Отношения, психология, жизненные ситуации

Статья: Упражнения на самооценку для младших школьников

Разработки уроков для учителей

Добро пожаловать на сайт, который помогает учителям и школьникам в учебе и работе!

Конспект урока «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида *+8, *+9»

Методическая разработка «Профессиональное сетевое образовательное сообщество»

Добавить эту разработку

КТД » Армейский калейдоскоп»

Цель моего урока это научить учащихся научится собиратьрисунок из имеющих деталей инструментов графического редактора.

Ожившая графика. Ветвление — одна из трех (наряду с линейным выполнением команд и циклом) базовых конструкций алгоритмов. Все языки программирования имеют специальные операторы.

Мероприятие для детей дошкольного возраста c участием родителей «Моя любимая семья»

Четыре дня штурма г.Кенигсберга

videouroki.net

Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников

Аннотация. В статье раскрыты теоретические предпосылки психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников; проведен анализ самооценки младших школьников; предложена программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников.

Ключевые слова: самооценка младших школьников, коррекция, модель, диагностика, тестирование.

Отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств личности.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности.

Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе.

Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Младший школьный возраст — начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Вступая в школьный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Завышенная самооценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученных, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Ведь завышенная самооценка кроме своего положительного влияния, которое проявляется в уверенности субъекта, оказывает и отрицательное воздействие, при котором наблюдается повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценка собственных сил [1].

Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Вопросы ее структуры, функций, онтогенеза, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Б.Г. Ананьева [2], выделившего в структуре самооценки индивидные, личностные и субъект-деятельностные характеристики. Р. Бернс [3], А.В. Захарова [4], А.И. Липкина [5] рассматривали особенности соотношения самооценки школьников и эффективности их учебной деятельности. В исследованиях И.С. Кон [6], Ч. Кули [7], Э. Эриксона [8] раскрываются проблемы изучения самооценки с точки зрения ее роли и функций в целостной структуре личности, возможностей и закономерностей ее формирования. Центральным звеном личности является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция». Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности [9, 10].

Проблема самооценки – одно из важнейших личностных образований, в настоящее время становится одной из самой популярной в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению самооценки в младшем школьном возрасте, потому что именно в этот период идет ее формирование.

Личностью человек не рождается, а становится, поэтому именно важно в этот период сформировать адекватную самооценку.

Изучая научную литературу видно, что самооценка является неотъемлемой частью Я-концепции. Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является Я-концепция. Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.

Коррекция самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки, необходимо разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции для завышенной самооценки младших школьников.

Представляем далее модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников с завышенной самооценкой построенную на основании соответствующего «Дерева целей». Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в который выделены: генеральная цель, подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [11]. Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [12].

Коррекционная работа должна строиться с учетом специфики неадекватной самооценки: коррекция завышенной самооценки предполагает одни методы, коррекция заниженной другие. Я предлагаю модель психолого-педагогической коррекции завышенной самооценки младших школьников.

Модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников опирается на методологическую основу, которую составляет система принципов, включающая: общие принципы, отражающие своеобразие метода сопровождения и специфические принципы, отражающие своеобразие работы по развитию самооценки.

К общим относятся:

1. Рекомендательный (не обязательный для исполнения) характер советов сопровождающего.

Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их замещающими.

2. Соблюдение приоритета интересов сопровождаемого.

Специалист системы сопровождения должен решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

3. Непрерывный характер сопровождения.

Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

4. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

Необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

К специфическим относятся принципы:

1. Создание ситуации неуспеха.

Ситуация неуспеха обычно создается для снижения негативного влияния отрицательного лидера в классе, осознание ребенком своих слабых сторон и стремлению к совершенствованию.

2. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе по развитию самооценки ребенка.

Принцип определяется той ролью, который играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

3. Ориентация на ведущий вид деятельности.

При разработке и реализации коррекционной программы необходимо учитывать ведущий вид деятельности ребенка.

В соответствии с принципами, положенными в основу модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников ее содержательный компонент должен включать три блока:

— диагностический блок представляет собой программу изучения уровня самооценки и степени ее реалистичности;

— развивающий блок включает такие направления работы, которые обеспечивают реалистичность самооценки;

— психокоррекционный блок направлен на психолого-педагогическую коррекцию самооценки субъектов психологического сопровождения.

В ходе реализации психологического обеспечения указанной модели работа должна осуществляться в следующих направлениях:

— расширение знаний о формировании заниженной, завышенной самооценки у младших школьников;

— обучение приемам, способствующим развитию самооценки и степени ее реалистичности;

— обучение технологиям, способствующим развитию эмоционально-волевой сферы;

— вооружения знаниями, обеспечивающими профилактику формирования завышенной или заниженной самооценки.

Технологический компонент модели психолого-педагогического сопровождения должен включать в себя различные методы работы, направленные на диагностику уровня самооценки и степени ее реалистичности у младших школьников.

В процессе реализации технологического компонента модели должны быть задействованы, во-первых, конкретные методы по выявлению уровня самооценки и степени ее реалистичности; во-вторых, различные развивающие методы (игровые, проективные т.д.).

В младшем школьном возрасте основными методами развития самооценки должны быть игровые и проективные.

В-третьих, в целях психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников технологический компонент модели должен включать психотерапевтические методы, основанные на использовании литературных текстов. Применение в целях психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников психотерапевтических методов, основанных на использовании литературных текстов, т.е. методов арттерапии, обусловлено наличием широкого спектра их коррекционного воздействия.

В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основными являются:

— выражение субъектом своих чувств;

— стремление понять, что происходит в своем внутреннем мире;

— удовлетворение потребности в общении;

— познание окружающего мира.

Использование арттерапии позволяет задействовать два механизма психокоррекции:

— переконструирование с помощью искусства психотравмирующей ситуации;

— создание с помощью искусства эстетической реакции.

В работе с младшими школьниками продуктивней всего использовать в качестве основного вида арттерапии – сказкотерапию.

В ходе сказкотерапии наряду с народными и авторскими сказками необходимо использовать специально составленные сказки, затрагивающие проблемную ситуацию ребенка.

Должны быть использованы директивные и недирективный метод сказкотерапии.

При использовании директивной (направленной) сказкотерапии задается тема, в рамках которой психолог, занимающий активную позицию, подбирает психотерапевтические метафоры в соответствии с проблемой ребенка.

Недирективный метод сказкотерапии предполагает учет психологом уникальности личности ребенка, своеобразия его внутреннего мира, ориентированность на его активность. Целью сказкотерапии является оказание ребенку помощи в выявлении и осознании своих проблем и путей их решения.

В зависимости от проблем ребенка, нужно использовать следующие виды сказок:

— дидактические, имеющие поучительный смысл;

— психотерапевтические, раскрывающие смысл происходящих событий;

— психокоррекционные, позволяющие позитивно влиять на поведение ребенка.

Рисунок 2 — Модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников

Таким образом, в ходе теоретического анализа была разработана модель психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. При построении модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников необходимо учитывать общие и специфические принципы для формирования адекватной самооценки.

В соответствии с принципами, положенными в основу модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников, ее содержательный компонент должен включать три блока: диагностический, развивающий и психокоррекционный. Результатом этой модели должна стать наметившаяся тенденция к адекватности оценивания себя.

В исследовании коррекции самооценки младших школьников были использованы следующие методы и методики:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

Эмпирические: эксперимент, метод математической обработки данных (Т – критерий Вилкоксона), тестирование по методикам: В.Г. Щур «Лесенка», Р.С. Немова «Какой я?» и А.В. Захаровой для определения эмоционального уровня самооценки.

Экспериментальное исследование по изучению коррекции самооценки младших школьников проводилось на базе школы №137 г. Челябинска. Общий объем выборки составил 27 учащихся 1г класса: 17 мальчиков, 10 девочек.

Полученные общие результаты представим наглядно в диаграмме (Рис. 3).

Рисунок 3 — Распределение общего уровня самооценки младших школьников

Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что общий уровень самооценки у 10 учащихся (37%) — адекватный, что свидетельствует о способности детей критически оценивать себя, а у 17 (63%) — высокий, что свидетельствует о личной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

В итоге была определена группа детей с высоким уровнем самооценки, которая требует психолого-педагогической коррекции.

Цель программы психолого-педагогической коррекции: психолого-педагогическая коррекция самооценки участников, за счёт изменения поведения с помощью анализа и рефлексии.

1. Формировать осознанное восприятие своего «я», своих недостатков и достоинств.

2. Формировать умение адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния.

3. Развивать произвольную регуляцию поведения.

4. Снимать тревожность и мнительность.

5. Повышать групповую сплоченность.

6. Развивать способность позитивного отношения к людям.

7. Обучать детей техникам конструктивного разрешения меж­личностных конфликтов.

Занятие 1. Какой я?

Цель: Знакомство с группой, расширение представлений участников о самих себе.

Цель: знакомство ведущего с участниками, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

Игра «Кто в теремочке живет?».

Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

Принятие правил группы

Цель: фиксация правил группы как основы работы на коррекционных занятиях.

II. Основная часть

Цель: анализ самооценки.

Цель: определение своих лучших качеств.

Цель: развитие самоуважения.

Цель: рефлексия занятия.

Занятие 2. Я и другие

Цель: создание положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого.

Цель: мотивация на работу в группе.

Цель: приветствие друг друга, создание эмоционального настроя.

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

Упражнение «Как расселить людей в доме».

Цель: обучение детей видеть хорошее в себе и в окружающих.

Цель: развитие взаимопонимания между детьми.

Упражнение «Ладонь полная солнца».

Цель: формирование у детей умения любить окружающих.

Занятие 3. Чем я отличаюсь от других

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

Цель: помочь детям осмыслить ценность каждого из членов коллектива.

Цель: Научить правильному оцениванию своего партнера, выделению в нем главных индивидуальных качеств, высказыванию своего мнения о партнере, а также правильному оцениванию мнения о себе.

Игра «Похожие и разные»

Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.

Игра «Мы с тобой сегодня похожи и не похожи…».

Цель: осознание участниками своей уникальности.

Занятие 4. Мешок хороших качеств

Цель: исследование своих положительных качеств и развитие адекватной самооценки.

I. Вводная часть

Игра «Лучи хороших качеств».

Цель: помочь детям выявить хорошие качества человека.

Этюды на отображение положительных качеств человека

Игра «Мешок хороших качеств»

Цель: повышение самооценки и самоуважения.

Занятие 5. Темные и светлые качества

Цель: формирование представлений о положительных и отрицательных качествах человека, обучение детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков.

Упражнение «Темные и светлые качества».

Цель: закрепление знаний о положительных и отрицательных качествах.

Упражнение «Мои плюсы и минусы»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа, воспитание умения более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки.

Этюды на отображение положительных и отрицательных качеств человека

Цель: формирование у детей моральных представлений, коррекция поведения и нежелательных черт характера.

Цель: закрепление знаний о достоинствах и недостатках человека.

Занятие 6. Гармонизация притязаний на признание

Цель: формирование в детях самосознания, удовлетворение их потребности в признании.

Разминка «Смена ритмов»

Чтение сказки «Гадкий утенок»

Упражнение «Гадкий утенок»

Цель: формирование моральных представлений, коррекция самооценки.

Цель: расширение представлений о себе, укрепление уверенности в своих возможностях, осознавание и выражение своих мыслей и желаний.

Цель: акцентирование внимания на положительных сторонах «Я» участника.

Занятие 7. Выработка уверенности в своих силах

Цель: развитие у детей уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств.

Чтение сказки «Маленькая рыбка»

Цель: развитие уверенности в себе.

Упражнение «Назови свои сильные стороны»

Цель: развитие способностей думать о себе позитивно и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей.

Цель: выработка уверенности в своих силах.

Упражнение «Я такой, какой я есть!»

Цель: выработка у участников более объективной самооценки.

Занятие 8. Могу и хочу

Цель: развитие у детей способностей оценивать свои желания, формирование адекватной самооценки.

Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: определение направленности потребностей, устремление детей по их заветным желаниям.

Цель: анализ участниками собственных желаний.

Цель: повышение уверенности в себе и в своих силах.

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»

Цель: формирование адекватной самооценки.

Упражнение «Сказочные дома»

Занятие 9. Как добиться удачи

Цель: развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциалов ребенка.

Цель: мотивация на работу.

Чтение сказки «Случай в лесу»

Цель: развитие уверенности в своих силах.

Цель: развитие умения преодолевать трудности.

Упражнение «Как мы боремся с трудностями»

Цель: проработка личностных трудностей, визуализация, совместная творческая работа.

Занятие 10. Сказочное превращение

Цель: подведение итогов проделанной работы.

Чтение сказки о воробье с завышенной самооценкой

Цель: коррекция завышенной самооценки.

Цель: подведение итогов, получение позитивных эмоций.

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Цель: создание мотивации для дальнейшей работы над собой.

Таким образом, нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции для экспериментальной группы, направленная на психолого-педагогическую коррекцию самооценки младших школьников. Продолжительность программы составляет 10 занятий, каждое занятие длится 35-40 минут. Занятия проводились 2 раза в неделю. Были использованы следующие методы: сказкотерапия, игротерапия, проективные методы и психотерапевтические. В процессе коррекционных занятий применялись методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности, благодаря чему были достигнуты видимые положительные результаты, формирование адекватной самооценки, развитие позитивной Я-концепции.

Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников осуществлялась в процессе реализации модели психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. Для формирующего эксперимента была набрана группа из 12 детей 1г класса с завышенной самооценкой.

После реализации программы была вновь проведена диагностика самооценки младших школьников у экспериментальной группы по методике В.Г. Щур «Лесенка», методике Р.С. Немова «Какой я» и методике А.В. Захаровой для определения эмоционального уровня самооценки.

Результаты распределения общего уровня самооценки младших школьников экспериментальной группы показаны наглядно на диаграмме (Рис. 4).

Рисунок 4 — Распределение общего уровня самооценки младших школьников экспериментальной группы

Анализируя полученные результаты, можно отметить, что общий уровень самооценки у 7 учащихся (58%) — высокий, а у 5 (42%) — адекватный. Эти данные говорят о том, что наметились тенденции в изменении самооценки в сторону адекватной, ведь до реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки у 12 человек (100%) была высокая самооценка.

Как видим, в результате экспериментального воздействия произошли количественные изменения самооценки младших школьников.

Статистическая обработка результатов экспериментального исследования по психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников проводилась с помощью Т-критерия Вилкоксона [13].

Н0 — Интенсивность сдвигов показателей самооценки младших школьников в сторону снижения не превосходит интенсивности сдвигов в сторону увеличения.

Н1 — Интенсивность сдвигов показателей самооценки младших школьников в сторону снижения превосходит интенсивность сдвигов в сторону увеличения.

Статистическая обработка результатов констатирующего и формирующего этапов исследования по методике «Лесенка» с помощью Т-критерия Вилкоксона позволила выявить статистически значимую достоверность сдвига (Тэмп.=4, 4< 9) (Рис. 4).

Критические значения T при n=12 ,Ткр.=

Рисунок 4 – Ось значимости

Статистическая обработка результатов констатирующего и формирующего этапов исследования по методике Р.С. Немова «Какой я?» с помощью Т-критерия Вилкоксона позволила выявить статистически значимую достоверность сдвига (Тэмп.=1, 1< 9) (Рис. 5).

Таким образом, главной особенностью самооценки младших школьников является ее высокий уровень. Так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования адекватной самооценки, была разработана и реализована программа психолого-педагогической коррекции самооценки младших школьников. Продолжительность программы составляет 10 занятий, каждое занятие длится 35-40 мин. Занятия проводились 2 раза в неделю. В процессе коррекционных занятий применялись методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности, благодаря чему были достигнуты видимые положительные результаты в сторону формирования адекватной самооценки, развития позитивной Я-концепции.

  1. Божович Л.С. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2010. –352 с.
  2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. Том 2. – М.: МПСИ, 2009. – 134 с.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. – М.: Прогресс, 2009. – 167 с.
  4. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности. – М.: Дрофа, 2009. – 74 с.
  5. Липкина А.И. Самооценка школьника. — М.: Инфра-М, 2009. — 167 с.
  6. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 383 с.
  7. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с анг. под ред. А.Б. Толстова. — М.: Идея-Пресс, 2009. — 320 с.
  8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с анг. – М.: Прогресс, 2006. – 342 с.
  9. Роджерс К. О становлении личности. — М.: Прогресс, 2010. — 314 с.
  10. Долгова В.И. Гуманистическая психология о личности // В сборнике: Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее // Материалы Всероссийской конференции. Челябинский государственный педагогический университет. 1999. – С. 249-252.
  11. Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // В сборнике: GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 — November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 — November 12, 2012). Chief editor — Pavlov V. V.. London, 2013. С. 41-45.
  12. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  13. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.

e-koncept.ru

Коррекционные упражнения по формированию адекватной самооценки младших школьников

Понятие самооценки как оценки личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выявление школьников с низким уровнем самооценки. Применение сказкотерапии для формирования активной жизненной позиции ребенка и позитивного отношения к себе.

Окружение и межличностные отношения младших школьников. Уровни самооценки и оценивания у младших школьников. Копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида. Применение методик, направленных на непосредственное измерение самооценки ребенка.

Раскрытие понятия «самооценка» и ее влияния на социализацию личности ребенка. Научные подходы к формированию самооценки у младших школьников. Работа по диагностике самооценки и социализации младших школьников, методы коррекции уровня самооценки.

Особенности развития самооценки у детей. Влияние самооценки на учебную деятельность младшего школьника. Методики исследования самооценки личности у младших школьников. Рекомендации для учителей по формированию адекватной самооценки младших школьников.

Сущностные характеристики успешности обучения младших школьников. Факторы формирования их адекватной самооценки. Экспериментальная работа по реализации условий успешности обучения детей в младшем школьном возрасте через формирование адекватной самооценки.

Теоретические аспекты исследования самооценки. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников и подростков. Понятие самооценки как психологической категории. Самооценка у младших школьников и у подростков. Личностная сфера школьников.

Формирование самооценки младших школьников посредством учебной деятельности. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста. Методики исследования самооценки у младших школьников. Анализ результатов наблюдения за детьми в процессе задания.

Самооценка человека и его потребность в самоутверждении, в стремлении найти свое место в жизни. Виды самооценки и характеристика уровня притязаний. Самооценка младших школьников как структурный компонент самосознания. Формирование адекватной самооценки.

Предпосылки формирования неадекватной самооценки у школьников. Учебная деятельность в школьном возрасте. Взаимовлияние самооценки на успешность обучения. Применение игр, тренингов и специальных методик, способствующих коррекции неадекватной самооценки.

Понятие образа «Я» младших школьников. Самооценка и оценивание другими людьми младших школьников, копирование стратегии в их среде. Межличностные отношения у младших школьников. Экспериментальное исследование представлений о себе младших школьников.

Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы. Проблема оценивания в современной школе. Выявление и анализ видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте.

allbest.ru

Самооценки младших школьников (стр. 1 из 2)

самооценки младших школьников

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ Мучкапской СОШ

2. Самооценка младших школьников.

3. Факторы становления самооценки школьника.

4. Приемы развития самооценки младших школьников

Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими. Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику».

По степени адекватности самооценка бывает адекватной и неадекватной. Самооценка называется адекватной (правильной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности представляет. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Если человек оценивает себя не объективно, когда его мнение резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка бывает неадекватной (неправильной). Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной. При неадекватно завышенной самооценке человек переоценивает себя, при неадекватно заниженной – недооценивает. Как повышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Самооценка не врождённое качество личности, она формируется в процессе жизни и воспитания. Годы учения – период интенсивного, сложного и порой противоречивого становления самооценки. Наиболее благоприятным периодом для развития самооценки является младший школьный возраст.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. В самооценке «отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств». Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.

Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка.

а) Влияние школьной оценки.

С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами. Теперь это определяет его лицо и место среди других людей. Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, т.е. его самооценку. Психологи и педагоги специально изучают влияние оценки учителя на ребенка.

Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им замечания в резкой форме. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел. Результаты оказались следующими: лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Самые низкие результаты получились у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал. Этот опыт убедительно показал, что работающий человек, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.

Оценка успеваемости в начале школьного обучения является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. Такие дети отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Таким детям присуще бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого боятся учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

На протяжении школьного обучения смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь более достоверное представление о самом себе. Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны соответствовать действительным знаниям детей. В оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении, хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка. Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), – это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.

б) Чувство компетентности

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается. Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания. Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителю надо не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Он оценивает только конкретную работу, но не личность, не сравнивает детей между собой, не призывает всех подражать отличникам, ориентирует учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

mirznanii.com

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

Цель данного урока рассмотреть случаи сложения 8+8, 9+8, 9+9; провести работу, направленную на запоминание таблицы сложения в пределах 20; развивать умение решать составные задачи.

Если оценивать наиболее значимые изменения, произошедшие за последние пять лет в образовательной индустрии, то абсолютное большинство из них связаны с повсеместным внедрением.

Конспект праздника для младших школьников. На празднике звучали песни про армию, были весёлые конкурсы

«Выделение Фрагмента рисунка . Работа с фрагментами рисунка»

Сложные темы орфографии. Орфограммы в суффиксах и окончаниях. Предлоги. приставки. Практический материал.

Данная презентация содержит практический материал для повторения, закрепления и отработки орфограмм по темам : Суффиксы и окончания. Предлоги и приставки.

Классный час ко дню космонавтики в 1 классе «Гараринский урок. Космос — это . »

С глубокой древности человека манило и привлекало к себе звёздное небо. Прекрасное безграничное звёздное небо, которое сводит с ума своей непостижимостью и величием… В нём.

Этот семейный праздник доставилмного всем радостных и волнующих минут. Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки – бабушками, а мы – творческой фантазией.

Презентация » Четыре дня штурма Кенигсберга» выполнена к очередной дате взятия г. Кенигсберга, Презентация содержит наглядную анимацию, звуковое сопровождение и.

Развитие лидерских качеств у обучающихся.

Данная проблема особо актуальна в настоящее время, так как только социально-активная личность сможет выбрать необходимую индивидуальную траекторию развития, которая позволит в.

videouroki.net

Упражнения на развитие внимания младших школьников: как троечнику стать отличником

Автор: Юрий Окунев

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Вопрос из жизни. Ваш ребенок приходит из школы, делает уроки, приносит вам на проверку. И тут вы обнаруживаете, что:

  • В решенной задаче чего-то не хватает – двух действий, трех чисел и одного ответа. Заглядываете в черновик, видите образцово-верное решение, вроде все на месте;
  • Оценки в тетради имеют определенную геометрическую закономерность: после тройки идет пятерка, после пятерки тройка (как вариант: после двойки пятерка и так далее).
  • Ситуация знакома? Тем, кто сказал «нет», можно только позавидовать. С остальными сегодня обсудим эффективный способ борьбы с проблемой: упражнения для развития внимания младших школьников.

    Ребенок не виноват – ему нужна ваша помощь

    В первом классе, наш непоседа еще не может собрать свою волю в кулачок и работать.

    Ну, как соберешься, если по подоконнику ползет жирная муха, а у соседки перед тобой – большой белый бант, за который так и хочется дернуть! А работать надо: не поймешь материал, получишь в дневник двойку, или «тучку с дождиком».

    Для ребенка 7-8 лет характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Он не способен заниматься одним делом больше 30-35 минут, часто отвлекается по пустякам. Чем монотоннее деятельность, тем она сложнее для первоклашки. Проще решить задачу под звездочкой, но интересную. Так же сложно переключаться с одного рода занятий на другой. Скажем, решать задачу и проговаривать ее решение вслух.

    К концу периода обучения в начальных классах должно выработаться произвольное внимание и привычка работать длительно и с полной отдачей, то есть устойчивость внимания. Предвижу чей-то облегченный вздох: ну вот, дите подрастет и за ум возьмется, пятерки таскать будет.Не надейтесь, что все «само» придет. Не придет, и халявы не будет! Никакой учитель не сделает вашу работу!

    Все приходит с тренировкой

    Используя приведенные в этой статье задания для развития внимания у школьников младших классов, вы добьетесь видимых результатов уже через месяц систематических тренировок. Занимайтесь по полчаса в день, придерживаясь определенного графика, будьте требовательными, но терпеливыми.

  • Проводите занятие в игровой форме;
  • Хвалите ребенка, замечайте каждое его достижение;
  • Чередуйте задания, стимулируя тем самым интерес;
  • Ставьте конкретную задачу и добивайтесь ее выполнения.
  • Упражнения для тренировки внимания разбиты на 3 раздела.

    Концентрация внимания

    Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении задачи.

    • «Письмо аборигена».Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.
  • Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»
  • Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом развивающем задании два варианта сложности.
  • Легкий (без перекрестков)

    Повышенной сложности (с перекрестками)

  • Игра «Пианино». Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.
  • Распределение внимания

    Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно.

  • «Юлий Цезарь». Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:

    a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;

    b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.;

  • «Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;
  • «Подсчет элементов».Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат, первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д.

    • По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.
    • Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется;
    • «Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.
    • Тренажер Викиум для младших школьников

      Одна из причин резкого ухудшения внимания в младших классах – повальное увлечение компьютерными играми. Это приводит к рассеянности и переходу к клиповому сознанию. Мозг перестает запоминать, анализировать – он просто «тупо» принимает картинки, чтобы тут же их забыть. Попробуйте после двухчасовой игры на планшете попросить своего ребенка выучить стихотворение или правило – на это уйдет немало времени.

      Как быть? Запретить играть, конечно, можно, но я скажу, есть вариант получше. Вы убьете сразу двух зайцев! Предложите своему сыну или дочке вместо очередной стрелялки тренажер для развития мозга и коррекции внимания Викиум . Ребенок увлечется обязательно, игрушка очень интересная, к тому же развивающая.

      Методики Викиум разработаны российскими учеными так, чтобы воздействовать на подсознательном уровне, активизируя работу мозга. И чем дольше ребенок будет играть, тем больше будет работать и развиваться его мозг. Результаты заметны уже через неделю. Одна из статей блога уже посвящена сервису Викиум. Все подробно описано. Рекомендую.

      На этом разрешите откланяться. Если статья была полезной, рекомендуйте своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на новости блога. Жду комментариев. Пока!

      my-day.pro


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *