Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Умение общаться друг с другом

Жизнь современного человека невозможна без общения. Во все времена люди всегда стремились найти общий язык друг с другом. Именно общение является необходимым атрибутом в жизни человека. Умение общаться относится к общей культуре человечества. Владея этим искусством, человек в состоянии решить множество проблем. Существуют определенные условия успешной коммуникации. Если эти условия не будут соблюдены, то и наши проблемы не решатся положительно. Вот почему искусству поддерживать диалог нужно обучаться.

Существуют различные технологии эффективного общения. Все знают, что умение поддерживать разговор – это путь к успеху. Интеллигентные люди уверены, что сложнее научиться находить общий язык с окружающими, чем овладеть какими-либо определенными навыками в профессии.

Главные условия успешного общения – это искренне интересоваться собеседником и стремиться получить удовольствие от восприятия его речи. Показное внимание здесь не годится. Благодаря этим условиям, ваш собеседник станет общаться с вами более откровенно и заинтересованно. Следует стремиться завоевать его симпатию и интерес, приложить максимум усилий, чтобы во время разговора установить взаимопонимание. Это и есть основные составляющие в процессе коммуникации.

Умение общаться – это и умение слушать. Говорят, что люди предпочитают хороших слушателей хорошим ораторам. Все знают, что далеко не каждый человек способен выслушать собеседника. Тем не менее, умение слушать – это одно из основных правил общения, которое высоко ценится. Если вы хотите стать приятным собеседником для открытого и доверительного общения, будьте и внимательным слушателем. Именно этого качества не хватает многим! Даже если вас не устраивает точка зрения собеседника, постарайтесь принять ее как один из вариантов возможного решения вопроса. В этом случае успешное общение вам гарантировано.

Улыбка. Что она означает в жизни человека? Во-первых, улыбка продлевает жизнь. Это общеизвестный факт. Улыбка бывает разной. Неискренняя улыбка не способна положительно влиять на здоровье человека, а главное, на успешное общение с окружающими. Она является отражением гармонии человека, позитивного отношения к жизни и оптимизма. Из этого следует вывод, что улыбка – это один из простых способов произвести хорошее впечатление на собеседника и расположить его к доверительной и приятной беседе. Можно сказать, что это тоже умение общаться друг с другом. Если человек улыбается неискренне, тогда у собеседника остается единственный выход – не общаться больше с ним, так как тот, кто настроен недоброжелательно, рано или поздно покажет свое истинное лицо. Не забывайте, что искренность украшает наш мир и наше общение.

Технологии эффективного общения приводят к достижению определенных целей. Они помогают добиваться взаимного понимания и превосходства в процессе переговоров, а также позволяют овладеть инициативой в споре. Очень действенным оказывается умение выражать свой восторг собеседником. Поверьте, человек оценит по достоинству тот факт, что вы искренне им интересуетесь и восторгаетесь его положительными качествами, определенными знаниями или умениями. Достичь желаемого в этом случае вам будет намного проще.

Одним из основных условий эффективного общения являются знания. Знания – это сила. Они должны перерасти в мудрость, в первую очередь для того, чтобы вы сумели воспользоваться полученной информацией в нужный момент. В процессе общения вы можете применить ваши знания во благо, а ваша сила в том, что, владея ими, вы можете использовать ситуацию в вашу пользу.

Итак, умение общаться – признак хорошего воспитания. Верьте в себя, познавайте себя, и у вас обязательно все получится!

fb.ru

Тренинг, направленный на сплочение коллектива, развитие умения общаться и взаимодействовать друг с другом

Занятие 1. Общение в жизни человека.

Психолог: Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Давайте попытаемся проверить при помощи теста, какие мы в общении.

1. Много ли у тебя друзей?

2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?

3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснительность в общении с людьми?

4. Бывает ли тебе скучно наедине с самим собой?

5. Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?

6. Можешь ли ты скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?

7. Всегда ли ты умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?

8. Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?

9. Можешь ли удержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?

10. Способен ли ты пойти в общении на компромисс?

11. Умеешь ли ты ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?

12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?

13. Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

За каждый положительный ответ, то есть «да», поставьте себе 3 очка. За каждый ответ «да и нет» – 2 очка. За каждый отрицательный ответ «нет» – 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.

От 30 до 39 очков. Ты человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты «душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей, иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.

От 20 до 29 очков. Ты в меру общительный человек, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным по отношению к своим собеседникам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуравновешенность в себе.

До 20 очков. Ты человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Но, если тебе хочется свободно высказывать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, способностям.

Вначале ведущий обсуждает с подростками, какие качества человека облегчают ему общение с окружающими. В результате ответов учащихся ведущий записывает эти качества на доске. С помощью ведущего подростки должны прийти примерно к такому их набору.

1. Умение слушать собеседника.

2. Способность сочувствовать и сопереживать.

Инструкция для учащихся.

Сейчас вы сможете сами определить, в какой мере каждому из вас присущи эти качества. Каждый получит чистые полоски бумаги размером приблизительно 25X4 см.

Вы будете оценивать степень развития определяемых качеств как у самих себя, так и у остальных членов класса с помощью оценок. Критерии оценок вы видите на доске.

Получив оценочный лист, вы должны написать в верхней его части свою фамилию, а в нижней – поставить себе оценку по приведенным критериям. Затем нижний край оценочного листа заворачивается таким образом, чтобы проставленная оценка не была видна.

Далее лист передается соседу. Он оценивает степень развития качеств общения у того. Чья фамилия написана наверху. Оценка снова ставится внизу, закрывается, и лист передается дальше.

Оценочные листы пройдут по всему кругу, вернувшись к своим владельцам.

На доске записываются критерии оценок.

5 – определяемые качества проявляются всегда, общение с этим человеком приносит радость и удовлетворение.

4 – эти качества проявляются часто.

3 – трудно сказать, проявляются часто или редко.

2 – определяемые качества проявляются очень редко, общение часто приносит неудовольствие.

1 – не проявляются никогда, общение грозит конфликтом.

Затем ведущий предлагает подсчитать среднюю оценку, выставленную товарищами, и сравнить ее с самооценкой (она самая первая, нижняя в оценочном листе).

Ведущий также обращает внимание учащихся на следующий факт. Психологи заметили, что человек при оценке других склонен приписывать им свои черты и качества. В данном случае это означает. Что если кто-то на оценочных листах, выставлял в основном «4» или «5», то он сам с большой вероятностью обладает определяемыми качествами.

Психолог: Если результаты вам не понравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что все зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо желание. Нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.

А сейчас выполните такое задание. Напишите на одном листочке: «Я хочу, чтобы со мной обращались ласково, нежно», на другом листочке напишите: «Я хочу, чтобы со мной обращались строго, требовательно». Сдайте мне тот листочек, на котором написан приемлемый для вас вариант общения.

lektsii.org

Умение общаться друг с другом

Общение с людьми – это трансляция сообщений или обмен данными, происходящий между индивидами посредством специфических инструментов коммуникации, таких как речь или жесты. Однако понятие общение с людьми намного шире и охватывает человеческие взаимоотношения, взаимодействие социальных групп и даже целых наций.

Общение людей друг с другом предназначено для установления контактов. Без общения не способна обойтись ни одна из сфер жизнедеятельности человека. Для результативности общения необходим постоянный поток информации в устной или письменной форме. Такой поток должен быть обоюдно направленным.

Психология общения с людьми

Умение грамотно общаться и компетентно выстраивать различные виды контактов между индивидами в современном мире просто необходимо. Ежедневно люди взаимодействуют между собой. В процессах межличностных взаимодействий некоторые индивиды воздействуют на других и наоборот.

С позиции психологической науки, общение с другими людьми будет благополучным и эффективным только при совпадении интересов. Для комфортного взаимодействия необходимо, чтобы интересы обоих сторон совпадали. Даже абсолютно необщительный человек, если затронуть интересующую его тему, разговорится.

Для результативности и комфортности беседы необходимо научиться понимать своего партнера по коммуникации, предвосхищать его возможные реакции на конкретные высказывания. С этой целью ниже приведено несколько нехитрых приемов успешности коммуникационного взаимодействия между людьми.

Существует такой известный прием, который называется эффектом Франклина, по имени известного американского политического лидера, который обладал немалыми талантами и был незаурядной личностью. Для того чтобы добиться доверия индивида, с которым не смог найти общего языка и который к нему не очень хорошо относился, Франклин одолжил у этого человека книгу. После этого случая отношения стали у них носить дружественный характер. Смысл данного поведения лежит в следующем: индивид считает, что раз у него что-то попросили, то в следующий раз человек, которому он помог, в случае необходимости сам откликнется на его просьбу. Другими словами индивид, попросивший об услуге, становится выгодным для человека, оказавшего услугу.

Следующий прием носит название «дверью непосредственно в лоб» Если что-то требуется от собеседника, то следует попросить у него больше надобного. Если вы получите отказ, то при следующей встрече можно смело его попросить еще раз. Ведь человек, который проигнорировал вашу просьбу, будет испытывать угрызения совести и в следующий раз вряд ли откажет, услышав более разумное предложение.

Значительно повышает коммуникативное взаимодействие автоматический повтор движений и положения тела собеседника. Это связано с тем, что человеку присуще симпатизировать людям, которые хотя бы немного похожи на него.

Для создания дружественной атмосферы во время разговора следует непременно называть собеседника по имени. А для того чтобы партнер по коммуникации почувствовал к собеседнику симпатию, нужно во время беседы называть его своим другом.

Эффективное общение с разными людьми не подразумевает под собой указывание индивиду на его личностные дефекты. В противном случае можно только превратить человека из своего единомышленника в недоброжелателя. Даже если вы абсолютно не согласны с его точкой зрения, нужно попытаться все-таки найти точки соприкосновения и при следующей реплике начать предложение с выражения согласия.

Практически все личности желают быть выслушанными и услышанными, вследствие чего, нужно их расположить к себе во время беседы, применив с этой целью рефлективное слушание. То есть необходимо в процессе коммуникаций перефразировать периодически сообщения собеседника. Этим вы выстроите дружеские отношения. Более эффективным будет услышанную реплику трансформировать в вопросительное предложение.

Правила общения с людьми

Общение с другими людьми считается одной из важнейших составляющих успешности жизни. Для того чтобы коммуникативное взаимодействие было более результативным, разработано ряд простых правил, соблюдение которых сделает общение с людьми комфортным, эффективным и действенным.

При любой беседе нужно помнить, что ключом к ее результативности является внимание к партнеру по коммуникации. Именно от начала разговора, поддержания его в заданном тоне и гармоничного завершения зависит, достигнет ли говорящий поставленной задачи или нет. Человек, который делает вид, что слушает, а в реальности только озабочен собственной персоной и невпопад вставляет реплики или отвечает на вопросы, заведомо производит невыгодное впечатление на собеседника.

Люди далеко не всегда могут сразу и четко оформить свои мысли. Поэтому, если вы заметили в речи говорящего какие-либо оговорки, неверно произнесенное слово или фразу, то правильнее будет не акцентировать на них внимание. Этим вы предоставите собеседнику возможность почувствовать себя более непринужденно с вами.

Общение людей друг с другом будет неэффективным, если беседа будет окрашена пренебрежением. Так, например, фраза по типу: «я проходил мимо и решил заглянуть к тебе ненадолго» часто скрывает под собой безразличие или даже высокомерие.

Не рекомендуется в беседе задавать вопросы, на которые вам заведомо известны ответы. Ведь это скорее вызовет потерю уважения к собственной персоне и создаст репутацию излишне наивного человека.

Так как эффективное общение с людьми предполагает соблюдение определенного ритма речи, следует не перебарщивать с монологами. Не следует забывать, что каждой личности присущи сугубо индивидуальные характеристики речи и мыслительной деятельности, поэтому в разговоре необходимо периодически использовать небольшие паузы.

Проблемы в общении с людьми также зависят и от несхожести стилей коммуникационного взаимодействия сильной и слабой половины человечества. Половые различия между людьми проявляются в смыслах их реплик, форме используемых невербальных средств, таких как мимика, жесты и др. Женская речь характеризуется частыми извинениями и вопросами в конце реплик, неумением принимать комплименты без возражений, явной эмоциональной выразительностью, естественностью, использованием намеков или косвенных высказываний, употреблением восклицательных предложений и междометий, более грамотной структурой речи, широким диапазоном тонов и резкой их сменой, высоким голосом и выделением ключевых фраз, постоянной улыбкой и сопутствующими движениями.

Вопреки существующему распространенному мнению, мужская половина человечества говорит больше женщин. Они склонны чаще перебивать собеседника, более категоричны, стараются контролировать тематику диалога, чаще используют абстрактные существительные. Мужские предложения более короткие в сравнении с женскими. Мужчины чаще употребляют существительные конкретного характера и прилагательные, а женщины – глаголы.

Основные правила общения с людьми:

  • в процессе коммуникативного взаимодействия следует относиться к индивидам так, чтобы они могли почувствовать себя умными, интересными собеседниками и очаровательными людьми;
  • любую беседу следует вести не отвлекаясь; собеседник должен чувствовать, что его партнеру по коммуникации интересно, поэтому нужно снижать интонацию в конце реплики, кивать головой в ходе коммуникации;
    • перед тем, как ответить собеседнику, следует выдержать паузу в несколько секунд;
    • беседу нужно сопровождать искренней улыбкой; фальшивую, неискреннюю улыбку люди моментально распознают, и вы потеряете расположение к себе собеседника;
    • нужно помнить, что люди, уверенные в себе и в том, что говорят, вызывают безусловную симпатию в сравнении с неуверенными в себе индивидами.
    • Искусство общения с людьми

      Так случается, что на жизненной дороге встречаются самые разнообразные индивиды – с одними из них легко и приятно общаться, а с другими, наоборот, довольно сложно и неприятно. А так как общение охватывает практически все сферы жизнедеятельности людей, то научиться владеть искусством коммуникативного взаимодействия – это необходимость реалий современной жизни.

      Человек, в совершенстве владеющий искусством коммуникативного взаимодействия, всегда выделяется среди остальных индивидов, причем такие отличия относятся только к положительным сторонам. Таким людям намного проще устроиться на высокооплачиваемую работу, они быстрее продвигаются по карьерной лестнице вверх, легче вписываются в коллектив, заводят новые контакты и хороших друзей.

      Общение с незнакомыми людьми не следует начинать сразу с серьезных и важных тем. Лучше начать с нейтральной темы, постепенно переходя на более важные вещи, не испытывая неловкости.

      Также не рекомендуется говорить о денежных трудностях, проблемах в семейных делах или здоровье. Вообще, общение с незнакомыми людьми не предполагает использование тем личного характера. Не стоит также говорить и о плохих новостях. Так как есть вероятность того, что собеседника такая тема может насторожить, вследствие чего он найдет причину для уклонения от беседы. Не нужно обсуждать внешний вид общих знакомых в процессе разговора. Сплетни не повысят вашу привлекательность в глазах окружающих.

      Категоричность в беседе также не приветствуется. Она только оттолкнет от вас собеседников. Не рекомендуется что-либо упрямо утверждать или отрицать. Ведь индивид, готовый отстаивать свою правоту в бурных спорах, даже если он и уверен в ней на сто процентов, будет совершенно не интересен как партнер по коммуникациям. Люди, вероятнее всего, будут стремиться избегать любого взаимодействия с таким человеком.

      Если в процессе коммуникации завязался спор, то не следует повышать тон, отстаивая свою точку зрения или приводя аргументы. Всегда лучше стараться не доводить общение с разными людьми до спорных или конфликтных ситуаций. Начиная разговор, нужно помнить, что наибольшее уважение вызовет собеседник, который умеет лаконично и отчетливо доносить собственную мысль.

      Избавьтесь от навязчивых слов-паразитов, присутствующих в речи большинства людей. Разбавление разговора стандартным комплектом анекдотов или забавных историй только вызовет скуку, и вы прослывете занудным, скучным собеседником. Наиболее приемлемой в беседе считается шутка, употребленная уместно. Самым лучшим анекдотом считается тот, который рассказан к месту. Дурным тоном считаются шутки по поводу комплекции и роста, недостатков внешности или фамилии. Считается невежливым обсуждать темы, которые не знакомы всем участникам коммуникативного процесса. Недопустимо делать замечания чужим детям, кроме тех случаев, когда их родителей нет поблизости. Ведь перенимая на себя их воспитательную функцию, вы, вероятнее всего, заденете их чувства. Бестактным считается высказать пожелание не очень молодой представительнице прекрасного пола выйти замуж. Также не следует давать советы по данной теме.

      Искусство общения с людьми заключается в следующем:

      > в ходе беседы не рекомендуется задавать вопросы на профессиональные темы, только если они непосредственно не касаются основного предмета обсуждения;

      > не следует спрашивать о способах лечения или о том, как правильно составлять исковые заявления у врача или юриста, которые случайно находятся в гостях; для получения ответов на волнующие вас вопросы есть служебное время;

      > когда завязалась беседа и один из ее участников рассказывает историю или сообщает информацию, которая относится к теме разговора, то невежливо периодически поглядывать на часы, смотреть в зеркала либо искать что-то в сумке, карманах; таким поведением вы можете сбить с мысли собеседника и покажите ему, что его речь вам наскучила, т.е. просто оскорбите его;

      > общение с неприятным человеком подразумевает под собой, в первую очередь, осознанность; она нужна для того чтобы не попадать в плен собственных эмоций при каждом случае намеренной или неосознанной провокации;

      > необходимо стараться выработать в себе способность отстранятся от сложившейся ситуации, и смотреть на нее как бы со стороны, эмоционально не вовлекаясь при этом в ссоры, конфликты или другие нежелательные действия.

      Если человек, с которым приходится общаться, вам неприятен, то нужно постараться понять, что же в нем вас раздражает и вызывает неприязнь. Так устроена психология субъектов, что человек может являться для другого зеркалом. Обычно, люди замечают в других такие недостатки, которые присутствуют в них самих. Поэтому, если вы обратили внимание на то, что в человеке вас что-то раздражает, то следует обратить внимание, прежде всего на себя. Может быть, в вас также присутствуют эти дефекты? После такого анализа раздражающий вас индивид перестанет раздражать.

      Не стоит также забывать, что не существует на сто процентов негативных личностей или полностью положительных. В каждом человеке уживается плохое и хорошее. Довольно часто агрессивные действия или вызывающее поведение людей свидетельствует о наличии у них внутренних проблем, конфликтов. Некоторые индивиды просто не умеют по-другому себя вести, ведь такая модель поведения была заложена в них еще в семье. Поэтому злиться на них – это глупое и бесполезное занятие, которое только отнимет силы и нарушит душевную гармонию.

      Общение с неприятным человеком нужно воспринимать как своеобразный урок, каждую неприятную личность, встречающуюся на пути – как учителя. А общение с хорошим человеком и приятным собеседником повысит настроение, поможет снять напряжение, улучшит эмоциональный настрой на оставшийся день. Вообще, из любого общения можно вынести знания и опыт, если перестать чрезмерно эмоционально в него вникать.

      Общение с пожилыми людьми

      Потребность общения с людьми особенно проявляется в пожилом возрасте, когда дети и внуки покинули родные пенаты, любимая работа осталась позади, а впереди только просмотр мыльных опер в промежутках между приездами родни.

      Старение порождает у пожилых индивидов ухудшение общего самочувствия, вследствие чего у них может понижаться самооценка и усиливаться чувство собственной малоценности, недовольства собой. Пожилой индивид испытывает «кризис идентичности». Для него характерно ощущение отставания от жизни, снижение умения радоваться жизни полноценно. Вследствие этого может появиться стремление к затворничеству, пессимизм и ипохондрия. В таких случаях незаменимо будет общение с хорошим человеком, а лучше родной душой.

      У пожилых личностей одной из причин искаженности коммуникативного взаимодействия являются сложности с восприятием и осмыслением полученных данных, их обостренная восприимчивость к поведению по отношению к ним партнера по коммуникации, пониженный слух. Эти особенности, и возникающие вследствие них проблемы в общении с людьми пожилого возраста обязательно нужно учитывать.

      Для избегания недопонимания в общении с пожилыми людьми, рекомендуется побеспокоиться о том, чтобы быть правильно услышанным и понятым.

      Общение с пожилыми людьми должно исключить навязывание собственных взглядов и советов людям преклонного возраста, которое только вызовет отрицательное отношение с их стороны. Они воспримут это как посягательство на собственную свободу, личное пространство и независимость. Вообще любое навязывание собственной позиции приведет только к резкому сопротивлению со стороны собеседника, вследствие чего пострадает эффективность коммуникативного взаимодействия.

      Для избегания конфликтных ситуаций при межличностном общении с пожилыми людьми, следует придерживаться следующих правил поведения: не использовать конфликтогены и не отвечать ими на конфликтоген. Конфликтогены – это слова, словосочетания, позиция или действия, проявление превосходства, провоцирующие возникновение негативной или конфликтной ситуации. К ним относят приказы, неконструктивную критику, насмешки, издевки, саркастические реплики, категоричные предложения и т.д.

      Страх общения с людьми

      Потребность общения с людьми есть у каждого индивида практически с первых дней жизни. Однако у некоторых личностей, вследствие неверного семейного воспитания, постоянных ограничений, гипертрофированной зависимости, различных жизненных ситуаций, завышенной или, наоборот, заниженной самооценки, присутствует страх общения с людьми. У некоторых такой страх проявляется только при взаимодействии с незнакомыми людьми, у других – со всеми без исключения.

      Страх общения с людьми считается наиболее часто встречаемым видом страха, который мешает полноценной жизни и самореализации. Данный вид страха присутствует у множества людей. Часто он вызван необходимостью вторгаться при беседе в личное пространство собеседника. Так как каждый человек имеет собственную дистанцию для коммуникативного взаимодействия, то когда другой человек вторгается в его личное пространство, у партнера возникает невидимый барьер, препятствующий зарождению общения.

      Страх перед коммуникативным взаимодействием ведет к замкнутости, которая усугубляет нелюдимость, необщительность и отчужденность индивида. Вследствие чего у человека меняется отношение к окружающему социуму. Он начинает считать, что его не понимают, недостаточно ценят и уделяют внимания.

      Можно выделить несколько приемов, которые помогают бороться со страхом общения с людьми. Первое, что нужно сделать для победы над страхом общения с людьми – это понять причину возникновения боязни. Для эффективности коммуникативного взаимодействия и повышения уверенности нужно стараться расширить собственный кругозор, научиться расставлять приоритеты.

      Побороть страх перед общением с людьми помогает повышение самооценки. Поэтому нужно вспомнить и записать все свои победы, достижения, результаты, постепенно дополняя новыми, ежедневно перечитывая их.

      psihomed.com

      Общение с друзьями. Всегда ли оно дарит радость?

      Наслаждение общением, по словам Аристотеля, есть главный признак дружбы. Но часто ли общение с друзьями приносит удовольствие? Современная дружба все более приобретает отличительные черты настоящей эпохи.Ведь сейчас отношения между людьми меняются так же, как все остальные сферы и характеристики нашей жизни. Дружба, описанная в романах Дюма, в наши дни для многих кажется чем-то нереальным.

      А ведь в те времена за одно неосторожное слово, брошенное невпопад, вполне можно было лишиться жизни в честной, но беспощадной дуэли. И общение с друзьями в этом деле исключением не являлось. Квинтилиан говорил, что «лучше отказаться от острого словца, чем от друга». Словесные раны бывают больнее физических и дольше заживают. Почему же сейчас все чаще забывают о нормах общения с друзьями, да и с людьми вообще?

      Так называемый стеб, подначивания, едкие шутки во многих компаниях стали делом настолько привычным и нормальным, что возражения против такого стиля общения могут сделать человека аутсайдером в данном кругу. Американский философ Джон Дьюн утверждал, что одним из основных стремлений человека является желание ощущать свою значительность.

      Именно оно толкает людей на многие действия и поступки. И именно это желание заставляет иногда даже близких друзей, приятелей и коллег выискивать недостатки и слабые стороны друг друга, чтобы самоутвердиться, указав на них путем не всегда безобидных шуток. А после почувствовать свое превосходство, вызвав всеобщий смех. Правда, говорить в таком случае о наслаждении общением с друзьями не приходится.

      Дружба, как писал Джон Аллан, является качественной характеристикой общения. Люди, взаимодействующие на равных, испытывающие уважение и искренне способные радоваться успехам друг друга, могут считаться друзьями. Общность интересов и готовность прийти на помощь в трудную минуту сближают еще больше. Закрепляет близизкие отношения умение чувствовать и ценить друга. Мы же порой больнее всего «бьем» наших близких, не щадя их чувств, пользуясь авансом дружеского расположения, полученным от любящего нас человека «по умолчанию».

      Говорим колкости, не задумываясь о последствиях. Друг, брат, любимая все стерпят. В этом же состоят и особенности семейных конфликтов. С чужими мы иные. И ждем от них меньше, и обижаемся реже, и, что самое парадоксальное, иногда больше ценим услуги, оказанные не друзьями. Перефразируя слова Омара Хайяма, мы, врагов обнимая, друзей обретаем, а друзей обижая, врагов наживаем. Но не проще ли, не логичнее ли ценить и не жалеть душевных сил на тех людей, которых мы считаем своими друзьями? Ведь мы всегда чувствуем, когда раним другого, когда наши слова неприятны.

      Когда стеб и насмешки перешли границы и делают для кого-то общение с друзьями хуже ссоры с врагами. Однако справедливости ради надо сказать, что словесные перепалки и пикировки не всегда бывают обидными. Виртуозное совместное жонглирование добрых приятелей или друзей остротами, взаимными вопросами и ответами может быть сродни искусству. И даже послужить своеобразным мастер-классом общения с друзьями. Но многие ли владеют таким мастерством, вызывающим, как правило, лишь всеобщее уважение и восхищение?

      Если друг, подруга или близкий человек не может играть в таком общении на равных, так как не владеет умением выразительной речи и быстротой словесной реакции, то честно ли вызывать их на такой словесный поединок? Каким бы ни было стремление к собственной значительности, стоит ли его реализовывать, ставя друзей и близких в заведомо жалкую позицию? «Да будут первые последними…» — сказано более двух тысяч лет назад. Так стоит ли стремиться к первенству во что бы то ни стало, порой ценой дружбы и даже любви? Умеем ли мы общаться с людьми, помня об этом?

    • Друзья! Тема следующей статьи «Жить в кредит или по средствам?» — категория: Саморазвитие личности. Чтобы не пропустить её, вы можете подписаться на рассылку on line журнала по электронной почте.
    • Предлагаем вам ознакомиться с полным списком статей, на главной странице Познавательного журналаBeautyHuman.ru
    • Теги:самостоятельная жизнь

      мы приятно общаться со всеми моими друзьями. если мне неприятно общаться с человеком, то он никогда моим другом не станет. даже если возникает какая-то словесная перепалка или друг говорит что-то неприятное, он делает это обоснованно, если не обоснованно, то какой же это друг? от него надо избавиться. вот и все.

      Замечательная статья! Дает повод задуматься-какими мы бываем с родными и близкими….и зачем нам это надо:)

      beautyhuman.ru

      Как научить детей 6-10 лет договариваться друг с другом? Советы и рекомендации учителю

      В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться».

      Умеют ли дети договариваться?

      Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте, но особую значимость он приобретает именно в школьный период. К моменту поступления в школу у каждого ребенка есть четкое ощущение своего личного «Я», которое он готов отстаивать.

      Вопрос заключается не в том, что малыш хочет заполучить чужую игрушку или начинает капризничать, чтобы добиться внимания и уступок от взрослых. Это все, как говорится, мы «проходили в детском садике». Младший школьник ориентирован на самоутверждение.

      Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.

      В этот период самым распространенным способом решения конфликтов является фраза: «Ах, так, тогда я с тобой не играю!». Часто возникает агрессивная реакция на действия других детей, которые ребенок расценивает как посягательство на его личное пространство. Школьники обзываются, препираются, жалуются учителю друг на друга, могут толкнуть, плюнуть, испортить какую-нибудь чужую вещь. Бывают случаи, что ребенок действует исподтишка, устраивая пакости своим товарищам. Все это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.

      Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:

    • уважать мнение других;
    • доброжелательно общаться;
    • правильно формулировать свои требования;
    • управлять своими эмоциями.
    • Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.

      Причины детской недоговороспособности

      Для определения эффективных способов преодоления детской недоговороспособности важно понимать причины неправильного поведения ребенка в отношении других детей. Большинство из них кроется в психологических особенностях младших школьников.

      Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем.

    • Привычная модель поведения основывается на формуле «Хочу — не хочу, нравится — не нравится».
    • Большинство детских поступков зависит от настроения, которым они еще не умеют управлять.
    • В конфликтной ситуации школьник чаще всего совершает поступки под воздействием гневных импульсов.
    • У ребенка отсутствует установка «Надо», поэтому сказывается разлад между его внутренним состоянием и общепринятыми нормами поведения.

    К началу школьного периода ребенок психологически готов к управлению своими эмоциями, но не знает, как это нужно делать. Поэтому еще одной причиной возникновения конфликтов у детей является не их неумение налаживать контакты, а отсутствие опыта социального общения. Особенно ярко это проявляется у «домашнего ребенка», который не посещал ранее детский сад.

    Именно этим объясняется то, что дети не стремятся сами договариваться, а спешат обратиться за помощью взрослых. Иногда ребенок даже не догадывается, что может сам решить возникшую проблему и найти способ взаимодействия.

    Также надо учитывать, что в таком возрасте дети зациклены только на своих ощущениях и у них почти отсутствует чувство сопереживания. Они не хотят уступать другому просто потому, что не понимают его желаний и того, что он тоже имеет свои интересы.

    Есть и другие причины неумения детей договариваться. Это может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований. В некоторых случаях сказывается негативный социальный опыт, полученный в дошкольный период. Если ребенок какое-то время испытывал агрессивное давление со стороны своих сверстников, то это может отразиться на его характере и модели поведения.

    Выявить причины недоговороспособности можно путем проведения диагностических тестов, анкетирования родителей, опроса воспитателей. В редких случаях для решения проблемы повышенной конфликтности ребенка понадобится помощь психолога. Чаще всего достаточно проведения системы коллективных или групповых занятий по теме «Учимся договариваться».

    Как развить умение договариваться

    Работа учителя над развитием у детей умения договариваться должна быть систематической и постоянной.

    Основные направления работы

    Такую деятельность необходимо направить на обучение школьников:

  • этически ценным нормам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
  • умениям устанавливать и поддерживать контакты;
  • принципам построения дружеских отношений;
  • правилам сотрудничества;
  • пониманию, как легко может возникнуть ссора или драка;
  • умению оценивать свое поведение;
  • умению определять причину ссоры;
  • умению избегать конфликтных ситуаций;
  • способам и приемам самостоятельного решения конфликта.
  • Одних советов и объяснений взрослых, как следует правильно себя вести, недостаточно, необходима практика. Поэтому нельзя пытаться ограждать детей от конфликтов, а нужно ознакомить школьников с моделью поведения в проблемных ситуациях. Для этого можно проводить:

  • групповую дискуссию;
  • создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
  • драматизацию;
  • ролевые игры;
  • элементы социально-психологического тренинга;
  • элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
  • слушание и анализ драматических произведений.
  • Лучшим способом приобретения социального опыта младшими школьниками является игра.

    Игровая деятельность для развития умения договариваться

    На первой стадии формирования умения договариваться игры должны иметь конкретную направленность, т.е. учить детей разным моделям поведения:

  • что сказать;
  • как поступить;
  • как защитить себя;
  • как воспрепятствовать неправильному поведению;
  • как заступиться за другого.
  • Такие игры носят, в основном, тренинговый характер. Вот примеры нескольких из них.

    Игры для детей «Учимся договариваться»

  • Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
  • Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».
  • Игра «Я поступлю как …» поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.
  • Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.
  • Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.

    Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.

    На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.

    Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата. Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению. Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию.

    Можно предложить такие игры.

  • Игра «Рисуем вдвоем» — на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами — «Собери паззл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом включается и невербальное общение
  • Игра «Остров Конфликтов» — дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.
  • Игра «Ковер мира» — ребята, которые не могут договориться между собой, садятся на ковер, где должны выразить негативные эмоции (без перехода на личности) и помириться.
  • Игра «Рассказ от первого лица» — каждой конфликтующей стороне предлагается рассказать о сложившейся ситуации от лица его обидчика.
  • Игра «Трагикомедия без слов» — школьники должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты.
  • Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
  • И другие.
  • Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.

    Советы по формированию детской договороспособности

    Работа над формированием умения детей договариваться и решать конфликты должна быть всесторонней и проводиться постоянно. Не нужно ограничиваться только организацией специальных занятий. Это можно делать каждый день, используя для таких целей любой удачный случай. Вот несколько рекомендаций для учителя.

    Рекомендации учителю при конфликтной ситуации между детьми

  • Не вмешиваться в ситуацию сразу, дав возможность детям самим разобраться.
  • В случае решения любого конфликта в классе не выдвигать ребенку конкретное требование, а предоставить ему несколько вариантов на выбор. Например, не «Отдай игрушки», а «Какую из своих игрушек ты можешь дать своему другу поиграть?».
  • Менять привычные правила, обстановку в классе. Например, если дети ссорятся из-за очередности дежурства, можно не назначить кого-то, а предложить кинуть жребий или использовать считалку.
  • Создавать иллюзию принятия самостоятельного решения. Например, если дети поссорились и один из них отказывается дружить со своим товарищем, можно сказать: «Хорошо, раз вы поссорились, ты можешь не разговаривать со своим другом. Но вы должны сейчас вместе оформить заметку для стенгазеты».
  • Не принимать сторону только одной конфликтующей стороны.
  • Приучать детей к мысли, что ответственность за конфликт всегда несут двое.
  • В план воспитательной работы нужно включить мероприятия на такие темы:

    Очень хорошие результаты можно достигнуть, привлекая детей к совместной деятельности в ходе реализации коллективно-творческой работы «Давай договоримся» или проекта «Я умею договариваться».

    Можно воспользоваться разработанной программой курса «Учимся договариваться», которая условно поделена на блоки «Я» — «Ты» — «Мы».

    Также учителю необходимо постоянно работать над повышением психолого-педагогической компетентности родителей. Необходимо учить их отказываться от авторитарного способа общения с ребенком и служить примером того, как можно принять решение, которое устроит всех.

    Получив опыт улаживания конфликтов, дети становятся более независимыми. Ребенок, который научится договариваться с другими, вырастет общительным, добрым и терпимым к людям. И это очень важно, поскольку жизненный успех человека в жизни во многом зависит от того, как он сумеет построить отношения с окружающими.

    Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

    pedsovet.su

    Организацию тренингов, направленных на сплочение коллектива, развитие умения общаться и взаимодействовать друг с другом

    Занятие 1. Общение в жизни человека.

    Занятие 2. Я глазами других.

    Занятие 3. Зачем нужно знать себя.

    Занятие 4. Наши внутренние друзья и враги.

    Занятие 5. Учимся слушать друг друга.

    В данных тренингах могут быть использованы упражнения, приведенные в Приложении 6. Также психолог может подобрать и добавить свои упражнения. Данные программы тренингов рассчитаны на 5 часов, количество часов и занятий могут быть увеличены в соответствии с поставленными целями. Материалы указанных тренингов в Приложении 6.

    3. Проведение занятий по развитию временной перспективы и способности к целеполаганию. (Приложение7)

    Цель предлагаемой развивающей программыпомочь юношам и девушкам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути продвинуться в плане своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности.

    Работа по данному направлению трудна, поэтому вначале необходимо сформировать соответствующую мотивацию для последующих занятий. Краткий агитационный рассказ о том, как важны целеполагание и временная перспектива, далеко не всегда будет достаточным. Старшеклассники, а особенно юноши, первоначально относятся к необходимости тратить время на подобную работу весьма скептически. Поэтому на первом этапе многое зависит от персональных возможностей и способностей психолога, а также в контексте какой более широкой деятельности будет проходить эта работа. Работа может проводиться в индивидуальной и коллективной форме, и рассчитана на 2-ух часовое занятие. Данную программу можно использовать при подготовке к соревнованию, при этом работа ведется над целями, которые спортсмен выдвигает перед конкретным соревнованием. Проигрывается ситуация успеха, удачного выступления, что способствует повышению уверенности в себе и своих силах.

    4. Проведение психотехнических игр и упражнений по таким направлениям как:

    ¨ Внимание и самоконтроль.

    Регулярное включение таких упражнений в тренировочный процесс способствуют развитию таких свойств внимания, как переключение, широта, объем, концентрация и помогают в дальнейшем при овладении техникой саморегуляции.

    ¨ Воображение и саморегуляция.

    Умение вообразить ситуацию успеха, победы на соревновании помогает добиться более высоких результатов.

    ¨ Рефлексия, эмпатия, бессловесное общение.

    Выполнение данных упражнений способствует развитию рефлексивного мышления, которое позволяет угадывать тактику партнера, согласовывать с ним свои действия, а это одно из важнейших качеств спортсмена. (Приложение 8)

    Предлагаемые упражнения направлены на развитие психологических сил спортсмена. Они могут быть адаптированы к разным видам спорта, к различным задачам психологической подготовки.

    Психотехнические игры могут проводиться в форме интенсивного курса, регулярных занятий или эпизодических встреч.

    Интенсивный тренинг – это мощный стрессор, вызывающий порой бурные изменения в психическом укладе спортсмена. Навыки и умения работы с психикой усваиваются быстро, ускоренно изменяется представление о своих возможностях и способностях, пересматривается отношение ко многим моментам спортивной жизни и деятельности. Психотехнические упражнения проводятся ежедневно по 2-6 часов в течение 1-2 недель.

    Регулярные занятия позволяют систематически и последовательно обучать спортсменов некоторым психотехническим навыкам. При этом тренировочная работа стоит на первом месте. Регулярные занятия можно проводить ежедневно или 1-2 раза в неделю по 30 минут.

    Эпизодические встречи – наиболее необременительная из всех форм организации психотехнических занятий. Игры происходят 1-2 раза в месяц или реже в зависимости от обстоятельств. Прежде всего, нужно стремиться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным событием, имеющим начало, развитие и конец.

    Оптимальное количество участников 6-10 человек. Именно в этом диапазоне эффекты групповых занятий могут проявляться особенно ярко.

    Перед каждым занятием следует составить план. После занятий нужно по возможности подробно записать в дневник все, что происходило во время сеанса, проанализировать. Что удалось из задуманного, а что нет, какие новые моменты наблюдались.

    После окончания курса занятий, следует опросить спортсменов: «Что принесли эти занятия?».

    lektsii.org


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *