2. Понятие «я – образ» и проблема формирования самооценки
Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение, исходя из понимания своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.
«Я – образ»— это представление личности о самой себе. Он – не статистическое, а динамическое образование личности, может возникать как представление о себе в момент самого переживания – как «Я – реальное». Это «Я» все время меняется, например»Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» человека, желаемым образом, соответствующим социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще существование фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя через призму собственных желаний, не учитывая своих собственных возможностей. Все «Я» одновременно уживаются в человеке. Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к «ядру» личности, самооценка – важный регулятор ее поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Она формируется в процессе общения, когда мы получаем оценку от окружающих нас людей. Формирование самооценки можно проиллюстрировать следующей притчей.
Шел как-то Лев и повстречал зайца. «Кто Царь зверей? – взревел Лев. Зайчишка, оцепенев от страха, пропищал: «Вы, Ваше Величество!» Лев благодушно отпустил зайца. Потом Лев повстречал газель, и снова своим рыком оглушил и напугал бедняжку и снова услышал то, чего ожидал. Так повторялось еще несколько Ра: с оленем, зеброй и жирафом. Все эти животные были меньше или слабее Льва, признавали это и соответственно вели себя.
А Лев уже вошел во вкус. Наконец он встретил носорога, с которым обычно избегал общения, но сегодня лев вскинул голову и взревел: «Кто Царь зверей?» Обычно носорог не обращал на Льва особого внимания, но сейчас он оробел от грозного вида и рыка Льва. «Вы, конечно, господин Лев», — ответил носорог.
А потом лев встретил слона. С точки зрения Льва, он превосходил слона размерами и силой. А потому он грозно взревел, повторяя все тот же вопрос. Однако слон иначе оценил соотношение сил. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и вогнал Льва по горло в песок, после чего продолжил свой путь. Лев, отчаянно пытаясь выкарабкаться из песка, крикнул вслед слону: «И спросить уже нельзя?!»
В сознании каждого из нас формируется определенное представление о самих себе. Это представление мы получаем, сравнивая себя с другими людьми. В своих действиях мы исходим из этого представления о самих себе. Если мы считаем, что наш собеседник намного превосходит нас, то будем вести себя не так, как с тем партнером, которого считаем равным. При этом основанием для наших действий служит наша оценка, а не реальное положение дела. Ведь для нас собственная оценка той или иной ситуации и есть наша реальность. Наше представление о самих себе, наша самооценка могут не соответствовать действительности. Слишком значительное не соответствие между нашим представлением о самих себе и действительностью вредит взаимодействию с другими людьми.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Стремление к достижению высокой самооценки может реализовываться двумя способами: повышением притязания, чтобы испытать максимальный успех или понижением притязаний, чтобы избежать неудачи. Поведение тех людей, которые стремятся к успеху и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой положительные цели, активно включаются в деятельность, выбирают средства и способы, чтобы кратчайшим путем их достигнуть. Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избегание неудач. Для них характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достижения успеха, уход от критики. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что личность начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего ее поведение становиться неадекватным. Уровень адекватности самооценки получает объективное выражение в том, как личность оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).
«Я – концепция» — результат самопознания, воплощенного в целостном представлении личности о самой себе. Самопознание строго индивидуализировано. «Я – концепция» играет важнейшую роль в формировании целостности личности. Факторы, влияющие на «Я – концепцию»: осознание личностью восприятия ее другими (родителями, сверстниками); самоанализ (анализ личностных достоинств и недостатков); социальны ценности, ожидания, идеалы личности; опыт ее социального поведения; внешние данные, ощущение силы и здоровья. «Я – концепция» может выполнять функции самообвинения и самопоощрения. Когда поведение человека согласуется с его «Я – образом», он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих – он доволен собой и ему не требуется поддержки других. «Я – концепция» может иметь и самообвинительные тенденции. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия по исправлению ситуации с тем, чтобы сохранить прежний образ.
Содержание «Я – концепция» формируется под воздействием различных социальных влияний. Особенно важны для личности контакты со значимыми людьми, которые, в сущности, и определяют ее представления о самой себе. На первых порах практически любые контакты оказывают на нее формирующее воздействие, при этом с момента своего зарождения «Я – концепция» сама активно участвует в интерпретации личностного опыта. Таким образом, «Я – концепция» играет, по существу, троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий.
studfiles.net
Я-образ (Образ-Я, Я-коцепция) — рефлексивная составляющая личности, связанная с представлениями человека о самом себе.
Проблемы определения Я-образа
Сложность проблемы в определении Я-образа подчеркивалась многими исследователями. Суть ее в слишком общем характере того, что мы определяем как «Я».
«Даже такой простой материальный объект, как стакан, можно определить по-разному, в зависимости от практического или теоретического контекста. Тем более это верно в отношении таких понятий, как «личность», «сознание» или «самосознание». Дело не столько в терминологической нестрогости гуманитарных наук, сколько в том, что разные исследователи озабочены разными аспектами проблемы личности и человеческого «Я». Но в чем, собственно, его загадка? Ф.Т.Михайлова волнует вопрос, каков источник творческих способностей человека, диалектика творящего и сотворенного. А.Г.Спиркина «Я» интересует как носитель и одновременно элемент самосознания. Д.И.Дубровский подходит к «Я» как к центральному интегрирующему и активирующему фактору субъективной реальности. Психологи (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, В.В.Столин, И.И.Чеснокова, Е.В.Шорохова и другие) рассматривают «Я» то как внутреннее ядро личности, то как ее сознательное начало, то как сгусток индивидуального самосознания, систему представлений человека о самом себе. Исследовательский интерес нейрофизиологов направлен на выявление того, где, в каких разделах мозга локализованы регулятивные механизмы психики, позволяющие живому существу отличать себя от других и обеспечивать преемственность своей жизнедеятельности. У психиатров проблема «Я» фокусируется на соотношении сознательного и бессознательного, механизмах самоконтроля («сила «Я») и т.д. и т.п», — размышляет над проблемой Я известный философ и социолог Игорь Кон в своей нашумевшей книге «В поисках себя» (с.7).
Таким образом, в зависимости от исходной проблемы и способов ее расчленения меняется и значение понятий и их бесчисленных производных.
Накоплен материал о содержании Образа-Я и его структуре. Многие работы раскрывают возрастные особенности представлений о содержании своего «Я». Предметом специального психологического исследования являлся и вопрос об уровнях развития Образа-Я, овладение которыми в разных возрастных группах может означать не только знание своего «Я», но и готовность его реализовать. Большинство авторов предлагают изучать изменение содержания представлений о себе, т.е. переход от объективных показателей (физические характеристики) к субъективным (личностные качества, идеи, установки).
В литературе представлен разнообразный набор методик для изучения Образа-Я или его компонентов.
Методика исследования самоотношения (МИС) разработана Р.С. Пантелеевым (1989) и содержит 9 шкал.
- внутренняя честность
- самоуверенность
- саморуководство
- отраженное самоотношение
- самоценность
- самопринятие
- самопривязанность
- внутренняя конфликтность
- самообвинение
- Когнитивный компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками познавательной сферы (Самосознание, Самовосприятие, Я-реальное, Самопознание, Самокопание, Самоконтроль, Самонаблюдение, Самовнушение и т.п.)
- Эмоциональный компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками эмоционально-волевой сферы (Самоощущение, Самочувствие, Самообладание, Самоконтроль, Саморегуляция и т.п.).
- Ценностный компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками ценностно-мотивационнойной сферы (Самопринятие, Я-идеальное, Свех-Я, Самоутверждение, Самоуважение, Самовоспитание, Самоопределение, Саморазвитие, Самоактуализация).
- Поведенческий компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками организации поведения (Самоподкрепление, Самоэффективность, Самоорганизация, Самопрезентация, Самостоятельность, Самодетерминация).
Методика диагностики социально-психологической адаптации разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом (1954). Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. На русскоязычной выборке адаптированная А. К. Осницким. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем.
Практически все проективные техники направлены на исследование личностной сферы в различных ее аспектах — уровень притязаний, степень самопринятия, привязанность к близким, конфликтность и т.п. Идея о том, что в рисунке или рассказе можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом – дерево – человек» (Гудинаф – Харрис), Тематический апперцептивный тест (Г.Мюррея), Психогеометрический тест (Деллингер), Тест апперцепции символов (Нагибиной-Афанасьевой) и других.
Большинство современных ученых, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на Я-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто назвают «самостью». Т.Ю. Каминская выделяет два подхода к разработке проблемы структуры Образа-Я. В первом подходе в структуре Образа-Я не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие. Так, С. Стейн определяет Я-Концепцию – «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту». Л.А. Венгер говорит об Образе-Я как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений. Второй подход заключается в признании влияния мотивационного компонента (связь Образа-Я и поведения) на развитие Образа-Я. Иными словами, формируются предпосылки для включения мотивационного компонента в структуру Образа-Я. Наиболее же распространенным является представление о структуре «Образа-Я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т.д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
Я-образ (Образ-Я, Я-коцепция) — это некая глобальная самооценка. Я-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т.д.
Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.
В.В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я». Более дробная классификация образов предложена М.Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я». Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку.
Нагибина Н.Л. выделяет компоненты Я-образа, соответствующие определенным, традиционно выделяемым сферам психики:
Человек считается самореализованным, если Я-образ адекватен и максимально гармоничен во всех своих компонентах: когнитивном, эмоциональном, ценностном и поведенческом и направлен на достижение Я-идеального.
Признание и принятие всех аспектов своего Я в противоположность «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность Я-концепции, утверждает Я в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. Я-концепция (Я-образ) — то зерно, которое несет в себе как зародыш, так и его потенциал роста и развития. Согласованность работы всех структур, их гармоничное взаимодействие есть необходимое условие психологического комфорта. Психологические конфликты становятся своеобразными пунктами проверки качества на пути к личностному росту и самореализации, когда прерывается, «расщепляется» взаимодействие, диалог Я-образов, каждый из которых, являясь существенной частью Я-концепции, силится «заявить о себе», «заговорить», «быть услышанным», но не принимается за свой, отторгается или защитно трансформируется. Сложность и непредсказуемость образа Я создает трудности для его изучения. Иногда педагог имеет дело с учеником, у которого различные части и составляющи образа Я «размыты», не связаны между собой. «Следствием психологической недифференцированности и зависимости, составляющих основное, системообразующее свойство «пограничного самосознания», являются его три взаимосвязанные характеристики:
1) высокий уровень пристрастности образа Я и доступность его субъективным искажениям.
2) сверхзависимость от оценок значимых других, стрессодоступность и уязвимость Я -концепции по отношению к эмоционально-травмирующему опыту.
3) «узость» и «уплощенность» системы индивидуальных значений, репрезентирующих образ Я.
«Фактором, создающим наибольший риск дестабилизации самоотношения, является низкая степень дифференцированности Я-концепции и вследствие этого недостаточная автономность когнитивных и аффективных процессов, увеличивающих стрессодоступность всей целостной системы», — считает Соколова Е.Т.
В структуре личности особо выделяют психическую составляющую, ответственную за целостность психики. Это некое ядро — самость.
Самость — это «центр тяжести». Система сбалансирована, когда самость (как солнце) освещает, согревает и дает энергию всем остальным составляющим личности, которые, имея свои собственные орбиты и вращения, не оставляют или не изменяют основной траектории движения — вокруг самости.
Книга «Психологические типы» Карла Юнга вобрала в себя размышления о многих философских познавательных проблемах. «В ней освещаются различные стороны сознания, возможные мировоззренческие установки, при этом человеческое сознание рассматривается с так называемой клинической точки зрения. В своей книге я утверждал, что всякий образ мыслей обусловлен определенным психологическим типом и что всякая точка зрения в некотором роде относительна. При этом возникал вопрос о единстве, необходимом для компенсации этого разнообразия. Иными словами, я пришел к даосизму. Именно тогда мои размышления и исследования стали сходиться к некоему центральному понятию — к идее самости, самодостаточности». Карл Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. Происхождение моих сочинений.
К. Юнг рассматривал “самость” как первичный образ, архетип, — комплекс, существующий в коллективном бессознательном. Самость — это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности.
И.С. Кон, раскрывая понятие «Я» как активно-творческое, интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:
1) «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» — активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «Эго»;
2) «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства — объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я -концепция».
Человеку свойственно иметь и строить не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня в действительности, но и теорию идеального Я, такого, каким человек хочет быть в будущем. Полагается, что наличие такой концепции идеального Я, или будущего Я, является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим человека к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, поиск подлинной жизни. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке “концепции Я”, включая “идеальное Я”, картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).
Хорни отделяет актуальное, или эмпирическое, Я от идеализированного Я, с одной стороны, и реального Я — с другой. Актуальное Я — всеохватывающе понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Актуальное Я — то, что имеет в виду субъект, когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, каким является. Идеализированное Я — это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости. Реальное Я — это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, с которой субъект может вновь достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза. Реальное Я — это то, на что ссылается субъект, когда говорит, что хочет найти себя. Реальное Я для невротиков является возможным Я — в противоположность идеализированному Я, которое невозможно достигнуть.
Образ-Я и психологический тип
Некоторые методики определения психологического типа основаны на том, что человек выбирает свой тип как предпочитаемый, то есть выделяет свои особенности как наиболее привлекательные.
Существуют также методики, в которых человек дает образ себя и образ своего близкого, тем самым подчеркивая свою особенность, отличную от другого.
Пример: Методика диагностики межличностных отношений Лири (Тест Лири). Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
«You and me» (Н.Л. Нагибиной, электронная версия М.Л. Нагибина, Д.А. Васенина). Тестируются одновременно два человека, хорошо знающих друг друга. Психологический тип своего близкого определяет не психолог, а сам диагностируемый.
Несмотря на устойчивость, Я-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Я-идентичность — я-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре. «Человеческое «Я» существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» (И.С. Кон).
Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов и многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей ее структуры.
Факторы, влияющие на образ-Я
Все исследователи отмечают сложность и неоднозначность становления и развития образа-Я. Образ-Я — это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования Я-образа. По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, Я-идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе-Я.
Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, относящиеся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе:
1.Согласованность внешней оценки и Я-концепции.
2.Значимость представлений, которые затрагивает оценка.
3.Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние (Bergin, 1962).
4.Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность ее принятия.
5.Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.
Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу Я-концепции в случаях, когда:
- индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может ее игнорировать.
Рефлективное «Я» — своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентаций в частности.
У Бернса «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Описывая юношескую «Я-концепцию», Р. Бернс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, «Я-концепция» становится более устойчивой, с другой стороны, «. претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации “Я-концепции”, в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей, учителей, сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на “Я-концепцию” в пору юности» [Бернс Р. Я-концепция и воспитание. М., 1989. , с. 169].
И.С. Кон поднимает вопрос о том, может ли индивид адектватно воспринимать и оценивать себя, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания — регуляторно-организующей и Эго-защитной. Чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен обладать адекватной информацией, как о среде, так и о состояниях и свойствах своей личности. Напротив, Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа-Я даже ценой искажения информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки. Пониженное самоуважение невротика — это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности — стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей.
Г.Е. Залесским выделяются два компонента Образа-Я — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития Образа-Я, особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента Образа-Я начинают взаимодействовать.
Когнитивный блок Образа-Я отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока Образа-Я близко к пониманию Образа-Я другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, т.е. выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов.
Г.Е. Залесский выделяет следующие этапы формирования личностных смыслов: 1) значение выступает как эталон оценки ситуации, выбора системы средств ориентировки; 2) осуществляется деятельность целеполагания, выбора целей, мотивов, личная значимость выбора начинает осознаваться в большей мере; 3) различные «компоненты» «Я» начинают функционировать как один механизм, образуется система. Выбор мотивов осуществляется через убеждения и мировоззрение (Л.И. Божович); 4) значение уходит на «послесознательный уровень» (А.Н. Леонтьев), действует как установка. Отметим, что значение не может быть выделено без действия — значение, действие и мотив формируются одновременно. Мотив влияет на выделение целей. Самооценка определяет процесс поиска средств их достижения.
www.psycosmology.org
Реферат: Самооценка личности
Тип: реферат Добавлен 18:56:36 30 декабря 2010 Похожие работы
Просмотров: 8336 Комментариев: 6 Оценило: 6 человек Средний балл: 3.8 Оценка: 4 Скачать
Министерство образования российской федерации
Казанский государственный технический университет
Выполнила: студентка группы 7296
Кузнецова Юлия Сергеевна
Проверила: Баева Эльмира Саяровна доцент кафедры ЕНГД
Набережные Челны 2003 год
1. Понятие самооценки и её виды
2. Механизм становления самосознания и формирования самооценки
3. Самооценка личности в студенческой среде
Список использованной литературы
Кто себя не любит, Тот не имеет шансов на счастье.
Профессионал — это человек, который правильно оценивает свои возможности.
Реферат посвящен такому свойству человеческой психики, как самооценка.
Тема заинтересовала меня своей актуальностью и востребованностью. В последнее время появилось много книг; различных курсов по психологическому тренингу, посвященных повышению уверенности в себе. В обществе же они имеют репутацию как пособия «как разбогатеть и преуспеть по щучьему велению — по моему хотению». В расчет не берется тот факт5 что их востребованность объясняется тем; что проблема существует. Жизненный темп растет, а вместе с ним внутреннее напряжение и тревога. Они вызывают сомнения в себе. И проще всего в неудавшейся жизни обвинить длинный нос, жизненные обстоятельства, правительство и т. п. Так появляются психические расстройства, фобии и т.п. Остро встает вопрос защиты хрупкой человеческой психики и самооценки как ее элемента
Понять — значит наполовину исправить, поэтому целью моей работы является раскрытие сущности понятия самооценки и определение среднего уровня самооценки в молодежной среде.
Самооценка является одним из тех китов, на которых покоится наша психика/сознание. Поэтому я поставила перед собой задачи:
— Дать определение объекту исследования и указать его виды
— Раскрыть процесс формирования самооценки
— Привести среднестатистические данные о проведенном анкетировании студентов и на их примере обрисовать картину настоящего положения в нашем обществе.
1.Понятие самооценки и её виды
Мы предлагаем гостям те блюда, которые нравятся нам.
Так и в общении: вначале приготовь себя, понравься себе, а потом предлагай себя другому.
Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности,
Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение , а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,
В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.
Что же представляет собой самооценка? Самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждейий, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в аюге самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известных автор книг по психологии ТА Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.
Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.
Низкая самооценка имеет много форм pi проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них — результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).
Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Формирование и развитие позитивной самооценки — это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,
Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки — главная жизненная установка для каждого из нас.
2.Механизм становления самосознания и формирование самооценки
Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются и уничтожаются.
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного Я (Я-образ, Я-концепция). Образ Я — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими, В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, — в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.
Образ Я — и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его Д а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия, Я-образ — не статическое, а динамическое образование личности индивида.
Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъекта. Когда^подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника, Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное,
Я-образ — это вместе с тем и идеальное Я субъекта — то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитаний личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико.
Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности,
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в псртхологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями, В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
К, Марксу принадлежит справедливая мысль; человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивая себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет её психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются её идеалами, интересы — её интересами и т.д. в процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной. Каков же психологический механизм этой проверки?
Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, её количественной и качественной характеристик.
Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет, Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.
Тот факт, что самооценка есть результат, далеко не всегда отчетливо осознаваемый личностью, своего рода проекция реального Я на Я идеальное, позволяет понять сложный, составной характер самооценки, выяснить, что оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентации, идеалов личности.
Одаако для характеристики позиции личности, видимо, недостаточно знать одну лишь самооценку. Важно иметь представление о том, какова, по мнению данной личности, оценка, которую личность заслужила в данной группе и которую, как она предполагает, ей могут дать товарищи (ожидаемая оценка). Она выявляется с помощью аналогичной экспериментальной процедуры и также может быть высокой, средней, низкой, может больше приближаться к уровню самооценки или меньше, наконец, может быть разной по отношению к различным референтным группам. Замечено, что, являясь устойчивой по отношению к своему коллективу, ожидаемая оценка существенно изменяется, становится неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, образует новые коммуникации.
Три показателя — самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы -входят в структуру личности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или не успешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сути своей это перенесенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм социальных контактов, ориентации и ценностей. С его показаниями человек сверяется, вступая в общение, активно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами.
Бессознательно — не значит бесконтрольно. Не следует забывать, что все существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности. Раньше чем они интериоризировались, они были зримо представлены в межчеловеческих контактах. Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно формировали, например, у ребенка его Я идеальное и в то же время Я реальное, учили его сопоставлять их. Ребенок учился оценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительно научившись равняться на других. В результате человек привык, как в зеркало, всматриваться в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.
Чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие этих бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращать внимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видеть динамику изменения этих оценок.
3.Самооценка личности в студенческой среде
Об истинных своих достоинствах, как, впрочем, и о недостатках, человек часто и не подозревает.
Набережные Челны называют молодым городом или городом молодежи. Несколько лет назад средний возраст жителя составлял 27 лет, а на данный момент он приближается к 30. Но в то же время наш город можно назвать городом крушения надежды. Гигантская стройка КамАЗа, так вдохновившая молодежь тех лет, не оправдала надежд. Материальное благополучие и уровень занятости населения в основном зависит от деятельности одного завода, что приводит к появлению чувства социальной незащищенности, неуверенности в будущем. Будущее нашего города, я думаю, — молодежь 17-20-и лет. В неё входят люди нового поколения, воспитание которых проходило на фоне экономической нестабильности, перехода к новому пути развития общества, поэтому защита и поддержание психического здоровья молодежи представляются мне актуальными и первостепенными задачами.
Цель моего исследования — выявление уровня уверенности молодежи в себе и её перспективы. Я предполагаю, что при всей демократичности и социальной адаптированности нашей молодежи по достижению тридцатшхетнего возраста сработают социальные нормы и традиции, заложенные в нас при воспитании родителями и окружающими.
Я протестировала 40 человек в возрасте от 17 до 19 лет. Результаты теста №1 таковы, что у 35% наблюдалась завышенная самооценка, у 10% -самооценка была заниженной и у 55% — адекватной. Именовании данных результатов можно сделать вывод, что преобладает завышенная самооценка личности. Параллельно с тестом №1 я проводила тест Дембо, который выявляет подверженность испытуемого к «первородному греху». Данный термин в психологию ввел М.Е. Литвак, кандидат медищшских наук, главный психотерапевт ростовской области. Он же и описал это психическое явление: «человека, зараженного «первородным грехом», мучают страхи, которые он порой не осознает. Он чувствует зависть к тем, кто наверху, презрение к тем, кто внизу, и вину перед собой. Мы часто страдаем не от того, чего у нас нет, а от того, что есть у другого». У 55% опрошенных тест Дембо выявил подверженность к «греху». Можно предвидеть, что конфликт между внутренней самооценкой и социальными общепринятыми нормами в будущем (примерно 27-30 лет) может привести к духовной дисгармонии и к снижению общего уровня самооценки у испытуемых, что может проявиться в виде фобий, таких как дисморфофобия (ненависть к собственному телу), и неврозов.
Инструментарий исследования представлен тестом№1 и тестом Дембо.
На бланке с перечислением 20-и различных качеств личности человек в левой колонке № ранжирует эти качества в той мере, в какой они ему самому более нравятся, для него более значимы. Затем в правой колонке № он ранжирует эти качества относительно себя самого, в какой мере они ему присущи. Далее вычисляется разница между желаемым и реальным уровнем развития каждого качества (d), Эта разность возводится в квадрат и вычисляется общая сумма. Затем вычисляется коэффициент корреляции по данной в таблице формуле. Чем более коэффициент приближается к 1, тем более высокая самооценка личности присуща данному человеку.
Самый умный—————-— самый глупый
Самый здоровый——————самый больной
Самый счастливый—————-самый несчастный
Если человек располагает себя на каждой из этих шкал посередине, то он заражен «первородным грехом», то есть сравнивает себя с другими.
Любые межличностные отношения начинаются с познания людей и самого себя, с правильной самооценки. Для практической деятельности в качестве специалиста любого ранга и профиля решающее значение имеет умение быстро оценивать человека, которого вы видите, особенно впервые. В своей работе я раскрыла понятие самооценки как одной из сторон многогранной личности человека, охарактеризовала её виды, а именно завышенную, заниженную и адекватную, раскрыла процесс формирования самооценки, который заключается в переходе критериев оценки из внешней среды в подсознание человека.
Приведенные среднестатистические данные о проведенном анкетировании молодых людей 17-20-и лет позволяют сделать вывод о том, что самооценка не стационарное новообразование психики, а изменчивый элемент психики.
Согласно опросу, молодые люди обладают в целом завышенной самооценкой, но в то же время несут в себе источник будущих стрессов -явление, названное как «первородный грех».
Список использованной литературы
1. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. — М.: МЭСИ. 2000. — 85с.
2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Издат. «Академия», 2001. — 512с.
3. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Издат. «Феникс», 2002. — 416с.
www.bestreferat.ru
Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»
Материалы для помощи страдающим алкоголизмом
Методические материалы центра
Определение самооценки. Внутренняя и внешняя самооценка. Факторы формирования самооценки. Завышенная, заниженная, адекватная самооценка. Связь внутренней и внешней самооценки. Работа над самооценкой.
Самооценка – это выработанное в течении жизни отношение к и представление о себе. Чем выше самооценка, тем лучше человек относиться к своей личности. И чем ниже самооценка – тем хуже человек относиться к своей личности.
Самооценка формируется на уровне подсознания и плохо поддается изменению с помощью сознательного пересмотра.
Самооценку можно разделить на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя самооценка – это глубинное, чаще всего неосознаваемое, истинное отношение к себе. Внутренняя самооценка – это отношение к себе «в принципе», я «Ок» или «Не Ок», хороший или плохой, достойный или никчемный и т.д.
Основная часть внутренней самооценки формируется в раннем детстве (до 3-лет), а затем «корректируется» дальнейшей жизнью.
Факторы, формирующие самооценку: 1.) отношение других; 2.) собственные удачи-неудачи (свой опыт); 3.) прямое собственное формирование самооценки.
Уровни внутренней самооценки: 1.) я – ничто (Я ничтожество, никчемный, никто, мразь и т.д.); 2.) я плохой (неудачник, недотепа, дурак, слабак, неполноценный, дебил и т.д.); 3.) я – нормальный; 4.) я – хороший (умный, способный, красивый и т.д.); 5.) Я – «образ и подобие», осознание своей безусловной ценности, неповторимости и т.д.
Внешняя самооценка – это та самооценка, которую человек демонстрирует себе и другим. Внешняя самооценка – это больше ситуационное отношение к себе – я способный или неудачник, я сильный или слабый и т.д.
При низкой внутренней самооценке могут быть два варианта внешней:
1.) Завышенная компенсационная внешняя самооценка (пытается компенсировать заниженную внутреннюю самооценку завышенной внешней). При этом человек завышает свои жизненные планки, стремиться к идеалам, пытается поднять себя в глазах других. При завышенной внешней самооценке человек берется за то, что не в силах сделать, оценивает свои способности выше, чем они есть на самом деле, демонстрирует себя другим лучшим, чем он есть на самом деле – представления о собственной грандиозности.
«Я должен быть лучшим (сознательная внешняя самооценка), чтобы не быть плохим (подсознательная внутренняя самооценка)» Вторую часть фразы человек обычно не осознает.
2.) Заниженная избегающая внешняя самооценка (внешняя самооценка прямое отображение низкой внутренней самооценка). При этом человек занижает свои жизненные планки, ни к чему не стремиться, относится к другим с позиции Жертвы. При заниженной внешней самооценке человек не берется за то, что в силах сделать, оценивает свои способности ниже, чем они есть на самом деле, демонстрирует себя другим худшим, чем он есть на самом деле – представления о собственной никчемности.
«Я ничего не стою (сознательная внешняя самооценка), так как я плохой (подсознательная внутренняя самооценка)». Вторую часть фразы человек обычно не осознает.
У зависимых в течении жизни (а чаще всего заложена с самого детства) формируется низкая внутренняя самооценка. Зависимые в глубине душе относятся к себе плохо, считают себя в своей основе плохими никчемными.
Низкая неосознаваемая внутренняя самооценка у зависимых может проявляться во внешней самооценке: завышенной, заниженной, а чаще всего в скачках между завышенной и заниженной самооценкой (колебаниях от чувства собственной грандиозности до чувства собственной никчемности). В отношении зависимости завышенная самооценка может «говорить»: «Я смогу проконтролировать!», «Я справлюсь сам (мне не нужна помощь)!». Заниженная самооценка может «говорить»: «У меня ничего не получится!», «Я уже конченный, и мне остается только спиться (сколоться)!», «Мне ничего не поможет!». Как завышенная, так и заниженная внешняя самооценка блокирует выздоровление и обращение за помощью.
Здоровой самооценкой является высокая внутренняя самооценка и адекватная внешняя. Причем чем более личностно зрелый человек, тем более высокая у него внутренняя самооценка – тем более позитивно он к себе относится.
При высокой внутренней самооценке человеку нет необходимости компенсировать ее с помощью завышенной внешней. При этом человек адекватно относится к своим силам, ему нет необходимости завышать свои планки для компенсации внутренней ущербности. Он берется за то, что может сделать, не берется за то, что не может; он не ищет излишнего принятия других и не боится отвержения; он делает то, что ему необходимо, а не то, требуется для поднятия самооценки или что не делает из-за страха неудачи; он может быть таким как есть, а не казаться.
Способы повышения внутренней самооценки: прощать себя за ошибки (составить список «неправильных» поступков в жизни, и составить план по прощению себя за каждый из них); вести дневник достоинств; вести дневник своих успехов и т.д.
Способы создания адекватной внешней самооценки: получать обратную связь; проводить анализ проделанной работы и корректировать последующие планы; проводить самоанализ.
Я должен быть лучшим (завышенная сознательная внешняя самооценка), чтобы не быть плохим (низкая подсознательная внутренняя самооценка)»
«Я ничего не стою (заниженная сознательная внешняя самооценка), так как я плохой (низкая подсознательная внутренняя самооценка)».
«Я могу быть таким как есть (адекватная сознательная внешняя самооценка), так как я в принципе хороший (высокая подсознательная внутренняя самооценка).
Задание для темы «Самооценка»:
1. Как ваше употребление повлияло на самооценку. Для этого вспомните и опишите свою самооценку до начала употребления и в конце употребления и сравните эти самооценки. Что будет с вашей самооценкой, если вы продолжите употребление? Какой бы вы хотели видеть свою самооценку (опишите, какой может стать ваша самооценка через несколько лет вследствие удачного выздоровления)? Что вы готовы конкретно делать сегодня для исцеления вашей самооценки?
2. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы переоценивали свои силы по контролю употребления. К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?
3. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы переоценивали свои силы в разных областях жизни (не связанных с употреблением). К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?
4. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы недооценивали свои силы в способностях прекратить употребление (я не перенесу кумар, я не смогу бросить, мне ничего не поможет и т.д.). К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?
5. Вспомните и опишите пять случаев, когда вы недооценивали свои силы в разных областях жизни (не связанных с употреблением). К чему это приводило? Как нужно было реально относиться к ситуации?
6. Начните вести дневник достоинств. Для этого разбейте достоинства на несколько сфер (например – ум, труд, ответственность, активность, контакт с людьми, творчество, жизнелюбие, здоровье). В каждой из сфер запишите по 5 способностей, которые у вас уже развиты (помните, что как минимум 5 способностей в каждой из этих сфер развиты у любого человека, просто он их может не хотеть замечать). При планировании недели в одной из сфер выбирайте какую способность вы бы хотели на этой неделе тренировать и поставьте ее развитие за цель (составьте план, как и где вы бы могли ее ежедневно тренировать). По окончании недели добавляйте эту способность в список ваших достоинств.
7. Заведите дневник своих успехов. В него записывайте, каких успехов вы добились за день, неделю, месяц, три месяца, полгода, год.
С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/
Рекомендуемые материалы по теме:
Другие лекции из раздела видеокурс психолога
www.sensecenter.com.ua
—