — как мне представляет основана на законах, которые заложены в человеческую природу уже тысячелетиями. Эти законы глубоко зарыты в наших инстинктах и внутренних ощущениях, и хотя мир действительно сильно поменялся, и то, что было даже 100 лет назад, уже во многом не работает, те инстинкты, и те ощущения, которые были в нас заложены — остаются.
Эти законы совсем не очевидны, и чтобы дойти до них своим умом, нужно было бы наверное потратить тысячу жизней, и пытаться строить отношения с тысячами людей.
Но благодаря тому, что есть источники знаний, которые идут с древних времен, мы можем воспользоваться этой мудростью тысячелетий.
Конечно, эти знаний нужно определенным образом адаптировать под современный мир, и что-то из этой философии бывает не всегда актуально, но основа — те глубинные законы, которые описываются еще в древних трактатах — остаются неизменными. Когда начинаешь понимать их, то начинаешь видеть их проявления в любых жизненных ситуациях. Получается видеть суть, а не ширму, которой люди часто прикрывают свои реальные настроение и чувства.
Что же это за законы? В чем они состоят?
С одной стороны они довольно просты, с другой стороны — бесконечно глубоки. Ведь вообще тема отношений мужчины и женщины, и философии этих отношений — это бесконечная тема, рассуждать о которой можно всю свою жизнь.
Один из главных принципов и идей, которые заложены в этой философии — это кардинальное различие мужчины и женщины, их подходов к жизни, и путей к счастью. Самое интересное, что природа или провидение создало нас таким образом, что мы очень хорошо подходим к друг другу. То есть то, чего недостает женщине — есть у мужчины, и наоборот — того, чего не хватает мужчине — в избытке у женщины.
Именно поэтому, когда каждый знает свое место и свою природу, получаются прекрасные, гармоничные и счастливые союзы.
Второй момент данной философии — что отношения должны строиться постепенно.
Отношения должны строиться постепенно
В жизни спешка важна только при ловле блох, и поэтому пытаться перескочить через какой-то этап построения отношений — чревата.
Построение гармоничных отношений можно сравнить со спортом: ты не можешь прийти в зал первый раз, и сразу же взять штангу с громадным весом, и поднять ее. Нужна постепенность. Нужно пройти много ступеней, шагов, и дойти до своей цели. Тоже самое в отношениях между мужчиной и женщиной.
Все остальные принципы и идеи ты можешь прочесть в других статьях на этом сайте. Я ничего не пытаюсь скрыть или умолчать, так что можешь посмотреть другие статьи — возможно тебя что-то заинтересует.
Конечно же, каждый человек сам выбирает свой путь. И у каждого есть та философия, которую он выбирает для себя, чтобы строить отношения. Кто-то делает это осмысленно, изучая разные варианты, кто-то идет по «рельсам», которые для него заложили родители, общество и окружающий мир.
И каждый из этих вариантов предполагает, что человек может дойти до некоего уровня счастья и благополучия в отношениях.
Мне видится, что если ты хочешь дойти до очень высокого уровня в отношениях между мужчиной и женщиной, и понять свою истинную природу, почувствовав настоящую гармонию — то нужно придерживаться тех принципов, о которых я пишу на этом сайте. Это нескольких довольно простых концепций: что женщина с мужчиной очень разные, и вовсе не равноценны, что отношения надо строить постепенно шаг за шагом, что отношениям нужно учиться и впитывать в себя эту философию.
А какой выбор философии ты сделаешь для себя — решать только тебе.
Если вы хотите быть с любимым мужчиной — нужно разобраться, совместимы ли вы по знаку зодиака?
Узнайте точную совместимость с мужчиной — нажмав на кнопку чуть ниже:
Навигация по записям
Философия отношений между мужчиной и женщиной : 2 комментария
Очень важная и полезная философия!Без лести и пустых картинок.Тех ,что повсеместно нас загоняют в тупик.
Важно прислушаться к себе.Какие чувства возникают при изучении данного материала и всё становиться понятно.
Какие эмоции и чувства правильные.
А какие являются следствием неправильной расстановки приоритетов и соц.не образованности.
artemdal.ru
Отношения между мужчиной и женщиной в Японии
Даже на уровне языка в этой стране существует различие в названии мужа и жены. Считается, что японский мужчина живет вовне дома, а женщина – в доме, что отражено во фразах «мужчина вовне, женщина внутри». Но в последние годы отношения между мужчиной и женщиной у японцев претерпели серьезные изменения.
Начиная с древних времен, мужчине в Японии предписывалось больше социальных функций, чем женщине. Японский мужчина вовлечен в огромный социум – в профессиональные группы, в кланы, в которых он добивается лучшего места в иерархии. Место женщины – в доме. Но такой расклад вещей вовсе не означал патриархат, распространенный, например, в Китае. Во многих семьях наследование имущества шло по женской линии. И если мужчина был главным в городе, регионе или хотя бы на предприятии, то женщина была главной в доме.
Между мужчиной и женщиной в Японии долгие столетия было четкое разделение сфер влияния. Он – хозяин в мире, она – хозяйка в доме. Ни о каком разделении ответственности за сферы друг друга не было и речи. Жена не имела право вмешиваться в дела супруга, а муж почти не имел права голоса в доме и даже в распределении финансов. И тем более мужчине не подобало заниматься домашними делами – убираться, готовить или стирать.
Брак в Японии издавна делился на два типа – договорной брак и брак по любви. Первый брак заключали родственники новобрачных, второй брак мог иметь место только в том случае, если мужчина и женщина категорически отказывались принять выбор родителей. Вплоть до 1950-х годов договорных браков в Японии было больше, чем браков по любви, примерно в три раза.
Процессы активного вовлечения женщины в общественную жизнь затронули и Японию. Только развитие равенства между полами имеет весьма оригинальный сценарий, довольно не похожий на европейский.
В большей степени это развитие затронуло семью и брак, сферу личных отношений. Область карьеры претерпевает гораздо более медленные изменения.
Женщина получила возможность работать и достигать видных позиций в компаниях. Однако для того, чтобы построить карьеру, японке все еще требуется намного больше усилий, чем японцу. Например, отсутствует система социальных гарантий для женщин во время беременности и после родов. Декретный отпуск способен серьезно повредить женской карьере, и ее никогда не примут после длительного перерыва на ту же должность. Родив ребенка, женщина должна будет начинать карьеру почти с нуля, даже если она будет делать это в рамках той же самой компании.
Эта социальная несправедливость привела к существенному росту осознанного одиночества. Не только в Европе и России люди стали избегать официального брака и предпочитать жить без партнера. Новым отношениям между мужчиной и женщиной в Японии присуща та же черта: стремление к одиночеству и холостому образу жизни. Мужчинам не интересно стало заключать брак с карьеристкой, ведь они не могут заниматься домом. А женщине не хочется обещать мужчине уход за домом и ребенком, если она не уверена, что хочет бросить ради этого успешно построенную карьеру.
Зато получив относительную независимость от мнения рода, японцы и японки стали чаще жениться по любви. С 1950-х годов количество браков по любви существенно увеличилось, и в 1990-х годах их было уже в пять раз больше, чем договорных. При рассмотрении вопроса о договорном браке родственники и родители жениха и невесты стали больше внимания обращать на мнения потенциальных супругов. Если мужчина и женщина категорически не нравятся друг другу, или кто-то из них влюблен в другого, такой брак уже не заключается, и они имеют право выбирать, с кем им строить семью.
Если и дальше взгляды на отношения между мужчиной и женщиной будут меняться от традиционных к либеральным, то Японию ждет все то же самое, что уже есть в Европе и США. Возраст вступления в брак увеличится, количество детей в семье уменьшится, рождаемость сократится. Ведь прежде чем решиться на брак, многие женщины будут стараться построить карьеру и обеспечить себе будущее.
И все-таки у Японии есть свой особый колорит и своя культура, которая может повлиять на то, какими будут отношения между мужчиной и женщиной в будущем. Например, трудно представить, чтобы в этой стране стала популярной эгалитарная семья, как это имеет место быть в Европе. Эгалитарная семья – это такая, в которой нет четкого разделения функций между мужчиной и женщиной. Женщина может зарабатывать на жизнь, пока мужчина занимается домом и детьми, потом они меняются ролями. Лидерство на кухне, в постели или в обеспечении семьи переходит то от мужа к жене, то обратно. Вероятнее всего, в Японии сохранится тот расклад, который есть сейчас в семьях, где работают оба супруга. Жена будет кроме работы заниматься домом, а мужчина так и останется «крупным мусором в доме», как обозначает его один из иероглифов, намекая на то, что в доме мужчина ничего не должен делать, мешаясь и путаясь под ногами суетящейся жены.
www.allwomens.ru
Традиционные отношения между мужчиной и женщиной
Согласно Ведам, существует восемь различных уровней отношений, на которых люди могут быть совместимы друг с другом:
1?? Телесный («дискотечная» любовь) -это самый низший уровень.
Отношения, которые строятся на низших центрах (телесных), со временем сойдут на нет. Гармония в таких отношениях будет присутствовать примерно месяцев 6, но спустя максимум 2?3 года такие отношения истощатся. Люди, которые схожи лишь на этом уровне, как правило, находят друг друга на увеселительных мероприятиях -например, дискотеках. Счастье для них существует лишь на физическом уровне. Брак, в котором присутствует только эта совместимость, обречён на разрыв.
2?? Уровень паховой зоны.
Люди, которые совместимы на этом уровне, как правило, находят совместное счастье в совместных увлечениях, хобби: путешествия, турпоходы, песни под гитару, занятия спортом и т.д.
3?? Уровень солнечного сплетения.
Совместимость на этом уровне даёт людям ощущение гармонии, покоя и комфорта. Женское проявление счастья -в радости быть рядом с любимым мужчиной, как правило, уважаемым в обществе и с достатком, а мужское проявление счастья -в состоянии умиротворения и покоя рядом с такой женщиной.
4?? Уровень сердечного центра -уровень Луны.
Счастье для людей на этом уровне -в беседе. Они находят друг друга по своим хорошим качествам характера. Таких людей может объединять совместный труд на благо людей. Отношения начинаются с дружбы, женщину в таких отношениях хочется защищать и оберегать. Это лучший вид гармонии, т.к. Луна -это символ крепости отношений.
5?? Уровень головного центра.
Счастье для людей, совместимых на этом уровне отношений, заключается в тонком восприятии мира. Им чаще знакомо ощущение трепещущего счастья.
6?? Уровень ума — уровень Сатурна.
Отношения мужчины и женщины на этом уровне способствуют совместному глубокому пониманию мира.
7?? Уровень разума.
Люди, которые стремятся найти своего избранника на этом уровне, постоянно занимаются самосовершенствованием. Девушка ищет мужа как наставника, с которым она сможет совместно заниматься духовной практикой. Когда они находят друг друга, то не сразу понимают необходимость быть вместе всю жизнь.
8?? Высший уровень -это уровень божественного.
Люди на этом уровне гармонии уходят от брака в духовный мир.
? Чем выше уровень, на котором люди начинают строить отношения друг с другом, тем легче им в последующем будет развить все уровни, которые расположены ниже, и тем крепче будет такой союз.
?? Мы должны стремиться развивать наши отношения и стараться строить их на более высоких уровнях, тогда они будут максимально гармоничными. Для долгих отношений желательна совместимость как минимум на трех уровнях из восьми перечисленных.
ok.ru
Характер отношений между мужчиной и женщиной в Японии менялся в соответствии с доминирующим в данный период социальным укладом общества и определяемым им положением женщины. В далеком прошлом Япония была матриархальным обществом, в котором женщина обладала правами наследования собственности семьи. Те времена выдвинули много лидеров среди женщин. В повседневной жизни мужчины и женщины, по-видимому, пользовались равными общественными, политическими и экономическими правами.
Даже после того как в периоды Нара и Хэйан мужчины стали занимать главенствующие позиции в обществе, среди простых людей еще сохранялись относительно равноправные отношения, тогда как в аристократической среде мужчины обычно имели большую власть над женщиной. К концу периода Хэйан права женщин на наследование значительно ослабли, что ускорило их экономическое подчинение мужчинам.
Наиболее важной отличительной чертой Средневековья, известного как периоды Камакура и Муромати, стало развитие системы иэ, при которой главенствующая роль в политике и обществе отдавалась мужчинам. Иэ буквально означает «дом» в двояком значении — как жилое здание, постройка, и как семья, сообщество людей, живущих вместе, а также их хозяйство. Уклад иэ предполагал семейную систему расширенного объема, охватывающую не только членов одной семьи, но и их слуг, наемных работников, помогающих по хозяйству и т.п. В такой системе старший мужчина (т.е. отец или дед) имел огромную власть, и другие члены семьи были обязаны исполнять его распоряжения. Обычно от женщин, выходивших замуж за главу семьи, ждали сына, так как в системе патриархального уклада иэ первый сын получал права наследования и ему отводилась важная роль в поддержании и сохранении рода. Такая концентрация власти в семье помогала заботиться обо всех ее членах и отражала аналогичную структуру государственного правления. Японское общество того времени характеризовала развитая сословно-классовая система, при которой самураи отводили женщинам в рамках иэ важную связующую роль: посредством породнения разных фамилий [кланов] достигалось и поддерживалось их политическое могущество. Женщинам надлежало не только повиноваться своим мужьям, но и быть сильными, как подобает женам воинов, чтобы стать опорой для мужей и вести дом, когда те уходят на войну.
Взаимоотношения между мужчинами и женщинами начали существенно меняться в период Эдо, когда конфуцианство, ставшее официальной религией сёгуната Токугава, оказало огромное влияние на формирование японского национального характера. Получили широкое распространение многие идеи учения Конфуция, в т.ч. положение «мужчина вне и женщина внутри», которое и сейчас наблюдается в японском обществе (мужчина занимается всеми делами внешнего окружения: политикой, работой, обязанность женщины — дом и семья).
Следующая стадия перемен в отношениях полов началась с введением системы обязательного образования для мужчин и женщин в период Мэйдзи, когда Япония ускоренно и усердно заимствовала и усваивала западные идеи. Однако образование для мужчин и женщин было далеко не равноценно, отчасти потому что главная задача женских школ заключалась в целенаправленном воспитании рёсай-кэмбо (буквально: «хорошие жены и мудрые матери»). Занятия в женских школах были ориентированы главным образом на ведение домашнего хозяйства, в котором женщинам надлежало помогать мужьям и быть способными воспитать и научить всему необходимому своих детей. Только после Второй мировой войны все японцы, независимо; от пола, получили равные права, гарантированные новой конституцией страны. Кроме того, в 1986 году был принят Закон о равных возможностях найма, целью которого стало устранение дискриминации женщин при найме на работу. Таким образом, положение женщин в обществе постепенно укрепилось, но правда и то, что дискриминация все еще распространена, несмотря на изменения в законе.
Отношения между японскими мужчинами и женщинами претерпевают в последнее время быстрые изменения. Больше, чем когда-либо ранее, женщин работает вне дома; изменились взгляды на нормы отношений полов, так же как и на институт брака. Эти перемены заметны с разных точек зрения, которые мы рассмотрим ниже, используя термины японского языка, отражающие изменения подхода к браку и супружеским отношениям.
Японские выражения, относящиеся к женщинам.
Положение японских женщин в обществе все еще остается более зависимым, чем в большинстве западных стран. Это все более заметно на фоне растущей интернационализации мира. Причина, по которой женщины сталкиваются с трудностями в утверждении своих социальных позиций, по-видимому, связана с влиянием конфуцианства, которое продолжает оказывать сильное, хотя и не всегда осознаваемое, воздействие на японцев. К примеру, старое конфуцианское изречение гласит, что женщина в юности должна повиноваться матери, в зрелые годы — мужу, в старости — своему сыну. В структуре японского языка четко отражены эти нюансы отношений между мужчиной и женщиной. Обращаясь к мужу, большинство жен используют слово сюдзин, которое состоит из двух иероглифов, означающих «хозяин; главный человек». С другой стороны, по отношению к своей жене мужчины довольствуются словом канай, что буквально означает «внутри дома». Эти выражения очень хорошо иллюстрируют устойчивые традиционные понятия японцев о семье, по которым мужья главнее жен, а последние всегда должны быть дома, вести хозяйство и повиноваться мужьям. Подобные концепции также прослеживаются в порядке иероглифов, образующих сложные слова, определяющие разнополые группы: дандзё (мужчина и женщина), фу:фу (муж и жена) и т.д. — везде «мужской» иероглиф стоит на первом месте.
В японском языке очень много выражений, которые используются только применительно к женщинам, высмеивают их или указывают, как им следует себя вести. Приведем лишь три примера: отоко-масари, отэмба и хако-ири-мусумэ. Отоко-масари означает женщину, которая физически, духовно и интеллектуально превосходит мужчину. Но буквальное значение выражения «женщина, которая превосходит мужчину» зачастую на японском приобретает негативный оттенок, так как несет и дополнительное значение отсутствия женственности (сравните русское выражение «бой-баба»), а таких женщин обычно недолюбливают. Отэмба можно перевести на русский как «девушка-сорванец», так называют живых и подвижных девочек-подростков. Родители часто говорят отэмба о дочке, которая настолько энергична, что они не могут справиться с ней. От такой девочки, однако, ждут, что с возрастом она станет скромнее и покладистей. Хако-ири-мусумэ может быть переведено как «дочь в коробке»- Это выражение относится к дочери, с которой родители обращаются очень бережно, как с неким сокровищем. В прошлом многие ценили хако-ири-мусумэ за их кристальную репутацию, но в последнее время это выражение означает скорее чересчур простодушную «мамину дочку». Что касается брачных отношений, то в японском языке есть два выражения, как бы оказывающих психологическое давление на одиноких женщин. Тэкирэйки (брачный возраст) имеет неприятный подтекст, так как используется для оказания давления на женщину с целью побудить ее выйти замуж. Если она перешла брачный возраст и не вышла замуж, ее могут назвать урэнокори, словом, которое обычно означает непроданный, залежалый товар. Это очень жесткие, обидные выражения, и в наши дни к ним почти не прибегают. Но они еще живы в сознании людей, хотя сегодня каждая японка имеет право самой решать, когда и за кого выходить замуж.
Перемена в сознании мужчин и женщин, в их взглядах на взаимоотношения полов.
В современной Японии растет число высокообразованных людей, в их сознании происходит переоценка многих моральных критериев. Общепринятые взгляды на взаимоотношения мужчин и женщин в наши дни уже не столь актуальны, нормы сексуального поведения и взгляды на брак довольно сильно изменились. Сексуальные отношения между мужчиной и женщиной в Японии издавна были свободными, естественными и здоровыми (Research Group for a Study of Woman`s Hstory, 1992, с. 106). Но половая жизнь женщин контролировалась мужчинами со времени периода Эдо, когда установки Конфуция обосновали абсолютную власть мужчин над женщинами. В те времена женщина, вступившая в интимные отношения с чужим мужчиной (не собственным мужем), жестоко наказывалась, хотя мужчинам открыто позволялось заводить наложниц, чтобы иметь сыновей и поддерживать систему иэ. Более того, правительство официально разрешило существование публичных домов и других мест, где мужчины встречались с проститутками. В эпоху Мэйдзи в обществе доминировало убеждение что незамужние женщины должны быть девственницами и молодые девушки воспитывались в большой строгости (там же, с. 193).
В наши дни под воздействием средств массовой информации отношение молодых людей к проблемам секса сильно изменилось. По сравнению с предыдущими поколениями молодые люди более свободно заводят друзей или подруг в свои 14 или 20 лет, и добрачные половые отношения, беременность и даже сожительство без брака менее подвергаются критике в сегодняшней Японии.
Можно выделить два вида браков в Японии — договорные (о-миаи) и «браки по любви». Разница между ними очень важна для понимания отношения японцев к супружеству. Договорные браки рассматривались больше как связь между разными семьями (фамилиями, родами), чем личные отношения между мужчиной и женщиной. В прошлом именно так сочетались браком большинство мужчин и женщин, которые никогда не встречались ранее. Традиционно представители обеих семей сами выбирали партнеров для будущего супружества. Сегодня система договорных браков претерпела существенные изменения, но и поныне это один из немногих шансов для японцев познакомиться и узнать друг друга в стремительной современной жизни. Нередко договорная встреча со временем приводит к созданию хороших отношений, и все заканчивается успешным браком.
Исследование Министерства здравоохранения и социального обеспечения за 1994 год (Юдзава, 1995, с. 83) показало, что частота «браков по любви» увеличиваете. В 1990 году их было в пять раз больше, чем договорных, хотя в 1950 году последних было в три раза больше. Это отражает изменение взглядов на брак и на то, что считать более важным при окончательном решении жениться (или выйти замуж) — желание родителей или собственный выбор молодых людей.
Другая тенденция последних лет заключается в том, что все большее число японцев, как и повсюду в мире, предпочитает оставаться одинокими; растет число незамужних женщин, делающих свою карьеру, не нуждаясь в финансовой безопасности, которая обычно ассоциировалась с удачным замужеством. Но было бы ошибочно делать вывод, что лишь немногие японцы стремятся к браку. На самом деле обзор Агентства по общим вопросам за 1994 год (там же, с. 95) показал, что большинство молодых японцев все-таки настроены когда-нибудь жениться (выйти замуж).
Рассматриваются три причины роста числа одиноких людей. Одна из них связана с групповым поведением, характерным для японского образа жизни. Люди считают важным придерживаться групповых норм поведения для сохранения согласия с окружающими. Как результат, у большинства японцев слишком мало возможностей познакомиться с представителями другого пола вне их работы, просто нет времени назначить свидание. Во-вторых, существующая общественная система не приспособлена для женщин, делающих собственную карьеру; у них небольшой выбор, и они вынуждены оставаться незамужними. Если женщина в Японии берет даже краткосрочный отпуск по беременности и родам, ей очень трудно вернуться на прежнюю работу в той же должности. Третья причина — большое расхождение во взглядах на брак мужчин и женщин, о отличие от большинства женщин, многие одинокие мужчины рассматривают брак как общественную обязанность (Долг перед обществом), таким образом они могут обрести доверие окружающих, социальную ответственность и опадать ожидания своих родителей. Социолог Кумата (1992, с. 118) отмечает, что, обращаясь в службу знакомств, женщины преимущественно выделяют в мужчинах качество «хорошего супруга». В то же время многие японские мужчины придерживаются традиционных взглядов на женщину. Откровенно говоря, большинство из них рассматривают женщин как замену своим матерям: жены нужны им прежде всего для выполнения домашней работы, как этим занимались и их матери. В таком подходе нет места для женщин, занимающих активную позицию в обществе, финансово независимых и поддерживающих равновесие между работой и заботой о семье.
Супружеские отношения в Японии
Традиционный японский образ жизни и мышления, истоки которого лежат в конфуцианской морали периода Эдо, все еще легко просматривается в семейных отношениях. В Японии общепринято, что мужчина играет важнейшую роль в семье; муж и жена далеко не равноправные члены команды. Однако это не означает, что замужние женщины всего лишь подчиняются мужчинам. В действительности им отводится значительная роль в управлении семьей, и женщины достаточно свободно и эффективно проявляют свои способности в области воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, составления бюджета семьи и т. п. В некоторых японских семьях мужья заняты исключительно финансовым обеспечением родных и близких, так как они ничего не делают, чтобы чем-то помочь по дому. Для подобных мужей существует даже специальный термин — содай-гоми («монументальный/величественный мусор»), поскольку они, вернувшись с работы, только слоняются по дому.
Выйдя замуж, японские женщины часто испытывают затруднения со своим общественным статусом, в отличие от их мужей, которые должны поддерживать общественные связи с коллегами или начальством для сохранения согласия в группе. Играя важную роль в поддержании семейного хозяйства как хорошие жены и матери (Reishauer, 1977, с. 232), многие женщины в наши дни начинают проявлять активный интерес к Интернету и добровольной благотворительной деятельности, что дает им больше возможностей адаптироваться в обществе.
Если взглянуть на эмоциональную сторону общения мужа и жены, то можно обнаружить, что японцы редко показывают чрезмерную привязанность друг к другу, не часто они и разговаривают между собой на публике. Подобные супружеские отношения, как отмечает Дои (1975, с. 132), могут объясняться амаэ, или зависимостью, на которой основываются межличностные отношения в Японии. Сравнивая японский брак с супружескими отношениями на Западе, Дои подчеркивает, что главное различие между отношениями супругов в Японии и на Западе, состоит в том, заключаются ли браки по согласию или нет (договорной брак или по любви). Хотя это допустимо и для японских пар, люди западной культуры обычно признаются в своих чувствах ясными словами и всем поведением так, чтобы показать, что они никогда не выйдут за другого по договоренности.
Отношения между мужчинами и женщинами в Японии переживают переходный период. Послевоенная Конституция наделила мужчин и женщин равными правами, что помогло упрочению положения женщины в обществе. Несмотря на законы, защищающие равенство, дискриминация по половому признаку все еще приводит к серьезным проблемам: сексуальные домогательства, худшие рабочие места и т.п. Это происходит частично из-за культивирования в обществе конфуцианского мышления, ставящего мужчину на первое место. Подобные социальные установки отражаются и в языке, и в отношениях полов.
В последнее время женщины получают все более серьезное образование и играют активную роль в обществе. Это привело к ряду новых социальных явлений: вырос средний возраст выходящих замуж, снизилась рождаемость, увеличилось число одиноких людей. В основе этого лежит изменение подхода к отношениям мужчины и женщины, приведшее к переоценке взглядов на брак. Однако традиционные понятия типа «мужчина снаружи, женщина внутри» все еще живы в обществе и поддерживаются многими в Японии. Поэтому, продолжает ли женщина работать после замужества или нет, вся домашняя работа по-прежнему остается за ней. Мужчины же должны в поте лица своего зарабатывать деньги для семьи. Все это — пережитки разделения труда, господствующего в системе иэ. Если происходящие перемены не приведут к разрушительным социальным последствиям, роль мужчин и женщин в обществе станет более пропорциональной, и наконец установятся более справедливые отношения между японскими женщинам и мужчинами.
Reshauer E. The Japanese today: Change and contnuty. Tokyo: Bungey Shunju, 1977/1990.
Дои Т. Амаэ дзакко (Суть амаэ). Токио: Кобундо, 1975.
Кумата В. Онна то отоко (Женщины и мужчины). Токио: Хорупу Сюппан, 1992.
Research Group for a Study of Woman`s Hstory (ed) Нихон дзёсэй но рэкиси: сэй, ай, кадзоку (История японской женщины: секс, любовь, семья). Токио: Кадокава Сэнсё, 1992.
Юдзава И. Кадзоку мондай но гэндзай (Проблемы современной японской семьи). Токио: Нихон Хосо Сюппан Кёкай,1
www.kazedu.kz
—